СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Астрономия» (уровень среднего общего образования) Базовый уровень

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Астрономия» (уровень среднего общего образования) Базовый уровень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ЗОЛОТАРЁВКА»





РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета протокол

от «31» августа 2021г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________В.А. Кучмий

«___» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________ И. А. Чех

приказ от «31» августа 2021 г.

№ 133








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Астрономия»

(уровень среднего общего образования)


Базовый уровень

11 класс

2020-2021 учебный год








Составитель программы:

Чех Дмитрий Сергеевич









г. Шахтёрск, 2021 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Астрономия» 11 класс соответствует требованиям:

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС),

Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. №120-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный №4000,

Приказ МОН ДНР «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году» № 684 от 16 августа 2021 года.

Основой для составления Рабочей программы стала:

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Астрономия». 11 класс / сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Новикова Е.А. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО».– Донецк: Истоки, 2021. – 22 с.

Рабочий учебный план МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» № 133 от «31» августа 2021 г.

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия 11 кл.»/сост. Чех Д.С., утвержденная приказом МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» № 133 от «31» августа 2021 г;

Настоящая рабочая программа учителя предназначена для учащихся среднего общего образования 11 класса МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник на базовом уровне научится:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ)

Критерии оценивания уровня учебных достижений обучающихся
по астрономии

Оценка ответов обучающихся при проведении устного опроса

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений

5

- ответ обучающегося полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;

- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- обучающийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы

4

- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;

- обучающийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;

- объем знаний и умений обучающегося составляют 80-95% от требований программы.

3

- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в
ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих
преобразования формул;

- обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.

2

- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание
изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;

- обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы;

- обучающийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".

Оценка умений выполнять практические работы

При оценивании уровня владения обучающимися практическими умениями и навыками во время выполнения практических работ, экспериментальных задач учитываются знание алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования (планирование опытов или наблюдений, сборка установки по схеме; проведение исследования), оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т.п.; обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению.

Уровни сложности практической работы может задаваться:

  • через содержание и количество дополнительных заданий и вопросов по теме работы;

  • через разный уровень самостоятельности выполнения работы (при постоянной помощи учителя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции);

  • организацией нестандартных ситуаций (формулировка учеником цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов).

Обязательно учитывать при оценивании соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время выполнения практических работ.


Отметка

Критерии оценивания учебных достижений

5

- практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- обучающийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей (при необходимости).

4

- выполнение практической работы удовлетворяет
основным требованиям к ответу на оценку "5", но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

3

- результат выполненной части практической работы
таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

2

- результаты выполнения практической работы не
позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения
производились неправильно.

Примечания.

Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента. В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.


Оценка ответов обучающихся при проведении самостоятельных и контрольных работ

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений

5

- работа выполнена полностью;

- сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые
данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;

- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ
литературным языком в определенной логической последовательности, обучающийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение астрономических величин, их единиц и способов измерения.

4

- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет
вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

- обучающийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

3

- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не
менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;

- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

- умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

2

- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.


Тестовый контроль

Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы обучающихся область содержания данного учебного предмета.

Задания тестов разработаны в двух формах:

- закрытые задания (задания с выбором ответов, при которых испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, прилагаемых в задании теста (как правило 3-4 варианта);

- открытые задания (задания, в которых испытуемый сам формулирует ответ).

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%%

хорошо

50-74%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Контроль знаний соотносит учебные достижения обучающихся с планируемыми результатами, заложенными в образовательной программе.

Примерная рабочая программа предусматривает две итоговые контрольные работы, которые проводятся после изучения наиболее значительных тем программы или в конце учебного семестра. Контрольные работы оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.

Практическая работа, проводимая на уроке астрономии, направлена на формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, прогнозирования, вычислений, объяснения, определения качественных и количественных характеристик явлений и процессов, проведения экспериментов и является обязательной. Отметка за выполнение практической работы заносится в журнал.

Оценивание контрольных и практических работ учитель проводит в соответствии с Критериями оценивания уровня учебных достижений обучающихся по астрономии.

Количество итоговых письменных работ за курс астрономии (Таблица 1):

Таблица 1

Количество обязательных

письменных

работ

Контрольные

Практические

1 семестр

2 семестр

1

1

1

ИТОГО

2

1


Количество итоговых письменных работ за курс астрономии по темам (Таблица 2):

Таблица 2

Тема

Количество обязательных письменных работ

Всего работ

1. Предмет астрономии (2 ч.)


Практических работ -1

Контрольных работ - 2

2. Основы практической астрономии (5ч.)

Практическая работа

3. Законы движения небесных тел (2 ч.)


4. Солнечная система(6ч.)

Контрольная работа

5. Методы астрономических исследований (4 ч.)


6. Звезды (6 ч.)


7. Наша Галактика − Млечный Путь (2 ч.)


8. Галактики. Строение и эволюция Вселенной (5 ч.)

Контрольная работа

Резерв (3 ч)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с. (http://school8-vologda.ru/wp-content/uploads/2017/01/030_1-_Astronomia_11kl_Vorontsov-Velyaminov_Straut_2003_-224s.pdf)

Дополнительная литература

  1. Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник).

  2. Астрономия: учебно-методическое пособие / сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Шаргородская О.А. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 204 с.

  3. Астрономия. 11класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / М.А.Кунаш. – М.: Дрофа, 2018. – 217Б [7] с.

  4. Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11 кл. : учеб. пособие / Н.Н. Гомулина. — М. : Дрофа, 2018. — 80 с. :ил. — (Российский учебник).

Интернет-ресурсы

  1. http://www.astronet.ru/ ‒ Астронет, сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.

  1. http://www.sai.msu.su/EAAS ‒ официальный сайт Международной Общественной Организации «Астрономическое Общество».

  2. http://myastronomy.ru/ ‒ сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской, содержит методические подборки, научно- популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.

  3. http://www.krugosvet.ru/ ‒ Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет.

  4. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia ‒ сайт А. Железнякова «Энциклопедия «Космонавтика».

  5. http://www.astronews.ru/ ‒ Новости космоса, астрономии и космонавтики. Сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.







КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Астрономия, 11 класс

(35 часов; 1 час в неделю; 3 часа – резервное время)


Дата


Тема урока

Примечание

п/п

план

факт

1




Тема 1. ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ(2ч.)

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.


2



История развития космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.





Тема 2. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ(5ч.)


3



Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.


4



Видимая звездная величина. Суточное движение светил.


5



Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.


6



Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.


7



Практическая работа.

Работа с подвижной картой звездного неба.


8



Тема № 3. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ(2ч.)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.


9



Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.


10



Тема № 4. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА(6ч.)

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна.


11



Планеты земной группы.


12



Планеты-гиганты.


13



Спутники и кольца планет.


14



Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.


15



Контрольная работа № 1


16



Тема №5. МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ(4ч.)

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел.


17



Наземные и космические телескопы, принцип их работы.


18



Космические аппараты.


19



Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.


20



Тема № 6. ЗВЁЗДЫ(6ч.)

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.


21



Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики.


22



Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.


23



Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности.


24



Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.


25



Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной.


26



Тема № 7. НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ(2ч.)

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.


27



Вращение Галактики. Темная материя.


28



Тема № 8. ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ(5ч)

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Представление о космологии.


29



Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.


30



Красное смещение. Закон Хаббла. Большой Взрыв. Реликтовое излучение.


31



Эволюция Вселенной.

Темная энергия.



32



Контрольная работа № 2


33-35

Резервное время. (3 часа)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!