МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ЗОЛОТАРЁВКА»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол от «31» августа 2021г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________В.А. Кучмий «___» сентября 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______________ И. А. Чех приказ от «31» августа 2021 г. № 133 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Астрономия»
(уровень среднего общего образования)
Базовый уровень
11 класс
2020-2021 учебный год
Составитель программы:
Чех Дмитрий Сергеевич
г. Шахтёрск, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа среднего общего образования по предмету «Астрономия» 11 класс соответствует требованиям:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС),
Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. №120-НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный №4000,
Приказ МОН ДНР «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году» № 684 от 16 августа 2021 года.
Основой для составления Рабочей программы стала:
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Астрономия». 11 класс / сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Новикова Е.А. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО».– Донецк: Истоки, 2021. – 22 с.
Рабочий учебный план МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» № 133 от «31» августа 2021 г.
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия 11 кл.»/сост. Чех Д.С., утвержденная приказом МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка» № 133 от «31» августа 2021 г;
Настоящая рабочая программа учителя предназначена для учащихся среднего общего образования 11 класса МОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник на базовом уровне научится:
знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ)
Критерии оценивания уровня учебных достижений обучающихся
по астрономии
Оценка ответов обучающихся при проведении устного опроса
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений |
5 | - ответ обучающегося полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами; - обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; - обучающийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов; - владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы |
4 | - ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы; - обучающийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов; - объем знаний и умений обучающегося составляют 80-95% от требований программы. |
3 | - большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул; - обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям. |
2 | - ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи; - обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; - обучающийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3". |
Оценка умений выполнять практические работы
При оценивании уровня владения обучающимися практическими умениями и навыками во время выполнения практических работ, экспериментальных задач учитываются знание алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования (планирование опытов или наблюдений, сборка установки по схеме; проведение исследования), оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т.п.; обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению.
Уровни сложности практической работы может задаваться:
через содержание и количество дополнительных заданий и вопросов по теме работы;
через разный уровень самостоятельности выполнения работы (при постоянной помощи учителя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции);
организацией нестандартных ситуаций (формулировка учеником цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов).
Обязательно учитывать при оценивании соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время выполнения практических работ.
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений |
5 | - практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; - обучающийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда; - в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей (при необходимости). |
4 | - выполнение практической работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы. |
3 | - результат выполненной части практической работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. |
2 | - результаты выполнения практической работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. |
Примечания. Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента. В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами. |
Оценка ответов обучающихся при проведении самостоятельных и контрольных работ
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений |
5 | - работа выполнена полностью; - сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ; - на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, обучающийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу астрономии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации; - обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение астрономических величин, их единиц и способов измерения. |
4 | - работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки; - ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - обучающийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов. |
3 | - работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; - обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей; - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул. |
2 | - работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); - обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи. |
Тестовый контроль
Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы обучающихся область содержания данного учебного предмета.
Задания тестов разработаны в двух формах:
- закрытые задания (задания с выбором ответов, при которых испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, прилагаемых в задании теста (как правило 3-4 варианта);
- открытые задания (задания, в которых испытуемый сам формулирует ответ).
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
75-94%% | хорошо |
50-74%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОЛИЧЕСТВУ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
Контроль знаний соотносит учебные достижения обучающихся с планируемыми результатами, заложенными в образовательной программе.
Примерная рабочая программа предусматривает две итоговые контрольные работы, которые проводятся после изучения наиболее значительных тем программы или в конце учебного семестра. Контрольные работы оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.
Практическая работа, проводимая на уроке астрономии, направлена на формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, прогнозирования, вычислений, объяснения, определения качественных и количественных характеристик явлений и процессов, проведения экспериментов и является обязательной. Отметка за выполнение практической работы заносится в журнал.
Оценивание контрольных и практических работ учитель проводит в соответствии с Критериями оценивания уровня учебных достижений обучающихся по астрономии.
Количество итоговых письменных работ за курс астрономии (Таблица 1):
Таблица 1
Количество обязательных письменных работ | Контрольные | Практические |
1 семестр | 2 семестр |
1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 2 | 1 |
Количество итоговых письменных работ за курс астрономии по темам (Таблица 2):
Таблица 2
Тема | Количество обязательных письменных работ | Всего работ |
1. Предмет астрономии (2 ч.) | | Практических работ -1 Контрольных работ - 2 |
2. Основы практической астрономии (5ч.) | Практическая работа |
3. Законы движения небесных тел (2 ч.) | |
4. Солнечная система(6ч.) | Контрольная работа |
5. Методы астрономических исследований (4 ч.) | |
6. Звезды (6 ч.) | |
7. Наша Галактика − Млечный Путь (2 ч.) | |
8. Галактики. Строение и эволюция Вселенной (5 ч.) | Контрольная работа |
Резерв (3 ч) | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с. (http://school8-vologda.ru/wp-content/uploads/2017/01/030_1-_Astronomia_11kl_Vorontsov-Velyaminov_Straut_2003_-224s.pdf)
Дополнительная литература
Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. – (Российский учебник).
Астрономия: учебно-методическое пособие / сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Шаргородская О.А. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 204 с.
Астрономия. 11класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / М.А.Кунаш. – М.: Дрофа, 2018. – 217Б [7] с.
Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11 кл. : учеб. пособие / Н.Н. Гомулина. — М. : Дрофа, 2018. — 80 с. :ил. — (Российский учебник).
Интернет-ресурсы
http://www.astronet.ru/ ‒ Астронет, сайт, посвященный популяризации астрономии. Это мощный портал, на котором можно найти научно-популярные статьи по астрономии, интерактивные карты звездного неба, фотографии, сведения о ближайших астрономических событиях и многое другое.
http://www.sai.msu.su/EAAS ‒ официальный сайт Международной Общественной Организации «Астрономическое Общество».
http://myastronomy.ru/ ‒ сайт преподавателя астрономии Н.Е. Шатовской, содержит методические подборки, научно- популярные и методические статьи, материалы для маленьких любителей астрономии, олимпиадные задачи, календарь астрономических событий и многое другое. Материалы регулярно обновляются.
http://www.krugosvet.ru/ ‒ Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет.
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia ‒ сайт А. Железнякова «Энциклопедия «Космонавтика».
http://www.astronews.ru/ ‒ Новости космоса, астрономии и космонавтики. Сайт содержит множество фото и видео космических объектов и явлений, новости и статьи по астрономии и космонавтике.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Астрономия, 11 класс
(35 часов; 1 час в неделю; 3 часа – резервное время)
| Дата | Тема урока | Примечание |
№ п/п | план | факт |
1 | | | Тема 1. ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ(2ч.) Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. | |
2 | | | История развития космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | |
| | | Тема 2. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ(5ч.) | |
3 | | | Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. | |
4 | | | Видимая звездная величина. Суточное движение светил. | |
5 | | | Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. | |
6 | | | Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. | |
7 | | | Практическая работа. Работа с подвижной картой звездного неба. | |
8 | | | Тема № 3. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ(2ч.) Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | |
9 | | | Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. | |
10 | | | Тема № 4. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА(6ч.) Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. | |
11 | | | Планеты земной группы. | |
12 | | | Планеты-гиганты. | |
13 | | | Спутники и кольца планет. | |
14 | | | Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. | |
15 | | | Контрольная работа № 1 | |
16 | | | Тема №5. МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ(4ч.) Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. | |
17 | | | Наземные и космические телескопы, принцип их работы. | |
18 | | | Космические аппараты. | |
19 | | | Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. | |
20 | | | Тема № 6. ЗВЁЗДЫ(6ч.) Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. | |
21 | | | Двойные и кратные звезды. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. | |
22 | | | Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. | |
23 | | | Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. | |
24 | | | Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. | |
25 | | | Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. | |
26 | | | Тема № 7. НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ(2ч.) Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. | |
27 | | | Вращение Галактики. Темная материя. | |
28 | | | Тема № 8. ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ(5ч) Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Представление о космологии. | |
29 | | | Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. | |
30 | | | Красное смещение. Закон Хаббла. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. | |
31 | | | Эволюция Вселенной. Темная энергия. | |
|
32 | | | Контрольная работа № 2 | |
33-35 | Резервное время. (3 часа) | |