«Согласовано» зам.директора по МР «____» сентября 2022г. ________Тарасова Л.М. | «Утверждено» Директор школы «___» сентября 2022г. ______Ушакова Л.В |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
астрономии
Класс: 11
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
Мозгунова А.Н
2022
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:
- Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.
- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.
-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут
Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего(полного) образования и требованиям к уровню подготовки учащихся.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Главная задача курса - систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
Тема | Количество часов |
Предмет астрономия | 2 |
Основы практической астрономии | 5 |
Строение Солнечной системы | 2 |
Законы движения небесных тел | 5 |
Природа тел Солнечной системы | 8 |
Наша Галактика - Млечный путь | 2 |
Строение и эволюция Вселенной | 2 |
Жизнь и разум во Вселенной | 2 |
Сроки реализации программы:
-программа рассчитана на один учебный год.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ с.Енотаевка» всего на изучение предмета
« Астрономия» выделяется 35 часов ( 1 час в неделю).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания курса астрономии в средней школе определяются спецификой астрономии, как науки.
Ценностные ориентиры изучения предмета «Астрономия» в целом ограничива
ются ценностью истины, однако, данный курс предлагает, как расширение содержания предмета компетентностные задачи, где физическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Астрономия» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы , как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты:
—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
—применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр —светимость»;
—сравнивать модели различных типов звезд с модельюСолнца;
—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
—описывать этапы формирования и эволюции звезды;
—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Астрономия 11 класс.(35 часа)
Автор: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут.
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далеки солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне УУД) |
| Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч) |
1/1 | Что изучает астрономия? | 1 | Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеризовать преимущества наблюдений, проводимых из космоса. |
2/2 | Наблюдения — основа астрономии. | 1 |
Практические основы астрономии (5 ч) |
3/1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. | 1 | Применять знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Характеризовать отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Изучение основных фаз Луны. Анализировать причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Уметь описывать взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. |
4/2 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 |
5/3 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 |
6/4 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | 1 |
7/5 | Время и календарь. | 1 |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
8/1 | Развитие представлений о строении мира. | 1 | Анализировать законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решать задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера. Решать задачи на вычисление расстояний и размеров объектов. Строить планы Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах. Определять возможности их наблюдения на заданную дату. Решать задачи на вычисление массы планет. Объяснять механизм возникновения возмущений и приливов. |
9/2 | Конфигурации планет. Синодический период. | 1 |
10/3 | Законы движения планет Солнечной системы. | 1 |
11/4 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 |
12/5 | Практическая работа с планом Солнечной системы | 1 |
13/6 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 1 |
14/7 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 1 |
Природа тел Солнечной системы (8 ч) |
15/1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | Анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы. На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики. На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. На основе знания законов физики описывать и объяснять явления метеора и болида. |
16/2 | Земля и Луна — двойная планета. | 1 |
17/3 | Две группы планет. | 1 |
18/4 | Природа планет земной группы. | 1 |
19/5 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?» | 1 |
20/6 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 1 |
21/7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) | 1 |
22/8 | Метеоры, болиды, метеориты | 1 |
Солнце и звезды (6 ч) |
23/1 | Солнце, состав и внутреннее строение. | 1 | На основе знаний физических законов описывать и объяснять явления и процессы, наблюдаемые на Солнце. На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описывать образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю |
24/2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю. | 1 |
25/3 | Физическая природа звезд. | 1 |
26/4 | Переменные и нестационарные звезды. | 1 |
27/5 | Эволюция звезд. | 1 |
28/6 | Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды» | 1 |
Строение и эволюция Вселенной (5 ч) |
29/1 | Наша Галактика. | 1 | Описывать строения и структуры Галактики. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Определять типы галактик. Описывать процессы формирования звезд из холодных газопылевых образований. |
30/2 | Наша Галактика. | 1 |
31/3 | Другие звездные системы — галактики | 1 |
32/4 | Космология начала ХХ в. | 1 |
33/5 | Основы современной космологии | 1 |
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) |
34/1- 35/2 | Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме. |
1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК обучающихся | УМК учителя |
1. Учебник Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, 2018г. 2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г. | 1. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г. 2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г. 3. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г. 4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии. |