СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая  программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

-   Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

   Рабочая  программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

-   Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

   Рабочая  программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

-   Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

   Рабочая  программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

-   Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

   Рабочая  программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

-   Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

   Рабочая  программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии  с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

-   Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»


«Согласовано»

зам.директора по МР

«____» сентября 2022г.


________Тарасова Л.М.

«Утверждено»

Директор школы

«___» сентября 2022г.

______Ушакова Л.В














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

астрономии









Класс: 11

Составитель:

учитель высшей квалификационной категории

Мозгунова А.Н



2022

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и на основе следующих документов:

- Программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,2017.

- стандарта среднего (полного) образования по астрономии.

-учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут

Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего(полного) образования и требованиям к уровню подготовки учащихся.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


Главная задача курса - систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Тема

Количество

часов

Предмет астрономия

2

Основы практической астрономии

5

Строение Солнечной системы

2

Законы движения небесных тел

5

Природа тел Солнечной системы

8

Наша Галактика - Млечный путь

2

Строение и эволюция Вселенной

2

Жизнь и разум во Вселенной

2


Сроки реализации программы:

-программа рассчитана на один учебный год.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ с.Енотаевка» всего на изучение предмета

« Астрономия» выделяется 35 часов ( 1 час в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Ценностные ориентиры содержания курса астрономии в средней школе определяются спецификой астрономии, как науки.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Астрономия» в целом ограничива

ются ценностью истины, однако, данный курс предлагает, как расширение содержания предмета компетентностные задачи, где физическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Астрономия» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека, как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества, как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы , как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.


Метапредметные результаты:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.


Предметные результаты:

—воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

—использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

—воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

—объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

—объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

—применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

—воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

—воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

—вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

—формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

—объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

—характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

—формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

—определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

—описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

—перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

—проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

—объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

—описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

—характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

—описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

—описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

—объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

—характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

—описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

—объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

—описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

—вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

—называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр —светимость»;

—сравнивать модели различных типов звезд с модельюСолнца;

—объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

—описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

—оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

—описывать этапы формирования и эволюции звезды;

—характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Астрономия 11 класс.(35 часа)

Автор: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут.

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.


Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и

размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.


Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.



Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далеки солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.

Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.


Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.


Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося
(на уровне УУД)


Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)

1/1

Что изучает астрономия?

1

Поиск примеров, подтверждающих

практическую направленность астрономии Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеризовать преимущества наблюдений, проводимых из космоса.

2/2

Наблюдения —

основа астрономии.

1

Практические основы астрономии (5 ч)

3/1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

1

Применять знания, полученные в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.

Характеризовать отличительные особенности суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли.

Изучение основных фаз Луны.

Анализировать причины, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

Уметь описывать взаимное расположение Земли, Луны и Солнца в моменты затмений.

Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц.

4/2

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

5/3

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

6/4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

7/5

Время и календарь.

1

Строение Солнечной системы (7 ч)

8/1

Развитие представлений о строении

мира.

1

Анализировать законы Кеплера, их значения для развития физики и астрономии.

Решать задачи на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера.

Решать задачи на вычисление расстояний и размеров объектов.

Строить планы Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах.

Определять возможности их наблюдения на заданную дату.

Решать задачи на вычисление массы планет.

Объяснять механизм возникновения возмущений и приливов.

9/2

Конфигурации планет. Синодический

период.

1

10/3

Законы движения планет Солнечной системы.

1

11/4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

12/5

Практическая работа с планом Солнечной системы

1

13/6

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

14/7

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

1

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

15/1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

Анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы.

На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны.

Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения.

Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики.

На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов.

На основе знания законов физики описывать и объяснять явления метеора и болида.

16/2

Земля и Луна — двойная планета.

1

17/3

Две группы планет.

1

18/4

Природа планет земной группы.

1

19/5

Урок-дискуссия «Парниковый эффект — польза или вред?»

1

20/6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

21/7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы)

1

22/8

Метеоры, болиды, метеориты

1

Солнце и звезды (6 ч)

23/1

Солнце, состав и внутреннее строение.

1

На основе знаний физических законов описывать и объяснять явления и процессы, наблюдаемые на Солнце.

На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описывать образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности.

Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю

24/2

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

25/3

Физическая природа звезд.

1

26/4

Переменные и нестационарные звезды.

1

27/5

Эволюция звезд.

1

28/6

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

1

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

29/1

Наша Галактика.

1

Описывать строения и структуры Галактики.

Изучение объектов плоской и сферической подсистем.

Определять типы галактик.

Описывать процессы формирования звезд из холодных газопылевых образований.

30/2

Наша Галактика.

1

31/3

Другие звездные системы — галактики

1

32/4

Космология начала ХХ в.

1

33/5

Основы современной космологии

1

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

34/1-

35/2

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.

Участие в дискуссии по этой проблеме.

1






















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УМК

обучающихся

УМК

учителя

1. Учебник Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, 2018г.

2. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.



1. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.

2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.

3. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.

4. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!