СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 4 а классе к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

 К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать и называть:

  • изученные части речи;
  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • предлог и приставку;
  • корень, приставку, суффикс, окончание;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
  • пользоваться словарями;
  • использовать алфавит при работе со словарем.

Учащиеся должны уметь:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • звонкие и глухие в корнях;
  • непроизносимые согласные;
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, в сочетаниях чк, чн;
  • удвоенные согласные;
  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
  • разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа;
  • не с глаголами;
  • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
  • правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • словарные слова, определенные программой;
  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); запятая между однородными членами предложения.

В  блоке  "Развитие речи"

Учащиеся должны уметь :

  • выделять основную мысль текста;
  • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
  • отвечать на вопросы к тексту;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план (при помощи учителя);
  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
  • писать изложения различных видов (обучающего характера).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 4 а классе к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»






Утверждена приказом руководителя

образовательного учреждения

№ _____________ от ________________



Директор МБОУ СОШ №11

____________ И.М.Понушкова








Рабочая программа

учебного курса «Русский язык» в 4 а классе

к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

( 136 часов)






учителя начальных классов:

Орза С.Н.

















г. Северобайкальск , 2020


Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать и называть:

  • изученные части речи;

  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

  • предлог и приставку;

  • корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

  • пользоваться словарями;

  • использовать алфавит при работе со словарем.

Учащиеся должны уметь:

решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • звонкие и глухие в корнях;

  • непроизносимые согласные;

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, в сочетаниях чк, чн;

  • удвоенные согласные;

  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;

  • разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа;

  • не с глаголами;

  • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

  • правописание безударных личных окончаний глаголов;

  • словарные слова, определенные программой;

  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); запятая между однородными членами предложения.

В блоке "Развитие речи"

Учащиеся должны уметь :

  • выделять основную мысль текста;

  • подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

  • отвечать на вопросы к тексту;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план (при помощи учителя);

  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

  • писать изложения различных видов (обучающего характера).




Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного курса (136 ч.)

Повторение (9 ч.).

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Предложение(8 ч.)

Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (17 ч.)

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Имя существительное (33 ч.)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (21 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (8 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (30 ч.)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал). Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение (10 ч.)

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.



Поурочно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов


Дата по

факту


Повторение (9ч)


Дата


Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

1

02.09-04.09


Язык и речь. Формулы вежливости

1

02.09-04.09


Текст и его план. Сочинение «Как я провел лето»

1

02.09-04.09


Типы текстов

1

07.09-11.09


Предложение как единица речи

1

07.09-11.09


Контрольный диктант по теме «Повторение» Входной

1

07.09-11.09


Анализ контрольного диктанта

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

07.09-11.09


Диалог. Обращение

1

14.09-18.09


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание

1

14.09-18.09



Предложение (8ч)




Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов

1

14.09-18.09


Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

14.09-18.09


Анализ сочинения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

21.09-25.09


Наши проекты

1

21.09-25.09


Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в составе сложного.

1

21.09-25.09


Сложное предложение и предложение с однородными членами

1

21.09-25.09


Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

28.09-02.10


Анализ диктанта

1

28.09-02.10



Слово в языке и речи (17ч)




Слово и его лексическое значение

1

28.09-02.10


Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

28.09-02.10


Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

05.10-09.10


Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

05.10-09.10


Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

05.10-09.10


Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

1

05.10-09.10


Правописание приставок и суффиксов

1

12.10-16.10


Разделительные твёрдый и мягкий знаки

1

12.10-16.10


Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

12.10-16.10


Склонение имён существительных и имён прилагательных

1

12.10-16.10


Имя числительное. Глагол

1

19.10-23.10


Наречие как части речи

1

19.10-23.10


Правописание наречий

1

19.10-23.10


Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

19.10-23.10


Анализ диктанта

1

26.10-27.10


Закрепление изученного

1

26.10-27.10


Обучающее изложение

1

02.11-06.11



Имя существительное (33)




Анализ изложения. Распознавание падежей имён существительных

1

02.11-06.11


Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых им. существительных

1

02.11-06.11


Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

02.11-06.11


Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

1

09.11-13.11


Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1

09.11-13.11


Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

1

09.11-13.11


Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения

1

09.11-13.11


Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

1

16.11-20.11


Анализ сочинения. 2-склонение имён существительных

1

16.11-20.11


Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения

1

16.11-20.11


3-е склонение имён существительных

1

16.11-20.11


Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1

23.11-27.11


Типы склонения. Алгоритм употребления склонения имени существительного

1

23.11-27.11


Падежные окончания имён существительных 1. 2 и 3-го склонения единственного числа

1

23.11-27.11


Именительный и винительный падежи

1

23.11-27.11


Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

1

30.11-04.12


Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

30.11-04.12


Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1

30.11-04.12


Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах

1

30.11-04.12


Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

1

07.12-11.12


Пробные ВПР.

1

07.12-11.12


Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже

1

07.12-11.12


Пробные ВПР.


07.12-11.12


Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1

14.12-18.12


Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже

1

14.12-18.12


Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

14.12-18.12


Склонение имён существительных во множественном числе

1

14.12-18.12


Именительный падеж имён существительных множественного числа

1

21.12-25.12


Родительный падеж имён существительных множественного числа. Наши проекты

1

21.12-25.12


Контрольный диктант

1

21.12-25.12


Анализ контрольного диктанта. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1

21.12-25.12


Обучающее изложение

1

11.01-15.01


Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

1

11.01-15.01



Имя прилагательное (21ч)




Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных

1

11.01-15.01


Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

1

11.01-15.01


Анализ сочинения. Склонение имён прилагательных.

1

18.01-22.01


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

18.01-22.01


Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

18.01-22.01


Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

18.01-22.01


Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

25.01-29.01


Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

25.01-29.01


Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Наши проекты

1

25.01-29.01


Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

25.01-29.01


Склонение имён прилагательных женского рода

1

01.02-05.02


Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

01.02-05.02


Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

01.02-05.02


Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

01.02-05.02


Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных

1

08.02-12.02


Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

08.02-12.02


Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

08.02-12.02


Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

08.02-12.02


Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

15.02-19.02


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

15.02-19.02


Анализ диктанта. Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

15.02-19.02



Местоимение (8ч)




Местоимение как часть речи

1

15.02-19.02


Личные местоимения

1

22.02-26.02


Изменение личных местоимений 1-го 2-го лица по падежам

1

22.02-26.02


Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

1

22.02-26.02


Изменение личных местоимений по падежам

1

22.02-26.02


Обобщение по теме «Местоимение»

1

01.03-05.03


Контрольный диктант

1

01.03-05.03


Анализ диктанта

1

01.03-05.03



Глагол (30 ч)




Роль глаголов в языке

1

01.03-05.03


Изменение глаголов по временам

1

08.03-12.03


Неопределённая форма глагола

1

08.03-12.03


Изменение глаголов по временам

1

08.03-12.03


Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

08.03-12.03


Анализ изложения

1

15.03-19.03


Спряжение глаголов

1

15.03-19.03


2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

15.03-19.03


Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна». Большая вода

1

15.03-19.03


Анализ сочинения

1

29.03-02.04


I и II спряжение глаголов настоящего времени

1

29.03-02.04


I и II спряжение глаголов будущего времени

1

29.03-02.04


Наши проекты

1

29.03-02.04


Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени

1

05.04-09.04



Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени

1

05.04-09.04



ВПР

1

05.04-09.04


Возвратные глаголы

1

05.04-09.04


ВПР

1

12.04-16.04


Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

1

12.04-16.04


Закрепление изученного

1

12.04-16.04


Правописание глаголов в прошедшем времени

1

12.04-16.04


Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

19.04-23.04


Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

19.04-23.04


Повторение изученного

1

19.04-23.04


Обобщение по теме «Глагол»

1

19.04-23.04


Изложение повествовательного текста

1

26.04 -30.04


Анализ изложения

1

26.04 -30.04


Проверка знаний по теме «Глагол»

1

26.04 -30.04


  1. 1

Повторение изученного материала.

2

26.04 -30.04



Повторение (10 ч)




Язык. Речь. Текст

1

03.05-07.05


Предложение и словосочетание

1

03.05-07.05


Лексическое значение слова

1

03.05-07.05


Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»

1

03.05-07.05


Анализ сочинения. Состав слова

1

10.05-14.05


Части речи

1

10.05-14.05


Части речи

1

10.05-14.05


Контрольный диктант

1

10.05-14.05


Анализ контрольного диктанта

1

17.05-21.05


Звуки и буквы

1

17.05-21.05


Повторение. Правописание падежных окончаний имён существительных

1

17.05-21.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!