Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адресована учащимся 1-А класса МОУ «СШ №1», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы для начальной школы Климановой Л.Ф., Основной образовательной программы НОО МОУ «СШ №1», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МОУ «СШ №1», на основании УМК «Школа России» к учебнику . В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука. 1 класс. В 2-х частях» - М.: Просвещение, 2014 г. и В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык 1 класс. В 2-х частях» - М.: Просвещение, 2014 г.
- создание у школьников мотивации к изучению языка, , воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом;
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты |
Добукварный период |
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; разделять слово на слоги с использованием графических схем; делить слова на слог; определять ударный слог в слове; определять главную мысль предложения; отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков; правильно сидеть при письме | названную функцию; выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения; артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; понимать смысловое значение интонации; обозначать гласные звуки буквами; рассматривать гласные а, о, у, и как букву, слог слово; наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. |
Букварный период ( основной) |
давать характеристику согласным звукам, узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, читать слова с изученными буквами, узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; называть буквы в алфавитном порядке правильно называть буквы. | распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; выделять в однокоренных словах корень; объяснять значение многозначных слов, правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; |
Послебукварный период ( заключительный) |
| различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему. вырабатывать навыки грамотного письма. формировать умение записывать предложение, находить в нем основу. проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания. формировать навыки правописания гласных в корне слова. формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова. |
Развитие речи |
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. | различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. |
Фонетика, орфоэпия, графика |
различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков; определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. | наблюдать над образованием звуков речи; определять функцию букв е, ё , ю, я в слове; обозначать на письме звук [й’]; располагать заданные слова в алфавитном порядке; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.); произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике). |
Лексика |
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения); определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника. | осознавать слово как единство звучания и значения; определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач; на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
|
Морфология |
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о? |
Синтаксис |
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; не в начальной форме); тему (например, на тему «Весна»); схемы. | определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; устанавливать связь слов в предложении; сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. |
Орфография и пунктуация |
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !); безошибочно списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами. | определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб); применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; |
- отличие текста от набора предложений.
мягкие, парные и непарные); несмешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
№ п/п | Содержание предмета | К-во часов | Основные виды учебной деятельности | Форма организации занятий |
1. Добукварный период. |
| Знакомство с правилами гигиены письма. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.Речь(устная и письменная) – общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. | 17 | Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в статистических парах; индивидуальная работа; нетрадиционная форма урока; урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) |
2.Букварный период. |
| Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка, и штриховка контуров, соединение линий, и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и соединений в в словах, правильное расположение букв, и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.Знакомство с правилами гигиены письма.Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. | 78 | Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы изучаемой буквы. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную). Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения, объясняя изученные орфограммы. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Применять критерии оценивания выполненной работы. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в малых группах; работа в -
статистических парах; индивидуальная работа нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) |
3. | Послебукварный период |
| Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах собственных, о написании предложений, о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением. Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и предложений. Закрепление гигиенических навыков письма. Работа над формами букв и их соединений. Выполнение заданий к упражнениям учебника. Упражнение в звуко-слоговом и звукобуквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице. Упражнение в преобразовании слов, их чтение Простейшие пересказы прочитанного по предложенному плану, по условным смысловым вехам. Самостоятельные устные рассказы по рисунку или серии рисунков.Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления, и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений. | 20 | Называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,;глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение; -определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука); -обозначать мягкость согласных звуков на письме; -определять количество букв и звуков в слове; -писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях: -ставить пунктуационные знаки конца предложения; -списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв. соединения; -определять границы предложений в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в малых группах; работа в статистических парах; индивидуальная работа нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) |
4 | Наша речь. |
|
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Русский язык — родной язык русского народа. |
2 |
Понимать и сохранять учебную задачу урока. Знакомство с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника). Высказываться о значении языка и речи в жизни людей. Знакомство с основными видами речевой деятельности человека ( слушание, говорение, чтение, письмо). Оценивать результаты своей деятельности. |
фронтальная работа – диалог, полилог; работа в малых группах; работа в статистических парах; индивидуальная работа нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) |
5 | Текст, предложение, диалог |
| Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) |
3 | Наблюдать над связью предложений в тексте, соотносить содержание текста и рисунком к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, составлять текст из деформированных предложений; проговаривать в слух последовательность действий при списывании; развивать монологическую речь на основе воспроизведения содержания знакомых сказок. Различать предложение и слово; выделять предложение из текста, произносить их правильной интонацией, опираясь на знаки конца предложения и содержание предложений, писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную
букву в начале предложения и точку в конце предложения; понимать схемы предложения, моделировать состав предложения. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в малых группах; работа в статистических парах; индивидуальная работа нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры ) |
6 | Слова, слова, слова… |
| Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | 4 | Определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. Вычленять слова из предложения. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, многозначных. | фронтальная работа – диалог, полилог; работа в малых группах; работа в статистических парах; индивидуальная работа нетрадиционная форма урока: урок-игра |
7 | Слово и слог. Ударение (6 ч) |
| Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов .Ударение (общее представление) .
|
1 | Понимать и сохранять учебную задачу урока. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов.Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Писать грамотно словарные слова. Осознавать значение термина «ударение», понимать, что такое ударный и безударный слог.Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи. Оценивать результаты своей деятельности. | |
8 |
Звуки и буквы. |
| Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Заглавная буква в словах .
| 34 | Понимать и сохранять учебную задачу урока. Выразительно читать. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др. Обучаться способу проверки написания буквы безударного гласного звука путём изменения формы слова. Проговаривать вслух последовательность действий при подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком. Обосновывать написание двусложного слова с безударным гласным звуком. Определять трудности при обосновании написания слова и определять их причины. работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках, находить в таблице парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки; определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове, писать слова с мягкими и твердыми согласными звуками. Соотносить количество звуков и букв в словах.Составлять сказку по ее данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. Оценивать результаты своей деятельности. | |
9 | Повторение |
| Повторение изученного материала. | 1 | Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений. | |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата проведения |
1. Добукварный период. (17 часов) |
1.1.Знакомство с прописью.(2часа) |
1 | Знакомство с новым предметом. Пропись — первая учебная тетрадь. Гигиенические правила письма. Ориентировка на странице прописей (постановочный)(с.3 - 6) | 1 | 02.09 | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с. 7—8). | 1 | 05.09 | |
1.2.Письмо элементов по образцу. (9 часов) |
3 | Письмо овалов и полуовалов (с. 9—10).Входная диагностическая работа | 1 | 06.09 | |
4 | Рисование бордюров. (с. 11—12). | 1 | 07.09 | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. (с. 13—14). | 1 | 08.09 | |
6 | Письмо наклонной длинной и короткой линий с закруглением внизу. (с. 15—17). | 1 | 09.09 | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу. (с. 18—20). | 1 | 12.09 | |
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с. 21—23) | 1 | 13.09 | |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. (с. 24—26). | 1 | 14.09 | |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с. 27—29). | | 15.09 | |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с. 30—32). | 1 | 16.09 | |
1.3.Письмо гласных букв. (6 часов) |
12 | Строчная и заглавная буквы А, а.(пропись № 2, с. 3—4). | 1 | 19.09 | |
13 | Строчная и заглавная буквы О, о.(с. 5—6). | 1 | 20.09 | |
14 | Строчная буква и.(с. 7). | 1 | 21.09 | |
15 | Заглавная буква И. (с. 8). | 1 | 22.09 | |
16 | Строчная буква ы. (с. 9—10). | 1 | 23.09 | |
17 | Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 11—13). | 1 | 26.09 | |
2.Букварный период. (78 часов) |
18 | Строчная и заглавная буквы Н, н. (с. 14—15) | 1 | 27.09 | |
19 | Строчная и заглавная буквы С, с. (с. 16-17) | 1 | 28.09 | |
20 | Строчная буква к. Заглавная буква К (с. 18-19) | 1 | 29.09 | |
21 | Строчная буква т. (с.20) | 1 | 30.09 | |
22 | Заглавная буква Т(с.21) | 1 | 03.10 | |
23 | Закрепление. Письмо слов, предложений. (с.22) | 1 | 04.10 | |
24 | Строчная буква л. Заглавная буква Л. (с.23-24) | 1 | 05.10 | |
25 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. (с. 26-27) | 1 | 06.10 | |
26 | Строчная буква в. Заглавная буква В (с.28) | 1 | 07.10 | |
27 | Закрепление изученных букв. Письмо слов, предложений. (с.25) | 1 | 10.10 | |
28 | Строчная буква е. Заглавная буква Е. (с.31) | 1 | 11.10 | |
29 | Строчная буква п. Заглавная буква П. (с. 3-4) | 1 | 12.10 | |
30 | Строчная буква м. Заглавная буква М. (с.6) | 1 | 13.10 | |
31 | Буквы М, м. Закрепление. (с. 8) | 1 | 14.10 | |
32 | Закрепление изученных букв. Письмо слов, предложений. | 1 | 17.10 | |
33 | Строчная буква з. Заглавная буква З. (с.9) | 1 | 18.10 | |
34 | Буквы З, з. Закрепление. (с.11) | 1 | 19.10 | |
35 | Строчная буква б. (с.12) | 1 | 20.10 | |
36 | Заглавная буква Б. (с.13) | 1 | 21.10 | |
37 | Буквы Б, б. Закрепление. (с.14) | 1 | 24.10 | |
38 | Буквы Б, б. Письмо слов, предложений. (с.15) | 1 | 25.10 | |
39 | Строчная буква д. (с. 16) | 1 | 26.10 | |
40 | Заглавная буква Д. (с. 17) | 1 | 27.10 | |
41 | Буквы Д, д. Закрепление. (с. 18) | 1 | 28.10 | |
42 | Буквы Д, д. Письмо слов, предложений. (с. 19) (2 четверть) | 1 | 07.11 | |
43 | Строчная буква я. (с.20) | 1 | 08.11 | |
44 | Заглавная буква Я. (с.21) | 1 | 09.11 | |
45 | Гласные буквы Я, я. Закрепление. (с.22) | 1 | 10.11 | |
46 | Буквы Я, я. Письмо слов, предложений. (с.23) | 1 | 11.11 | |
47 | Письмо слов, предложений. | 1 | 14.11 | |
48 | Строчная буква г. (с.24) | 1 | 15.11 | |
49 | Заглавная буква Г. (с.25) | 1 | 16.11 | |
50 | Буквы Г, г. Закрепление. (с.26) | 1 | 17.11 | |
51 | Строчная буква ч. (с.27) | 1 | 18.11 | |
52 | Сочетания ча, чу. (с. 28) | 1 | 21.11 | |
53 | Заглавная буква Ч. (с. 29) | 1 | 22.11 | |
54 | Буквы Ч, ч. Закрепление. | 1 | 23.11 | |
55 | Буква ь. (с. 30) | 1 | 24.11 | |
56 | Мягкий знак - показатель мягкости.(с.31) | 1 | 25.11 | |
57 | Буква мягкий знак. Закрепление. (с.32) | 1 | 28.11 | |
58 | Буква мягкий знак. Закрепление. | 1 | 29.11 | |
59 | Строчная букваш. (с. 3) | 1 | 30.11 | |
60 | Заглавная буква Ш. (с. 4) | 1 | 01.12 | |
61 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. (с. 5) | 1 | 02.12 | |
62 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 05.12 | |
63 | Строчная буква ж. (с. 6) | 1 | 06.12 | |
64 | Заглавная буква Ж. (с. 7) | 1 | 07.12 | |
65 | Сочетание жи, ши. Письмо слов с изученными буквами. (с. 9) | 1 | 08.12 | |
66 | Строчная буква ё. (с.10) | 1 | 09.12 | |
67 | Буква ё - показатель мягкости согласных. (с. 11) | 1 | 12.12 | |
68 | Заглавная буква Ё. (с.12) | 1 | 13.12 | |
69 | Строчная буква й.(с. 13) | 1 | 14.12 | |
70 | Письмо слов с изученными буквами (с. 14) | 1 | 15.12 | |
71 | Строчная буква х. (с. 15) | 1 | 16.12 | |
72 | Заглавная буква Х. (с. 16) | 1 | 19.12 | |
73 | Заглавная буква Х. Диагностическая работа | 1 | 20.12 | |
74 | Буквы Х, х. Закрепление. (с. 17) | 1 | 21.12 | |
75 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. (с. 18) | 1 | 22.12 | |
76 | Строчная буква ю.(с. 19) | 1 | 23.12 | |
77 | Заглавная буква Ю.(с. 20) | 1 | 26.12 | |
78 | Буквы Ю, ю. Закрепление. (с. 21) | 1 | 27.12 | |
79 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв | 1 | 28.12 | |
80 | Строчная буква ц.(с. 22) | 1 | 29.12 | |
81 | Заглавная буква Ц.(с. 23) | 1 | 11.01 | |
82 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. (с. 24) | 1 | 12.01 | |
83 | Строчная буква Э. (с. 26) | 1 | 13.01 | |
84 | Заглавная буква Э. (с. 26) | 1 | 16.01 | |
85 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 17.01 | |
86 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 18.01 | |
87 | Строчная буква щ.(с. 27) | 1 | 19.01 | |
88 | Сочетания щу, ща.(с. 28) | 1 | 20.01 | |
89 | Заглавная буква Щ.(с. 29) | 1 | 23.01 | |
90 | Строчная буква ф.(с. 30) | 1 | 24.01 | |
91 | Заглавная буквы Ф.(с. 31) | 1 | 25.01 | |
92 | Строчные буквы ь, ъ. (с. 32). | 1 | 26.01 | |
93 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | 27.01 | |
94 | Оформление предложений. | 1 | 30.01 | |
95 | Оформление предложений. | 1 | 31.01 | |
Послебукварный период. (78 часов) |
96 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?». | 1 | 01.02 | |
97 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?».Проверочный словарный диктант №1 | 1 | 02.02 | |
98 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» | 1 | 03.02 | |
99 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» | 1 | 06.02 | |
100 | Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. | 1 | 07.02 | |
101 | Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. | 1 | 08.02 | |
102 | Предлоги | 1 | 09.02 | |
103 | Местоимения. | 1 | 10.02 | |
104 | Проверочный диктант. Безударные гласные в корне слова. | 1 | 13.02 | |
105 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. | 1 | 14.02 | |
106 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | 15.02 | |
107 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 | 16.02 | |
108 | Правописание сочетаний жи-ши. | 1 | 17.02 | |
109 | Правописание сочетанийча - ща | 1 | 27.02 | |
110 | Правописание сочетанийчу – щу. | 1 | 28.02 | |
111 | Правописание сочетаний чк, чн, чт. | 1 | 01.03 | |
112 | Заглавная буква в словах. Словарный диктант. | 1 | 02.03 | |
113 | Деление слов на слоги. | 1 | 03.03 | |
114 | Контрольное списывание №1. Предложение. | 1 | 06.03 | |
115 | Алфавитный порядок слов. Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. | 1 | 07.03 | |
Наша речь (2 часа) |
116 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. Учебник с. 6 упр.1,2 | 1 | 09.03 | |
117 | Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации. Учебник с. 7-8, упр. 3-5. Рубрика «Проверь себя», с. 8 | 1 | 10.03 | |
Текст, предложение, диалог (3 часа) |
118 | Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Учебник с. 10-11, упр. 1,2. | 1 | 13.03 | |
119 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письменной речи. Учебник с. 11-12, упр. 3-5 . | 1 | 14.03 | |
120 | Диалог (общее представление). Оформлений предложений в диалоговой речи. Знаки препинания конца предложения Рубрика «Проверь себя», с. 16 Учебник с. 13-15, упр. 6-8. Р.т., с.9, упр.1-2 | 1 | 15.03 | |
Слова, слова, слова…(4 часа) |
121 | Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Учебник с. 18-20, упр. 1-5. | 1 | 16.03 | |
122 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действия предметов. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов. Учебник с. 21-23, упр. 6-10. | 1 | 17.03 | |
123 | Тематические группы слов. Слова –названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?. «Вежливые слова» Учебник с. 24-25, упр. 11-14. | 1 | 20.03 | |
124 | Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова близкие и противоположные по значению. Словари русского языка. Учебник с. 26-28, упр. 15-19. Рубрика «Страничка для любознательных», с. 29. Рубрика «Проверь себя», с. 30 | 1 | 21.03 | |
Слово и слог. Ударение ( 6 ч) |
125 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Учебник с. 32-33, упр. 1-3. | 1 | 22.03 | |
126 | Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов. Учебник с. 33-35, упр. 4-7. Рубрика «Проверь себя», с. 35 | 1 | 23.03 | |
127 | Перенос слов (общее представление). Правила переноса слов с одной строки на другую. Учебник с. 36- 37, упр. 1-3. | 1 | 24.03 | |
128 | Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнения в переносе слов. Учебник с. 38, упр. 4,5. Рубрика «Проверь себя». | 1 | 03.04 | |
129 | Ударение (общее представление).Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарем».Учебник с. 39-41, упр. 1-,5, Р.т., с.20, упр.1; с. 22, упр. 6 | 1 | 04.04 | |
130 | Ударение. Словообразующая роль ударения. Учебник с. 42-44, упр. 6-11. Рубрика «Проверь себя», с. 44 | 1 | 05.04 | |
Звуки и буквы (34 часа) |
131 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Учебник с. 46-47, упр. 1-4, с.51 упр. 10 | 1 | 06.04 | |
132 | Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. Рубрика «Странички для любознательных», с. 48 Рубрика «Проверь себя», с. 50 Учебник с. 48-50, упр. 5-9 | 1 | 07.04 | |
133 | Русский алфавит, или Азбука .Рубрика «Странички для любознательных», с. 53, упр. 8; с. 56. Учебник с. 52-54, упр. 1-4 | 1 | 10.04 | |
134 | Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарем. Учебник с. 54-57, упр. 5-10. Рубрика «Проверь себя», с. 57 | 1 | 11.04 | |
135 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Учебник с. 58-59, упр. 1-5. | 1 | 12.04 | |
136 | Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков. Учебник с. 61, упр. 6-8. | 1 | 13.04 | |
137 | Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов. Учебник с. 61-62, упр. 9-10. | 1 | 14.04 | |
138 | Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).Учебник с. 63-65, упр. 1-5. | 1 | 17.04 | |
139 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов. Учебник с. 66-67, упр. 6-9. | 1 | 18.04 | |
140 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах .Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова. Учебник с. 67-68, упр. 10-12. | 1 | 19.04 | |
141 | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов .Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне)Однокоренных слов. Знакомство с «Орфографическим словарем». Учебник с. 69-70, упр. 13-16. | 1 | 20.04 | |
142 | Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя. Учебник с. 71-72, упр. 17-20 Рубрика «Проверь себя», с. 73 | 1 | 21.04 | |
143 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Учебник с. 74-75, упр. 1-4 | 1 | 24.04 | |
144 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенныесогласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Рубрика «Проверь себя», с. 77 Учебник с. 76-77, упр. 5-8 | 1 | 25.04 | |
145 | Буквы Й и И. Звуки [й’] и [и].Перенос слов с буквой Й. Рубрика «Проверь себя», с. 80 Учебник с. 78-80, упр. 1-6 | 1 | 26.04 | |
146 | Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. Учебник с. 81-82, упр. 1-4 | 1 | 27.04 | |
147 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами. Учебник с. 83-84, упр. 5-7 | 1 | 28.04 | |
148 | Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами. Рубрика «Проверь себя», с. 86 Учебник с. 85-86, упр. 8-10 | 1 | 02.05 | |
149 | Буква «мягкий знак» (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Учебник с. 87-88, упр.1-4 | 1 | 03.05 | |
150 | Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой «мягкий знак» (ь). Перенос слов с буквой «мягкий знак» (ь). Учебник с. 89,упр. 5-7 | 1 | 04.05 | |
151 | Правописание слов с мягким знаком (ь). Р.р. Работа с текстом: составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок. Рубрика «Проверь себя», с. 91 Учебник с. 90-91, упр. 8-10 Р.т., с.47, упр.5, 6. | 1 | 05.05 | |
152 | Особенности глухих и звонких согласных звуков. Контрольное списывание №2.Учебник с. 92-93, упр. 1-4Р.т., с. 48, упр. 1; с. 49, упр. 3 | 1 | 08.05 | |
153 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Наблюдение над произнесением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. Рубрика «Страничка для любознательных», с. 95, 96.Учебник с. 94-95, упр. 5-7 | 1 | 10.05 | |
154 | Контрольный диктант. Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных (общее представление). Рубрика «Страничка для любознательных», с. 97 Учебник с. 96-98, упр.8-10Р.т., с. 49, упр.4; с. 51, упр. 7. | 1 | 11.05 | |
155 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Планирование учебных действий при выборе проверочного слова путем изменения формы слова. Учебник с. 99-101, упр.11-16 | 1 | 12.05 | |
156 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, выбор из текста части, соответствующей данным рисункам. Учебник с. 102-103, упр.17-19 | 1 | 15.05 | |
157 | Шипящие согласные звуки. Непарные твердые ([ш]-[ж]) и непарные мягкие шипящие ([ч]-[щ]).звуки. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Рубрика «Страничка для любознательных», с. 105, 107.Рубрика «Проверь себя», с. 107 Учебник с. 104-107, упр.1-6 | 1 | 16.05 | |
158 | Проект «Скороговорки» Рубрика «Наши проекты» №1 Учебник с. 108-109 | 1 | 17.05 | |
159 | Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт.Произношение слов с буквосочетанием с чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с «Орфоэпическим словарем».Учебник с. 110-111, упр. 1-4; с. 112-113, упр. 8,9 | 1 | 18.05 | |
160 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу .Правило правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу Учебник с. 115-116, упр. 1-2; | 1 | 19.05 | |
161 | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши. Учебник с. 115-116, упр. 1-2. | 1 | 22.05 | |
162 | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. Рубрика «Проверь себя», с. 121Рубрика «Страничка для любознательных», с. 123Учебник с. 118-121, упр. 7-13. . | 1 | 23.05 | |
163 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. Учебник с. 125- 126, упр. 6-8. Р.т., с. 61, упр. 3. Диагностическая работа | 1 | 24.05 | |
164 | Заглавная буква в кличках животных. Рубрика «Проверь себя», с 128Учебник с. 126-128, упр. 9-12; Р.т., с. 61, упр. 4. Проект «Сказочная страничка». №2 Учебник: рубрика «Наши проекты», с. 129 | 1 | 25.05 | |
165 | Повторение изученного материала. Учебник: с. 130-132, упр. 1-6 Рубрика «Проверь себя», с 133Р.т. с. 62-63, упр. 1-4 | 1 | 26.05 | |