СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа СОО по биологии 10-11 класс 3 часа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа СОО по биологии 10-11 класс 3 часа»

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Садыкова О.А./

Протокол № 1

от «28» августа 2022 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево»

_________/ Семенова Р.Х./

от «31» августа 2022 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево»

_______________/Л.Н. Гиззатуллина /

Приказ № 311

от «31» августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии (углубленный уровень)

на уровень среднего общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района РТ



Срок реализации: 2 года

Годы реализации: 2021 – 2023 годы



Составитель(и): Зарипова Фарида Разифовна

учитель высшей квалификационной категории




Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы

протокол № 1 от 31.08.2022 г.












г. Азнакаево, 2022 год



Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций: углубленный уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. ― М.: Просвещение, 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Для 10 -11 классов - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Для 10 -11 классов - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Для 10 -11 классов - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Для 10 -11 классов - примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021-2022 гг.,

  • Основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2021-2022 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ;

на основе:

  • Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций: углубленный уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. ― М.: Просвещение, 2018

  • Учебник: Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / (В.В.Пасечник и др.); под ред. В.В.Пасечника. – 2 изд. - М.: Просвещение, 2020 г.

  • Учебник: Биология. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / (В.В.Пасечник и др.); под ред. В.В.Пасечника. – 2 изд. - М.: Просвещение, 2020 г.



Планируемые результаты освоения программы курса «Биология»

(углубленный уровень).

Личностные результаты:

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описание особей видов по морфологическому критерию;

  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

В ценностно – ориентационной сфере:

  • анализ и оценка биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

Обучающийся научится:

  • оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

  • оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

  • устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм) с основополагающими понятиями других естественных наук;

  • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

  • выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

  • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

  • решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

  • делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

  • сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

  • выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

  • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

  • определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

  • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

  • раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

  • сравнивать разные способы размножения организмов;

  • характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

  • выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

  • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

  • характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;

  • характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно синтетической теории эволюции;

  • характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

  • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

  • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

  • обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

  • оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

  • выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

  • прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм;

  • выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

  • аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

  • моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

  • выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

  • использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.


Содержание учебного предмета.

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно- научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.

Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение.

Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
  1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.

  2. Техника микроскопирования.

  3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

  4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.

  5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

  6. Изучение движения цитоплазмы.

  7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

  8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.

  9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

  10. Выделение ДНК.

  11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

  12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

  13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

  14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.

  15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

  16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

  17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

  18. Составление элементарных схем скрещивания.

  19. Решение генетических задач.

  20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.

  21. Составление и анализ родословных человека.

  22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

  23. Описание фенотипа.

  24. Сравнение видов по морфологическому критерию.

  25. Описание приспособленности организма и её относительного характера.

  26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.

  27. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

  28. Методы измерения факторов среды обитания.

  29. Изучение экологических адаптаций человека.

  30. Составление пищевых цепей.

  31. Изучение и описание экосистем своей местности.

  32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.

  33. Оценка антропогенных изменений в природе.


Планируемые результаты изучения курса «Биология».


В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на углубленном уровне научится: 

  • оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

    • оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

    • устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

    • обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

    • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

    • выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

    • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

    • решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и мРНК, антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

    • делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

    • сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

    • выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

    • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

    • определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

    • сравнивать разные способы размножения организмов;

    • характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

    • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе, сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

    • раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

    • выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

    • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

    • характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;

    • характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно синтетической теории эволюции;

    • характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

    • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

    • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

    • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

    • обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

    • оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

    • выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её объяснять;

    • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться:
    • организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

    • прогнозировать последствия собственных исследований с учётом этических норм и экологических требований;

    • выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

    • анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

    • аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

    • моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

    • выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

    • использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.


Перечень лабораторных, практических работ 10 класс


п/п

Название раздела, темы

Лабораторные работы, практические работы

1

Введение

Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)».

Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции»

2

Молекулярный уровень

Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции».

Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».

Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции».

Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)» (Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках)

3

Клеточный уровень

Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования», Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание» (Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание)

Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Лабораторная работа № 10 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи»

Лабораторная работа № 11 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».

Лабораторная работа № 12 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

Лабораторная работа № 13 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах».

Лабораторная работа № 14 «Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах».

4

Организменный уровень

Лабораторная работа № 15 «Составление элементарных схем скрещивания».

Лабораторная работа № 16 «Решение генетических задач по теме «Моно- и дигибридное скрещивание».

Лабораторная работа № 17 «Решение генетических задач по теме «Сцепленное наследование».

Лабораторная работа № 18 «Составление и анализ родословных человека».

Лабораторная работа № 19 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой».



Перечень лабораторных, практических работ 11 класс


п/п

Название раздела, темы

Лабораторные работы, практические работы

1

Популяционно-видовой уровень

Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида»

2

Экосистемный уровень

Лабораторная работа № 2 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». 

Лабораторная работа №3 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

Лабораторная работа №4 «Методы измерения факторов среды обитания»

Лабораторная работа №5 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)»

Лабораторная работа № 6 «Изучение экологической ниши у разных растений»

Лабораторная работа №7 «Описание экосистем своей местности»

Лабораторная работа №8 «Оценка антропогенных изменений в природе»

3

Биосферный уровень




Тематическое планирование 10 класс

п/п

Раздел, тема

К-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Введение

7

Самостоятельное определение целей учебной деятельности и составление её плана при изучении раздела «Общая биология» в 10—11 классах.

Определение основополагающих понятий. Овладение умением строить ментальную карту понятий.

Продуктивное общение с другими участниками деятельности в процессе обсуждения роли и места биологии в формировании современной научной картины мира, практического значения биологических знаний и профессий, связанных с биологией.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация по вопросу влияния естественных наук в целом и биологии в частности на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для создания мультимедиапрезентации.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии на основе изучения информационных источников о растениях и животных на гербах и флагах различных стран мира и регионов России.

Определение основополагающих понятий: научный метод, методы исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение, моделирование, сравнительно-исторический метод.

Составление на основе работы с учебником и другими информационными источниками схемы, раскрывающей этапы проведения научного исследования и их взаимосвязь. Использование по желанию обучающихся ИКТ в решении данной когнитивной задачи.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в условиях выполнения лабораторной работы «Использование различных методов при изучении биологических объектов (на примере растений)» Определение основополагающих понятий: система, биологическая система, эмерджентность, саморегуляция, эволюционные процессы.

Демонстрация владения языковыми средствами при ответах на поставленные вопросы. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях.

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

2

Молекулярный уровень

28

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий. Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация по вопросам химического состава живых организмов.

Формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.

Продуктивное общение и взаимодействие с другими участниками учебной деятельности при обсуждении проблем разработки учёными и внедрения в производство новых искусственно созданных органических веществ. Развитие познавательного интереса к изучению биологии и межпредметных знаний при изучении материала о химических связях в молекулах веществ, искусственном получении органических веществ и др.

Определение основополагающих понятий: водородная связь, гидрофильные вещества, гидрофобные вещества.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об особенностях неорганических веществ, входящих в состав живого, её критическая оценка и интерпретация. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

Развитие познавательного интереса в процессе изучения дополнительного материала учебника

Демонстрация владения языковыми средствами для характеристики химического состава живых организмов.

Решение биологических задач на основе владения межпредметными знаниями в области химии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности по вопросам применения спортсменами анаболиков.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции»

Решение биологических задач в целях подготовки к ЕГЭ.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Использование средств ИКТ для подготовки сообщений, подкреплённых мультимедиа- презентациями.

3

Клеточный уровень

39

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем создания клеточной теории.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах развития цитологии и её методах.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ для подготовки информационного сообщения и мультимедиа- презентации.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторных работ «Техника микроскопирования» и «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микро- скопом на готовых микропрепаратах и их описание».

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов митотического деления клетки.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об особенностях клеточного цикла у различных организмов, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

4

Организменный уровень

31

Определение основополагающих понятий.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников при обсуждении процессов жизнедеятельности организмов.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Оценивание роли биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей, связанной с медициной.

Оценивание практического и этического значения современных исследований в биологии, ме дицине, экологии и др.

Анализ и использование в решении учебных и исследовательских задач информации о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии.

Использование приобретённых компетенций в практической деятельности и повседневной жизни для формирования опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Решение биологических (генетических) задач. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Демонстрация навыков познавательной рефлексии. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.

Демонстрация владения языковыми средствами. Уверенное использование биологической терминологии в пределах изученного материала темы.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получае мой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторных работ. Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Решение биологических задач.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.



Тематическое планирование 11 класс

п/п

Раздел, тема

К-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Повторение

3

Повторение, закрепление и систематизация знаний.

2

Популяционно-видовой уровень

22

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: вид, критерии вида, ареал, популяция, рождаемость, смертность, показатели структуры популяции, плотность, численность.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении современных представлений о виде и его популяционной структуре. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов». Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: эволюция, теория эволюции Дарвина, движущие силы эволюции (изменчивость, борьба за существование, естественный отбор), синтетическая теория эволюции.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина и положений синтетической теории эволюции.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о развитии эволюционных идей, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением личности Ч. Дарвина как учёного-исследователя. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Решение биологических задач на применение закона Харди—Вайнберга.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: формы естественного отбора: движущий, стабилизирующиий, дизруптивный (разрывающий).

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении влияния естественного отбора на генофонд популяций. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: макроэволюция, микроэволюция, дивергенция, репродуктивная изоляция, видообразование (географическое, экологическое), конвергенция.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении процессов макро- и микроэволюции.

Определение основополагающих понятий: макроэволюция, микроэволюция, дивергенция, репродуктивная изоляция, видообразование (географическое, экологическое), конвергенция.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении процессов макро- и микроэволюции.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о формах видообразования, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении направлений эволюции. Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о доказательствах эволюции, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением основных направлений эволюции.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: систематика, биноминальное название, систематические категории: тип, отдел, класс, отряд, порядок, семейство, род, вид.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении принципов классификации организмов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

2

Экосистемный уровень

46

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие), толерантность, закон минимума, правило толерантности, адаптация. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении влияния экологических факторов на организмы.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о приспособлениях организмов к действию различных экологических факторов, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: биотическое сообщество (биоценоз), экосистема, биогеоценоз, биотоп, искусственные (антропогенные) экосистемы: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при сравнивании естественных и искусственных экосистем, проблем загрязнения атмосферы.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об экологических сообществах, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: нейтрализм, симбиоз (мутуализм, протокооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство, паразитизм), хищничество, антибиоз (аменсализм, аллелопатия, конкуренция), территориальность, экологическая ниша, закон конкурентного исключения.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении типов взаимоотношений организмов в экосистемах.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Изучение экологической ниши у разных видов растений».

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: видовая структура, пространственная структура сообщества, трофическая структура, пищевая цепь, пищевая сеть, ярусность, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении различных структур экосистем.

Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Описание экосистем своей местности».

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий:

пищевая цепь: детритная, пастбищная; пирамида: чисел, биомасс, энергии; правило экологической пирамиды.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении пищевых связей в различных экосистемах.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об особенностях пищевых связей в различных экосистемах, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Решение биологических задач на применение экологических закономерностей (правил).

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: поток: вещества, энергии; биогенные элементы, макротрофные вещества, микротрофные вещества.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессии.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)».

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

3

Биосферный уровень

31

Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.

Определение основополагающих понятий: биосфера, ноосфера, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении структуры и границы биосферы.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об учении В. И. Вернадского о биосфере, роли человека в изменении биосферы, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: биогеохимический цикл, закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении круговоротов веществ в биосфере. Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о биогеохимическом круговороте веществ в биосфере, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: формация Исуа, первичный бульон, метаногенные археи.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем эволюции биосферы и роли человека в ней.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об эволюции биосферы, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: креационизм, гипотеза стационарного состояния, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, абиогенез, гипотеза РНК-мира.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении гипотез происхождения жизни на Земле.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о происхождении жизни на Земле, её критическая оценка и интерпретация.

Определение основополагающих понятий: эон, эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, фанерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, антропоген, голоцен. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах эволюции органического мира на Земле, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: антропогенез, человек разумный (Homo sapiens), австралопитековые, люди (архантропы, палеоантропы, неоантропы), социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление), расы (европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная), расизм.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении расогенеза.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об антропогенезе, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.

Использование средств ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, связанных с изучением вопросов эволюции человека.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника

Определение основополагающих понятий: устойчивое развитие.

Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении роли человека в биосфере.

Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о проблемах устойчивого развития, её критическая оценка и интерпретация.

Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения учебно-исследовательского проекта «Оценка антропогенных изменений в природе».

Развитие умения объяснять результаты биологических экспериментов.

Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника













































Календарно-тематическое планирование 10 класс (105 часов)


Раздел/тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Введение (7часов)

1


Биология в системе наук. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками



2

Практическое значение биологических знаний.



3

Методы научного познания в биологии.

Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)».



4

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем.

Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции»



5

Биологические системы разных уровней организации.




6


Входная административная контрольная работа №1



7

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.



Молекулярный уровень (28 часов)

8

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.



9

Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе.



10

Роль минеральных солей в клетках растений.



11

Роль минеральных солей в клетках животных.



12

Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах.



13

Липиды, их строение.



14

Функции липидов.

Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции».



15

Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.



16

Функции углеводов.

Лабораторная работа № 4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».



17

Белки. Состав и структура белков.



18


Функции белков.



19

Лабораторная работа № 5 «Обнаружение белков с помощью качественных реакций».



20

Ферменты – биологические катализаторы. Механизм действия ферментов.



21

Лабораторная работа № 6 «Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках».



22

Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК.



23

Свойства, местоположение, функции ДНК.



24

РНК: строение, виды и функции.



25

Решение элементарных задач по молекулярной биологии



26

Решение элементарных задач по молекулярной биологии



27

Решение элементарных задач по молекулярной биологии.



28

Решение элементарных задач по молекулярной биологии.



29

АТФ: строение, функции.



30

Витамины.



31

Нанотехнологии в биологии.



32

Нанотехнологии в биологии.



33

Урок – конференция «Шаги в медицину». Решение биологических задач, связанных с практической и будущей профессиональной деятельностью.



34

Урок – конференция «Шаги в медицину». Решение биологических задач, связанных с практической и будущей профессиональной деятельностью.



35

Обобщение по теме «Молекулярный уровень».



Клеточный уровень (39 часов)

36

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии.



37

Современные методы изучения клетки.



38

Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.



39

Лабораторная работа № 7 «Техника микроскопирования». Лабораторная работа № 8 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».



40

Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран.



41

Цитоплазма. Цитоскелет. Органоиды движения.



42

Лабораторная работа № 9 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».




43

Лабораторная работа № 10 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи»



44

Ядро. Ядрышки. Строение и функции хромосом.



45

Рибосомы. Эндоплазматическая сеть.



46

Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы.



47

Митохондрии. Пластиды. Включения.



48

Лабораторная работа № 11 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».



49

Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.



50

Лабораторная работа № 12 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».



51

Обобщение по теме: «Строение и функции органоидов клетки».



52

Административная контрольная работа №2.



53

Вирусы — неклеточная форма жизни.



54

Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний.



55

Ретровирусы и меры борьбы со СПИДом. Прионы. Вирусология, ее практическое значение.



56

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ.



57

Этапы энергетического обмена. Анаэробное дыхание.



58

Этапы энергетического обмена. Аэробное дыхание



59

Автотрофы и гетеротрофы.



60

Фотосинтез. Фазы фотосинтеза (световая фаза).



61

Фотосинтез. Фазы фотосинтеза (темновая фаза).



62

Хемосинтез.



63

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.



64

Биосинтез белка, реакции матричного синтеза.



65

Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке.



66

Генная инженерия, геномика, протеомика



67

Клеточный цикл: интерфаза и деление.



68

Митоз, значение митоза, фазы митоза.



69

Лабораторная работа № 13 «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах».



70

Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза.



71

Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Лабораторная работа № 14 «Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах».



72

Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.



73

Урок – конференция «Шаги в медицину». Решение биологических задач, связанных с практической и будущей профессиональной деятельностью.



74

Обобщение по теме «Клеточный уровень».



Организменный уровень (31 часов)

75

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Основные процессы, происходящие в организме



76

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение.



77

Двойное оплодотворение у цветковых растений.



78

Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез.



79

Онтогенез. Эмбриональное развитие.



80

Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие.



81

Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития.



82

Обобщение по теме «Размножение организмов. онтогенез».



83

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика.



84

Законы наследственности. Г. Менделя и условия их выполнения.



85

Цитологические основы закономерностей наследования. Моногибридное скрещивание.



86

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.



87

Лабораторная работа № 15 «Составление элементарных схем скрещивания».



88

Дигибридное скрещивание.



89

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.



90

Определение пола. Сцепленное с полом наследование



91

Лабораторная работа № 16 «Решение генетических задач по теме «Моно- и дигибридное скрещивание».



92

Лабораторная работа № 17 «Решение генетических задач по теме «Сцепленное наследование».



93

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.



94

Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.



95

Генетика человека, методы изучения генетики человека.



96

Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики.



97

Лабораторная работа № 18 «Составление и анализ родословных человека».



98

Ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа № 19 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой».



99

Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости.



100

Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Эпигенетика.



101

Доместикация и селекция. Методы селекции, их генетические основы.



102

Искусственный отбор, его виды.



103

Расширение генетического разнообразия селекционного материала. Биобезопасность.



104

Административная контрольная работа №3.



105

Обобщение по теме: «Организм. Организменный уровень».




Лист изменений в тематическом планировании


№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


















Календарно-тематическое планирование 11 класс (102 часа)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!