СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии СОО (ФГОС) для 10-11 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на обучение курса биологии учащихся 10-11 класса средней (полной) общеобразовательной (базового уровня) школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-9 классах. Рабочая программа по биологии для 10-11 класса к учебникам допущенным Министерством образования Российской федерации: Авторы: Ирина Пономарева, Ольга Корнилова . Изд.: Вентана-Граф.  2018 г.конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данный курс биологии завершает      курс биологии на уровне среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии СОО (ФГОС) для 10-11 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новоникулинская средняя школа

МО «Цильнинский район»Ульяновской области



РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол № ____________Н. В. Грунина __________Л. Н. Алексанкина

от «____»_____20____г. «____» _________20____г. Приказ № ____ от________



Рабочая программа

по биологии СОО (ФГОС)

Наименование учебного предмета- Биология

Срок реализации программы, учебный год 2 года Класс 10-11

Учитель географии- Потапова Светлана Александровна

Количество часов по учебному плану: 10 класс-35 ч.,в неделю 1 час.,

11 класс-35ч.в неделю 1 ч.













Рабочую программу составил (а)_____ Потапова Светлана Александровна_

подпись расшифровка

Аннотация к рабочей программе по биологии (10-11 классы)

Программа рассчитана на обучение курса биологии учащихся 10-11 класса средней (полной) общеобразовательной (базового уровня) школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-9 классах. Рабочая программа по биологии для 10-11 класса к учебникам допущенным Министерством образования Российской федерации: Авторы: Ирина Пономарева, Ольга Корнилова . Изд.: Вентана-Граф. 2018 г.конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данный курс биологии завершает курс биологии на уровне среднего общего образования.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 клас-

сов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств

живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются

структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяци-

онно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее

содержание курса биологии 10-11 классов.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии.

К программе прилагается учебно-тематический план с указанием количества часов, определенного для изучения биологии в 10-11 классах на базовом уровне: по 35 часов в каждом учебном году (10 и 11 кл.) с 1 часом занятий в неделю.




Пояснительная записка по биологии

(10-11 классы)

Программа завершает курс биологии на уровне среднего общего образования, вызывает познавательный интерес к предмету, помогает выбрать дальнейшую траекторию образования. Программа также направлена на социальное развитие личности, сохранение физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Данная программа разработана на основе:

- Федерального государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне (рассчитана на 35часов, 1 час в неделю) для каждого курса, в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.

- Программы курса «Биология» авторского коллектива, под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (базовый уровень)

- в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской федерации: Авторы: Ирина Пономарева, Ольга Корнилова . Изд.: Вентана-Граф. 2018 г.

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования (базовый уровень).

Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Для этого программой предусмотрено:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне базового обучения школьников;

  • владение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности базового характера на компетентностном уровне.

Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны в 10 классе 1 обобщающий урок по разделам(тест). Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение тестовых работ в формате ЕГЭ в количестве 4. Программа включает также 3 лабораторных работы. В 11 классе лабораторных работ 5, практических работ 5, обобщающих уроков в виде тестовых работ 5.
















1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

(10-11классы)

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого

  • сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их

  • цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

  • законы наследственности;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ ДЛЯ 10 КЛАССА

Раздел I. Введение в курс биологии 10-11 классов (4ч)

Содержание и структура курса общей биологии.

Задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, ее свя­зи с другими науками. Биологическое разнообразие как пробле­ма в истории науки биологии. Практическая биология и eё значе­ние.

Уровни организации живой природы. Структурные уровни организации Живой Природы: молекуляр­ный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, био­геоценотический, биосферный.

Основные свойства жизни.

Общие признаки биологиче­ских Систем. Отличительные признаки живого от неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изуче­ния биологии и как структурная единица живой материи.

Методы биологических исследований.

Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и Животных.

Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (9 ч)

Учение о биосфере

Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы.

Функциональная структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого веще­ства в биосфере.

Происхождение живого вещества

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эво­люция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.

Биосфера как глобальная биосистема

Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенно­сти распределения биомассы на Земле.

Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчи­вости биосферы

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Эколо­гические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния эколо­гических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Человек как житель биосферы.

Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль вза­имоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

Лабораторная работа.

Лабораторная работа № 1 « Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».

Обобщение темы «Биосферный уровень жизни»

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (8 ч)

Биогеоценоз как часть биосферы.

Биогеоценоз как био­система и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоце­ноз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия: «экотоп» и «био­топ».

Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).

Струк­тура экосистемы. Пространственная и видовая структура био­геоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник - жертва» и «паразит - хозяин». Пищевые связи в эко­системе. Экологические ниши и жизненные формы организ­мов в биогеоценозе.

Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирам иды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и се­зонные изменения в биогеоценозе.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень органи­зации жизни.

Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе.

Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы – агроэкосистемы. Сравнительная характеристика естественных эко­систем и агроэкосистем.

Сохранение разнообразия экосистем.

Влияние деятельно­сти человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользо­вания. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторные работы.

Лабораторная работа № 2«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(лесной биогеоценоз)».

Обобщение темы «Биогеоценотический уровень жизни»

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень жизни (12+2 часа на повторение)

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.

Популяция как структурная единица вида и как форма его суще­ствования. Популяция как структурный компонент биогеоцено­зов. Типы популяций.

Популяция как элементарная единица эволюции.

Поня­тие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор - главный движущий фактор эволюции. Формы естествен­ного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообра­зия.

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.

Лабораторные работы.

Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Происхождение и этапы эволюции человека

Видообразование - путь происхождения человека. Ме­сто человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» И «понгиды». Предшественники человека. Популяционная кон­цепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.

Особенности эволюции человека. Человек как уникаль­ный вид живой природы.

Политипичный характер вида Чело­век разумный. Расселение человека по земному шару. Человече­ские расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолити­ческого человека на территории России.

Учение об эволюции и его значение

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Зна­чение работ

К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Теория

Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюцион­ной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное учение об эволюции.

Синтетическая тео­рия эволюции. Основные закономерности эволюции. Результа­ты эволюции. Формирование приспособленности к среде оби­тания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенети­ческий закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадап­тация, дегенерация (А.Н. Северцов, И.И. Шмальrаузен). Причи­ны биологического прогресса и биологического регресса. Основ­ные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов ­основа устойчивости биосферы.

Особенности популяционно-видового уровня организа­ции жизни.

Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества Проблема сохранения биологического разнообразия.

Значение диких видов растений и животных. Генофонд и охра­на редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохране­ния природных видов.

Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербарии и коллекциях животных; выявление морфологических призна­ков у разных видов рода традесканция (или рода бегония, пе­ларгония). Изучение результатов искусственного отбора (на примере сортов яблони, груши, и пород животных - хомчков (или перепелов, золотых рыбок); выявление особенностеи сор­та у растений (на примере разных сортов сенполии (узамбар­ской фиалки) и плодов яблони, черешни, абрикоса). Выявле­ние свойств ароморфозов на примере комнатных растении: цветкового и папоротниковидного (бегонии и нефролеписа или др.); выявление свойств идиоадаптации у насекомых из кол­лекции) или растений (у видов традесканции, бегонии и др.).

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 4 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Обобщение и повторение темы «Популяционно – видовой уровень жизни»

Контрольная работа за курс биологии 10 класса



3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы темы

Количество часов

По плану

Фактически



в государствен-ной программе

в рабочей

программе

Раздел 1. Введение в курс биологии


5

4




1.

Содержание и структура курса общей биологии, задачи курса биологии в старшей школе. Биология и ее связи с другими науками. Основные свойства жизни.





2.

Структурные уровни организации живой природы.









3.

Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение.









4.

Значение практической биологии. Живой мир и культура.









Раздел 11. Биосферный уровень организации жизни (9)


8

9



5

Учение В.И.Вернадского о биосфере.











6

Происхождение живого вещества. Физико-химическая эво­люция в развитии биосферы.








7

Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земли. Палеотнология.









8

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема











9

Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере.











10

Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере.









11

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле









12

Вза­имоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Лабораторная работа № 1 « Определение пылевого загрязнения воздуха. Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».






13

Обобщающий урок: Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.





Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни

6

8



14

Биоценоз как особый уровень организации жизни











15

Биогеоценоз как биосистема и экосистема









16

Строение и свойства биогеоценоза











17

Совместная жизнь видов в биогеоценозах. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.





18

Причины устойчивости биогеоценозов

Лабораторная работа № 2

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(лесной биогеоценоз)».






19

Зарождение и смена биогеоценозов









20

Сохранение разнообразия биогеоценозов. Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования





21

Обобщающий урок по теме Биогеоценотический уровень организации жизни. Тест в формате ЕГЭ «Биогеоценоз как часть биосферы»





Раздел IV. Популяционно-видовой уровень жизни

13

14



22-23

Вид, его характеристика и структура.

Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию».






24

Популяция как структурная единица вида. Типы популяций.






25

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на Земле.





26

Этапы происхождения человека









27

Человек как уникальный вид живой природы





28

История развития эволюционных идей в истории биологии.. Естественный отбор и его формы.





29

Современное учение об эволюции









30

Результат эволюции и её основные закономерности.

Лабораторная работа № 4 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»








31

Основные направления эволюции









32

Особенности популяционно- видового уровня жизни.









33

Всемирная стратегия охраны природных видов.





34

Итоговый тест в формате ЕГЭ «Учение об эволюции и его значение»





35

Контрольная работа за курс 10 класса.































2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ ДЛЯ

11 КЛАССА

Раздел V. Организменный уровень жизни (16 ч)

Живой организм как биологическая система. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Размножение и развитие организмов. Воспроизве­дение организмов, его значение. Типы размножения. Беспо­лое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуаль­ное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эм­бриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1. Способы бесполого размножения организмов.

Основные закономерности наследования призна­ков. Наследственность и изменчивость — свойства организ­мов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследо­вания, установленные Г. Менделем, их цитологические осно­вы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономер­ности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимо­действие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сце­пленное с полом. Наследственные болезни, их профилакти­ка. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и об­щества.

Лабораторные работы №2 «Решение элементарных задач по генетике»

Основные закономерности изменчивости. Измен­чивость признаков организма и её типы (наследственная и не­наследственная). Закономерности изменчивости. Наследст­венная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды му­таций и их причины. Последствия влияния мутагенов на орга­низм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Лабораторная работа № 3«Модификационная из­менчивость.

Построение вариативной кривой (на примере разме­ров листьев).

Построение вариативной кривой (на примере разме­ров плодов пастушьей сумки) ».

Селекция и биотехнология на службе человечест­ва.

Селекция и её задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие се­лекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследст­венной изменчивости. Методы селекции, их генетические ос­новы. Особенности селекции растений, животных и мик­роорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека, направленное изменение генома).

Царство Вирусы, его разнообразие и значение. Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (9 ч)

Строение живой клетки. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Ос­новные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строе­ния и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функ­ции. Значение видового постоянства числа, формы и разме­ров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки. Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клет­ка — основная структурная и функциональная единица жизне­деятельности одноклеточного и многоклеточного организ­мов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специа­лизация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесооб­разности в природе.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа №4 « Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни (10 часов)

Молекулярный состав живых клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

Химические процессы в молекулярных системах.

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Мо­лекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль фермен­тов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательст­во родства разных организмов. Роль естественных и искусст­венных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

Время экологической культуры. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценно­сти жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача чело­вечества.

Лабораторная работа № 5«Органические вещества клетки».

Выявление с помо­щью пероксида водорода и фермента каталазы, органических веществ (крахмала, бел­ков, жира) в тканях растений и животных.

Практические работы:

№1. Решение задач «Молекулярная биология».

№ 2. Решение задач «Энергетический обмен»

3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы темы

Количество часов

По плану

Фактически



в государствен-ной программе

в рабочей

программе

Раздел V. Организменный уровень жизни


16

16



1.

Организменный уровень жизни и его роль в природе.








2.

Организм как биосистема.









3.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.












4.

Размножение организмов.









5

Оплодотворение и его значение.











6

Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез).








7

Из истории развития генетики.









8

Изменчивость признаков организма и её типы.

Лабораторная работа № 2 «Модификационная из­менчивость.

Построение вариативной кривой (на примере разме­ров листьев).

Построение вариативной кривой (на примере разме­ров плодов пастушьей сумки) ».












9

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.











10

Дигибридное скрещивание.









11

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.









12

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Лабораторные работы №3 «Решение элементарных задач по генетике»










13

Наследственные болезни человека.









14

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.











15

Факторы, определяющие здоровье человека









16

Царство Вирусы и вирусные заболевания.











Раздел VI.Клеточный уровень организации жизни


9 ч

9 ч



17

Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе.









18

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.










19

Строение клетки.









20

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

Лабораторная работа №4 « Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».






21

Клеточный цикл.







22

Деление клетки - митоз и мейоз.









23

Структура и функции хромосом.









24

Структура и функции хромосом










25

История развития науки о клетке.










Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни

10ч



26

Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.









27

Основные химические соединения живой материи.

Лабораторная работа № 5«Органические вещества клетки».

Выявление с помо­щью пероксида водорода и фермента каталазы, органических веществ (крахмала, бел­ков, жира) в тканях растений и животных.










28

Структура и функции нуклеиновых кислот.













29

Процессы синтеза в живых клетках.









30

Процессы биосинтеза белка. Практические работы:

№1. Решение задач «Молекулярная биология».










31

Молекулярные процессы расщепления.

Практические работы:

№ 2. Решение задач «Энергетический обмен»










32

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.









33

Время экологической культуры. Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.








34

Обобщение и систематизация знаний. Тест в виде ЕГЭ









35

Повторения курса биологии за 11 класс. Тест виде ЕГЭ


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!