СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык"»

Содержательный раздел

ООП НОО МБОУ СОШ №20

п. 2.2.3.


Город Новочеркасск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 20

__________ Е.И. Юзбекова

Приказ от 31.08.2021 г. № 174








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку на 2021-2022 учебный год

Уровень общего образования: начальное общее образование, 2 В класс

Количество часов: 128 часов

Учитель: Шахрызаева Эльмира Сафаиловна





















Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 2 В класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 20 на основе:


  • приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями),

  • приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области,

  • приказа Минобрнауки РФ от 22.03.2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

  • основной образовательной программы ФГОС НОО МБОУ СОШ № 20.

На изучение русского языка во 2 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 20 на 2020-2021 учебный год отводится 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по русскому языку во 2 классе запланировано 128 часа (календарно-тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала во 2 классе будет обеспечено за счет прохождения темы «Текст» за 3 часа вместо 5 часов, «Слова» за 22 часа вместо 28 часов.


Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:


  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 2 класс, М.: Просвещение, 2020 г.


  1. Методическое пособие для учителя «Русский язык» 2 класс, М.: Просвещение, 2020 г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Планируемые результаты освоения программы.


                Личностные результаты


У учащегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.

               Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

Учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

               Предметные результаты


Второклассник научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

  • изменяемые и неизменяемые слова;

  • формы слова и однокоренные слова;

  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • предложения по цели высказывания;

  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

  • распространенные и нераспространенные предложения;

  • типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

             выделять, находить:

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • основную мысль текста;

  • отдельные предложения в сплошном тексте без знаков препинания;

  • нужное предложение в тексте по указанному порядковому номеру;

  • корень слова в однокоренных словах;

  • главные члены предложения в простых предложениях, не имеющих однородных членов;

  • части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог) в предложении;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги, безошибочно ставить ударение;

  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

  • подбирать однокоренные слова;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 35-45 слов1;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • исправлять деформированные предложения(с нарушенным порядком слов);

  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей, предложений);

  • использовать красную строку(абзац),

  • использовать пунктуационные знаки(в пределах изученного).

применять правила правописания:

  • перенос слов;

  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;

  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

  • гласные после шипящих;

  • буквосочетания с шипящими чк, чт, чн, нч, щн, нщ;

  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

  • мягкий знак – показатель мягкости, разделительный мягкий знак;

  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Второклассник получит возможность научиться:

  • различать однозначные и многозначные слова;

  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;

  • составлять план текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.


Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности

Использование резерва учебного времени

1.

Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.



2.

Текст

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.



3.

Предложение

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.




4.

Слова, слова, слова…

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.



5.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. 

Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.



6.

Части речи.

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.



7.

Повторение.

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.






























Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

Сроки изучения

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Универсальные учебные действия


1.

Наша речь

3

1.09-6.09

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной

речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с

памяткой «Как научиться правильно списывать предложение. Отличать диалогическую речь от

монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и

доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для

любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам

Делать выводы о значении речи в жизни человека. Различать диалог и монолог.

2.

Текст

2

07.09-08.09

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста.

Воспроизведение текста.


Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуника-

тивной задачей. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать

текст. Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по

заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать

ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задачей. Передавать устно

содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и

письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять

рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. 

Различать предложение и группу предложений.

Определять тему, главную мысль текста. Выделять части текста. Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.

3.

Предложение

7

09.09-21.09

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения

конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать

в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять

предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять

заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и

второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и

сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать

распространённое и нераспространённое предложения. Составлять нераспространён-ные и

распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять

предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. Находить основу и второстепенные члены предложения. Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому.

4.

Слова, слова, слова…

22

22.09-28.10

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение.

Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.


Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие

словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую

сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о

слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определён-

ными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них

языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по

данным вопросам. Оценивать результаты выполненного

задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Находить однокоренные

слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать

однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения

корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова».Подбирать

однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение,

обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в

слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в

слове. Наблюдать за ролью словесного ударения Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения Составлять простейшие

слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели

слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём,

находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого

общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности

в парах правильность произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с

одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы

переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

 Определять лексическое значение слов. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Различать оттенки значений синонимов. Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. Делить слова на слоги. Находить в словах ударный слог. Переносить слова с одной строки  на другую.

5.

Звуки и буквы

43

10.11 - 02.02

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки.

Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и

мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание

буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание

слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.

Разделительный мягкий знак (ь).


познавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное

обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и

располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии,

по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в

алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к

заданной.Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном

порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи

употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило

написания имён собственных и первого слова в предложении. Работать со страничками для

любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых

буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.). Находить в слове гласные звуки.

Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать

гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и

буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять

причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав

слов (роса, якорь).

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского

языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Планировать

учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного

гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным

правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь

алгоритмом проверки написания.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо

проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём

изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава —

травы, травка).Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Наблюдать над

произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать

правило переноса слов с удвоенными согласными (ванна). Находить совместно со

сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике

дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои

занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Определять и

правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие

согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на

письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные

действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как

огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы,

паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине

слова перед согласным (день, коньки).

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими

сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями

чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило

написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн. Различать непарные твёрдые и мягкие

шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с

такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—

ши, ча—ща, чу—щу. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать

правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные

звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух

парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на

конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова. Наблюдать над произношением слов с

разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким

знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким

знаком__

Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов. Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. Писать имена собственные с большой буквы. Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова. Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

6.

Части речи.

40

03.02-25.04

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена

существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен

существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и

роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи.

Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем

имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-

рассуждение. Предлоги.


Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому

значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических

групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён

существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с

опорой на вопросы кто? и что? Подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических

групп. Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» (под

руководством учителя).

Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам

учителя.

Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга — книги).

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного

числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или

неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное),

роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени

существительного. Классифицировать имена существительные по

определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя

существительное с определённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать

заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать

составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. Оценивать свои

достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному

приложению. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому

значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Распознавать собственные имена существительные. Применять правила правописания. Изменять имена существительные по числам. Распознавать в речи имена существительные. Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. Определять число глаголов. Находить прилагательные в тексте. Устанавливать связь между существительным и прилагательным. Определять число имени прилагательного. Осознавать местоимение как часть речи.

7.

Повторение.

11

26.04-19.05



Отличать текст от предложения. Отличать предложение от группы слов. Распознавать однокоренные слова по двум признакам. Распознавать части речи. Видеть орфограммы в слове. Применять правила правописания.




Календарно– тематическое планирование.


урока

Дата

Тема урока (лабораторной, практической, контрольной работы и т.д.)

Домашнее задание

1.

01.09

Наша речь. Виды речи.

с.7 упр.3

2.

02.09

Виды речи. Речь-главный способ общения людей.

с.5 упр.8

3.

06.09

Диалог и монолог.

с.12 упр.9

4.

07.09

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста.

с.19 упр.17

5.

08.09

Части текста. Построение текста.

с.21 упр.19

6.

09.09

Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения.

с.26 упр.24

7.

13.09

Связь слов в предложении.

с.28 упр.28

8.

14.09

Главные члены предложения.

с.30 упр.32

9.

15.09

Входной диктант.

словарь

10.

16.09

Работа над ошибками по теме «Второстепенные члены предложения.»

с.32 упр.35

11.

20.09

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

с.34 упр.38

12.

21.09

Распространенные и нераспространенные предложения.

с.36 упр.42

13.

22.09

Связь слов в предложении.

с.39 упр.46

14.

23.09

Контрольное списывание.

правила

15.

27.09

Лексическое значение слова.

с.44 упр.52

16.

28.09

Лексическое значение слова.

с.46 упр.57

17.

29.09

Однозначные и многозначные слова

с.49 упр.61

18.

30.09

Прямое и переносное значение слов.

с.51 упр.65

19.

04.10

Синонимы.

с.54 упр.70

20.

05.10

Антонимы.

с.56 упр.74

21.

06.10

Синонимы и антонимы. Обучающее изложение текста по вопросам.

с.57 упр.75

22.

07.10

Контрольный диктант по теме «Предложение»

правила

23.

11.10

Работа над ошибками по теме «Предложение»

с.60 упр.83

24.

12.10

Родственные (однокоренные) слова.

с.62 упр.88

25.

13.10

Однокоренные слова. Корень слова.

с.63 упр.91

26.

14.10

Выделение корня в однокоренных словах.

с.64 упр.94

27.

18.10

Обучающее изложение

словарь

28.

19.10

Работа над ошибками

с.67 упр.99

29.

20.10

Какие бывают слоги?

Ударение. Ударные и безударные слоги.

с.69 упр.104

30.

21.10

Контрольный диктант по теме «Перенос слов»

правила

31.

25.10

Ударение. Ударные и безударные слоги.

с.70 упр.106

32.

26.10

Перенос слов по слогам.

с.72 упр.111

33.

27.10

Перенос слов по слогам.

с.74 упр.114

34.

28.10

Работа над ошибками по теме «Переном слов»

с.80 упр.120

35.

10.11

Звуки и буквы.

с.82 упр.123

36.

11.11

Русский алфавит или азбука.

с.84 упр.128

37.

15.11

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

с.87 упр.132

38.

16.11

Гласные звуки.

с.90 упр.137

39.

17.11

Гласные звуки. Работа с текстом.

с.92 упр.140

40.

18.11

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

правила

41.

22.11

Работа над ошибками по теме «Звуки и буквы»

с.94 упр.144

42.

23.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

с.96 упр.146

43.

24.11

Особенности проверяемых и проверочных слов.

с.98 упр.151

44.

25.11

Проверочные слова. Правописание однокоренных слов.

с.100 упр.155

45.

29.11

Обучающее сочинение по репродукции С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

словарь

46.

30.11

Работа над ошибками.


47.

01.12

Способы проверки безударного гласного звука в корне слова.

с.102 упр.160

48.

02.12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

с.105 упр.167

49.

06.12

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

с.107 упр.170

50.

07.12

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные»

правила

51.

08.12

Работа над ошибками по теме «Безударные гласные»

с.114 упр.182

52.

09.12

Согласные звуки.

Согласный звук [й,] и буква «и краткое»

с.116 упр.187

53.

13.12

Слова с удвоенными согласными. Рассказ по картине А. С. Степанова «Лоси».

с. 118 упр.190, словарь

54.

14.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

с.121 упр.196

55.

15.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

с.123 упр.201

56.

16.12

Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.

с.126 упр.207

57.

20.12

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. Перенос слов с мягким знаком.

с.128 упр.209

58.

21.12

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки»

словарь

59.

22.12

Работа над ошибками по теме «Согласные звуки»

с.5 упр.4

60.

23.12

Буквосочетания чн, чк, щн. Обобщение знаний о написании изученных орфограмм.

с.7 упр.10

61.

27.12

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

с.12 упр.18

62.

28.12

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

с.14 упр.23

63.

10.01

Звонкие и глухие согласные звуки.

с.17 упр.27

64.

11.01

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

с.19 упр.30

65.

12.01

Проверка парных согласных в корне слова.

с.21 упр.33

66.

13.01

Обучающее изложение по плану и опорным словам.

словарь

67.

17.01

Работа над ошибками

с.23 упр.37

68.

18.01

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

с.25 упр.41

69.

19.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

с.28 упр.49

70.

20.01

Изложение повествовательного текста.

правила

71.

24.01

Контрольный диктант по теме «Парные согласные»

словарь

72.

25.01

Работа над ошибками по теме «Парные согласные»

с.33 упр.56

73.

26.01

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

с.35 упр.61

74.

27.01

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

с.38 упр.67

75.

31.01

Контрольное списывание.

правила

76.

01.02

Разделительный мягкий знак.

словарь

77.

02.02

Части речи.

с.43 упр.72

78.

03.02

Имя существительное как часть речи.

с.49 упр.79

79.

07.02

Проверочная работа.

правила

80.

08.02

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

с.51 упр.86

81.

09.02

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

с.53 упр.90

82.

10.02

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

словарь

83.

14.02

Работа над ошибками

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

с.55 упр.95

84.

15.02

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

с.59 упр.100

85.

16.02

Заглавная буква в написании кличек животных, географических названий.

с.60 упр.103

86.

17.02

Обучающее изложение.

правила

87.

21.02

Работа над ошибками

Единственное и множественное число имён существительных.

с.62 упр.107

88.

22.02

Единственное и множественное число имён существительных.

с. 64 упр.112

89.

24.02

Единственное и множественное число имён существительных.

с.114 упр.114

90.

28.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

словарь

91.

01.03

Работа над ошибками по теме «Имя существительное»

с.69 упр.119

92.

02.03

Глагол как часть речи и употребление его в речи.

с.71 упр.123

93.

03.03

Глагол как часть речи и употребление его в речи. Развитие речи. Работа с текстом.

с.73 упр.127

94.

05.03

Единственное и множественное число глаголов.

с.75 упр.130

95.

09.03

Число глаголов.

с.77 упр.134

96.

10.03

Диктант по теме «Глагол».

правила

97.

14.03

Работа над ошибками по теме «Глагол»

с.87 упр.150

98.

15.03

Правописание частицы НЕ с глаголами.

с.79 упр.138

99.

16.03

Обобщение знаний о глаголе.

с.81 упр.141

100.

17.03

Текст-повествование и роль глагола в нем.

с.84 упр.147

101.

28.03

Имя прилагательное как часть речи.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

с.88 упр.152

102.

29.03

Значение имен прилагательных.

с.90 упр.155

103.

30.03

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

с.91 упр.157

104.

31.04

Единственное и множественное число имён прилагательных.

с.93 упр.159

105.

04.04

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

правила

106.

05.04

Единственное и множественное число имён прилагательных.

с.94 упр.162

107.

06.04

Текст-описание и роль имен прилагательных в нем.

с.96 упр.166

108.

07.04

Текст-описание и роль имен прилагательных в нем.

с.98 упр.169

109.

11.04

Местоимение (личное) как часть речи.

с.102 упр.174

110.

12.04

Местоимение (личное) как часть речи.

с.104 упр.179

111.

13.04

Текст-рассуждение.

с.106 упр.182

112.

14.04

Проверочная работа по теме «Местоимение».

словарь

113.

18.04

Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными.

с.109 упр.185

114.

19.04

Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными.

с.111 упр.189

115.

20.04

Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными.

с. 112 упр. 191

116.

21.04

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов»

правила

117.

25.04

Работа над ошибками по теме «Правописание предлогов»

с.113

118.

26.04

Повторение по теме «Текст».

Повторение по теме «Предложение»

с.117 упр.195

119.

27.04

Сочинение по картине.

правила

120.

28.04

Работа над ошибками.

Повторение по теме «Предложение».

с.120 упр.202

121.

04.05

Повторение по теме «Слово и его значение».

с.122 упр.207

122.

05.05

Повторение по теме «Части речи». Имя существительное.

с.123 упр.211

123.

11.05

Контрольный диктант по теме «Правила правописания»

правила

124.

12.05

Работа над ошибками по теме «Правила провописания»

с.124 упр.212

125.

16.05

Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное. Глагол.

с.125 упр.215

126.

17.05

Повторение по теме «Звуки и буквы»

с.126 упр.218

127.

18.05

Повторение по теме «Правила правописания».

с.128 упр.222

128.

19.05

Повторение по теме «Правила правописания».

с.128 упр.223































Материально-техническое обеспечение учебного процесса:


Печатные пособия:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 2 класс, М.: Просвещение, 2020 г

2. Методическое пособие для учителя «Русский язык» 2 класс, М.: Просвещение, 2020 г.




Экранно- звуковое обеспечение:

- проектор

- лингофонное устройство

- интерактивная доска

- документ - камера


Технические средства обучения:

- компьютер


Цифровые образовательные ресурсы:

- диски:

1. «Начальная школа», изд. КИМ, 2009.

2. «Русский язык» 2 класс, КИМ, 2009


Демонстрационные пособия:

- таблицы

- сюжетные картинки















Рассмотрено

Протокол заседания школьного методического объединения учителей начальных классов

от_______ № ___

______________/ Бочкарева И. В.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______________ / Ленецкая С. В.

дата



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!