СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Проектная деятельность" 9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса позволяет реализовывать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностные подходы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Проектная деятельность" 9 класс»

16



«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

Протокол от ___.08.21___ № ____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказом директора МОБУ лицея №7

от ___.08.21___ № ______
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

для обучающихся 9а, 9б класса

учителя истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Дрофа Елены Владимировны

на 2021/2022 учебный год














г. Таганрог

2021 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.п.9,10, ст.19, 21, ст.32 п.2.6)

  2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 01.01.2001 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  4. ООП ООО МОБУ лицея № 7

  5. Учебный план МОБУ лицея № 7 на 2021-2022 учебный год;

  6. Календарный учебный график МОБУ лицея № 7 на 2021-2022 учебный год;

  7. Положение о структуре, порядке рассмотрения и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОБУ лицея №7.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской дея­тельности, в будущем станут основой для реализации учебно ­исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Програм­ма курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы.


Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

• Продолжить развитие - поисковых умений (умение самостоятельно вырабатывать идею исследовательского проекта, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию; умение находить несколько вариантов решения проблемы); - коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие, умение отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии); - практических умений и навыков (участие в проведении социологических опросов, классных часов и различных мероприятий по социально-правовым вопросам).

• Обучать ориентироваться в постоянно растущем потоке информации;

• Способствовать расширению метапредметных знаний по базовым дисциплинам школьной программы;

• Формировать готовность к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными способностями;


Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).


Формы организации занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные практики, самостоятельная работа, мини-конференция, консультация.


Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Существенный вклад в формирование функциональной грамотности вносят многообразные формы учебно – исследовательской и проектной деятельности, обеспечивающие интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

    1. урок – исследование, урок-конкурс, урок – защита исследовательских проектов, урок – творческий отчет, урок – рассказ об ученых, урок – экспертиза, урок – круглый стол и др.;

    2. учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов;

    3. домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

  1. исследовательская практика обучающихся;

  2. образовательные поездки, походы, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

  3. факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, с возможностями реализации на них учебно – исследовательской деятельности учащихся;

  4. участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Особенностью учебно – исследовательской деятельности являются ее связь с проектной деятельностью обучающихся. Наиболее сложным видом учебных проектов является исследовательский проект, представляющий собой небольшое исследование на лингвистическую, социолингвистическую, культурологическую, литературоведческую тему. По структуре такое учебное исследование приближается или совпадает с подлинным научным исследованием и включает: аргументацию актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования в последовательности принятой логики; определениеметодов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, формулирование выводов; оформление результатов исследования и обозначение новых проблем, требующих дальнейшего исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении (например, язык рекламы, языковые ошибки, употребление жаргона школьниками, частотные слова в интернет – форумах и т.п.), ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты имеют четкую структуру, включающую определение цели проекта; предмет информационного поиска; источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.); презентацию, в том числе на школьных сайтах или в сети Интернет, на научно – практических конференциях, гимназических чтениях и т.д. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико – ориентированные проекты предполагают изначально заданные результаты деятельности участников проекта, ориентированные на применение самими участниками в их учебной деятельности (оформление кабинета, дидактические пособия, таблицы, словари и т.п.)

Результаты творческих проектов по русскому языку могут быть представлены газетами, журналами, сборниками лингвистических сочинений, сказками на лингвистические темы, сценариями видеофильмов, тематических вечеров и т.п., публикациями в школьной газете, на школьных сайтах или в сетевых проектах, мультимедийными продуктами монопредметного или межпредметного характера. В таких проектах участники самостоятельно прорабатывают структуру совместной деятельности и презентацию результатов.

Игровые проекты отличает открытая структура до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, роли литературных, исторических персонажей или выдуманных героев. Организация игровых проектов включает: обоснование целей проведения игры; составление плана ее разработки и утверждения правил; написание сценария и рекомендаций по организации игры; составление инструкций для игроков; отбор необходимой информации и средств для создания игровой обстановки; подбор и оформление дидактических материалов; разработку способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Различаются также дидактические цели проектов (ознакомлениеучащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.); длительность работы над ними (от мини – проекта на уроке до многолетнего проекта). По содержанию проекты могут быть монопредметными (по русскому языку) и межпредметными или метапредметными (русский язык и литература, история; русский язык и ИКТ – компетентность; русский язык и коммуникативная компетентность и т.п.).

Особой формой межпредметных учебных проектов являются телекоммуникационные проекты, представляющие собой «совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся – партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». Такие проекты могут носить международный характер.

Для организации проектной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;

  • для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, клубы, школьные научные общества;

  • учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для спешной реализации выбранного вида проекта;

  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

  • использование для начинающих дневника самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта;

  • наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

  • результаты и продукты проектной и исследовательской работы должны быть представлены, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет итоговый проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимися на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Одной из особенностей работы над проектом является самооценка хода и результата работы.


Деятельность клуба ориентирована на формирование культуры обучающихся через участие в различных интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах, фестивалях как на уровне образовательного учреждения, так и города Таганрога.

Работа команды клуба «Эрудит» в течение одного учебного года предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» в соответствии с планом работы команды (для проведения интеллектуальных КВН, конкурсов). В ходе работы команды руководитель организует как часы консультирования, так и самостоятельной работы учащихся над заданиями при его непосредственном участии, наблюдении. Процесс обучения в клубе направлен, в конечном счете, на то, чтобы подростки научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.



Планируемые результаты обучения:

Учащийся научиться

        • основам методологии исследовательской и проектной деятельности;

  • структуре и правилам оформления исследовательской и проектной работы.

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

  • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

  • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

  • оформлять результаты исследования;

  • владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.


Содержание учебного предмета


    1. Введение. Мир науки

Роль науки в современном мире. Основная функция науки как сферы человеческой деятельности. Классификация наук (естественные, гуманитарные, математические дисциплины).

Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности. Биография великих ученых как образец трудолюбия и целеустремленности. (А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский). Величайшие научные открытия конца XX – начала XXI века.

Особенности научной работы.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Каковы роль и функция науки в современном мире?

  2. О каких величайших открытиях науки XX – начала XXI века вам известно? Какую роль эти открытия сыграли и играют в нашей жизни? Деятельность каких ученых заинтересовала вас?

  3. В чем заключаются особенности научного труда? Что входит в понятие «этики научного труда»?


    1. Работа с литературными источниками

Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Монография. Брошюра. Сборник научных статей. (Обзор)

Культура чтения. Цели чтения. Скорость чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое чтение.

Основы библиографии. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Виды информационных источников. Методы поиска информации. Способы накопления информации. Система хранения информации в стране.

Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов. Поиск литературы по обычному и электронному каталогам. Заполнение требований на книгу. Работа с книгой. Работа со справочной литературой. Словари, энциклопедии. Оформление библиографии по проблеме исследования. Работа с архивным материалом. Электронные источники и работа с ними.

Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации. Сокращение текста. Составление плана. Конспектирование. Выписки. Цитаты. Сноски. Тезисы. Оценка текста: аннотация, рецензия, эссе. Правила их оформления. Изложение материала использованной литературы. Систематизация «хранения информации»

Форма контроля: конспект, кластер, схема по выбранной теме

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. В чем заключаются особенности таких литературных источников как журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное пособие, методическое пособие, монография, сборник научных статей?

  2. Что включает в себя понятие «культура чтения»? какие виды чтения вы знаете? Кратко охарактеризуйте каждый из видов чтения и расскажите в каком случае используется каждый из них.

  3. О каких видах информации вам известно? Охарактеризуйте известные вам виды информационных источников. Какие методы поиска информации вы знаете? В чем специфика каждого из них? Какие способы накопления информации вам известны?

  4. С какими видами каталогов вы познакомились? В чем заключается специфика электронных каталогов? По какому принципу строится работа с электронными источниками? Расскажите о правилах оформления библиографии по проблеме исследования. Охарактеризуйте специфику работы с архивным материалом.

  5. О каких методах обработки полученной информации вам стало известно? Расскажите об основных видах сокращения текста. В чем состоят особенности составления конспектов? Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности? Что такое аннотация и зачем она нужна? Что такое выписки? Цитаты? Сноски? Каковы основные правила их оформления? Что такое рецензия? В чем особенность ее написания?


    1. Социальное проектирование

Выбор темы проекта и его обоснование. Способы определения актуальной социальной проблемы. Определение целей и задач социального проекта. Составление плана работы.

Методы исследования выбранной проблемы, основы социологии. Составление анкет, вопросов интервью, определение круга опрашиваемых.

Поиск деловых партнеров: общественные и властные структуры. Умение общаться. Составные части общения, правила эффективного общения, учимся договариваться. Конфликт и пути его решения. Ведение переговоров, психология общения, имидж делового человека.

Обработка результатов социологического опроса. Оформление портфолио проекта. Делопроизводство: деловой этикет, деловая переписка.

Основы экономического планирования. Бизнес – план. Организационный план, финансовый план, юридический план, типы источников финансирования, способы их поиска, изучения и выбора.

Проведение плановых мероприятий: посещение научных, общественных учреждений власти. Проведение официальных переговоров. Оформление портфолио проекта.

Подготовка к защите проекта. Анализ собранной информации, составление текста защиты работы. Оформление компьютерной презентации.

Форма контроля: Составление «Золотых правил группы», социологический опрос, бизнес – план проекта, социальный проект.


    1. Понятие об исследовательской работе

Виды исследований (фундаментальные, прикладные, исследования-разработки). Различия между компилятивными, реферативными и исследовательскими работами.

Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.

Составление сложного развернутого плана работы. Структура учебного исследования как текста особого рода. Титульный лист. Оглавление. Введение. Главы основной части. Заключение. Библиография. Приложение. Логическая структура научного исследования.

Виды исследовательских работ. Реферат. Его виды. Структура реферата. Этапы работы. Требования к оформлению. Критерии оценки.

Научный отчет. Его структура. Порядок составления.

Журнальная научная статья. Композиция. Порядок оформления.

Структура исследования. Введение. Понятие об актуальности выбранной темы. Актуальность объективная и субъективная. Выявление противоречия. Постановка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели. Определение задач.

Ведущий замысел и гипотеза. Понятие о гипотезе (общая, частная, единичная гипотезы). Роль гипотезы в исследовании. Разработка рабочей гипотезы. Теоретическая и (или) практическая новизна и значимость исследования. Понятие о гипотетико-дедуктивном методе исследования.

Создание учебно-научного текста по учебному исследованию. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Лексические особенности научного стиля речи. Термины и профессионализмы. Морфологические особенности научного стиля речи. Синтаксические особенности научного стиля речи.

Общая структура научно-учебного текста. Пять правил доказательств. Этика цитирования. Оформление ссылок в работе.

Содержание теоретической части исследования.

Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.

Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов. Структура логического вывода: посылки, заключение; отличие вывода от причинного объяснения. Дедуктивные и индуктивные выводы.

Оформление библиографического списка использованной литературы.

Общие правила оформления результатов учебной исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Форма контроля: Сложный развернутый план по выбранной теме. Учебная исследовательская работа по выбранной теме. Рецензия на исследовательскую работу. Выступление – презентация исследовательской работы и участие в конференции проектно – исследовательских работ.

Вопросы по разделу для проверки и самопроверки учащихся.

  1. Какие виды исследований вы знаете? В чем заключается различие между разными видами исследований?

  2. Назовите основные составляющие учебного исследования, охарактеризуйте каждый из них.

  3. О каких видах исследовательских работ вам известно? Назовите их виды и требования к их оформлению.

  4. В чем заключаются особенности структуры научного отчета? Журнальной научной статьи? Какие особенности композиции имеет журнальная научная статья?

  5. Что такое ведущий замысел исследования? Гипотеза? Какова роль гипотезы в исследовании? Что такое гипотетико-дедуктивный метод исследования?

  6. Назовите характерные особенности научного стиля речи. В чем его отличие от других стилей? Расскажите об особенностях лексики научного стиля, приведите примеры. Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляются к терминам? Какие словообразовательные элементы характерны для этого стиля речи? Расскажите о морфологических особенностях научного стиля. Почему в нем не употребительны местоимения я, ты и глаголы в 1-м лице единственного числа? В чем особенность синтаксиса этого стиля? Какой основной тип речи представляют тексты, относящиеся к научному стилю речи?

  7. Какие пять правил доказательства вы знаете?

  8. Расскажите об этике цитирования и о правилах оформления ссылок в работе.

  9. Что должна содержать теоретическая часть исследования? Опытно-экспериментальная часть? Заключительная часть? Какова структура логического вывода?

  10. Каковы основные правила оформления результатов учебной исследовательской работы



Примеры тем проектно-исследовательских работ


История–МХК

1. Влияние культурной политики государства на формирование советского изобразительного искусства 20–30-х годов ХХ века.

2. Влияние революционных событий февраля–октября 1917 года в Петрограде на формирование образа революционной столицы в 20-е годы ХХ века.

3. Искусство в России на фоне общественно-политических событий начала ХХ века.

4. Влияние социально-политического положения в России конца ХIХ–начала ХХ века на развитие русского искусства (на примере творческой деятельности С.П. Дягилева в России и организации «Русских сезонов» за рубежом).

5. Феномен блокадного города. Влияние экстремальной политической ситуации на развитие культуры.

6. Настроения в российском обществе в начале ХХ века и многообразие художественных стилей и направлений в культурной жизни Петербурга (Москвы).

История–право

1. Эволюция законодательных актов земских соборов ХVIII века и их роль в политической жизни страны.

2. Убийство Николая II и правовые аспекты восстановления монархии в России.

3. Правовые аспекты Нюрнбергского процесса и нравственные итоги Второй мировой войны.

4. Роль Конституционного Суда в условиях формирования правового государства современной России.

5. Элементы правового государства в политическом устройстве средневековой Руси (на примере устройства Древнего Новгорода).

6. Длительное заключение как альтернатива смертной казни.

История–экономика

1. Денежная реформа С.Ю. Витте и ее влияние на социально-экономическую жизнь России на рубеже ХIХ–ХХ веков.

2. История возникновения векселя в России и за рубежом. Вексель как средство платежа в России в современных условиях.

3. Опыт многоукладной экономики в годы НЭПа и возможность применения ее в современной России.

4. Акценты и приоритеты внутренней инвестиционной политики России в конце ХIХ–начале ХХ века и в современных условиях.

5. Опыт антиинфляционной политики в России (20-е годы ХХ века) и современные инфляционные процессы.

6. Проблемы безработицы в России в начале ХХ века и в современный период.

7. Проблемы формирования банковской системы в России.

8. «Развитой социализм»: переход от командно-административной экономики к бюрократической.

9. Опыт налоговой политики в России и проблема формирования доходной части бюджета в современных условиях.

10. Опыт реформирования российской деревни в начале ХХ века.

11. Экономические проблемы России и Японии на Дальнем Востоке в ХХ веке.

История–география

1. Исторические и географические аспекты проблемы вхождения Крыма в состав Украины.

2. Развитие наземных видов транспорта в США, странах Западной Европы и России в ХIХ–ХХ веках.

3. Географические аспекты аграрной реформы П.А. Столыпина.

4. История, тенденции и проблемы развития автомобильной промышленности мира.

5. Историко-географические аспекты развития водного мирового транспорта.

6. Демографические проблемы и развитие российской деревни в конце ХIХ–начале ХХ века.

7. Влияние реформ Александра II на демографическую ситуацию в России во второй половине ХIХ века.

8. Историко-географический анализ развития водного транспорта мира.

9. Географические открытия как исторические моменты развития общества.

10. Историко-географический анализ автомобилестроения и автомобильного транспорта России.

История–биология

Социальная политика России и проблема здоровья нации на рубеже веков (1890–1914 гг.).

История–физика

1. Проблема взаимовлияния исторических процессов и физических открытий.

2. Влияние конфликтов в обществе на развитие физики.

3. Исторические предпосылки развития физики.

4. Влияние физических открытий на развитие мирового транспорта.

5. Развитие двигателя и его роль в научно-техническом прогрессе.

История–математика

Массовые репрессии 30–50-х гг. Математические методы подсчета жертв.

Литература–история

1. Судьбы научно-технической интеллигенции в 20–50-е годы ХХ века и их отображение в повести Д. Гранина «Зубр».

2. Крымская война и ее отображение в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

3. Проблема историчности описания Бородинского сражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. Кавказская война (1817–1864 гг.) и российское общество: историческая действительность и художественное воплощение в творчестве Л.Н. Толстого.

5. Опыт художественного осмысления нигилизма в России во второй половине ХIХ века (на материале произведений русских писателей).

6. Партизанское движение 1812 года в России и его художественное осмысление в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

7. ГУЛАГ: историческая правда и художественное осмысление.

8. Раскулачивание как факт коллективизации — историческое расследование на основе документальных источников и литературных произведений.

9. Политизация российского общества 20-х годов и трагедия творческой личности (на примере жизни и творчества В.В. Маяковского).

10. Роль литературных салонов в общественно-политической жизни России первой четверти ХIХ века.

11. Ахейская Греция: исторические источники и «Илиада» Гомера в переводе Гнедича.

12. «Идеологически двусмысленные» (И. Сталин) произведения Андрея Платонова в историческом контексте.

13. Своеобразие пушкинской трактовки образа и исторической роли Марины Мнишек.

14. Своеобразие пушкинской оценки личности и исторической роли Лжедмитрия I.

15. «Сказание о Борисе и Глебе»: исторические источники и жанровое своеобразие.

16. Судьба и творчество петербургских писателей в контексте истории ХХ века.

17. Дуэль как элемент дворянской культуры и ее отражение в произведениях А.С. Пушкина.

18. Бюрократический аппарат Российской империи и образ чиновника в русской литературе ХIХ века.

19. История русской эмиграции первой волны (1917–1925 гг.) и литература русского зарубежья этого периода.

20. Изменение статуса дворянства в пореформенный период и изображение дворянского сословия в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

21. Трагедия интеллигенции в годы Гражданской войны (на материале исторических источников и романа М. Булгакова «Белая гвардия»).

22. Поучение Владимира Мономаха в историческом контексте.

23. «Золотой век» российской действительности на страницах журнала «Сатирикон».

24. Судьбы крестьянства в эпоху коллективизации: взгляд историка и взгляд художника.

25. Трактовка И. Ильфом и Е. Петровым советской действительности конца 20-х годов в романе «Золотой теленок».

26. «Колымские рассказы» В. Шаламова как «преображенный документ» исторической реальности.

27. Своеобразие художественного осмысления исторических фактов сталинских репрессий в повести Л.К. Чуковской «Софья Петровна» и поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

28. Роль ХХ съезда КПСС в развитии отечественной литературы (на материале произведений писателей литературной группы «Мы — молодые»).

29. «Окопная проза» как способ осмысления реалий армейской жизни в период Великой Отечественной войны (на материале романа В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»).

Литература–МХК

1. Разнообразие кинематографических интерпретаций произведений И. Ильфа и Е. Петрова (на примере экранизаций романа «Двенадцать стульев»).

2. Гамлетовские мотивы в русском искусстве ХIХ века.

3. Литературно-артистическое кафе «Бродячая собака» как способ преодоления «кризиса индивидуализма», возникшего в мире искусства после первой русской революции.

4. Постановка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в начале и в конце ХХ века.

5. Поиски истины в современной российской культуре и в лирике «поздних петербуржцев».

6. Образ Демона в русской художественной культуре (на примере творчества М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля).

7. Особенности осмысления А. Блоком образов мировой художественной культуры.

8. Своеобразие преломления архитектурных образов в художественном мире О. Мандельштама.

9. Идейно-художественное своеобразие современной прозы в контексте тенденций массовой культуры.

Литература–русский язык

1. Лексические составляющие образа Петербурга в прозе Ф.М. Достоевского.

2. Лексические составляющие образа Родины в лирике С. Есенина.

3. Место и роль неологизмов и окказионализмов в лирике В. Маяковского.

4. Своеобразие речевых характеристик персонажей в драматических произведениях А.П. Чехова.

5. Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов.

6. Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.

7. Особенности языка «сказа» в произведениях М. Зощенко.

8. Особенности синтаксического строя стихотворений М. Цветаевой.

Литература–иностранный язык

1. Особенности переводов французских поэтов-символистов.

2. Художественное своеобразие сонетов У. Шекспира в русских переводах.

Литература–философия

1. Влияние идей Ф.М. Достоевского на мировоззрение западно-европейской интеллигенции.

2. Философско-этические проблемы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

3. Специфика отражения философских идей В. Соловьева в первом томе лирической трилогии А. Блока.

4. Влияние философских мыслей П.Я. Чаадаева на творчество русских поэтов первой половины ХIХ века.

5. Влияние идей Ф. Ницше на эстетическую концепцию раннего Горького.

6. Отражение увлечения М. Горького социалистическими идеями и «пролетарской философией» Богданова-Луначарского на идейно-художественной концепции повести «Мать».

География–литература

Нравственные аспекты экологических проблем и их отражение в экономической географии и литературе.

География–биология

Город как уроэкосистема (на примере Санкт-Петербурга, Москвы или другого города).

География–физика

1. Развитие коммуникационных линий с помощью сотовой связи.

2. Вода — самая удивительная жидкость на Земле.

3. Космические технологии исследования природных ресурсов планеты.

4. Экологические аспекты современной энергетики. Стратегия развития энергетики в Северо-Западном (любом другом) регионе России.

5. Нетрадиционные источники энергии и их использование.

6. Экология Санкт-Петербурга (Москвы, другого крупного города): город и транспорт.

7. Ядерная война как глобальная экологическая катастрофа.

8. Место атомной энергетики в топливно-энергетическом балансе России.

9. Научно-технический прогресс и его влияние на экологически критические районы мира.

10. Ядерная энергетика. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

11. Нетрадиционные источники энергии и их роль в децентрализации энергетики России.

12. Атомная энергетика: проблемы безопасности и перспективы развития.

13. Проблемы передачи электроэнергии на дальние расстояния.

14. Физические основы создания телекоммуникационных систем.

15. Ядерная энергетика и окружающая среда.

16. Радиация и радиоактивность: компромисс между риском и пользой.

17. Проблемы и перспективы использования солнечной энергии в мировом хозяйстве.


Экономика–география

1. Паевые инвестиционные фонды в России как производная западных аналогов.

2. Перспективы создания свободной экономической зоны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

3. Роль Всемирного банка в мировой экономике, его отношение с современной Россией.


Экономика–право

1. Правовые и экономические аспекты создания предприятия в современной России.

2. Экономические преступления в России в постсоветский период и правовые основы борьбы с экономическими преступлениями в современной России.


Экономика–информатика

1. Текущее положение и перспективы развития российского рекламного бизнеса.

2. Международный рынок информации и проблемы развития информационной инфраструктуры России в современных условиях.

3. Роль компьютерных технологий в развитии средств мировых коммуникаций.


Экономика–математика

Математические модели повышения эффективности производства.


Биология–экономика

Экономические основы медицинского обслуживания населения (на примере медицинских центров Санкт-Петербурга).

Биология–химия

1. Химия созидающая и разрушающая организм человека (на примере наркотических средств).

2. Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании организма вирусом ВИЧ.

3. Инфекционные заболевания, их особенности, влияние на организм (на примере лептоспироза).

4. Реакция организма человека на фармацевтические средства, используемые в современной стоматологии.


Биология–информатика

1. Изменение численности в биологических сообществах. Система уравнений «хищник–жертва».

2. История внедрения и перспективы применения компьютерных технологий в современной медицинской науке и практике.


Информатика–физика

1. Компьютерная модель деформации твердых тел.

2. Способы увеличения быстродействия компьютера.

3. Физические основы хранения информации.

4. Моделирование процессов деформации в языке конструирования виртуальной реальности VRML 2.0.

5. Компьютерная модель решения задач на закон сохранения импульса.

6. Компьютерное исследование физических процессов в автогенераторе.

7. Компьютерное пособие по теме «Голография и ее применение».

8. Компьютерное пособие по физике лазеров для учащихся 10–11-х классов.

9. Компьютерная модель процесса упругого и неупругого столкновения.

10. Компьютерное моделирование движения заряженной частицы в электростатическом поле.

11. Компьютерная модель движения заряженной частицы в однородном магнитном поле.

12. Физические принципы повышения быстродействия вычислительных приборов.

13. Физические основы хранения информации в электронно-вычислительных машинах.

14. Физические процессы, сопровождающие ядерный взрыв (информационно-обучающая система).

15. Лазеры в волоконно-оптических линиях связи.

16. Оптические накопители, их применение в персональных компьютерах и основные направления их развития.


Информатика–география

1. Компьютерная поддержка темы «Современный дизайн национального ландшафта».

2. Компьютерная поддержка темы «География транспорта мира».

3. Компьютерная поддержка темы «География народонаселения мира».

4. Компьютерная поддержка темы «Мировые природные ресурсы».

5. Компьютерная поддержка темы «Политическое устройство Европы».

6. Компьютерная поддержка темы «Население мира».

7. Оптимальная программа развития Санкт-Петербургского (Московского) метрополитена на основе системы экспертных оценок.

8. Применение информационных технологий для решения транспортных проблем.


Математика–информатика

1. Компьютерная поддержка темы «Построение и преобразование графиков функций».

2. Использование компьютерных прикладных программ при анализе временных рядов.

3. Решение систем уравнений методами Крамера и Гаусса с использованием ЭВМ.

4. Компьютерная поддержка решения алгебраических уравнений численными методами.

5. Использование экспертной системы для проведения тестирования по тригонометрии.


Физика–биология

Влияние электромагнитных волн на живые организмы.


Физика–математика

1. Физические и геометрические аспекты при выводе спутников на околоземные орбиты.

2. Геометрический ход лучей в оптических системах.

3. Термодинамические процессы в неидеальном газе.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!