СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Проектная мастерская предназначена для обучения учащихся 6-9 классов основам исследовательской и проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Программа включает 34 часа из расчёта 1 час в неделю (40 минут). Программа разработана на основе: - требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1879 (ред. от 31.12.2015) (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 01.02.2011 г. №19644);

 - основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 21;

- авторской программы «Проектная мастерская» для учащихся 5-9 классов, авторы составители: А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев, из Сборника рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учебного пособия для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020. – 313 с., соответствующей требованиям ФГОС ООО;

 - учебного пособия для общеобразовательных организаций «Проектная мастерская» / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. — М.:Просвещение, 2019.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная мастерская"»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Проектная мастерская»

уровня основного общего образования,

обеспечивающая реализацию ФГОС















2021 год


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Обучение школьников основам проектно-исследовательской деятельности должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов (метапредметные результаты в данном случае рассматриваются и как предметные):

Личностные результаты:

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- участие в общественно-полезной деятельности, добросовестное отношение к своим обязанностям, выполнение норм и требований школьной жизни;

- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения.

Метапредметные и предметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, исследования.

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата работы;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям задачи или задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- различать способ и результат действия;

Ученик получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные:

Ученик научится:

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Ученик получит возможность научиться:

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- использовать технологии проблемного диалога и продуктивного чтения.

Познавательные:

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) и контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения, проекты, исследования в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;


2. Содержание предмета

Каждая тема состоит из теоретического материала, примеров, иллюстрирующих теоретический материал (на основе двух-трёх текстов или визуальных фрагментов, подобранных из первоисточников), задания для обсуждения текстов и практической части, когда учебная группа делится на три части (химия, физика, биология) и учащиеся обрабатывают пройденное, получая практические задания для самостоятельной работы (в лаборатории, компьютерном классе и др.) и фиксируя результаты в рабочих тетрадях.

Теоретическое занятие происходит в классе с использованием материала учебного пособия. Вначале учитель поясняет цель занятия и его основное содержание. Для групповой работы в классе по теме занятия рекомендуется подготовить (или определить во время занятия) актуальный кейс или тему, которую следует обсудить в режиме групповой работы и зафиксировать вывод.

Практическое занятие посвящено практической отработке в лаборатории материала и понятий, определённых в теоретическом занятии.

Тематический состав занятий:

  1. Исследование и проектирование. Сходства и различия.

  2. Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу сказать в выбранной области?

  3. Актуальность в моей работе. Как говорить от моего собственного лица?

  4. Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и правила цитирования.

  5. Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное направление?

  6. Объект и предмет работы.

  7. Что такое цель и как её поставить?

  8. Откуда берутся задачи?

  9. Гипотеза и зачем она нужна?

  10. Что такое методы и методики?

  11. Планирование работы. Ресурсная база и как её просчитать?

  12. Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его корректировать?

  13. Что такое собственные результаты и как их обрабатывать?

  14. Анализ результатов и их обсуждение.

  15. Подготовка отчёта о работе. Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.).

  16. Инфографика и как её делают.

  17. Подготовка выступления о работе. Публичная презентация результатов работы. Как я могу понравится экспертам?



3. Тематическое планирование

п/п

Тема

Основное содержание

Виды деятельности учеников

Кол-во часов

Теор.

Прак

1

Исследование и проектирование

Исследование и проектирование как основные методы познания и деятельности. Цели исследования и проектирования и их различия. Примеры проектов и исследований

предметные: коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

1

2

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос и его отличие от учебной задачи. Источники появления проблемного вопроса. Методы формирования проблемного вопроса в работе.

предметные: выполнение практических заданий, развивающих умения видеть проблемы «Посмотри на мир чужими глазами»; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: постановка и формулирование проблемы; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

3

Актуальность

Что такое актуальность и для кого поставленная проблема актуальна (для страны, для сообщества, для учащегося). Правильная формулировка актуальности работы

предметные: умение строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;

- умение определить вид проблемы, осуществить анализ проблемной ситуации и наметить путь решения проблемы;

личностные: участие в общественно-полезной деятельности,

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: осуществление действий, обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли, уметь договариваться, находить общее решение, брать инициативу

1

1

4

Источники информации

Литературный обзор и его особенности. Специфика разных источников информации. Правила цитирования.

предметные: составление списка литературы и оформление его в соответствии с правилами библиографии; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, познавательные: смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации;

коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера

1

1

5

Тема работы

Формулирование темы исследовательской или проектной работы. Основные требования к работам других жанров.

предметные: выполнение практических заданий типа «Как мне все успеть?», «Как вырастить цветок?»; применение приема «Фишбоун»;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, волевая саморегуляция; познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

6

Объект и предмет

Необходимость выбора объекта и предмета, их отличия. Примеры объектов и предметов в исследовательских и проектных работах учащихся.

предметные: умение строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: - умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;

коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения



1

1

7

Цель работы

Цель в исследовательских и проектных работах, их отличия. Цель и тема. Как правильно поставить цель?

предметные: коллективное обсуждение вопросов и приведение примеров; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение понятий с целью установления различий по выбранным аспектам на основе самостоятельно выделенных признаков; коммуникативные: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

1

8

Задачи работы

Задачи как этапы движения к цели. Главные и вспомогательные задачи. Отличие задач от методов.

предметные: коллективное обсуждение вопросов и приведение примеров; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение понятий с целью установления различий по выбранным аспектам на основе самостоятельно выделенных признаков; коммуникативные: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

1

9

Гипотеза работы

Гипотеза в исследованиях и почему она не нужна в проектах. Отличие гипотез от утверждения. В каком случае необходима формулировка гипотезы?

предметные: продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные: определение основной и второстепенной информации; анализ, синтез; обобщение, сравнение; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

10

Методы исследования и проектирования

Как подобрать метод выполнения работы? Эффективность метода. Чувствительность метода.

предметные: совершенствование владения основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.); личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка результатов деятельности;

коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

11

Планирование

Этапы планирования хода исследовательской или проектной работы. Особенности их планирования. Ресурсная база и как ее определяют.

предметные: планирование подготовки и осуществления исследовательского проекта; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации;

коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

12

Корректировка плана

Что такое контроль и для чего он предназначен. Необходимость корректировка. Исторические примеры.

предметные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, познавательные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

13

Результаты и их обработка

Что является результатом исследовательской или проектной работы. Первичные и вторичные результаты. Достоверность результатов. Статистическая обработка.

предметные: выделение главной идеи текста, структурирование текста; подбор необходимых источников информации; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

1

14

Анализ результатов

Способы интерпритации результатов. Факторы, влияющие на результат, и их анализ.

предметные: формулировка суждений и умозаключений;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, обобщение, сравнение;

коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения

1

1

15

Подготовка отчета

Как подготовить отчет о работе? Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.)

предметные: форматирование подготовленного текста; подготовка и оформление схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов и т.п.;

личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование, познавательные: определение основной и второстепенной информации; анализ, синтез, сравнение;

коммуникативные: обоснование своей точки зрения; контроль, коррекция, оценка действий партнера

1

1

16

Инфографика

Подготовка материалов к презентации. Графическое изображение результатов.

предметные: подготовка плана предполагаемого выступления с представлением проекта; подбор возможных вопросов к докладу и подготовка ответов; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: определение основной и второстепенной информации, анализ, синтез, моделирование; коммуникативные: постановка вопросов; контроль, коррекция, оценка действий партнера

1

1

17

Выступление

Публичная презентация результатов работы. Структура выступления и его адресность. Психология общения с экспертами.

предметные: представление и защита подготовленного проекта;

личностные: действие нравственно-этического оценивания содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; регулятивные: контроль, оценивание;

познавательные: представление и защита проекта;

коммуникативные: постановка вопросов, ответы на вопросы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1

1



4. Средства обучения и воспитания

1. «Проектная мастерская» / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев, учебное пособие для общеобразовательных организаций — М.:Просвещение, 2019.

2. Рабочие тетради для практических занятий по направлениям физика, химия, биологии.

3. Дидактические материалы (электронные, сетевые образовательные ресурсы, слайд - фильмы, презентации, образовательные видеофильмы, демонстрационные материалы и др.), которые подготавливаются учителем самостоятельно.

4. Учебное оборудование лабораторий химии, физики биологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!