РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Проектная мастерская»
уровня основного общего образования,
обеспечивающая реализацию ФГОС
2021 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение школьников основам проектно-исследовательской деятельности должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов (метапредметные результаты в данном случае рассматриваются и как предметные):
Личностные результаты:
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- участие в общественно-полезной деятельности, добросовестное отношение к своим обязанностям, выполнение норм и требований школьной жизни;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения.
Метапредметные и предметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, исследования.
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата работы;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям задачи или задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- использовать технологии проблемного диалога и продуктивного чтения.
Познавательные:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) и контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения, проекты, исследования в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
2. Содержание предмета
Каждая тема состоит из теоретического материала, примеров, иллюстрирующих теоретический материал (на основе двух-трёх текстов или визуальных фрагментов, подобранных из первоисточников), задания для обсуждения текстов и практической части, когда учебная группа делится на три части (химия, физика, биология) и учащиеся обрабатывают пройденное, получая практические задания для самостоятельной работы (в лаборатории, компьютерном классе и др.) и фиксируя результаты в рабочих тетрадях.
Теоретическое занятие происходит в классе с использованием материала учебного пособия. Вначале учитель поясняет цель занятия и его основное содержание. Для групповой работы в классе по теме занятия рекомендуется подготовить (или определить во время занятия) актуальный кейс или тему, которую следует обсудить в режиме групповой работы и зафиксировать вывод.
Практическое занятие посвящено практической отработке в лаборатории материала и понятий, определённых в теоретическом занятии.
Тематический состав занятий:
Исследование и проектирование. Сходства и различия.
Проблемный вопрос, или Что нового и интересного я могу сказать в выбранной области?
Актуальность в моей работе. Как говорить от моего собственного лица?
Источники информации и как ими пользоваться. Ссылки и правила цитирования.
Как сформулировать тему работы? Откуда взять интересное направление?
Объект и предмет работы.
Что такое цель и как её поставить?
Откуда берутся задачи?
Гипотеза и зачем она нужна?
Что такое методы и методики?
Планирование работы. Ресурсная база и как её просчитать?
Корректировка плана в ходе выполнения работы и зачем нужно его корректировать?
Что такое собственные результаты и как их обрабатывать?
Анализ результатов и их обсуждение.
Подготовка отчёта о работе. Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.).
Инфографика и как её делают.
Подготовка выступления о работе. Публичная презентация результатов работы. Как я могу понравится экспертам?
3. Тематическое планирование
№п/п | Тема | Основное содержание | Виды деятельности учеников | Кол-во часов |
Теор. | Прак |
1 | Исследование и проектирование | Исследование и проектирование как основные методы познания и деятельности. Цели исследования и проектирования и их различия. Примеры проектов и исследований | предметные: коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1 | 1 |
2 | Проблемный вопрос | Проблемный вопрос и его отличие от учебной задачи. Источники появления проблемного вопроса. Методы формирования проблемного вопроса в работе. | предметные: выполнение практических заданий, развивающих умения видеть проблемы «Посмотри на мир чужими глазами»; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: постановка и формулирование проблемы; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
3 | Актуальность | Что такое актуальность и для кого поставленная проблема актуальна (для страны, для сообщества, для учащегося). Правильная формулировка актуальности работы | предметные: умение строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи; - умение определить вид проблемы, осуществить анализ проблемной ситуации и наметить путь решения проблемы; личностные: участие в общественно-полезной деятельности, познавательные: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: осуществление действий, обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность распределять роли, уметь договариваться, находить общее решение, брать инициативу | 1 | 1 |
4 | Источники информации | Литературный обзор и его особенности. Специфика разных источников информации. Правила цитирования. | предметные: составление списка литературы и оформление его в соответствии с правилами библиографии; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, познавательные: смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера | 1 | 1 |
5 | Тема работы | Формулирование темы исследовательской или проектной работы. Основные требования к работам других жанров. | предметные: выполнение практических заданий типа «Как мне все успеть?», «Как вырастить цветок?»; применение приема «Фишбоун»; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, волевая саморегуляция; познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
6 | Объект и предмет | Необходимость выбора объекта и предмета, их отличия. Примеры объектов и предметов в исследовательских и проектных работах учащихся. | предметные: умение строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: - умение начинать и заканчивать действие в нужный момент; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
7 | Цель работы | Цель в исследовательских и проектных работах, их отличия. Цель и тема. Как правильно поставить цель? | предметные: коллективное обсуждение вопросов и приведение примеров; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение понятий с целью установления различий по выбранным аспектам на основе самостоятельно выделенных признаков; коммуникативные: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1 | 1 |
8 | Задачи работы | Задачи как этапы движения к цели. Главные и вспомогательные задачи. Отличие задач от методов. | предметные: коллективное обсуждение вопросов и приведение примеров; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение понятий с целью установления различий по выбранным аспектам на основе самостоятельно выделенных признаков; коммуникативные: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1 | 1 |
9 | Гипотеза работы | Гипотеза в исследованиях и почему она не нужна в проектах. Отличие гипотез от утверждения. В каком случае необходима формулировка гипотезы? | предметные: продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; познавательные: определение основной и второстепенной информации; анализ, синтез; обобщение, сравнение; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
10 | Методы исследования и проектирования | Как подобрать метод выполнения работы? Эффективность метода. Чувствительность метода. | предметные: совершенствование владения основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.); личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка результатов деятельности; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
11 | Планирование | Этапы планирования хода исследовательской или проектной работы. Особенности их планирования. Ресурсная база и как ее определяют. | предметные: планирование подготовки и осуществления исследовательского проекта; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
12 | Корректировка плана | Что такое контроль и для чего он предназначен. Необходимость корректировка. Исторические примеры. | предметные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, познавательные: поиск и выделение необходимой информации; моделирование; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
13 | Результаты и их обработка | Что является результатом исследовательской или проектной работы. Первичные и вторичные результаты. Достоверность результатов. Статистическая обработка. | предметные: выделение главной идеи текста, структурирование текста; подбор необходимых источников информации; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1 | 1 |
14 | Анализ результатов | Способы интерпритации результатов. Факторы, влияющие на результат, и их анализ. | предметные: формулировка суждений и умозаключений; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ, обобщение, сравнение; коммуникативные: постановка вопросов; обоснование своей точки зрения | 1 | 1 |
15 | Подготовка отчета | Как подготовить отчет о работе? Жанры представления результатов (тезисы, статья, компьютерная презентация, постер и др.) | предметные: форматирование подготовленного текста; подготовка и оформление схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов и т.п.; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование, познавательные: определение основной и второстепенной информации; анализ, синтез, сравнение; коммуникативные: обоснование своей точки зрения; контроль, коррекция, оценка действий партнера | 1 | 1 |
16 | Инфографика | Подготовка материалов к презентации. Графическое изображение результатов. | предметные: подготовка плана предполагаемого выступления с представлением проекта; подбор возможных вопросов к докладу и подготовка ответов; личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные: целеполагание; планирование; познавательные: определение основной и второстепенной информации, анализ, синтез, моделирование; коммуникативные: постановка вопросов; контроль, коррекция, оценка действий партнера | 1 | 1 |
17 | Выступление | Публичная презентация результатов работы. Структура выступления и его адресность. Психология общения с экспертами. | предметные: представление и защита подготовленного проекта; личностные: действие нравственно-этического оценивания содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; регулятивные: контроль, оценивание; познавательные: представление и защита проекта; коммуникативные: постановка вопросов, ответы на вопросы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1 | 1 |
4. Средства обучения и воспитания
1. «Проектная мастерская» / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев, учебное пособие для общеобразовательных организаций — М.:Просвещение, 2019.
2. Рабочие тетради для практических занятий по направлениям физика, химия, биологии.
3. Дидактические материалы (электронные, сетевые образовательные ресурсы, слайд - фильмы, презентации, образовательные видеофильмы, демонстрационные материалы и др.), которые подготавливаются учителем самостоятельно.
4. Учебное оборудование лабораторий химии, физики биологии.