СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предметного курса для учащихся 5 класса « Наглядная геометрия»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предметного курса для учащихся 5 класса « Наглядная геометрия»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4


Рассмотрено

на методическом объединении

учителей математического цикла

протокол № 1

от « »_августа 2021

рук МО _____ Купцова Л.В.

Согласовано

на методическом совете

протокол № 1

от « »_августа_2021

зам директора по УВР

________ Калашникова И.С.

Утверждено

директор МБОУ СОШ №4


_______Краснова И.В.












Рабочая программа предметного курса

для учащихся 5 класса

« Наглядная геометрия»


Срок реализации 2021-2022 учебный год.








Разработчик Зубенко Н.Ф.

Краснова И.В.

Купцова Л.В.

Панихидкина Н.И.

квалификационная первая

категория высшая













г. Светлоград,

2021 - 2022 год



Пояснительная записка


В основе учебного предмета «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный учебный предмет дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе геометрии вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой учебного предмета «Наглядная геометрия».


Цели курса:

- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;

- максимальное развитие познавательных способностей учащихся; показать роль геометрических знаний в познании мира;

- развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося; формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур;

- развитие глазомера и умений преодолевать трудности при решении геометрических задач.


Задачи курса:

- вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности;

- познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучить свойства на уровне практических исследований;

- применять полученные знания при решении различных задач.

Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование,

эксперимент.


Требования к уровню подготовки (обученности) учащихся, обучающихся по данной программе.


Изучение наглядной геометрии в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.


Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам наглядной геометрии;

- понимание роли геометрии в жизни человека;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о значении геометрии для познания окружающего мира.


Метапредметные результаты:

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Ученик научится: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнять действия в устной форме; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных

в учебнике; воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.


Познавательные УУД:

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные из других источников;

- строить небольшие математические сообщения в устной форме;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Ученик получит возможность научиться:

- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения геометрических задач.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве, договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач,

корректно формулировать свою точку зрения;

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе, осуществлять взаимный контроль.


Предметные результаты:

Наглядная геометрия.

Ученик научится:

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

- вычислять площадь и объём геометрических фигур.

Ученик получит возможность:

- научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

- углубить и развить представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.

Геометрические фигуры.

Ученик научится:

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

- находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

решать несложные задачи на построение.

Ученик получит возможность:

- научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

- находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

решать несложные задачи на построение.

Измерение геометрических величин.

Ученик научится:

- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

- вычислять площади прямоугольника, квадрата;

- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей

фигур;

- решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

- вычислять площади прямоугольника, квадрата;

- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

- решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.

Рабочая программа составлена с учетом Рабочей программы воспитания.


Формирование функциональной грамотности обучающихся

• умение находить и отбирать информацию.

• производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.

• интерпретировать, оценивать и анализировать данные.


Содержание программы


1. Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.

2. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.

3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.

4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда

Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.

Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.

6.Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.


Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

1.

Введение.

1

2.

Фигуры на плоскости.

6

3

Фигуры в пространстве.

3

4

Измерение геометрических величин.

3

5

Топологические опыты.

2

6

Занимательная геометрия.

2


Итого

17


Литература:


  1. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. Наглядная геометрия. 5 класс: приложение к учебному пособию, 2006.

  2. Липская И.Е. Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета «Наглядная геометрия» в 5-6 классах.

  3. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.

  4. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.

  5. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 189 с.

  6. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с





























Календарно - тематическое планирование


классы 5а, 5б, 5в, 5г

учитель: Зубенко Н.Ф., Краснова И.В., Купцова Л.В., Панихидкина Н.И..

количество часов по учебному плану17 всего часов 17; в неделю часов 0,5

Планирование составлено на основании

Наглядная геометрия. Приложения к учебному пособию 5 кл.: Метод. рекоменд. для учителей. Ерганжиева Л.Н., Фальке Л.Я. – Ставрополь: СКИПКРО,1996.




Содержание материала

Количество часов

Дата

Дата


Введение

1



1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерительные инструменты.

1




Фигуры на плоскости

6



2

Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы

1



3

Конструирование из Т.

1



4

Треугольник и квадрат. Виды треугольников. Сумма углов в треугольнике.

1



5

Практическая работа «Сумма углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника».

1



6

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм. Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов.

1



7

Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры.

1




Фигуры в пространстве

3



8

Пространство и размерность. Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

1



9

Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

1



10

Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом.

1




Измерение геометрических величин

3



11

Измерение длин, измерение площадей, единицы измерения.

1



12

Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности. Измерение длины окружности.

1



13

Измерение объёмов. Развёртка куба и параллелепипеда и изготовление фигур из них.

1




Топологические опыты

2



14

Геометрический тренинг. Фигуры одним росчерком пера.

1



15

Листы Мёбиуса. Граф.

1




Занимательная геометрия.

2



16

Зашифрованная переписка. Практическая работа «Шифровка»

1



17

Задачи со спичками, занимательные задачи. Кроссворды

1



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!