СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом программы ФГОС2021-2022г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс»


Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Проекта Примерной рабочей программы основного общего образования « История» для 5-9 классов образовательных организаций. Институт стратегии развития образования Российской академии образования . Министерство просвещения российской Федерации. Москва 2021


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,ьспособного к самоидентификациии определению своих ценностных ориентирована на основе осмысления и освоения исторического опыты своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной социальной практике.

Место учебного предмете « История» в учебном плане

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета « История» базовым учебным планом: по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 5 КЛАСС

История Древнего мира( 68 ч)

Введение (2 ч)

Что изучает история. . Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. . Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).

Первобытность.(4ч)

Происхождение и расселение и эволюции древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. .Овладение огнем. Появление человека разумного .Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой общины к соседской. Появление знати.Представление об окружающем мире, верование первобытных людей.

Разложение первобытных отношений. На пороге цивилизации..

Древний мир ( 62ч)

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. . Карта Древнего мира.


Древний Восток ( 20 ч).

Понятие « Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет( 7 ч)

. Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, ремесел. Рабы.

Отношение Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов: ТутмосIII, могущество Египта при РамсесеII/ Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон- реформатор Этнатон. Познания древних египтян ( астрономия, математика, медицина). Письменность ( иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф.Шампольона. Искусство Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии ( 4 ч)

Природные условия Месопотамии.Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Мифы и сказания. Письменность.


Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурное сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники вавилона

Восточное Средиземноморье в древности. ( 2 ч)

Природные условия , их влияние на занятия жителей.Финикия:. развитие ремёсел и караванной и морской торговли. Города- государства. Финикийская колонизация Финикийский алфавит. Палестина и ее население., Возникновение Израильское царство. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Персидская держава ( 2ч)

Завоевание персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: КирII, Великий , ДарийI Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия ( 2 ч)

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства .Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии ( эпос, литература, художественная культура, научные познания).

Древний Китай ( 3 ч)

Природные условия Древнего Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Древнейшее царство.Создание объединённой империи. . Империи Цинь и Хань.Возведение Великой китайской стены.Появление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли., Великий шелковый путь. Религиозно- филосовские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм ( 20ч)

Древняя Греция.( 4 ч0

Природные условия Древней греции.Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции( Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея

Греческие полисы( 10 ч)

Подъем хозяйственной жизни после « темных веков». Развитие земледелия и ремесел. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация: митрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко- персидские войны. Причина войн. Походы персов в Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление Афинскогомогущества: Фемистокол,. Битва при Фермопилах. Захват Аттики. Победа греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко- персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения Пелопонесская война: причины. Участники, итоги. Упадок Эллады.


Культура Древней Греции ( 3 ч)

Религия древних греков: пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг ( театр. Спортивные состязания) Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания Элленизм. ( 3ч)

Возвышение Македонии. Политика Филиппа IIГлавенство Македонии над греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим ( 20 ч).

Возникновение римского государства( 3 ч)

Природа и население Аппенинского государства в древности. Этрусские города- государства. Население этресков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римких граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верование древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье ( 3 ч)

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибалл: битва пари Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны ( 5 ч)

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия. Итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря Победа Октивиана.

Расцвет и падение римской империи( 6ч )

Установление императорской власти. Октивиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Римской империи

Культура Древнего Рима ( 3ч)

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие науки. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение ( 2 ч)

Историческое и культурное наследие цивилизации Древнего мира








Тематическое планирование 5 класс( 68 ч)


Тематические блоки и темы

1-2

Введение ( 2 ч)

Первобытность ( 4ч)

3-6

Первобытность ( 4ч)

Древний Восток ( 20ч)

7-13

Древний Египет

14-17

Древние цивилизации Месопотамии

18-19

Восточное Средиземноморье в древности

20-21

Персидская держава

22-23

Древняя Индия

24-26

Древний Китай

Древняя Греция. Эллинизм.( 20 ч)

27-30

Древняя Греция

31-40

Греческие полисы

41-43

Культура древней Греции

44-46

Македонские завоевания

Древний Рим( 20ч)

47-49

Возникновение римского государства

50-52

Римские завоевания в Средиземноморье

53-57

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

58-63

Расцвет и падение Римской империи

64-66

Культура Древнего Рима

Обобщение 2ч

67-68

Обобщение






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убежде­ния и качества:

—в сфере патриотического воспитания: осознание россий­ской гражданской идентичности в поликультурном и мно­гконфессиональном обществе, проявление интереса к по­знанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отно­шение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудо­вым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природно­му наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

  • в сфере гражданского воспитания: осмысление историче­ской традиции и примеров гражданского служения Отече­ству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных ин­тересов других людей; активное участие в жизни семьи, об­разовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискри­минации; неприятие действий, наносящих ущерб социаль­ной и природной среде;

  • в духовно-нравственной сфере: представление о традицион­ных духовно-нравственных ценностях народов России; ори­ентация на моральные ценности и нормы современного рос­сийского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

  • в понимании ценности научного познания: осмысление зна­чения истории как знания о развитии человека и общества,

о социальном, культурном и нравственном опыте предше­ствующих поколений; овладение навыками познания и оцен­ки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

  • в сфере эстетического воспитания: представление о куль­турном многообразии своей страны и мира; осознание важ­ности культуры как воплощения ценностей общества и сред­ства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных тради­ций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

—в формировании ценностного отношения к жизни и здоро­вью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохране­ния (в том числе — на основе примеров из истории); пред­ставление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

—в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источ­ника развития человека и общества; представление о разно­образии существовавших в прошлом и современных профес­сий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентиро­ванных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

  • в сфере экологического воспитания: осмысление историче­ского опыта взаимодействия людей с природной средой; осо­знание глобального характера экологических проблем совре­менного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружаю­щей среде; готовность к участию в практической деятельно­сти экологической направленности

—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной дея­тельности для конструктивного ответа на природные и соци­альные вызовы


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Метапредметные результаты изучения истории в ос­новной школе выражаются в таких качествах и действиях, как:

владение базовыми логическими действиями: систематизи­ровать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явле­ний; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и раз­личия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: опре­делять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соот­носить полученный результат с имеющимся знанием; опре­делять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др );

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне- учебной исторической информации (учебник, тексты истори­ческих источников, научно-популярная литература, интер­нет-ресурсы и др ) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; вы­сказывать суждение о достоверности и значении информа­ции источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно);

владение коммуникативными навыками: представлять осо­бенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различия и сходство вы­сказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точ­ку зрения; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных це­лей; планировать и реализовывать коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном мате­риале; определять свое участие в общей работе и координи­ровать свои действия с другими членами команды; оцени­вать полученные результаты и свой вклад в общую работу;

владение регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы, са­моконтроля, рефлексии и самооценки полученных результа­тов; вносить коррективы в свою работу с учетом установлен­ных ошибок


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

—целостные представления об историческом пути человече­ства, разных народов и государств; о преемственности исто­рических эпох; о месте и роли России в мировой истории; —базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;

—способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущ­ности и значения событий и явлений прошлого и современ­ности;

  • умение работать: а) с основными видами современных источ­ников исторической информации (учебник, научно-популяр­ная литература, интернет-ресурсы и др ), оценивая их инфор­мационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источни­ками — извлекать, анализировать, систематизировать и ин­терпретировать содержащуюся в них информацию; опреде­лять информационную ценность и значимость источника;

—способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;

—владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

—способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультур- ной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе цен­ностей современного российского общества;

—осознание необходимости сохранения исторических и куль­турных памятников своей страны и мира;

  • умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процес­сов прошлого с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в . Достижение последнего из указанных предметных результа­тов может быть обеспечено введением отдельного модульного учебного курса «Страницы истории нашей страны ХХ — нача­ла XXI в .», предваряющего систематическое изучение отече­ственной истории этого периода в 10—11 классах . Изучение данного курса призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917— 1922 гг. , Великая Отечественная война 1941—1945 гг . , распад СССР, сложные 1990-е гг , возрождение страны с 2000 г по сегодняшний день, воссоединение Крыма с Россией в 2014 г )

Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоз­зренческие и метапредметные компоненты

Предметные результаты проявляются в освоенных учащими­ся знаниях и видах деятельности Они представлены в следую­щих основных группах

  1. . Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хро­нологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соот­носить год с веком, устанавливать последовательность и дли­тельность исторических событий

  2. Знание исторических фактов, работа с фактами: ха­рактеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифи­цировать) факты по различным признакам

  3. . Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т д ): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показы­вать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др

  4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)1: проводить поиск необходимой ин­формации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др ); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника

  5. . Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; харак­теризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объек­тов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т п

  6. . Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его опи­сание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; рас­крывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

  7. . Работа с версиями, оценками: приводить оценки истори­ческих событий и личностей, изложенные в учебной литерату­ре; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдель­ных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику историче­ской личности (по предложенному или самостоятельно состав­ленному плану)

  8. . Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в шко­ле и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры

Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планиро­вания и организации познавательной деятельности школьни­ков при изучении истории (в том числе — разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигну­тых учащих

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы.





Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся

% выполнения

0-35

36-60


61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории


Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



















Учебно- методический комплекс

- Проект Примерной рабочей программы основного общего образования « История» для 5-9 классов образовательных организаций. Институт стратегии развития образования Российской академии образования . Министерство просвещения российской Федерации. Москва 2021

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012г.

- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. – М . Просвещение 2020.

- Г.И. Годер Рабочая тетрадь История Древнего мира 5 класс, 1,2 часть М- Просвещение 2013г

- Проверочные и контрольные работы по истории Древнего мира 5 класс.. Е.А. Крючкова Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.- Просвещение2018г













Лист внесения изменений и дополнений



Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание



















































Приложение

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

История Древнего мира ( 68ч)

Введение ( 2 ч)

1

Что изучает история. . Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. . Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).

2

Вспомогательные исторические науки. . Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).

Первобытность ( 4ч)

Первобытность – 4 часа

3

Происхождение и расселение и эволюции древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. .Овладение огнем. Появление человека разумного .

4

Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

5

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли

6

Переход от родовой общины к соседской. Появление знати.Представление об окружающем мире, верование первобытных людей.

Разложение первобытных отношений. На пороге цивилизации..

Древний Восток ( 20ч)

Древний Египет- 7 часов

7

. Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян Возникновение государственной власти. Объединение Египта.

8

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян Возникновение государственной власти. Объединение Египта.

9

Управление государством (фараон, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, ремесел. Рабы.

Отношение Египта с соседними народами

10

Египетское войско. Завоевательные походы фараонов: ТутмосIII, могущество Египта при РамсесеII/

11

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы

12

Пирамиды и гробницы. Фараон- реформатор Этнатон. Познания древних египтян ( астрономия, математика, медицина).

13

Письменность ( иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф.Шампольона. Искусство Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии- 4 часа

14

Природные условия Месопотамии.Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Мифы и сказания. Письменность

15

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы Ассирия.

16

Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы

17

Культурное сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники Вавилона

Восточное Средиземноморье в древности- 2 часа

18

Природные условия , их влияние на занятия жителей.Финикия:. развитие ремёсел и караванной и морской торговли. Города- государства. Финикийская колонизация Финикийский алфавит.

19

Палестина и ее население., Возникновение Израильское царство. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания

Персидская держава- 2 часа

20

Завоевание персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: КирII, Великий , ДарийI

21

Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия – 2 часа

22

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства .Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.

23

Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии ( эпос, литература, художественная культура, научные познания).

Древний Китай -3 часа


24

Природные условия Древнего Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Древнейшее царство.Создание объединённой империи.

25

Империи Цинь и Хань.Возведение Великой китайской стены.Появление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли

26

Великий шелковый путь. Религиозно- филосовские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы

Древний Эллинизм- 20 часов

Древнейшая Греция- 4часа

27

Природные условия Древней греции.Занятия населения.

28

Древнейшие государства на Крите.Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции( Микены, Тиринф).

29

Троянская война. Вторжение дорийских племен. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.).

30

Троянская война.Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея


Греческие полисы 10 часов

31

Подъем хозяйственной жизни после « темных веков». Развитие земледелия и ремесел


32

Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос

33

Великая греческая колонизация: митрополии и колонии.


34

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение

35

Спарта: основные группы населения, политическое устройство Организация военного дела. Спартанское воспитание.


36

Греко- персидские войны. Причина войн. Походы персов в Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление Афинскогомогущества

37

Фемистокол,. Битва при Фермопилах. Захват Аттики. Победа греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко- персидских войн

38

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле

39

Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения

40

Пелопонесская война: причины. Участники, итоги. Упадок Эллады.


Культура Древней Греции- 3 часа

41

Религия древних греков: пантеон богов. Храмы и жрецы.

42

Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Греческое искусство: архитектура, скульптура.

43

Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг ( театр. Спортивные состязания) Общегреческие игры в Олимпии

Македонские завоевания. Эллинизм- 3 часа

44

Возвышение Македонии. Политика Филиппа IIГлавенство Македонии над греческими полисами. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.


45

Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского.

46

Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.


Древний Рим ( 20 ч).

Возникновение римского государства( 3 ч)

47

Природа и население Аппенинского государства в древности. Этрусские города- государства. Население этресков

48

Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римких граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верование древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии

49

Республика римких граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верование древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии

Римские завоевания в Средиземноморье- 3 часа

50

Войны Рима с Карфагеном.

51

Ганнибалл: битва пари Каннах. Поражение Карфагена

52

Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции

Поздняя Римская республика. Гражданские войны ( 5 ч)


53

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу

54

Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия. Итоги.

55

Гражданская война и установление диктатуры Суллы

56

. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах

57

Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря Победа Октивиана.


Расцвет и падение римской империи( 6ч )


58

Установление императорской власти. Октивиан Август.

59

Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление.

60

Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях

61

Возникновение и распространение христианства

62

Император Константин I, перенос столицы в Константинополь

63

Разделение римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Римской империи


Культура Древнего Рима ( 3ч)


64

Римская литература, золотой век поэзии.

65

Ораторское искусство; Цицерон. Развитие науки. Римские историки

66

Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон

Обобщение ( 2 ч)


67

Историческое и культурное наследие цивилизации Древнего мира


68

Историческое и культурное наследие цивилизации Древнего мира


















1

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!