Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Проекта Примерной рабочей программы основного общего образования « История» для 5-9 классов образовательных организаций. Институт стратегии развития образования Российской академии образования . Министерство просвещения российской Федерации. Москва 2021
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,ьспособного к самоидентификациии определению своих ценностных ориентирована на основе осмысления и освоения исторического опыты своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной социальной практике.
Место учебного предмете « История» в учебном плане
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета « История» базовым учебным планом: по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 5 КЛАСС
История Древнего мира( 68 ч)
Введение (2 ч)
Что изучает история. . Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. . Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).
Первобытность.(4ч)
Происхождение и расселение и эволюции древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. .Овладение огнем. Появление человека разумного .Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой общины к соседской. Появление знати.Представление об окружающем мире, верование первобытных людей.
Разложение первобытных отношений. На пороге цивилизации..
Древний мир ( 62ч)
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. . Карта Древнего мира.
Древний Восток ( 20 ч).
Понятие « Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет( 7 ч)
. Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, ремесел. Рабы.
Отношение Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов: ТутмосIII, могущество Египта при РамсесеII/ Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон- реформатор Этнатон. Познания древних египтян ( астрономия, математика, медицина). Письменность ( иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф.Шампольона. Искусство Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии ( 4 ч)
Природные условия Месопотамии.Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Мифы и сказания. Письменность.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурное сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники вавилона
Восточное Средиземноморье в древности. ( 2 ч)
Природные условия , их влияние на занятия жителей.Финикия:. развитие ремёсел и караванной и морской торговли. Города- государства. Финикийская колонизация Финикийский алфавит. Палестина и ее население., Возникновение Израильское царство. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Персидская держава ( 2ч)
Завоевание персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: КирII, Великий , ДарийI Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия ( 2 ч)
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства .Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии ( эпос, литература, художественная культура, научные познания).
Древний Китай ( 3 ч)
Природные условия Древнего Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Древнейшее царство.Создание объединённой империи. . Империи Цинь и Хань.Возведение Великой китайской стены.Появление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли., Великий шелковый путь. Религиозно- филосовские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм ( 20ч)
Древняя Греция.( 4 ч0
Природные условия Древней греции.Занятия населения. Древнейшие государства на Крите.Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции( Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея
Греческие полисы( 10 ч)
Подъем хозяйственной жизни после « темных веков». Развитие земледелия и ремесел. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация: митрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко- персидские войны. Причина войн. Походы персов в Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление Афинскогомогущества: Фемистокол,. Битва при Фермопилах. Захват Аттики. Победа греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко- персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения Пелопонесская война: причины. Участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции ( 3 ч)
Религия древних греков: пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг ( театр. Спортивные состязания) Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания Элленизм. ( 3ч)
Возвышение Македонии. Политика Филиппа IIГлавенство Македонии над греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим ( 20 ч).
Возникновение римского государства( 3 ч)
Природа и население Аппенинского государства в древности. Этрусские города- государства. Население этресков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римких граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верование древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье ( 3 ч)
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибалл: битва пари Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны ( 5 ч)
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия. Итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря Победа Октивиана.
Расцвет и падение римской империи( 6ч )
Установление императорской власти. Октивиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Римской империи
Культура Древнего Рима ( 3ч)
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие науки. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение ( 2 ч)
Историческое и культурное наследие цивилизации Древнего мира
Тематическое планирование 5 класс( 68 ч)
№ | Тематические блоки и темы |
1-2 | Введение ( 2 ч) |
Первобытность ( 4ч) |
3-6 | Первобытность ( 4ч) |
Древний Восток ( 20ч) |
7-13 | Древний Египет |
14-17 | Древние цивилизации Месопотамии |
18-19 | Восточное Средиземноморье в древности |
20-21 | Персидская держава |
22-23 | Древняя Индия |
24-26 | Древний Китай |
Древняя Греция. Эллинизм.( 20 ч) |
27-30 | Древняя Греция |
31-40 | Греческие полисы |
41-43 | Культура древней Греции |
44-46 | Македонские завоевания |
Древний Рим( 20ч) |
47-49 | Возникновение римского государства |
50-52 | Римские завоевания в Средиземноморье |
53-57 | Поздняя Римская республика. Гражданские войны |
58-63 | Расцвет и падение Римской империи |
64-66 | Культура Древнего Рима |
Обобщение 2ч |
67-68 | Обобщение |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
—в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
—в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
—в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в таких качествах и действиях, как:
—владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
—владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др );
—работа с информацией: осуществлять анализ учебной и вне- учебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др ) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно);
—владение коммуникативными навыками: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различия и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
—осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и реализовывать коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу;
—владение регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы, самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
—целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории; —базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;
—способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение работать: а) с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др ), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками — извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источника;
—способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
—владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
—способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультур- ной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
—осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в . Достижение последнего из указанных предметных результатов может быть обеспечено введением отдельного модульного учебного курса «Страницы истории нашей страны ХХ — начала XXI в .», предваряющего систематическое изучение отечественной истории этого периода в 10—11 классах . Изучение данного курса призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917— 1922 гг. , Великая Отечественная война 1941—1945 гг . , распад СССР, сложные 1990-е гг , возрождение страны с 2000 г по сегодняшний день, воссоединение Крыма с Россией в 2014 г )
Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты
Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности Они представлены в следующих основных группах
. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий
Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам
. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т д ): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др
Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)1: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др ); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника
. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т п
. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий
. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану)
. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры
Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе — разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащих
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Учебно- методический комплекс
- Проект Примерной рабочей программы основного общего образования « История» для 5-9 классов образовательных организаций. Институт стратегии развития образования Российской академии образования . Министерство просвещения российской Федерации. Москва 2021
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012г.
- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. – М . Просвещение 2020.
- Г.И. Годер Рабочая тетрадь История Древнего мира 5 класс, 1,2 часть М- Просвещение 2013г
- Проверочные и контрольные работы по истории Древнего мира 5 класс.. Е.А. Крючкова Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.- Просвещение2018г
Лист внесения изменений и дополнений
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем |
История Древнего мира ( 68ч) Введение ( 2 ч) |
1 | Что изучает история. . Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. . Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). |
2 | Вспомогательные исторические науки. . Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). |
Первобытность ( 4ч) Первобытность – 4 часа |
3 | Происхождение и расселение и эволюции древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. .Овладение огнем. Появление человека разумного . |
4 | Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. |
5 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли |
6 | Переход от родовой общины к соседской. Появление знати.Представление об окружающем мире, верование первобытных людей. Разложение первобытных отношений. На пороге цивилизации.. |
Древний Восток ( 20ч) Древний Египет- 7 часов |
7 | . Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян Возникновение государственной власти. Объединение Египта. |
8 | Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян Возникновение государственной власти. Объединение Египта. |
9 | Управление государством (фараон, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, ремесел. Рабы. Отношение Египта с соседними народами |
10 | Египетское войско. Завоевательные походы фараонов: ТутмосIII, могущество Египта при РамсесеII/ |
11 | Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы |
12 | Пирамиды и гробницы. Фараон- реформатор Этнатон. Познания древних египтян ( астрономия, математика, медицина). |
13 | Письменность ( иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф.Шампольона. Искусство Египта (архитектура, рельефы, фрески). |
Древние цивилизации Месопотамии- 4 часа |
14 | Природные условия Месопотамии.Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Мифы и сказания. Письменность |
15 | Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы Ассирия. |
16 | Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы |
17 | Культурное сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники Вавилона |
Восточное Средиземноморье в древности- 2 часа |
18 | Природные условия , их влияние на занятия жителей.Финикия:. развитие ремёсел и караванной и морской торговли. Города- государства. Финикийская колонизация Финикийский алфавит. |
19 | Палестина и ее население., Возникновение Израильское царство. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания |
Персидская держава- 2 часа |
20 | Завоевание персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: КирII, Великий , ДарийI |
21 | Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр сатрапии, управление империей. Религия персов. |
Древняя Индия – 2 часа |
22 | Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства .Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. |
23 | Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии ( эпос, литература, художественная культура, научные познания). |
Древний Китай -3 часа |
24 | Природные условия Древнего Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Древнейшее царство.Создание объединённой империи. |
25 | Империи Цинь и Хань.Возведение Великой китайской стены.Появление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли |
26 | Великий шелковый путь. Религиозно- филосовские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы |
Древний Эллинизм- 20 часов Древнейшая Греция- 4часа |
27 | Природные условия Древней греции.Занятия населения. |
28 | Древнейшие государства на Крите.Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции( Микены, Тиринф). |
29 | Троянская война. Вторжение дорийских племен. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). |
30 | Троянская война.Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея |
Греческие полисы 10 часов |
31 | Подъем хозяйственной жизни после « темных веков». Развитие земледелия и ремесел |
32 | Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос |
33 | Великая греческая колонизация: митрополии и колонии. |
34 | Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение |
35 | Спарта: основные группы населения, политическое устройство Организация военного дела. Спартанское воспитание. |
36 | Греко- персидские войны. Причина войн. Походы персов в Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление Афинскогомогущества |
37 | Фемистокол,. Битва при Фермопилах. Захват Аттики. Победа греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко- персидских войн |
38 | Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле |
39 | Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения |
40 | Пелопонесская война: причины. Участники, итоги. Упадок Эллады. |
Культура Древней Греции- 3 часа |
41 | Религия древних греков: пантеон богов. Храмы и жрецы. |
42 | Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Греческое искусство: архитектура, скульптура. |
43 | Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг ( театр. Спортивные состязания) Общегреческие игры в Олимпии |
Македонские завоевания. Эллинизм- 3 часа |
44 | Возвышение Македонии. Политика Филиппа IIГлавенство Македонии над греческими полисами. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. |
45 | Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. |
46 | Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. |
Древний Рим ( 20 ч). Возникновение римского государства( 3 ч) |
47 | Природа и население Аппенинского государства в древности. Этрусские города- государства. Население этресков |
48 | Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римких граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верование древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии |
49 | Республика римких граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верование древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии |
Римские завоевания в Средиземноморье- 3 часа |
50 | Войны Рима с Карфагеном. |
51 | Ганнибалл: битва пари Каннах. Поражение Карфагена |
52 | Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции |
Поздняя Римская республика. Гражданские войны ( 5 ч) |
53 | Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу |
54 | Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия. Итоги. |
55 | Гражданская война и установление диктатуры Суллы |
56 | . Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах |
57 | Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря Победа Октивиана. |
Расцвет и падение римской империи( 6ч ) |
58 | Установление императорской власти. Октивиан Август. |
59 | Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. |
60 | Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях |
61 | Возникновение и распространение христианства |
62 | Император Константин I, перенос столицы в Константинополь |
63 | Разделение римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Римской империи |
Культура Древнего Рима ( 3ч) |
64 | Римская литература, золотой век поэзии. |
65 | Ораторское искусство; Цицерон. Развитие науки. Римские историки |
66 | Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон |
Обобщение ( 2 ч) |
67 | Историческое и культурное наследие цивилизации Древнего мира |
68 | Историческое и культурное наследие цивилизации Древнего мира |
1
12