02.03
МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла протокол №1 от «__» ______ 20__г. Руководитель МО: ________/Л.И. Смирнова/ | Согласована на МС Протокол №1 от «__» ___20__г. Зам. директора по УВР ______ /Л. Н. Хмелевская/ | Принята на заседании педагогического совета школы протокол №1 от «___»______ 20___г. Председатель педсовета: _________/Е. Е. Бородина/ | Утверждаю Директор школы: ______/Т.П. Хмелевская/ приказом № от «___»_____ 20__г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Всеобщая история»
5 – 9 классы
Количество часов по учебному плану 80 (2 часа в неделю в 5-9 классах)
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы - 2019 /2024 гг.
Рабочую программу составила Дятлова Наталья Александровна, учитель истории первой категории
с. Заречье.
2019 г.
Рабочая программа по Всеобщей истории для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644). Рабочая программа в соответствии с Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
Рабочая программа по всеобщей истории для 5-9 класса составлена на основе примерной программы курса «История Средних веков» 6 класс для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2017), допущенной Департаментом общего образования Министерства образования Российской Федерации, с учётом авторской программы по всеобщей истории «Новая история, 7-8 классы», А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина, Просвещение, 2016, авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 9 класс и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М: Просвещение, 2016) 5 класс.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников А. А. Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы. И предметную линию учебников под редакцией А. В. Торкунова. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576):
Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение".
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение".
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М. "Просвещение".
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение".
Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.- М. "Просвещение".
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» 5–9 КЛАССЫ.
5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;
представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей Родины;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;
умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8 КЛАСС
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания;
умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
9 КЛАСС
Личностные результаты изучения истории включают:
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
определение и использование основных исторических понятий периода;
установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС
Введение (1 час).
Что изучает история.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 часов).
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа).
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа).
Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.
Глава 3. Счет лет в истории (1 час).
Историческая хронология. Измерение времени по годам.
Раздел 2. Древний Восток (20 часов).
Глава 4. Древний Египет (8 часов).
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.
Глава 5. Западная Азия в древности (7 часов).
Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 часов).
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.
Раздел 3. Древняя Греция (21 час).
Глава 7. Древнейшая Греция (5 часов).
Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов).
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. (5 часов).
В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.
Глава10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа).
Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.
Раздел 4. Древний Рим (17 часов).
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа).
Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа).
Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 часа).
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов).
Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 часа).
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
Итоговое повторение (2 часа).
6 КЛАСС
Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (3 часа).
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье.
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (1 час).
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Глава 3. Арабы в VI-XI вв. (1 час).
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Глава 4. Феодалы и крестьяне. (1 час).
Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 час).
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (1 час).
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (4 часа).
Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (1 час).
Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века (1 час).
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1 час).
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Итоговое повторение (1 час).
7 КЛАСС
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (7 часов).
Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (3 часа).
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв.
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований (4 часа).
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2 часа).
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 КЛАСС
Глава 1. Становление индустриального общества (5 часов).
Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Глава 2. Строительство новой Европы (3 часа).
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества (2 часа).
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава 4. Две Америки (2 часа).
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 часа).
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий (1 час).
Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.
Итоговое повторение (1 час).
9 КЛАСС
Раздел 1. Новейшая история. Первая половина 20 века. (8 ч.)
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны. Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX – XX вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начале XX вв. (романизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX – XX вв. Декаданс. Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии. Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина 20 – начало 21 века. (7 ч).
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва. «План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления». Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества. Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Итоговое повторение (1 час).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов в том числе |
Всего | Контрольные работы (тесты) | Практические/ лабораторные работы | Экскурсии |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68 ч) |
1. | Введение. | 1 | | | |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 7 | 1 | | |
2. | Глава 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | | | |
3. | Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 | 1 | | |
4. | Глава 3. Счет лет в истории | 1 | | | |
| Раздел 2. Древний Восток | 20 | 2 | | |
5. | Глава 4. Древний Египет | 8 | 1 | | |
6. | Глава 5. Западная Азия в древности | 7 | | | |
7. | Глава 6. Индия и Китай в древности | 5 | 1 | | |
| Раздел 3. Древняя Греция | 21 | 1 | | |
8. | Глава 7. Древнейшая Греция | 5 | | | |
9. | Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | | | |
10. | Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. | 5 | | | |
11. | Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | 1 | | |
| Раздел 4. Древний Рим | 17 | | | |
12. | Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | | | |
13. | Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | | | |
14. | Глава 13. Гражданские войны в Риме | 4 | | | |
15. | Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры | 5 | | | |
16. | Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 | | | |
| Итоговое повторение | 2 | 1 | | |
6 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов в том числе |
|
Всего | Контрольные работы (тесты) | Практические/ лабораторные работы | Экскурсии |
1. | Глава 1. Становление средневековой Европы (6-11 века). | 3 | | | |
2. | Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. | 1 | | | |
3. | Глава 3. Арабы в VI-XI вв. | 1 | | | |
4. | Глава 4. Феодалы и крестьяне. | 1 | | | |
5. | Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 1 | | | |
6. | Глава 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы. | 1 | | | |
7. | Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе 11-15 века. | 4 | | | |
8. | Глава 8. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. | 1 | | | |
9. | Глава 9. Культура Западной Европы в 11-15 веках. | 1 | | | |
10. | Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 1 | | | |
11. | Итоговое повторение | 1 | 1 | | |
7 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов в том числе |
Всего | Контрольные работы (тесты) | Практические/ лабораторные работы | Экскурсии |
1. | Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 7 | | | |
2. | Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). | 3 | 1 | | |
3. | Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 4 | | | |
4. | Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 2 | 1 | | |
8 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов в том числе |
Всего | Контрольные работы (тесты) | Практические/ лабораторные работы | Экскурсии |
1. | Глава 1. Становление индустриального общества. | 5 | | | |
2. | Глава 2. Строительство новой Европы. | 3 | | | |
3. | Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. | 2 | | | |
4. | Глава 4. Две Америки. | 2 | | | |
5. | Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. | 2 | | | |
6. | Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX в. | 1 | | | |
7. | Итоговое повторение. | 1 | 1 | | |
9 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов в том числе |
Всего | Контрольные работы (тесты) | Практические/ лабораторные работы | Экскурсии |
1. | Раздел 1.Новейшая история. Первая половина ХХ в. | 8 | | | |
2. | Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина ХХ в. | 7 | | | |
3. | Итоговое повторение. | 1 | 1 | | |