Программа внеурочной деятельности
«Права человека»
на 2018 – 2019 учебный год
(5 класс)
Пояснительная записка к программе
Практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают. Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у них не сформированы.
В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста.
Актуальность курса «Права человека» определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.
Данный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции учащихся.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
системность,
доступность,
реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 35 часов, по одному часу в неделю.
Данный курс дает учащимся сведения практического характера. В содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся.
Курс «Права человека» является по направленности - исследовательским, информационно-репродуктивным, с зачатками
продуктивного.
По уровню усвоения – ознакомительный.
Курс предназначен для учащихся пятого класса и соответствует возрастным особенностям детей 11-12 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).
Желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не реализуется в каких-либо конкретных действиях или реализуется лишь на очень короткое время. Поэтому младшие подростки нуждаются в специальной работе по организации и помощи им в осуществлении процесса самореализации.
Оказанию такой помощи в определенной степени будет способствовать внеурочная деятельность «Права человека».
В зависимости от разно-уровневого развития учащихся, содержание программы и практические занятия могут изменяться.
Так как особенностью данного возраста является повышенный интерес к общению со сверстниками, которое выступает на первое место, широко использую в своей программе игры, практикумы, в процессе которых происходит развитие коммуникативных способностей.
Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:
отстаивать свою точку зрения,
взаимодействовать в группе,
применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Цель курса:
Формирование правовой культуры у школьников, посредством ознакомления обучающихся с их основными правами
на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Задачами курса выступают:
Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и, в частности, прав ребенка.
Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей
Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность занятий 40 минут.
На изучение темы предусматривается в основном 2 часа: один час – теория, а второй – выполнение практических заданий.
При изучении тем факультатива используются:
памятки, тесты, тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы), мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы, кроссворды
Формы и методы обучения:
Беседа |
Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом) |
Занятие - тренинг |
Мини – сочинение |
Устный журнал |
Ролевые игры |
Лекции с элементами беседы |
Опережающие задания |
Разработка проекта |
Работа с книгой |
Эссе |
Содержание курса (35 часов)
Раздел 1 |
Права ребенка, права человека |
| Большая забота о маленьких детях | Продолжить знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами |
| Право на жизнь | Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни |
| Вся семья вместе – и душа на месте | Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка |
| Казнить нельзя, помиловать? | Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия |
| Все мы разные | Помочь учащимся проявить свою индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем |
| Школа моей мечты | Расширить знания школьников о праве на образование |
| Клятва Гиппократа. Что она означает? | Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание |
| Труд детей | Уточнить представления школьников о понятиях «непосильный труд», «самообслуживание», «эксплуатация детского труда». Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ |
Раздел 2 |
Защита прав |
| Страна справедливости | Учить детей замечать нарушения прав человека |
| Расскажи мне обо мне | Расширить знания учащихся о том, что означает слово «мнение», учить высказывать свое мнение, уважать мнение других людей |
| Маленький, да удаленький | Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права |
| Чтобы достойно жить | Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике |
| Мои права – моя свобода | Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной человеческой жизни |
Раздел 3 |
Единство прав и обязанностей |
| За что я в ответе | Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека. |
| Устав школы | Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика |
| Мои обязанности | Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей |
Раздел 4 |
Повторение |
| Счастье твоё закон бережёт | Актуализировать основные понятия курса о правах человека |
| Подведение итогов | Обобщить знания, полученные на занятиях |
Ожидаемые результаты
В процессе изучения факультатива «Ты и твои права» учащиеся 6-ого класса
1. получат представление об:
основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;
соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при различных обстоятельствах;
основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);
2. смогут научиться:
защищать и отстаивать свои права;
осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
разъяснять правила поведения другим детям;
оперировать терминами и формулировками;
отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Формы работы | Обеспечение |
| Большая забота о маленьких детях | 2 | Лекция «Международные и Российские документы, защищающие твои права» | Тест Конвенция о правах ребёнка |
| Право на жизнь | 2 | Беседа «Право в нашей жизни». Конвенция о правах ребенка Декларация прав ребенка | Тест «Я и мои права» |
| Вся семья вместе – и душа на месте | 2 | Беседа «Международныйдень семьи». Эссе «Счастье в семье - это, когда…» | Пословицы о семье |
| Казнить нельзя, помиловать? | 2 | Ролевая игра | Памятка «Как выжить, если вы в опасности» |
| Все мы разные | 2 | Занятие - тренинг | Кроссворд «Качества личности» Анкета «Три мушкетёра». Тест «Конфликтный ли ты человек?» Схематическое изображение конфликта» |
| Школа моей мечты | 2 | Проект «Школа будущего» | Опережающие задания: придумать название школы, эмблему, девиз, правила поведения учащихся |
| Клятва Гиппократа. Что она означает? | 2 | Проект «Я бы в медики пошёл, пусть меня научат» | Плакат «Здоровье и его составляющие» |
| Труд детей | 2 | Лекция с элементами беседы. Обсуждение ситуаций: «Декларация прав ребёнка» | Материалы для обсуждения ситуаций |
| Страна справедливости | 2 | Ролевая игра по правам ребёнка | Конвенция о правах ребёнка. Тест «Проверь свои знания» |
| Расскажи мне обо мне | 2 | Ролевая игра | Тексты игровых заданий.Тест «Познай себя» |
| Маленький, да удаленький | 2 | Практикум «Закон один для всех» | Памятка «Как выжить, если вы в опасности» Карточки: 1 и 2 . Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия |
| Чтобы достойно жить | 2 | Литературно – правовая викторина | Текст викторины |
| Мои права – моя свобода | 2 | Урок - размышление | Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки |
| За что я в ответе | 2 | Ролевая игра | Тексты правовых заданий |
| Устав школы | 2 | Практикум | «Права и обязанности школьников». Устав школы.Модель «Права и обязанности ученика» |
| Мои обязанности | 2 | Мини - сочинение | |
| Счастье твоё закон бережёт | 2 | Тестирование | Текст теста 11 |
| Подведение итогов | 1 | Устный журнал «Я знаю свои права и знаю, что нет прав без обязанностей» | Карточки с правовыми ситуациями. Опережающие задания |
Формы контроля и методы оценки знаний
Объектом оценки результатов учащихся при изучении данного курса должны стать следующие компоненты:
1. знания о правах и осуществление прав ребенка, о его обязанностях, о морали и нравственных ценностях;
2. конкретные умения и навыки действий.
В процессе обучения используются текущий, тематический и итоговый контроль.
Формы контроля:
1. устный опрос,
2. тестирование,
3. викторины,
4. выполнение заданий на выявление операционных умений,
5. моделирование жизненных ситуаций,
6. составление кроссвордов, ребусов;
7. защита проектов.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Основная цель занятий – добиться, чтобы дети поверили в свои права. Не обязательно заучивать формулировки прав или статей из Конвенции, неважно, если дети не запомнили всех прав, которые обсуждались на уроках. Главное, чтобы они поняли и всегда знали, что у них есть права, есть Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, а уточнить
какие-то моменты по поводу определенного права они всегда смогут, взяв текст или обратившись за помощью к учителям, родителям.
Список литературы
| Азбука права: разработка занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009. |
| Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 - 11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / А.Т. Корнева. – М.: Глобус, 2008. |
| Декларация прав ребенка |
| ДереклееваН.И.Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5 – 9 классы. - М.: ВАКО 2007 |
| История. Обществознание. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009 |
| Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса М.: «Русское слово» 2007 |
| Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М: ВАКО, 2006. |
| Конвенция о правах ребенка. |
| Конституция РФ. |
| Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007. Рекомендуемая литература для учащихся |
| Введение в обществознание. Граждановедение: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006 |
| Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999. |
| Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 |