СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочному курсу "Права человека". 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Актуальность курса «Права человека» определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.  Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочному курсу "Права человека". 5 класс»














Программа внеурочной деятельности

«Права человека»

на 2018 – 2019 учебный год

(5 класс)
























Пояснительная записка к программе


Практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают. Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у них не сформированы.

В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста.

Актуальность курса «Права человека» определяется тем, что учащимся важно знать о роли и значении права в их жизни и уметь защищать себя, отстаивая свои права. Кроме того, если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу.

Данный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции учащихся.


Принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность,

  • доступность,

  • реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 35 часов, по одному часу в неделю.

Данный курс дает учащимся сведения практического характера. В содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся.

Курс «Права человека» является по направленности - исследовательским, информационно-репродуктивным, с зачатками

продуктивного.

По уровню усвоения – ознакомительный.

Курс предназначен для учащихся пятого класса и соответствует возрастным особенностям детей 11-12 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).

Желание понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не реализуется в каких-либо конкретных действиях или реализуется лишь на очень короткое время. Поэтому младшие подростки нуждаются в специальной работе по организации и помощи им в осуществлении процесса самореализации.

Оказанию такой помощи в определенной степени будет способствовать внеурочная деятельность «Права человека».

В зависимости от разно-уровневого развития учащихся, содержание программы и практические занятия могут изменяться.


Так как особенностью данного возраста является повышенный интерес к общению со сверстниками, которое выступает на первое место, широко использую в своей программе игры, практикумы, в процессе которых происходит развитие коммуникативных способностей.

Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

  • отстаивать свою точку зрения,

  • взаимодействовать в группе,

  • применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Цель курса:

Формирование правовой культуры у школьников, посредством ознакомления обучающихся с их основными правами

на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Задачами курса выступают:

Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и, в частности, прав ребенка.

  • Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

  • Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

  • Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей

Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность занятий 40 минут.

На изучение темы предусматривается в основном 2 часа: один час – теория, а второй – выполнение практических заданий.

При изучении тем факультатива используются:

  • памятки, тесты, тексты документов («Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ, Устав школы), мини-спектакли по темам программы, карточки с правовыми ситуациями, таблицы, кроссворды


Формы и методы обучения:


Беседа

Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом)

Занятие - тренинг

Мини – сочинение

Устный журнал

Ролевые игры

Лекции с элементами беседы

Опережающие задания

Разработка проекта

Работа с книгой

Эссе






Содержание курса (35 часов)

Раздел 1

Права ребенка, права человека

Большая забота о маленьких детях

Продолжить знакомство детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами

Право на жизнь

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни

Вся семья вместе – и душа на месте

Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка

Казнить нельзя, помиловать?

Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия

Все мы разные

Помочь учащимся проявить свою индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем

Школа моей мечты

Расширить знания школьников о праве на образование

Клятва Гиппократа. Что она означает?

Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание

Труд детей

Уточнить представления школьников о понятиях «непосильный труд», «самообслуживание», «эксплуатация детского труда». Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ

Раздел 2

Защита прав

Страна справедливости

Учить детей замечать нарушения прав человека

Расскажи мне обо мне

Расширить знания учащихся о том, что означает слово «мнение», учить высказывать свое мнение, уважать мнение других людей

Маленький, да удаленький

Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права

Чтобы достойно жить

Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике

Мои права – моя свобода

Развивать у учащихся осознанное понимание понятия «свобода» в реальной человеческой жизни

Раздел 3

Единство прав и обязанностей

За что я в ответе

Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие «ответственность», показать значимость понятий «свобода» и «ответственность» в жизни человека.

Устав школы

Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика

Мои обязанности

Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям.

Показать школьникам единство прав и обязанностей

Раздел 4

Повторение

Счастье твоё закон бережёт

Актуализировать основные понятия курса о правах человека

Подведение итогов

Обобщить знания, полученные на занятиях


Ожидаемые результаты


В процессе изучения факультатива «Ты и твои права» учащиеся 6-ого класса

1. получат представление об:

  • основных правах, и в первую очередь о правах ребенка;

  • соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми при различных обстоятельствах;

  • основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях (жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, правонарушения, преступления и т.д.);

2. смогут научиться:

  • защищать и отстаивать свои права;

  • осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;

  • налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;

  • находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;

  • предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;

  • разъяснять правила поведения другим детям;

  • оперировать терминами и формулировками;

  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

  • оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.























Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Формы работы

Обеспечение

Большая забота о

маленьких детях

2

Лекция «Международные и Российские документы, защищающие твои права»

Тест Конвенция о правах ребёнка

Право на жизнь

2

Беседа «Право в нашей жизни».

Конвенция о правах ребенка Декларация прав ребенка

Тест «Я и мои права»


Вся семья вместе – и душа на месте

2

Беседа «Международныйдень семьи».

Эссе «Счастье в семье - это, когда…»

Пословицы о семье


Казнить нельзя,

помиловать?

2

Ролевая игра

Памятка «Как выжить, если вы в опасности»

Все мы разные

2

Занятие - тренинг

Кроссворд «Качества личности» Анкета «Три мушкетёра». Тест «Конфликтный ли ты человек?» Схематическое изображение конфликта»

Школа моей мечты

2

Проект «Школа будущего»


Опережающие задания: придумать название школы, эмблему, девиз, правила поведения учащихся

Клятва Гиппократа.

Что она означает?

2

Проект «Я бы в медики пошёл, пусть меня научат»

Плакат «Здоровье и его составляющие»

Труд детей


2

Лекция с элементами беседы.

Обсуждение ситуаций: «Декларация прав ребёнка»

Материалы для обсуждения ситуаций


Страна справедливости

2

Ролевая игра по правам ребёнка


Конвенция о правах ребёнка.

Тест «Проверь свои знания»

Расскажи мне обо мне

2

Ролевая игра

Тексты игровых заданий.Тест «Познай себя»

Маленький, да

удаленький


2

Практикум «Закон один для всех»


Памятка «Как выжить, если вы в опасности»

Карточки: 1 и 2 . Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Чтобы достойно жить

2

Литературно – правовая викторина

Текст викторины

Мои права – моя свобода

2

Урок - размышление

Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки

За что я в ответе

2

Ролевая игра

Тексты правовых заданий

Устав школы

2

Практикум


«Права и обязанности школьников». Устав школы.Модель «Права и обязанности ученика»

Мои обязанности

2

Мини - сочинение


Счастье твоё закон

бережёт

2

Тестирование

Текст теста 11

Подведение итогов

1

Устный журнал «Я знаю свои права и знаю, что нет прав без обязанностей»

Карточки с правовыми ситуациями.

Опережающие задания


Формы контроля и методы оценки знаний

Объектом оценки результатов учащихся при изучении данного курса должны стать следующие компоненты:

1. знания о правах и осуществление прав ребенка, о его обязанностях, о морали и нравственных ценностях;

2. конкретные умения и навыки действий.

В процессе обучения используются текущий, тематический и итоговый контроль.

Формы контроля:

1. устный опрос,

2. тестирование,

3. викторины,

4. выполнение заданий на выявление операционных умений,

5. моделирование жизненных ситуаций,

6. составление кроссвордов, ребусов;

7. защита проектов.


Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.

Основная цель занятий – добиться, чтобы дети поверили в свои права. Не обязательно заучивать формулировки прав или статей из Конвенции, неважно, если дети не запомнили всех прав, которые обсуждались на уроках. Главное, чтобы они поняли и всегда знали, что у них есть права, есть Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, а уточнить

какие-то моменты по поводу определенного права они всегда смогут, взяв текст или обратившись за помощью к учителям, родителям.





















Список литературы

Азбука права: разработка занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8 - 11 классы. Классные часы, общешкольные мероприятия. / А.Т. Корнева. – М.: Глобус, 2008.

Декларация прав ребенка

ДереклееваН.И.Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5 – 9 классы. - М.: ВАКО 2007

История. Обществознание. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса М.: «Русское слово» 2007

Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 – 11 классы. / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая. - М: ВАКО, 2006.

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ.

Формирование здорового образа жизни. 5 – 11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007. Рекомендуемая литература для учащихся

Введение в обществознание. Граждановедение: учеб.для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г. Суворова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006

Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999.

Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. / Я.В. Соколов. – 5-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!