МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДУБНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор МБОУ «Дубневская СОШ»
_________________/Е.Н.Гаврилей/
«_____»____________________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Социальные системы и модели»
5 класс
(базовый уровень)
ФГОС
Составитель: Васина Наталья Евгеньевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному курсу в 5 классе составлена на основе:
Требований к результатам освоения ФГОС ООО,
авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» предназначена для учителей общеобразовательных учреждений, Москва , «Просвещение»,2016 г.. ,
основной образовательной программы МБОУ «Дубневская СОШ» с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов: Учебник -Л.Н.Боголюбов,Л.Ф.Иванова.Обществознание.5 класс – М: Просвещение,2017год
В авторскую программу изменения не вносились.
Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
1. Планируемые образовательные результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса обществознания
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
1) смысловое чтение;
2) 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
2. Содержание программы
Вводное занятие.
Глава I. Человек.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.
Глава II. Семья.
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Глава III. Школа.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Глава IV. Труд.
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава V. Родина.
Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговое повторение и контроль.
3. Тематическое планирование
Таблица №1
№п.п | Наименование темы: | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек | 5 |
3 | Семья | 5 |
4 | Школа | 6 |
5 | Труд | 6 |
6 | Родина | 10 |
7 | Повторение | 2 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Приложение
№ урока | Тема урока | Дата |
план | факт |
| |
1 | Вводное занятие. Что нам предстоит узнать | 01.09-04.09 | |
2 | Загадка человека | 07.09-11.09 | |
3 | Загадка человека | 14.09-18.09 | |
4 | Отрочество-особая пора жизни | 21.09-25.09 | |
5 | Отрочество-особая пора жизни | 28.09-02.10 | |
6 | Практикум по теме «Человек» | 12.10-16.10 | |
7 | Семья и семейные отношения | 19.10-23.10 | |
8 | Семейное хозяйство | 26.10-30.10 | |
9 | Свободное время | 2.11-06.11 | |
10 | Практикум по теме «Семья». Обобщение и систематизация знаний | 09.11-13.11 | |
11 | Практикум по теме «Семья». Обобщение и систематизация знаний | 23.11-27.11 | |
12 | Образование в жизни человека. | 30.11-04.12 | |
13 | Образование в жизни человека. | 07.12-11.12 | |
14 | Образование и самообразование . | 14.12-18.12 | |
15 | Образование и самообразование . | 21.12-25.12 | |
16 | Одноклассники, сверстники, друзья. | 28.12-30.12 | |
17 | Практикум по теме «Школа» Обобщение и систематизация знаний | 11.01-15.01 | |
18 | Труд- основа жизни | 18.01-22.01 | |
19 | Труд- основа жизни | 25.01-29.01 | |
20 | Труд и творчество | 01.02-05.02 | |
21 | Труд и творчество | 08.02-12.02 | |
22 | Практикум по теме «Труд» Труд в деятельности человека Мир профессий | 22.02-26.02 | |
23 | Практикум по теме «Труд» Труд в деятельности человека Мир профессий | 01.03-05.03 | |
24 | Наша Родина-Россия | 08.03-12.03 | |
25 | Наша Родина-Россия | 15.03-19.03 | |
26 | Государственные символы России | 22.03-26.03 | |
27 | Государственные символы России | 29.03-02.04 | |
28 | Гражданин России | 12.04-16.04 | |
29 | Гражданин России | 19.04-23.04 | |
30 | Мы многонациональный народ | 26.04-30.04 | |
31 | Мы многонациональный народ | 03.05-07.05 | |
32 | Практикум по теме «Родина» Обобщение и систематизация знаний | 10.05-14.05 | |
33 | Практикум по теме «Родина» Обобщение и систематизация знаний | 17.05-21.05 | |
34 | Итоговое повторение | 24.05-28.05 | |
35 | Итоговое повторение | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
от «____»___________2020г.
№__________________ __________________________
Руководитель ШМО:
_______/____________/ ФИО _________________________
8