СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике для 5 класса "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (5 класс)»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА

(МОУ Пановская СОШ)











Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(5 класс)














Составитель: Власова Людмила Валентиновна

учитель математики ПКК









Коломенский городской округ



Актуальность программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит в том, что она призвана выполнить недостаток внимания, уделяемого решению нестандартных задач, задач на логическое мышление и смекалку в курсе математики 5 класса; систематизировать и пополнить знания обучающихся о методах рассуждения, применяемых при решении таких задач.

Пояснительная записка.

Значение занимательной математики невозможно переоценить. Она помогает доказать истинные суждения и опровергать ложные; учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует развитию мышления, становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.

Логическое знание необходимо в каждом школьном курсе, так как помогает сформировать научное мировоззрение. Поэтому логика опирается на межпредметные связи через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности развития логического мышления обучающихся в процессе обучения разным дисциплинам.

Наряду с решением основной задачи решение занимательных, логических задач в 5 классе предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике в целом, выявление и развитие их математических способностей.

Форма организации: кружок для обучающихся 5 класса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течении 1 года, всего 35 часов.

Подготовка к занятию предусматривает решение данных учителем задач, самостоятельное составление задач, в соответствии с заданием, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, интернете и т.д.

Срок реализации программы: 1год.

Особенности возрастной группы детей: программа предназначена для работы с группой детей 11-12 лет. Программой предусмотрен постоянный состав учебной группы обучающихся, желающих получить дополнительные знания по математике (вне зависимости от успешности их обучения по основной программе).

Цели изучения курса:

Познавательные:

  • приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

  • приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

  • удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин;

  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавтельной деятельности;

  • формирование и развитие устойчивого интереса к изучению математики.

Развивающие:

  • совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов; умения верно построить умозаключение, привести доказательство);

  • формирование умения самостоятельно и целенаправленно работать с дополнительной литературой и интернет – источниками;

  • развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д);

  • мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и понимание необходимости знания методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);

  • интеллектуальное развитие обучающихся в ходе решения логических задач и упражнений;

  • формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.

Воспитательные:

  • становление самосознания;

  • формирование чувства ответственности за принимаемые решения;

  • воспитание культуры умственного труда.

Программа строится на следующих принципах:

Личностно – ориентированные принципы:

  • принцип адаптивности;

  • принцип развития;

  • принцип комфортности.

Культурно- ориентированные принципы:

  • принцип картины мира;

  • принцип целостности содержания образования;

  • принцип систематичности;

  • принцип смыслового отношения к миру;

  • принцип ориентировочной функции знаний;

  • принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы:

  • принцип обучения в деятельности;

  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

  • принцип перехода от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося (зона ближайшего развития);

  • принцип опоры на процессы спонтанного развития;

  • принцип формирования потребности в творчестве и умения творить.

Предпочтительные формы организации образовательного процесса, их сочетание, формы контроля.

В процессе реализации данной рабочей программы подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые содействую овладению обучающимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения являются: частично- поисковый, репродуктивный, исследовательский, проблемного обучения.

Формы проведения занятий: занятия кружка, семинары, занятия - конференции, интеллектуальные игры, математические бои, защита проектов.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные и групповые.

Особое внимание в курсе математики в целом и занимательной, олимпиадной математики в частности уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии с дидактической целью занятия, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей детей. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, технологии проблемно – диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:

  • система знаний;

  • умения и навыки (предметные и общие учебные);

  • способы деятельности (познавательные, информационно – коммуникативная и рефлексивная);

  • включённость обучающегося в учебно – познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

  • взаимопроверка обучающимися друг друга в процессе деятельности в группах;

  • содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ.

Контроль осуществляется в форме тестов, самостоятельных работ, игр, анализа результатов проведённых исследовательских методик, письменных работ учеников.

Планируемые результаты освоения программы.

В качестве результатов освоения программы планируется формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, получение опыта проектной деятельности, формирование навыков с информацией, развитие компетентности обучающегося в сфере ИКТ.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные. У обучающихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • способность к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении логических задач.

Метапредметные.

Регулятивные. Обучающиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  • концентрироваться для определения интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные. Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково – символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и т.п.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компетентность в области применения информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности);

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно – следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные. Обучающиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (определять цели, распределять функции и роли участников);

  • взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные.

По окончании курса «Занимательная математика (5 класс)» обучающиеся должны:

Знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приёмы, применяемые при решении задач;

  • некоторые факты из истории развития математической науки;

  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.

Уметь:

  • логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач, логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

  • работать с математическими ребусами и головоломками;

  • систематизировать данные в виде таблиц и схем при решении задач, при составлении математических головоломок и ребусов;

  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, доказательстве и опровержении.

Содержание программы.

Старинные задачи (5ч).

Вводный урок. Решение простейших логических задач. Задачи – шутки. Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные. Старинные русские меры длины, площади, веса, объёма.

Логические задачи (2ч).

Решение логических задач с помощью таблиц.

Арифметические задачи (12ч).

Арифметические задачи, ребусы. «галерея числовых диковинок». Различные задачи на движение, движение тел по течению и против течения, с целыми числами. Магические квадраты.

Конструкции и взвешивания (7ч).

Задачи со спичками. Задачи на размен монет. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание.

Геометрические задачи (6ч).

Пентамино. Паркеты. Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм.

Защита проектов. Подведение итогов занятий кружка (3ч).



Календарно –тематическое планирование.

п/п


Тема занятия


Кол-во часов

Дата проведения

Плановые сроки

Скорректированные сроки


Старинные задачи (5ч).

1

Соблюдение правил охраны труда на занятии. Вводный урок. Решение простейших логических задач. Задачи – шутки.

1



2

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные.

1



3

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные.




4

Старинные русские меры длины, площади, веса, объёма.

1



5

Старинные русские меры длины, площади, веса, объёма.

1




Логические задачи (2ч).

6

Решение логических задач с помощью таблиц.

1



7

Решение логических задач с помощью таблиц.

1




Арифметические задачи (12ч).

8

Арифметические задачи.

1



9

Арифметические задачи.

1



10

Арифметические ребусы.

1



11

Арифметические ребусы.

1



12

Урок – конференция «Галерея числовых диковинок».

1



13

Задачи на движение.

1



14

Задачи на движение тел по течению.

1



15

Задачи на движение тел против течения.

1



16

Задачи с целыми числами.

1



17

Задачи с целыми числами.

1



18

Магические квадраты.

1



19

Магические квадраты.

1




Конструкции и взвешивания (7ч).

20

Задачи со спичками.

1



21

Задачи со спичками.

1



22

Задачи на размен монет.

1



23

Задачи на переливание.

1



24

Задачи на переливание.

1



25

Задачи на взвешивание.

1



26

Задачи на взвешивание.

1




Геометрические задачи (6ч).




27

Задачи на разрезание.

1



28

Задачи на разрезание.

1



29

Пентамино.

1



30

Паркеты.

1



31

Урок – конференция «Путешествие в удивительный мир Мориса Эшера».

1



32

Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм.

1




Защита проектов. Подведение итогов занятий кружка (3ч).

33

Защита проектов.

1



34

Защита проектов.

1



35

Защита проектов. Подведение итогов занятия кружка.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!