формирование экологической культуры у обучающихся через формирование экологических знаний, умений и ценностных ориентаций, системы экологически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение качества городской среды.
Образовательно-воспитательные задачи курса заключаются в том, чтобы при изучении учебного материала и выполнении исследовательских проектов по экологии города, обучающиеся овладели умениями по изучению городской среды, в том числе по изучению её параметров, живых организмов её населяющих.
В течение года кружковцы планируют принять участие во Всероссийских, областных, муниципальных конкурсах, конференциях и мероприятиях.
Дата | Количество часов | Тема занятия | Примечание |
| | Вводные занятия (4.5 часов) | |
| 1.5 | Знакомство с планом работы кружка. Цели и задачи кружка. Инструктаж по ТБ. | |
| 1.5 | Требования к членам кружка. Их права и обязанности. | |
| 1.5 | Экологический слет «Мы твои дети, природа!» | |
| | Тема 1. Правила поведения юных экологов в природе (4.5 часов). | |
| 1.5 | Правила поведения юных экологов в природе Составление правил поведения для кружковцев. | |
| 3 | Разработка «Кодекса поведения в лесу». | |
| | Тема 2. Охрана природы (18 часов). | |
| 3 | Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. | |
| 3 | Особоохраняемые территории. Кто охраняет природу в России. | |
| 3 | Экологический мониторинг. | |
| 3 | Особоохраняемые территории Кузбасса. | |
| 6 | Работа над исследовательскими проектами. | |
| | Тема 3. Экологические проблемы Кузбасса и Топкинского района (21 час). | |
| 1.5 | Усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. | |
| 1.5 | Экологическая карта Кемеровской области, ее содержание. Экологические проблемы районов и компонентов природы. | |
| 1.5 | Кузбасс и рыночная экономика. | |
| 1.5 | Решение экологических проблем. | |
| 1.5 | Эколого-просветительская акция «Кто, если не мы?» | |
| 3 | Знакомство с книгой Д.Шабалина «Тайна имен земли Кузнецкой». | |
| 1.5 | Работа над исследовательскими проектами. | |
| 1.5 | Экскурсия «Природные комплексы района школы». | |
| 1.5 | Познавательная игра «Экологический светофор». | |
| 1.5 | Акция «Чистая земля» (уборка школьной территории). | |
| 1.5 | Экологическая игра «Растения и животные» | |
| 3 | Работа над исследовательскими проектами. | |
| | Тема 4. Изучение природы родного края. Экологические наблюдения (21 час). | |
| 1.5 | Фенологические наблюдения. Что это такое и как организовать. | |
| 1.5 | Развитие фенологической науки в России. Значение фенологических наблюдений для хозяйственной деятельности человека. | |
| 1.5 | Правила проведения наблюдений и ведение календаря природы. | |
| 1.5 | Феносигналы в природе. Характеристика сезонов. Программы наблюдений. | |
| 1.5 | Выбор объектов наблюдений, нанесение их на схематический план местности. | |
| 3 | Проведение фенологических наблюдений. | |
| 4.5 | Экскурсия в природу «Знакомство с сезонными изменениями в природе». Оформление дневников наблюдений, календарей природы. | |
| 6 | Работа над исследовательскими проектами. | |
| | Тема 5.Наблюдение за погодой во время экскурсии в природу. Причины изменения погоды. Охрана воздуха (9 часов) | |
| 1.5 | Климат и погода родного края и своей местности. Микроклимат городов. | |
| 1.5 | Как предсказывать погоду. Меры охраны атмосферного воздуха. | |
| 1.5 | Изготовление самодельных метеоприборов. | |
| 1.5 | Экскурсия «Наблюдение за погодой в метеостанции» | |
| 1.5 | Экологическая викторина. | |
| 1.5 | Эрудит-тир «Ах, эти кошки…» | |
| | Тема 6. Охрана лесов и иной естественной растительности (21 час). | |
| 1.5 | Значение леса в жизни человека. | |
| 1.5 | Лес и охрана жизни человека. Фитонциды. | |
| 1.5 | Эстетическое значение леса. | |
| 1.5 | Лес – кладовая природы. | |
| 1.5 | Рациональное использование лесных даров. | |
| 1.5 | Восстановление и возобновление лесов. | |
| 1.5 | Характеристика, географическое расположение основных лиственных и хвойных пород местных лесов. | |
| 1.5 | Экскурсия в лес. Определение деревьев и кустарников. Работа с определителем растений. | |
| 1.5 | Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием растительности. | |
| 1.5 | Пропаганда охраны лесов и иной растительности. | |
| 1.5 | Конкурс поделок из бросового материала (отходов). | |
| 1.5 | Работа над проектами. | |
| 1.5 | Экскурсия в музей. | |
| 1.5 | Конкурсная программа «В гостях у природы» | |
| | Тема 7. Охрана земель и недр (9 часов). | |
| 3 | Охрана земель и недр в России. Эрозия почв. Причины, меры борьбы с эрозией. | |
| 3 | Обследование местности с целью выявления эрозионных участков. Учет оврагов. | |
| 3 | Экскурсия на цементный завод. | |
| | Тема 8. Охрана животного мира (9 часов). | |
| 3 | Основные виды животных, обитающих в нашей местности. Животные, занесенные в «Красную Книгу». Принципы охраны животных. | |
| 3 | Эковикторина с элементами беседы «По страницам Красной Книги Кузбасса» | |
| 3 | Работа над исследовательскими проектами. | |
| | Тема 9. Охрана вод (9 часов). | |
| 3 | Значение воды и водоемов в жизни человека. | |
| 3 | Сокращение водоносности рек, обмеление озер. Проблема чистой воды. | |
| 3 | Экскурсия на очистные сооружения. | |
| | Тема 10. Природа родного края. Мероприятия по ее охране (42 часов). | |
| 1.5 | Особенности геологического строения, размещения полезных ископаемых и рельефа Кузбасса и своей местности. | |
| 1.5 | Зональные и азональные природные комплексы земли Кузнецкой и своей местности. Факторы, влияющие на их формирование. | |
| 1.5 | Взаимосвязи природных компонентов в природных комплексах. | |
| 3 | Работа над исследовательскими проектами. | |
| 1.5 | Природные и антропогенные ландшафты края и Топкинского района. | |
| 1.5 | Меры по охране и преобразованию природы родного края. | |
| 1.5 | Государственные, научные и общественные организации по охране природы области и своей местности. | |
| 1.5 | Охраняемые территории и объекты. Биосферный заповедник «Кузнецкий Алатау» | |
| 1.5 | Национальные парки Кузбасса. Виды природоохранительной деятельности. | |
| 4.5 | Работа над проектами. | |
| 1.5 | Подготовка к круглому столу на тему «Экологические проблемы края и пути их решения». | |
| 1.5 | Круглый стол «Экологические проблемы края и пути их решения». | |
| 1.5 | Подготовка к Декаде экологии. | |
| 18 | Декада экологии: - «Экологический капустник»; -эколого-информационные часы по классам («Экология и здоровье», «Большое сердце маленького друга», «Целительная природа» и т.д.); -беседа о защите прав потребителей «Вещица с риском и упрёком»; -конкурс дизайнеров «Зеленый мир нашего кабинета»; - конкурсная программа для детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья»; -конкурсно-познавательная программа «Экологическое ассорти»; -экскурсия по микрорайону «А природа горько плачет»; -конкурс работ из бросового и природного материала «Необычное в привычном»; -конференция «Питание. Производство пищевых продуктов и ЗОЖ»; - экоигра «Веселый круговорот»; -День защиты от экологической опасности и другие мероприятия. | |
| | Тема 11. Экологическая тропа. Что это такое и для чего она нужна?(12 часа). | |
| 3 | Экологическая тропа. Подготовка к работе на экологической тропе. | |
| 4.5 | Выход на экологическую тропу. | |
| 1.5 | Общешкольная акция «Чистота спасет мир!» | |
| 3 | Подготовка к слету юных экологов. | |