Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2 г. Благовещенска
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №___________ «___» ____________ 20__г. | Согласовано Заместитель директора по ВР _____________ /Ю.Р.Альтемирова / ФИО «___» ____________ 20__г. | Утверждаю Директор МОБУ ООШ №2 г. Благовещенска __________ /О.Н.Зырянова/ ФИО Приказ №____________ «__» __________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности: «Легкая атлетика»
уровень образования: основное общее
срок реализации программы: 2018-2023
разработана на основе: примерной программы физического воспитания
учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича /авт.-сост А.Н. Каинов, Г.И Курьерова.
-Изд.3-е, испр.-Волгоград:Учитель,2016.
составитель: Исламгулова А.Р.
2018 г.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях; тремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Результаты освоения внеурочной деятельности «Лёгкая атлетика», которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Учащиеся должны характеризовать:
значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения:
Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.
- история развития легкой атлетики
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическое развитие человека
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека
- значение правильного питания при занятиях спортом
Практическая часть: Метание теннисного мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания.Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- подготовка к занятиям легкой атлетикой
Практическая часть:
Игры с бегом: «Волк во рву», « Жмурки», « Ловишки», « Картошка», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.
Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки по полоскам»,«Перемена мест», Иг «Удочка», «Бой петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу».
2 год обучения
Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- закаливание организма.
Практическая часть:
Низкий старт, стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движениерук в беге, бег с ускорением. Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая
для освоения техники прыжков.
Прыжки в высоту с часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с
разбега
-История развития легкой атлетики.
- легкая атлетика - как вид спорта
Практическая часть: прыжки в длину с места; отталкивание в прыжках в длину с разбега.
Приземления. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в длину с разбега. Специальные
беговые и прыжковые упражнения разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств
Практическая часть: Отталкивание с места и небольшого разбега, а также правильному
приземлению. Разбег в сочетании с отталкиванием. Прыжки в высоту с разбега. Специальные
беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- основные приёмы самоконтроля.
Практическая часть: Метание теннисного мяча, стоя боком в направлении метания, выход в
положение "натянутого лука" в финальном усилии; выполнение хлесткому движению метающей
руки в финальном усилии; метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого
мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 8-10м.
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- проведение самостоятельных занятий прикладной физической культурой.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Знамя», « Жмурки», « Ловишки», « Выручай!», «Выше ноги от земли», «Лапта»,
эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжки по полоскам», «Перемена мест», «Удочка», «Бой
петухов»
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему»
3 год обучения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по
прямой дистанции с максимальной скоростью.
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с
разбега
История развития легкой атлетики.
- место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега;
ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега.
Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
-организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Прыжки в
высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и
прыжков.
Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на
дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага при разбеге и
метанию с четырех бросковых шагов; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную
цель (1*1м) с расстояния 10-12м.
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка»,
«Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч
среднему», «Лапта»
4 год обучения
Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по
прямой дистанции с максимальной скоростью.
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с
разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега;
подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в
прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые
упражнения для освоения техники прыжков.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор
индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега. Специальные
беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на
дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и
медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в
горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м.
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка»,
«Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч
среднему», «Лапта»
5год обучения
Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике, история развития легкой атлетике в современном мире.
Физическая культура человека
- проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: стартовый разгон и бег по дистанции 10-0 м; стартовый разгон и бег по
прямой дистанции с максимальной скоростью, бег по повороту.
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с
разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть: прыжки в длину с места; движение в полете в прыжках в длину с разбега;
подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в
прыжках в длину с разбега. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые
упражнения для освоения техники прыжков.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
- здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор
индивидуального разбега для каждого ученика Прыжки в высоту с разбега. Специальные
беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.
Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на
дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и
медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в
горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 15-19м.
Подвижные игры с элементами легкой атлетикой
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты, «Гандбол».
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-10 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе тренировочных занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Физическая культура школьника имеет большое оздоровительное значение, требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа обучения направлена на ознакомление с дисциплинами легкой атлетики крепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям лёгкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Внеурочная деятельность разработана для учащихся 5-9 классов, которые хотят заниматься лёгкой атлетикой. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу 5-7 классы и 7-9 классы, что составляет 70 часов в год.
Ожидаемые результаты: улучшение показателей физического развития; выполнение нормативных показателей, участие в районных соревнованиях по легкоатлетическому кроссу.
Теоретическая подготовка
1. История развития легкой атлетики в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка легкоатлетов.
4. Техническая и тактическая подготовка .
5. Психологическая подготовка.
6. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсменов.
7. Врачебный контроль. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
8. Значение общей физической подготовки. Утренняя зарядка. Разминка.
9. Организация и проведение соревнований. Правила судейства.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий легкой атлетикой.
11. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях.
Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Упражнения с гантелями, эспандерами, на тренажерах.
Специальная физическая подготовка
2.1. Упражнения для развития быстроты движений.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
2.4. Упражнения для развития ловкости.
Техническая подготовка
Изучение техники бега (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт, высокий старт, стартовый разбег).
Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой, изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега, бег 60 м).
3. Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета. Совершенствование техники эстафетного бега).
4. Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции 400-800 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).
Тактическая подготовка
Ознакомление с тактикой бега на длинные дистанции и прыжков в длину и высоту.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы.
Распределение внеурочного времени на различные виды программного материала при двухразовых занятиях в неделю 5-7, 8-9 классах, 1 занятие-1 час.
Вид программного материала | Количество часов |
Года обучения |
2018-2019 учебный год | 2019-2020 учебный год | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | 2022-2023 учебный год |
Базовая часть | В процессе внеурочной деятельности |
Основы знаний о физической культуре | В процессе внеурочной деятельности |
Легкая атлетика | 70ч. | 70ч. | 70ч. | 70ч. | 70ч. |
Итого: | 350 часов |
19