Город Миллерово Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
| | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №8 Приказ т 30.08.2017 г. №218 ________________ В.А.Лут |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
«Лёгкая атлетика»
7 «А» класс
Количество часов: 68
Учитель: Баранов Родион Викторович
Программа разработана на основе учебника Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика. 1-11 классы», Москва. Издательство «Просвещение» 2016 год.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета МБОУ СОШ №8 города Миллерово 28.08.2017 года №1 Председатель педагогического совета_____________ В.А.Лут | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ___________Ю.И.Косаренко «____»__________2017 год. |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Легкая атлетика» разработана на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании (от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ)», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
- ФГОС ООО утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
- Концепции модернизации Российского образования;
- Федеральный закон “О физической культуре и спорте в РФ” от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.)
- Учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
- Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
- Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (утверждены приказом Минспорта РФ от 12 сентября № 730),
- Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утверждены приказом Минспорта России от 24 октября 2012 г. N 325),
- Порядка приема на обучение по дополнительным программам в области физической культуры и спорта (утверждены приказом Минспорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 731),
- Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 № 504,
- Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР. Легкая атлетика. Прыжки. - М., Спорт, 2012.
- Примерной программы для системы дополнительного образования детей; ДЮСШ, СДЮШОР. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. - М., Спорт, 2013.
- Методических рекомендаций «Легкая атлетика» Г.А.Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Просвещение, 2011г.).
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012.)
Учитель имеет право объединять часы и редактировать календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год ).
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике и другим видам спорта.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности. В программе отражены основные задачи наэтапах годичного цикла тренировки, построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости.
Этапы:
первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта ;
второй этап - дальнейшее развитие базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков;
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 2 часа
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются:
тестирование;
умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Основными показателями выполнения программных требований являются:
выполнение контрольных нормативов;
овладение теоретическими знаниями;
знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
способность применять основные приёмы самоконтроля;
знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
знание основ истории развития лёгкой атлетики
Место курса в плане внеурочной деятельности
Особенностью представленной программы «Легкая атлетика»- является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 34 недели.
Педагогической целесообразностью создания программыможно считать, что данная программа является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.
Личностные, метапредметные и предметные освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
В результате освоения курса «Легкая атлетика» учащиеся должны:
Характеризовать
значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий лёгкойатлетикой;
названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценкифизической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактикитравматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения(двигательные тесты);
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
№ п\п | Физические способности | Контроль ные упражнения | Уровень |
Мальчики | Девочки |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1. | Скоростные | Бег 30 м,с. | 6.6 | 6.5-5.6 | 5.0 | 6.6 | 6.5-5.6 | 5.2 |
2. | Координационные | Челночный бег 3х10м,с. | 9.9 | 9.5-9.0 | 8.6 | 10.4 | 10.0-9.5 | 9.1 |
3. | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см. | 130 | 140-160 | 185 | 120 | 140-155 | 170 |
4. | Выносливость | 6-ти минутный бег,м | 850 | 900-1050 | 1250 | 650 | 750-950 | 1050 |
5. | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см. | 2 | 4-6 | 8.5 | 3 | 7-10 | 14.0 |
6. | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (М) На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 1 | 3-4 | 5 | 4 | 8-13 | 18 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Из них |
Теория | Практика |
1. | Бег на короткие дистанции | 7 | В процессе обучения | 7 |
| Техника бега с максимальной скорости по прямой дистанции | 4 | - | 4 |
| Техника перехода от стартового разгона к бегу по дистанции. | 3 | - | 3 |
2 | Прыжки в длину с разбега "согнув ноги" | 7 | В процессе обучения | 7 |
| Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» | 2 | - | 2 |
| Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 2 | - | 2 |
| Прыжок в длину с полного разбега. | 3 | - | 3 |
3. | Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивание | 7 | В процессе обучения | 7 |
| Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» | 2 | - | 2 |
| Подбор индивидуального разбега для каждого ученика | 2 | - | 2 |
| Прыжок в высоту с полного разбега. | 3 | | 3 |
4. | Метание малого мяча | 7 | В процессе обучения | 7 |
| Метание мяча способом «из-за спины через плечо» из и.п. – стоя лицом по направлению метания. | 2 | - | 2 |
| Метание малого мяча с места из и.п. – стоя боком в направлении метания. | 3 | - | 3 |
| Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5м) с расстояния 5-6 м. | 2 | - | 2 |
5. | Подвижные игры с элементами легкой атлетикой | 6 | В процессе обучения | 6 |
| Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики | 6 | - | 6 |
Содержание программы
1 раздел: Беговые упражнения
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетикой.
Физическая культура человека
-проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Практическая часть: - бег с ускорением и бег с максимальной скоростью;
-высокий старт и стартовый разгон;
- бег с преодолением различных препятствий прыжками.
2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега
История развития легкой атлетики.
- выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике.
Практическая часть:- прыжки в длину с места;
- приземление после прыжка с высоты до 70 см;
- отталкивание в прыжке в длину с разбега.
- техника прыжка в длину способом «согнув ноги» с небольшого разбега.
3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.
Физическая культура (основные понятия).
-здоровье и здоровый образ жизни.
Практическая часть: Обучить перешагиванию через препятствия (или низкую планку) с места и в ходьбе;
-обучить основам техники прыжка в высоту способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега.
4 раздел: Метание малого мяча
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.
Физическая культура человека:
- умение оказывать помощь своим сверстникам.
Практическая часть: метание малого мяча с места способом «из-за спины через плечо» из и.п. – стоя лицом в направлении метания;
- метание малого мяча с места из и. п. – стоя боком в направлении метания;
-метание малого мяча с двух – трех шагов разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х1,5м) с расстояния 5-6м.
5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
Теоретическая часть:
Знания о физической культуре:
- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.
Способы двигательной деятельности
- Организация досуга средствами физической культуры.
Практическая часть:
Игры с бегом: «Футбол», «Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « Прыжок за прыжком», «Выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему»
ЛИТЕРАТУРА
Легкая атлетика. Прыжки. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР и ШВСМ. - М., Спорт, 2014 г.
Губа В., Вольф М., Никитушкин В. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. – М., 2008 г.
Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. – М.: Терра-спорт, 2012 г.Подготовка легкоатлета: современный взгляд. И.А.Тер-Ованесян.- М.: Терра-Спорт,2010 г.
Прыжок в длину: многолетняя подготовка. В.Б.Попов- М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2011 г.
Тренировка спринтера. Е.Д.Гагуа - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2001г
Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2012. - 240 с.
Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.:ВНИИФК, 2013. - С.86-89.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2003. 10. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.
Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 2013.-91 с.
Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2013 г.