Рабочая программа внеурочной деятельности «Лёгкая атлетика» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программы МОБУ ООШ № 2 г. Благовещенска на 2018-2019г.
Цель «лёгкой атлетики» – создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.
Задачи:
содействовать гармоничному физическому развитию, воспитывать ценностные ориентации на здоровый образ жизни;
целенаправленно развивать физические качества, совершенствовать двигательные навыки, изученные на уроках физической культуры;
развивать координационные (ориентирование в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, точность воспроизведения) и кондиционные (скоростно-силовые, скоростные, выносливость, силу и гибкость) способности;
углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, соблюдать правила техники безопасности во время занятий;
воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности.
Внеурочная деятельность «лёгкая атлетика» составлена на основе материала, который обучающиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Отличительной особенностью данной деятельности является то, что она в достаточно полной мере дает возможность обучающимся отдохнуть, переключиться с учебы на активный вид деятельности, освоить новые игры и развить основные физические показатели и нравственные качества, исполнительские способности (память, умение, копировать действия других, повторять увиденное и услышанное), что немаловажно для развития обучающихся, но и творческие (наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости закономерности).
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-10 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе тренировочных занятий.
Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Физическая культура школьника имеет большое оздоровительное значение, требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа обучения направлена на ознакомление с дисциплинами легкой атлетики крепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям лёгкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Внеурочная деятельность разработана для учащихся 5-9 и 8-9, которые хотят заниматься лёгкой атлетикой. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу 5-7 классы и 7-9 классы, что составляет 70 часов в год.
Ожидаемые результаты: улучшение показателей физического развития; выполнение нормативных показателей, участие в районных соревнованиях по легкоатлетическому кроссу.
2.Требования к уровню подготовки занимающихся в спортивной секции «лёгкая атлетика»
В результате освоения обязательного минимума содержания дополнительного образования «лёгкая атлетика» учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Требования к уровню подготовки учащихся по внеурочной деятельности «легкая атлетика», согласуются с требованиями Государственного стандарта. При итоговой аттестации учащиеся должны выполнить не менее 70% требований программы.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
иметь навыки самостоятельной работы;
использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.
3.Содержание программного материала
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам упражнений. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах упражнений.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры. Спортивные игры. Лыжи. Лёгкая атлетика.
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану.
Теоретическая подготовка:
значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
правила игры, организация и проведение соревнований;
оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Общая физическая подготовка:
комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость, воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.
развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
гимнастические и акробатические упражнения:
упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости,
упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
подвижные спортивные игры:
сдача нормативов по физической подготовке.
Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):
Подготовительная, основная и заключительная части.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Распределение внеурочного времени на различные виды программного материала при двухразовых занятиях в неделю 5-7, 8-9 классах, 1 занятие-1 час.
Вид программного материала | Количество часов |
Класс |
5-7 классы | 8-9классы |
Базовая часть | 50 |
Основы знаний о физической культуре | В процессе внеурочной деятельности |
Легкая атлетика | 70ч.-70 занятий |
Итого: | 70ч.-70 занятий |
Список литературы:
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич 6-е издание, Москва «Просвещение» 2009.
Учебники:
2. Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
3. Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
4. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича /авт.-сост А.Н. Каинов, Г.И Курьерова.-Изд.3-е, испр.-Волгоград:Учитель,2016
5.Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №1, 2002 г.
6.Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №2, 2002 г.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
8. Пособие Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.
3