Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Серебрянская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Раздольненского района Республики Крым
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Мир человека
для 5 класса
Составил учитель:
Сидякина Дарья Михайловна
с. Серебрянка
Введение
Программа курса внеурочной деятельности для 5 класса «Мир человека» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 № 01-14/1134 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2020-2021 учебный год»;
Положение о рабочей программе МБОУ «Серебрянская школа – детский сад»;
Учебный план МБОУ «Серебрянская школа – детский сад» на 2020 – 2021 учебный год;
Годовой календарный график на 2020 – 2021 учебный год
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Место программы учебного курса в учебном плане
Программа предназначена для обучающихся 5 класса.
Программа рассчитана на 1 года.
Форма организации занятий – групповая.
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю, в год -34 часа.
Внеурочные занятия «нравственное воспитание» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать материалы художественной литературы, яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1: Я и мир вокруг меня. | 8 часов |
2 | Раздел 2: Жизнь и здоровье. | 6 часов |
3 | Раздел 3: Памятные даты в истории. | 10 часов |
4 | Раздел 4: Искусство и нравственность. | 10 часов |
| Итого | 34 часа |
Содержание программы
Раздел 1 «Я и мир вокруг меня» 8 часов
Современная школа. День знаний. Профессия – ученик.
Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.
Социальное положение школьника.
«Осенний марафон» - игра
Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей.
Культурная память поколений. Материальная и нематериальная культура.
Моя семья в судьбе моей страны
Культурное наследие. Памятники культуры.
Раздел 2 «Жизнь и здоровье» 6 часов
День согласия и примирения.
Здоровый образ жизни школьника.
Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.
Роль подростка в семье. День матери.
Витамины в рационе подростка.
Игровой тренинг "Давай жить" профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ
Раздел 3 «Памятные даты в истории» 10 часов
Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
День Крещения Руси – 28 июля
День космонавтики – 12 апреля
8 апреля – День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков
18 мая – День памяти жертв депортации
27 января. День снятия блокады города Ленинграда.
Историческая личность - Павел I. Павловский дворец
Ледовое побоище 1242 г.
Стояние на Угре 1480 г.
21 февраля. Международный день родного языка.
Раздел 4 «Искусство и нравственность»10 часов
Мир семейного очага – Международный женский день
Народные гуляния. Масленица
Народные гуляния на Ивана Купала
Международный день детской книги и Всемирный день поэзии.
Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды.
Международный день Земли.
«Они сражались за Родину…» Книга памяти.
Всемирный день музеев.
Тематический час «Навстречу лету!».
Международный день защиты детей
Ожидаемые результаты
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и о смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающий научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации; • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Список литературы:
Гершуни Е.П. Массовые праздники и народные представления /Е.П. Гершуни. – Л., 1962-132 с.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. - 1984. – 191 с.
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – 170 с.
Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.
Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с.
Петряков, П. А. Проектное обучение основам здорового образа жизни : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 197 с.
Интернет-ресурсы:
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Сайт "Википедия"
Сайт "Сеть творческих учителей. ИКТ в начальной школе"
Сайт "Страна Мастеров"
Сайт "1сентября "Начальная школа"
http://www.ug.ru/ "Учительская газета".
http://nsc.1september.ru/ Начальная школа
http://www.n-shkola.ru/ Электронная версия журнала «Начальная школа»
Календарно – тематическое планирование
По курсу «Мир человека»
№ | Дата | Тема курса | Кол-во часов |
План | факт |
| Раздел 1 «Я и мир вокруг меня» 8 часов | |
1. | 03.09 | | Современная школа. День знаний. Профессия – ученик. | 1 |
2. | 10.09 | | Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. | 1 |
3. | 17.09 | | Социальное положение школьника. | 1 |
4. | 24.09 | | «Осенний марафон» - игра | 1 |
5. | 01.10 | | Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей. | 1 |
6. | 08.10 | | Культурная память поколений. Материальная и нематериальная культура. | 1 |
7. | 15.10 | | Моя семья в судьбе моей страны | 1 |
8. | 22.10 | | Культурное наследие. Памятники культуры. | 1 |
| Раздел 2 «Жизнь и здоровье» 6 часов | 1 |
9. | 29.10 | | День согласия и примирения. | 1 |
10. | 12.11 | | Здоровый образ жизни школьника. | 1 |
11. | 19.11 | | Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью. | 1 |
12. | 26.11 | | Роль подростка в семье. День матери. | 1 |
13. | 03.12 | | Витамины в рационе подростка. | 1 |
14 | 10.12 | | Игровой тренинг "Давай жить" профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ | 1 |
| Раздел 3 «Памятные даты в истории» 10 часов | |
15. | 17.12 | | Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. | 1 |
16. | 24.12 | | День Крещения Руси – 28 июля | 1 |
17. | 13.01 | | День космонавтики – 12 апреля | 1 |
18. | 14.01 | | 8 апреля – День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков | 1 |
19. | 20.01 | | 18 мая – День памяти жертв депортации | 1 |
20. | 21.01 | | 27 января. День снятия блокады города Ленинграда. | 1 |
21. | 28.01 | | Историческая личность - Павел I. Павловский дворец | 1 |
22. | 02.02 | | Ледовое побоище 1242 г. | 1 |
23. | 09.02 | | Стояние на Угре 1480 г. | 1 |
24. | 16.02 | | 21 февраля. Международный день родного языка. | 1 |
| Раздел 4 «Искусство и нравственность»10 часов | |
25. | 02.03 | | Мир семейного очага – Международный женский день | 1 |
26. | 09.03 | | Народные гуляния. Масленица | 1 |
27. | 16.03 | | Народные гуляния на Ивана Купала. | 1 |
28. | 30.03 | | Международный день детской книги и Всемирный день поэзии. | 1 |
29. | 06.04 | | Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды. | 1 |
30. | 13.04 | | Международный день Земли. | 1 |
31. | 20.04 | | «Они сражались за Родину…» Книга памяти. | 1 |
32. | 27.04 | | Всемирный день музеев. | 1 |
33. | 06.05 | | Тематический час «Навстречу лету!». | 1 |
34. | 20.05 | | Международный день защиты детей | 1 |
| | | ИТОГО | 34 часа |
Лист корректировки
№ урока | Дата | Тема | Примечания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |