СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серебрянская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Раздольненского района Республики Крым







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Мир человека

для 5 класса




Составил учитель:

Сидякина Дарья Михайловна















с. Серебрянка















Введение

Программа курса внеурочной деятельности для 5 класса «Мир человека» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе следующих нормативно – правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 № 01-14/1134 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2020-2021 учебный год»;

  • Положение о рабочей программе МБОУ «Серебрянская школа – детский сад»;

  • Учебный план МБОУ «Серебрянская школа – детский сад» на 2020 – 2021 учебный год;

  • Годовой календарный график на 2020 – 2021 учебный год

        Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. 

В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Место программы учебного курса в учебном плане

Программа предназначена для обучающихся 5 класса.

Программа рассчитана на 1 года.

Форма организации занятий – групповая.

Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю, в год -34 часа.

Внеурочные занятия «нравственное воспитание» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать материалы художественной литературы, яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

Задачи:

  1. Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Учебно – тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

1

Раздел 1: Я и мир вокруг меня.

8 часов

2

Раздел 2: Жизнь и здоровье.

6 часов

3

Раздел 3: Памятные даты в истории.


10 часов

4

Раздел 4: Искусство и нравственность.

10 часов


Итого

34 часа






Содержание программы

Раздел 1 «Я и мир вокруг меня» 8 часов

 Современная школа.  День знаний. Профессия – ученик.

Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.

Социальное положение школьника.

 «Осенний марафон» - игра

Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей.

Культурная память поколений.  Материальная и нематериальная культура.

Моя семья в судьбе моей страны

Культурное наследие. Памятники культуры.

Раздел 2 «Жизнь и здоровье» 6 часов

День согласия и примирения.

Здоровый образ жизни школьника.

Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.

Роль подростка в семье.  День матери.

Витамины в рационе подростка.

Игровой тренинг "Давай жить" профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ

Раздел 3 «Памятные даты в истории» 10 часов

Юные граждане России: права и обязанности.  12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

День Крещения Руси – 28 июля

День космонавтики – 12 апреля

8 апреля – День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков

18 мая – День памяти жертв депортации

27 января.  День снятия блокады города Ленинграда.

 Историческая личность -  Павел I. Павловский дворец

Ледовое побоище 1242 г.

Стояние на Угре 1480 г.

21 февраля. Международный день родного языка.

Раздел 4 «Искусство и нравственность»10 часов

Мир семейного очага – Международный женский день

Народные гуляния. Масленица

Народные гуляния на Ивана Купала

 Международный день детской книги и Всемирный день поэзии.

Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды.

Международный день Земли.

«Они сражались за Родину…»  Книга памяти.

 Всемирный день музеев.

Тематический час «Навстречу лету!».

Международный день защиты детей






Ожидаемые результаты

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и о смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающий научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся  научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные результаты:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации; • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


Список литературы:

  1. Гершуни Е.П. Массовые праздники и народные представления /Е.П. Гершуни. – Л., 1962-132 с.

  2. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. - 1984. – 191 с.

  3. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – 170 с.

  4. Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.

  5. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. 

  6. Петряков, П. А. Проектное обучение основам здорового образа жизни : учебное пособие для среднего профессионального образования / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 197 с. 

Интернет-ресурсы:

  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

  2. Сайт "Википедия"

  3.  Сайт "Сеть творческих учителей. ИКТ в начальной школе"

  4.  Сайт "Страна Мастеров"

  5. Сайт "1сентября "Начальная школа"

  6.  http://www.ug.ru/ "Учительская газета".

  7.  http://nsc.1september.ru/ Начальная школа

  8. http://www.n-shkola.ru/ Электронная версия журнала «Начальная школа»




Календарно – тематическое планирование

По курсу «Мир человека»


Дата

Тема курса

Кол-во часов

План

факт


Раздел 1 «Я и мир вокруг меня» 8 часов



1.

03.09


 Современная школа.  День знаний. Профессия – ученик.

1

2.

10.09


Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.

1

3.

17.09


Социальное положение школьника.

1

4.

24.09


 «Осенний марафон» - игра

1

5.

01.10


Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей.

1

6.

08.10


Культурная память поколений.  Материальная и нематериальная культура.

1

7.

15.10


Моя семья в судьбе моей страны

1

8.

22.10


Культурное наследие. Памятники культуры.

1


Раздел 2 «Жизнь и здоровье» 6 часов


1

9.

29.10


День согласия и примирения.

1

10.

12.11


Здоровый образ жизни школьника.

1

11.

19.11


Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.

1

12.

26.11


Роль подростка в семье.  День матери.

1

13.

03.12


Витамины в рационе подростка.

1

14

10.12


Игровой тренинг "Давай жить" профилактике ПАВ и пропаганде ЗОЖ

1


Раздел 3 «Памятные даты в истории» 10 часов



15.

17.12


Юные граждане России: права и обязанности.  12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

1

16.

24.12


День Крещения Руси – 28 июля

1

17.

13.01


День космонавтики – 12 апреля

1

18.

14.01


8 апреля – День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков

1

19.

20.01


18 мая – День памяти жертв депортации

1

20.

21.01


27 января.  День снятия блокады города Ленинграда.

1

21.

28.01


 Историческая личность -  Павел I. Павловский дворец

1

22.

02.02


Ледовое побоище 1242 г.

1

23.

09.02


Стояние на Угре 1480 г.

1

24.

16.02


21 февраля. Международный день родного языка.

1


Раздел 4 «Искусство и нравственность»10 часов



25.

02.03


Мир семейного очага – Международный женский день

1

26.

09.03


Народные гуляния. Масленица

1

27.

16.03


Народные гуляния на Ивана Купала.

1

28.

30.03


 Международный день детской книги и Всемирный день поэзии.

1

29.

06.04


Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды.

1

30.

13.04


Международный день Земли.

1

31.

20.04


«Они сражались за Родину…»  Книга памяти.

1

32.

27.04


Всемирный день музеев.

1

33.

06.05


Тематический час «Навстречу лету!».

1

34.

20.05


Международный день защиты детей

1




ИТОГО

34 часа























Лист корректировки

урока

Дата

Тема

Примечания










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!