Программа внеурочной деятельности «Мир сказок» составлена с учетом требований современной педагогики в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима.
Актуальность программы
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Сказка учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Для формирования духовной культуры и эстетического развития детей разработана программа «Мир сказок». Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок.
Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, формирование познавательной деятельности, развитие интереса к сказкам и книгам; расширение кругозора учащихся.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развитие эмоционально – чувственной сферы;
развитие прикладных умений и навыков;
развитие мелкой моторики;
развитие устной речи, навыков общения;
обучение чтению – рассматриванию;
формирование навыка чтения.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
В качестве учебного материала для формирования познавательной деятельности читателей выбрана сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя учащихся в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, извлекая нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство.
Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, при проведении классных часов, праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, конкурс.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на один год для учащихся 2 класса.
Занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу. В год – 68 часов.
Содержание программы
Раздел | Тема занятия |
Тема 1. Вводное занятие (1 ч) | Вводное занятие. Путешествие в сказку. |
Тема 2. Сказки о животных | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» |
| Украинская народная сказка «Колосок». |
| Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». |
| Русская народная сказка «Заяц – хваста». Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
| Русская народная сказка «Три медведя». |
| Русская народная сказка «Вершки и корешки» |
| Русская народная сказка «Маша и медведь» |
| Русская народная сказка «Кот и лиса» |
| Русская народная сказка «Лиса и заяц» |
| Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» |
| Русская народная сказка «Лиса и журавль» |
| Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» |
| Русская народная сказка «Аленушка и лиса» |
| Сказки про зайца, лису и медведя. |
| Русская народная сказка «Колобок» |
| Русская народная сказка «Колобок» Чтение по ролям |
| Русская народная сказка «Колобок» Инсценировка. |
| Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» |
| Русская народная сказка «Жихарка». |
| Украинская народная сказка «Рукавичка». |
| Сказка «Теремок» в разных обработках. |
| Инсценировка сказки «Теремок» . |
Тема 3. Волшебные сказки | Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица» |
| Русская народная сказка «Хаврошечка» 1 часть |
| Русская народная сказка «Хаврошечка» 2 часть |
| Русская народная сказка «Хаврошечка» 3 часть |
| Русская народная сказка «По щучьему веленью» |
| Русская народная сказка «Снегурочка» |
| Русская народная сказка «Волшебное кольцо» |
| Русская народная сказка «Цветочек аленький» |
| Русская народная сказка «Лягушка-царевна» |
Тема 4. Итоговое занятие (1 ч) | Праздник сказок. Итоговое занятие. |
|
Тема 1. Вводное занятие. (Знакомство с выставкой книг «Сказки». Отличительные признаки сказок, как жанра. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Тема 2. Сказки о животных. Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Отличительные признаки сказок про животных. Герои сказок. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Составление вопросов по содержанию сказок. Чтение по ролям, изготовление декораций. Инсценирование сказки. Рисование героев. Просмотр мультфильмов. Разучивание игры «Лиска – лиса». Иллюстрирование. Викторина. |
Тема 3. Волшебные сказки. Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Отличительные признаки волшебных сказок. Пересказ. Разучивание игры «Колечко». Изготовление декораций. Инсценировка сказки. Иллюстрирование. Просмотр мультфильма. |
Тема 4. Итоговое занятие. Викторина «Путешествие по сказкам». |