СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кулужбаевская основная общеобразовательная школа»

456738, Челябинская область, Кунашакский район, д. Кулужбаева, ул. Школьная,1. Тел. 89049338141. E-mail: [email protected].



Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования









Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Юный эколог»

5-9 классы



Уровень образования - основное общее

Срок реализации - 5 лет
















Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог 5-9» для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной образовательной программы.

Программа курса «Юный эколог» составлена на основе авторского курса линии «Основы экологической культуры» В.П. Александровой.

Программа построена на ведущих принципах ФГОС – принципах преемственности и развития, на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности повышения своей экологической грамотности, предусмотрительно, осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни.

Учебный план составляет 175 учебных часов, по 1 учебному часу в неделю, по 35 учебных часов.

Классы

кол-во часов в неделю

кол-во часов в год

5

1

35

6

1

35

7

1

35

8

1

35

9

1

35

Итого: 175


Цели и задачи курса:

  • Развить у учащихся представления об основах экологической культуры на примере экологическисообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • Сформировать ценностные приоритеты здорового образа жизни, семейные ценности;

  • Сформировать и развить умение рассматривать жизненные ситуации как экологические, принимать решения, руководствуясь интересами безопасности жизни и здоровья людей, а также осмысленно использовать опыт экологической культуры человечества в своей деятельности;

  • Приобрести устойчивую мотивацию совершенствовать навыки использования УУД в изучении учебных предметов и в реальной жизни (самостоятельно работать со справочным материалом, строить и анализировать таблицы и графики, обобщать, сравнивать и делать выводы, доказывать убеждать, вести спор, соблюдать культуру устной и письменной речи.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты:


– осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства ответственности за сохранение ее природы;

– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического образования как личностной ценности;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

–освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного материала);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.

Курс «Юный эколог» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Программа «Юный эколог» способствует формированию у младших школьников следующих личностных качеств:

–любовь к Родине;

–патриотизм;

– уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;

– трудолюбие;

– настойчивость;

– дисциплинированность;

– любовь к малой Родине;

–неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.


Содержание курса внеурочной деятельности «Юный эколог»

5 класс

Введение (1 час)

Что такое экология?

Тема 1. Мой дом за окном (9 часов)

Дом, где мы живем. Уборка школьного двора. Откуда берется и куда исчезает мусор. Краски и звуки зимы. Деревья твоего двора. Экскурсия по территории школы. Птицы нашего двора.

Изготовление кормушек для птиц

Тема 2. Я и мое окружение (10 часов)

Моя квартира. Моя семья. Создание уюта в классной комнате. Рассказы, стихи о семье.

Комнатные растения в квартире, в классе. Уход за комнатными растениями. Маленький

огород на подоконнике. Экскурсия в парк. Животные в доме. Рассказы, стихи, поговорки,

пословицы о домашних животных.

Тема 3. Гигиена моего дома (13 часов)

Уход за квартирой. Гигиена класса. Бытовые приборы в квартире. Экскурсия в школьную

кухню. Природа в квартире и в классе. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда.

Русская национальная одежда. Уход за одеждой. Экскурсия в музей. Моделирование и

демонстрация одежды

Тема 4. Весенние работы (2 часа)

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними.

6 класс

Введение (6 часов)

Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной системе. Что такое окружающая среда и окружающая природа. Принятие в юные экологи. Первые уроки экологической этики

Тема 1. Неживая природа (8 часов)

Солнце – источник тепла и света. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой. Обращение юных экологов к ровесникам

Тема 2. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (21 час)

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи неживой

и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

Растения рядом. Будем понимать и любить растения. Экологические памятки для детей и

взрослых. Разнообразие царства растений. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения.

Культурные растения поля, сада и огорода. Праздник «В страну овощей». Лекарственные растения. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы.

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.

7 класс

Введение (5 часов)

Вводное занятие. История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и животные

живут сегодня? Наблюдения в природе.

Тема 1. Среда обитания (17 часов)

Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения.

Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества. Изменения сообществ.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи. Наблюдение за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе.

Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.

Тема 2. Жизнь животных (13 часов)

Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. В мире животных.

Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. О жизни динозавров. Почему нужно защищать природу. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. Наблюдения в живой природе. Брейн-ринг «В мире животных».

8 класс

Введение (1час)

Тема 1. Моря и океаны (9 часов)

Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь поверхностного слоя.

Рыбы. Форма тела. Наши меньшие братья – аквариумные рыбки. Знатоки мира рыб.

Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Чистый берег. Острова. Как создаются острова.

Тема 2. Равнины (2 часа)

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Равнинные хищники

Тема 3. Горы (3 часа)

Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах. Редкие животные. Жизнь в горном климате.

Тема 4 Леса (6 часов)

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизни лиственного леса.

Жизнь леса. Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах. Сухие и жаркие леса Австралии. Роль человека в изменении животного мира Австралии.

Тема 5. Пустыни (4 часа)

Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании

температур. Растущие пустыни. Роль человека. Нет продвижению пустынь.

Тема 6. Реки и озера (4 часа)

Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные. Человек и его деятельность –

причина загрязнения водоемов.

Тема 7. Человек и животные (2 часа)

Это все – кошки. Домашние животные. Собаки – наши друзья.

Тема 8. Заключение (3 часа)

Экскурсия в природу. Акция «Начни с себя!». Круглый стол

9 класс

Введение (1час)

Тема 1. Организм и среда (5 часов)

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления

организмов к среде. Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду.

Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.

Тема 2. Сообщества и популяции (5 часов)

Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений. Популяции.

Демографическая структура, численность и плотность популяции. Биоценоз и его устойчивость.

Тема 3. Экосистемы (7 часов)

Виртуальная экскурсия. «Законы организации экосистем». Законы биологической

продуктивности. Продуктивность агроценоза. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема

Тема 4. Человечество в биосфере (7 часов)

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу. Потребность человечества в

размножении. Демографическая проблема. Значение информации для развития человечества.

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу. Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов. Современный масштаб деятельности человечества.

Тема 5. Человечество в социосфере (4 часа)

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. Социальные факторы: их влияние на биосферу.

Договор как фактор развития человечества. Концепция устойчивого развития.

Тема 6. Человечество в ноосфере (6 часов)

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. Развитие представлений человека о мире. Картины мира. Научно- технический прогресс. Культура отношения человечества к природе. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. Экологическое сознание. Подведение итогов.

Тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1

2

Мой дом за окном

9

3

Я и мое окружение

10

4

Гигиена моего дома

13

5

Весенние работы

2


6 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

6

2

Неживая природа

8

3

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

21


7 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

5

2

Среда обитания

17

3

Жизнь животных

13


8 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1

2

Моря и океаны

9

3

Равнины

2

4

Горы

3

5

Леса

6

6

Пустыни

4

7

Реки и озера

4

8

Человек и животные

3

9

Заключение

3


9 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1

2

Организм и среда

5

3

Сообщества и популяции

5

4

Экосистемы

7

5

Человечество в биосфере

7

6

Человечество в социосфере

4

7

Человечество в ноосфере

6



Календарно-тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема

Дата

план

факт

Введение



1

Что такое экология?



Мой дом за окном



2

Дом, где мы живем



3

Дом, где мы живем



4

Уборка школьного двора



5

Откуда берется и куда исчезает мусор



6

Краски и звуки зимы



7

Деревья твоего двора



8

Экскурсия по территории школы



9

Птицы нашего двора



10

Изготовление кормушек для птиц



Я и мое окружение



11

Моя квартира



12

Моя семья



13

Создание уюта в классной комнате



14

Рассказы, стихи о семье



15

Комнатные растения в квартире, в классе



16

Уход за комнатными растениями



17

Маленький огород на подоконнике



18

Экскурсия в парк



19

Животные в доме



20

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных



Гигиена моего дома



21

Уход за квартирой



22

Гигиена класса



23

Бытовые приборы в квартире



24

Экскурсия на школьную кухню



25

Природа в квартире и в классе



26

Наша одежда и обувь



27

Наша одежда и обувь



28

Русская народная одежда



29

Русская национальная одежда



30

Уход за одеждой



31

Уход за одеждой



32

Экскурсия в музей



33

Моделирование и демонстрация одежды



Весенние работы



34

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву



35

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними
























Календарно-тематическое планирование

6 класс


Раздел,тема

Дата

план

факт

Введение



1

Вводное занятие



2

Мы – жители планеты Земля



3

Планета Земля в Солнечной системе



4

Что такое окружающая среда и окружающая природа



5

Принятие в юные экологи



6

Первые уроки экологической этики



Неживое в природе



7

Неживая природа



8

Солнце – источник тепла и света



9

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы



10

Погода. Климат. Прогноз погоды



11

Предсказание погоды по народным приметам



12

Времена года в неживой природе



13

Диалоги с неживой природой



14

Обращение юных экологов к ровесникам



Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой



15

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни



16

Экологические связи неживой и живой природы



17

Вода и жизнь



18

Вода и жизнь



19

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных



20

Растения рядом



21

Будем понимать и любить растения



22

Экологические памятки для детей и взрослых



23

Разнообразие царства растений



24

Комнатные растения. Размножение комнатных растений



25

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения



26

Хвойные и лиственные растения



27

Дикорастущие растения и культурные растения



28

Культурные растения поля, сада и огорода



29

Праздник «В страну овощей»



30

Лекарственные растения



31

Царство грибов



32

Съедобные и несъедобные грибы



33

Микроскопические организмы



34

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке



35

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке























Календарно-тематическое планирование

7 класс

п/

Раздел,тема

Дата

план

факт

Введение



1

Вводное занятие



2

История Земли. Окаменелости



3

Жизнь на Земле



4

Где растения и животные живут сегодня?



5

Наблюдения в природе



Среда обитания



6

Среда обитания. Природные зоны



7

Изменения окружающей среды



8

Зависимость от приливов и отливов



9

Жизнь днем



10

Наблюдения в природе



11

Ночная жизнь



12

Сезонные изменения



13

Времена года на Земле



14

Год растения. Год животного



15

Сообщества. Изменения сообществ



16

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе



17

Пищевые цепочки и связи



18

Наблюдение за сообществом



19

Циклы в природе



20

Круговорот углерода в природе



21

Парниковый эффект



22

Круговорот азота в природе



Жизнь животных



23

Жизнь животных



24

Группы животных по способу воспроизводства



25

В мире животных



26

В мире животных



27

Наблюдения в неживой природе



28

Вымирающие организмы



29

Динозавры – вымерший вид животных



30

О жизни динозавров



31

Почему нужно защищать природу



32

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений



33

Красная книга области



34

Наблюдения в живой природ



35

Брейн-ринг «В мире животных»


























Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

Раздел,тема

Дата

план

факт

1

Введение



Моря и океаны



2

Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы



3

Жизнь поверхностного слоя



4

Рыбы. Форма тела



5

Наши меньшие братья – аквариумные рыбки



6

Знатоки мира рыб



7

Животный мир рифов



8

Нефтяные загрязнения



9

Чистый берег



10

Острова. Как создаются острова



Равнины



11

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон



12

Равнинные хищники



Горы



13

Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах



14

Редкие животные



15

Жизнь в горном климате



Леса



16

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных



17

Времена года. Жизни лиственного леса



18

Жизнь леса



19

Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах



20

Сухие и жаркие леса Австралии



21

Роль человека в изменении животного мира Австралии



Пустыни



22

Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне



23

Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур



24

Растущие пустыни. Роль человека.



25

Нет продвижению пустынь



Реки и озера



26

Реки и озера



27

Путь реки



28

Пресноводные растения и животные



29

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов



Человек и животные



30

Это все – кошки



31

Домашние животные. Собаки – наши друзья



32

Собаки – наши друзья



Заключение



33

Экскурсия в природу



34

Акция «Начни с себя!»



35

Круглый стол




















Календарно-тематическое планирование

9 класс

п/п

Раздел,тема

Дата

план

факт

1

Введение



Организм и среда



2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды



3

Основные пути приспособления организмов к среде



4

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду



5

Приспособительные формы организмов



6

Приспособительные ритмы жизни



Сообщества и популяции



7

Биотические связи в природе



8

Законы пищевых и конкурентных отношений



9

Популяции



10

Демографическая структура, численность и плотность популяции



11

Биоценоз и его устойчивость



Экосистемы



12

Виртуальная экскурсия «Законы организации экосистем»



13

Законы биологической продуктивности



14

Продуктивность агроценоза



15

Саморазвитие экосистем



16

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем



17

Биосфера – глобальная экосистема



18

Биосфера – глобальная экосистема



Человечество в биосфере



19

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой



20

Основные физиологические потребности человечества и их влияния на биосферу



21

Потребность человечества в размножении. Демографическая проблема



22

Значение информации для развития человечества



23

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу



24

Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических кризисов



25

Современный масштаб деятельности человечества



Человечество в Социосфере



26

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика



27

Социальные факторы: их влияние на биосферу



28

Договор как фактор развития человечества



29

Концепция устойчивого развития



Человечество в ноосфере



30

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром



31

Развитие представлений человека о мире. Картины мира



32

Научно- технический прогресс. Культура отношения человечества к природе



33

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера



34

Экологическое сознание



35

Подведение итогов












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!