СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" для первого класса содержит следующие разделы: пояснительную записку с целями и задачами, планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.К. КУРЫЖОВА









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Смысловое чтение»

(духовно-нравственное направление)

для 1 класса

на 2021-2022 учебный год







Составитель: Дмитроченко Марина Владимировна,

учитель начальных классов первая

квалификационная категория






г. Домодедово, 2021г





I.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Смысловое чтение» составлена на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

• Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2015 г.

• Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2015г.

• инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС».

Представленная про­грамма изучается в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственной направленности).

Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год.

Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 1 ч в неделю и 33 ч в год.

Внеурочная деятельность «Смысловое чтение» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия смогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Задачи:

• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в

• книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.


II .Планируемые результаты освоения программы

Важнейшая особенность смыслового чтения состоит в том, что кроме содержательного компонента, большее значение имеет сформированность таких навыков обучающихся, как:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

• осознавать значимость чтения для личного развития;

• формировать потребность в систематическом чтении;

• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;

• уметь самостоятельно работать с новым произведением;

• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным

фондом);

• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

• знать права читателя.

Личностные результаты:

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

  • - находить и извлекать информацию в различном контексте;

  • - объяснять и описывать явления на основе полученной информации;

  • - анализировать и интегрировать полученную информацию;

  • - формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её;

  • - делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

К концу изучения в первом классе внеурочной деятельности «функциональная грамотность» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый (у отдельных учащихся — повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:

❖ находить книгу в открытом библиотечном фонде;

❖ выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

❖ сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

❖ формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

❖ характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

❖ сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

❖ слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

❖ пользоваться аппаратом книги;

❖ овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

❖ систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.





3. Содержание программы 1 класс (33 ч)

Здравствуй, книга

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?»

Книга - произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание), презентация, рецензия и т.п.);

Писатели детям

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги - произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и для детей. Книги - сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге - сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?» Kонкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных

Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

IV.Учебно-тематический план, 1 класс

Название раздела

Количество часов

1

Здравствуй книга

2

2

Книги о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги-сборники

2

5

По страницам книг В. Сутеева

3

6

Сказки народов мира

3

7

Книги русских писателей-сказочников

3

8

Сказки зарубежных писателей

3

9

Детские писатели

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

11

Дети — герои книг

3

12

Книги о животных

3


ИТОГО

33




Календарно – тематическое планирование по курсу «Смысловое чтение», 1 класс (33ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности обучающихся

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Учебные книги первоклассника

«Читательская грамотность» способствует расширению читательского пространства. Актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Создавать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг. Расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов. Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения. Преемственность внеурочной деятельности с курсом основных предметов позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Ф о р м ы организации Факультативных занятий могут быть различными: литературные игры , конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

01.09-03.09


2.

Художественные книги

06.09-10.09


3.

Экскурсия в школьную библиотеку

13.09-17.09


4.

Книги о Родине и природе

20.09-24.09


5.

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник

27.09-01.10


6.

Книги- сборники писателей- классиков о детях.

11.10-15.10


7.

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

18.10-22.10


8.

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку»

25.10-29.10


9.

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

01.11-05.11


10.

Творческая работа «Сочини загадку».

08.11-12.11


11.

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).

22.11-26.11


12.

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей

29.11-03.12


13.

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

06.12-10.12


14.

Народные сказки (цепочки).

13.12-17.12


15.

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением

20.12-24.12


16.

Библиотечный урок. Книги-

27.12-30.12


сказки о лисе

«Читательская грамотность» способствует расширению читательского пространства. Актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Создавать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг. Расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов. Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения. Преемственность внеурочной деятельности с курсом основных предметов позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.


17.

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

10.01-14.01


18.

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол

17.01-21.01


19.

Книги С. Маршака. Выставка книг

24.01-28.01


20.

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

07.02-11.02


21.

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг

14.02-18.02


22.

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

28.02-04.03


23.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»

07.03-11.03


24.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

14.03-18.03


25.

В гостях у сказки

21.03-25.03


26.

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

28.03-01.04


27.

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

11.04-15.04


28.

Дети — герои книг детских писателей.

18.04-22.04


29.

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого

25.04-29.04


30.

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

02.05-06.05


31.

Литературная игра «Вопросы и ответы».


09.05-13.05


32.

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов

16.05-20.05


33.

По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению.

23.05-27.05












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!