МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.К. КУРЫЖОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
(духовно-нравственное направление)
для 1 класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Дмитроченко Марина Владимировна,
учитель начальных классов первая
квалификационная категория
г. Домодедово, 2021г
I.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Смысловое чтение» составлена на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
• Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2015 г.
• Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2015г.
• инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС».
Представленная программа изучается в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственной направленности).
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебному плану образовательного учреждения на 2021-2022 учебный год.
Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 1 ч в неделю и 33 ч в год.
Внеурочная деятельность «Смысловое чтение» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия смогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации внеурочных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Задачи:
• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в
• книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
II .Планируемые результаты освоения программы
Важнейшая особенность смыслового чтения состоит в том, что кроме содержательного компонента, большее значение имеет сформированность таких навыков обучающихся, как:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
• знать права читателя.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
- находить и извлекать информацию в различном контексте;
- объяснять и описывать явления на основе полученной информации;
- анализировать и интегрировать полученную информацию;
- формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её;
- делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
К концу изучения в первом классе внеурочной деятельности «функциональная грамотность» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый (у отдельных учащихся — повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:
❖ находить книгу в открытом библиотечном фонде;
❖ выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
❖ сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
❖ формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
❖ характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
❖ сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
❖ слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
❖ пользоваться аппаратом книги;
❖ овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
❖ систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
3. Содержание программы 1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?»
Книга - произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание), презентация, рецензия и т.п.);
Писатели детям
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги - произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей
Стихотворения о детях и для детей. Книги - сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге - сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?» Kонкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных
Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
IV.Учебно-тематический план, 1 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Здравствуй книга | 2 |
2 | Книги о Родине и родной природе | 2 |
3 | Писатели детям | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники | 2 |
5 | По страницам книг В. Сутеева | 3 |
6 | Сказки народов мира | 3 |
7 | Книги русских писателей-сказочников | 3 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 3 |
9 | Детские писатели | 3 |
10 | Книги-сборники стихотворений для детей | 2 |
11 | Дети — герои книг | 3 |
12 | Книги о животных | 3 |
| ИТОГО | 33 |
Календарно – тематическое планирование по курсу «Смысловое чтение», 1 класс (33ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности обучающихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Учебные книги первоклассника | «Читательская грамотность» способствует расширению читательского пространства. Актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Создавать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг. Расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов. Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения. Преемственность внеурочной деятельности с курсом основных предметов позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Ф о р м ы организации Факультативных занятий могут быть различными: литературные игры , конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. | 01.09-03.09 | |
2. | Художественные книги | 06.09-10.09 | |
3. | Экскурсия в школьную библиотеку | 13.09-17.09 | |
4. | Книги о Родине и природе | 20.09-24.09 | |
5. | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник | 27.09-01.10 | |
6. | Книги- сборники писателей- классиков о детях. | 11.10-15.10 | |
7. | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 18.10-22.10 | |
8. | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку» | 25.10-29.10 | |
9. | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 01.11-05.11 | |
10. | Творческая работа «Сочини загадку». | 08.11-12.11 | |
11. | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 22.11-26.11 | |
12. | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей | 29.11-03.12 | |
13. | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 06.12-10.12 | |
14. | Народные сказки (цепочки). | 13.12-17.12 | |
15. | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением | 20.12-24.12 | |
16. | Библиотечный урок. Книги- | 27.12-30.12 | |
сказки о лисе | «Читательская грамотность» способствует расширению читательского пространства. Актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Создавать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг. Расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов. Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения. Преемственность внеурочной деятельности с курсом основных предметов позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. | |
17. | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 10.01-14.01 | |
18. | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол | 17.01-21.01 | |
19. | Книги С. Маршака. Выставка книг | 24.01-28.01 | |
20. | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 07.02-11.02 | |
21. | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг | 14.02-18.02 | |
22. | Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 28.02-04.03 | |
23. | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | 07.03-11.03 | |
24. | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 14.03-18.03 | |
25. | В гостях у сказки | 21.03-25.03 | |
26. | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 28.03-01.04 | |
27. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 11.04-15.04 | |
28. | Дети — герои книг детских писателей. | 18.04-22.04 | |
29. | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого | 25.04-29.04 | |
30. | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 02.05-06.05 | |
31. | Литературная игра «Вопросы и ответы». | | 09.05-13.05 | |
32. | Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов | 16.05-20.05 | |
33. | По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению. | 23.05-27.05 | |