СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработанана основе рабочей авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной и учебников по литературному чтению для 2 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Смысловое чтение" 2 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ

Педагогическим советом от 20__ г. №

Протокол от 20__ № Директор



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Смысловое чтение»

(общеинтеллектуальное направление)

2 «» класс

2020\2021 учебный год

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на основе рабочей авторской программы по литературному чтению / М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.: Издательство «Просвещение», Смысловое чтение – 80 с. –– ISBN 978-5-09-074754-7

По учебному плану: 34 часа

По программе: 34 часа

Составитель:

Скапцова Елена Ивановна

СОГЛАСОВАНО




Зам. директора по УР












«__»___________20__г.

























2020 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана

на основе рабочей авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной и учебников по литературному чтению для 2 класса (авторы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина). Основным средством для организации занятий внеурочной деятельностью является учебно-методическое пособие авторов Бойкиной М.В., Бубновой И.А. «Смысловое чтение. 2 класс», издательство «Просвещение» и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Данный курс внеурочной деятельности соответствует основным положениям

ФГОС НОО, рассматривается как начальный базовый этап в литературном образовании ученика. Обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, творческих способностей, умения воспринимать полноценно литературное произведение.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012 в редакции на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 N 232-ФЗ;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011

№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015

№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

  • Устав;

  • Учебный план на 2020-2021 учебный год;

  • Положение о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по

учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". (с изменениями и дополнениями от:

29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.)


Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся,

психолого-педагогической характеристики класса (обучающиеся 2–ых классов в возрасте 7 – 9 лет).


Используемый учебно-методический комплект


Программа ориентирована на использование:

  • Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению.

  • Учебник по литературному чтению 2 класс, Л.Ф.Климанова и др., УМК «Школа

России»

  • Учебное пособие «Смысловое чтение. 2 класс». М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.:

Издательство «Просвещение».


Место программного курса в учебном плане


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для 2

класса рассчитана на 1 учебный год, 34 часа.

На изучение курса отводится 1 ч. в неделю. Продолжительность одного занятия

составляет не более 40 - 45 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня по расписанию внеурочной

деятельности образовательного учреждения.

Возможно реализовать данный курс не только посредством выделения 1 часа в

неделю для проведения занятий, но и включением части занятий или полноценного занятия в урок литературного чтения или русского языка.


Отдельные темы рабочей программы могут быть реализованы с использованием

электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в соответствии с действующим в ГБОУ СОШ № 385 Санкт – Петербурга Положением об электронном обучении с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.


Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например,

«ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание

текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.

Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.


Изучение курса «Смысловое чтение» в начальной школе направлено на достижение

следующей цели: формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования, развитие посредством овладения читательской компетентностью смыслового чтения.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • освоение общекультурных навыков чтения и работы с текстами; воспитание

интереса к чтению и к книге;

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой

в художественной литературе;

  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего

школьника; понимание духовной сущности произведений.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство

слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

  • системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во

взаимосвязи художественно-эстетических, духовнонравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;

  • коммуникативности, реализующий диалоговую форму занятия и построение

системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

  • дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный

анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;

  • культурно-исторический.


Таким образом, можно определить отличительные особенности данного кура

внеурочной деятельности являются следующие:

  • формирование ценностных ориентаций;

Направленность занятий по развитию смыслового чтения ориентировано на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту детей и интересно им.

  • формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей

точки зрения);

Обучающиеся включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических проблем. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;

  • формирование информационной культуры младших школьников, в том числе

библиографической культуры;

Ученик работает не только с художественными текстами, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами.

  • формирование литературного творчества, в том числе развитие

исследовательского поведения учащихся средствами предмета литературного чтения.

Любое творчество предполагает самостоятельное создание нового продукта, на основе прочитанного или прослушанного текста. Обучающиеся во время занятий узнают художественные особенности произведения, знакомятся со способами выражения эмоций, определяют отдельные структурные элементы текста. Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого занятия.



Формы и методы организации учебного процесса


Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу обучающихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность,

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология обучения в сотрудничестве.


Методы проведения занятий: беседа, дискуссия, обсуждение, самостоятельная

работа, творческая работа, моделирование, рисунок, викторины.


Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;

  • с уроками литературного чтения;

  • с уроками окружающего мира.


Требования к уровню освоения обучающимися курса


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,

предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.


Ценностные ориентиры содержания курса


Работа с текстами на основе учебного пособия предполагает знакомство учащихся

с высокохудожественными произведениями, на основе содержания которых происходит осмысление таких нравственно-этических ценностей, как «добро», «милосердие», «сострадание», «справедливость», «правда» и других. Ученик начальной школы формирует своё отношение к изображаемому: к героям, их поступкам, представленным событиям. На основе прочитанного или прослушанного моделируется поведения ребёнка в каждой конкретной ситуации.


Планируемые результаты освоения программы по курсу

«Смысловое чтение»


Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то

составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и

к школе;

  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная

регуляция деятельности;

  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,

творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.


Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,

автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,

выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного

текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,

фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными

фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно

делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно

популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики

текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,

высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).


Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)

произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия

других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).


Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его

событиями;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов).


Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного

произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или

отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного

(прослушанного) произведения.


Содержание учебного предмета


В пособии включено 34 занятия по работе со словом, с предложением, с текстом

произведений различных жанров и видов, соответствующих разделам учебника по литературному чтению 2 класса:

  1. Самое великое чудо на свете.

  2. Устное народное творчество.

  3. Люблю природу русскую. Осень.

  4. О братьях наших меньших.

  5. Люблю природу русскую. Зима.

  6. Я и мои друзья.

  7. Писатели – детям.

В каждом разделе представлены занятия, расширяющие содержание курса

литературного чтения русского языка и ориентированные на достижения тех же самых планируемых результатов.


Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных

текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.


Чтение вслух

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их

с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и

жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно

популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливай. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Работа с текстом художественного или научно – познавательного произведения

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение

опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:

понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,

места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.


Тематическое планирование

Раздел

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

  1. Самое великое чудо на свете

5



  1. Устное народное творчество

4



  1. Люблю природу русскую. Осень

5



  1. О братьях наших меньших

5



  1. Люблю природу русскую. Зима

5



  1. Я и мои друзья

4



  1. Писатели – детям

6



Итого:

34




Календарно – тематическое планирование по курсу «Смысловое чтение» 2 «» класса

на 2020 – 2021 учебный год



№ п/п

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

План

Факт

Раздел 1. «Самое великое чудо на свете»

1

Учимся работать со словом. Что такое библиотека?



2

Учимся работать с предложением. Подбираем точные слова.



3

Учимся работать с текстом. Из истории библиотек.



4

Тема текста. Учимся определять тему и главную мысль стихотворения.



5

Практическое занятие в библиотеке.



Раздел 2. «Устное народное творчество»

6

Учимся работать со словом. Какие бывают слова?



7

Учимся работать с предложением. Определяем тему предложения.



8

Учимся работать с текстом. Пересказываем по опорным словам.



9

Тема текста. Учимся определять тему, главную мысль текста и соотносить с пословицей



Раздел 3. «Люблю природу русскую»

10

Учимся работать со словом. Как создать образ? Подбираем точные слова.



11

Учимся работать с предложением. Образные слова и выражения в предложениях.



12

Учимся работать с текстом. Настроение в стихотворении.



13

Учимся работать с текстом. Изучаем поэтические картины.



14

Конкурс чтецов. Читаем стихи о природе.



Раздел 4. «О братьях наших меньших»

15

Учимся работать со словом. Смысловое значение слова «забота».



16

Учимся работать с предложением. Строим предложения, учимся объяснять.



17

Учимся работать с текстом. В. Осеева «Просто старушка», «Печенье».



18

Учимся работать с текстом. Э. Шим «Брат и младшая сестра».



19

Учимся работать с текстом. А. Дмитриев «Бездомная кошка». Создаем плакат «Бережное отношение к братьям нашим меньшим».



Раздел 5. «Люблю природу русскую». Зима

20

Учимся работать со словом. Создаем образ зимы.



21

Учимся работать с предложением. Записываем предложения с образными словами и выражениями по теме «Зима».



22

Учимся работать с текстом. Образ «Зимы» в стихотворении А.С. Пушкина.



23

Учимся работать с текстом. Образ «Зимы» в стихотворении С. Есенина.



24

Конкурс чтецов «Стихи о зиме».



25

Учимся работать со словом. Кто такой писатель?



26

Учимся работать с предложением. Какова роль писателя?



27

Учимся работать с текстом. Составляем вопросы к тексту.



28

Учимся работать с текстом. Записываем свои рассуждения по теме «Писатели и поэты»



Раздел 6. «Я и мои друзья»

29

Учимся работать со словом. Что такое совесть?



30

Учимся работать с предложением. Запись предложений и рассуждений о совести.



31

Учимся работать с текстом. А. Барто «Совесть», В. Сухомлинский «Стеклянный Человечек».



32

Учимся работать с текстом. В. Сухомлинский «Стеклянный Человечек».



33

Учимся работать с текстом. А. Гайдар «Совесть».



34

Викторина по произведениям любимых писателей.





Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса


Методические пособия:

  1. Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению.

  2. Учебник по литературному чтению 2 класс, Л.Ф.Климанова и др., УМК «Школа

России»

  1. Учебное пособие «Смысловое чтение. 2 класс». М. В. Бойкина, И. А. Бубнова. – М.:

Издательство «Просвещение».


Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.

  2. ЦОР по литературному чтению для начальной школы.


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска;

  • персональный компьютер с принтером, ксерокс;

  • интерактивная доска.


Кабинет начальной школы отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!