СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту согласно методическим рекомендациям и рассчитана на пять лет обучения, с 5 по 9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" ФГОС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ


Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности


Личностными результатами являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

  • эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




Содержание курса «Смысловое чтение» с указанием форм организации и видов деятельности.

Курс «Смысловое чтение» разработан на основе междисциплинарной Программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» и пособия для учителя Н.Н.Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС».


Содержание курса

Виды учебной деятельности

I этап. Работа с текстом до чтения.


Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения.


Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с творчеством писателя. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).




Ведущие формы, методы, технологии обучения:

  • Технология смыслового чтения;

  • приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

  • технология проблемного диалога;

  • формы индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;

  • объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный методы обучения;

  • технология оценивания (правило самооценивания);

  • технология деятельностного метода;

  • проектная деятельность;

  • творческая мастерская;

  • система обучающих игр.



Тематическое планирование.

5 КЛАСС


п/п

Тема урока

Дата

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ( 14 ч.)

1

Текст. Признаки текста.


2

Текст. Типы текстов.


3

Функциональные стили речи.


4

Тема текста.


5

Основная мысль текста.


6

Тема и микротема текста.


7

Деление текста на смысловые части.


8

Определение ключевой информации текста.


9

План текста. Простой план.


10

План текста. Сложный план.


11

Представление информации текста в виде таблицы и схемы.


12

Различные виды чтения.


13

Использование различных видов чтения при работе с текстом.


14

Словари и справочники. Работа с дополнительными источниками.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ( 11 ч.)

15

Формулирование вопросов к прочитанному тексту.


16

Определение темы прочитанного текста.


17

Определение проблематики прочитанного текста.


18

Сравнение объектов в тексте.


19

Характеристика героев в тексте художественного произведения.


20

Средства художественной выразительности.


21

Работа с лексикой текста.


22

Образно-выразительные средства языка в тексте.


23

Анализ образно-выразительных средств в тексте.


24

Формулирование выводов на основе прочитанного текста.


25

Монологическое высказывание на основе прочитанного текста.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ( 9 ч.)

26

Определение авторской позиции.


27

Определение идеи прочитанного текста.


28

Создание письменного отзыва о прочитанном тексте.


29

Создание иллюстраций, отражающих ключевую информацию текста.


30

Диалог. Учебный диалог.


31

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


32

Повторение изученного.


33

Повторение изученного.


34

Подведение итогов. Творческая лаборатория.



6 КЛАСС


п/п

Тема урока

Дата

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ( 14 ч.)

1

Типология текстов.


2

Функционально-стилевая дифференциация текстов.


3

Языковые особенности разных стилей речи.


4

Жанр текста.


5

Текст, тема текста, основная мысль, идея.


6

Авторская позиция.


7

Сюжет и фабула текста.


8

Смысловые части текста: микротема, абзац.


9

Простой, сложный, тезисный план.


10

Существенные признаки объектов в тексте, их сравнение.


11

Способы представления информации.


12

Виды чтения


13

Источники информации: справочники, словари.


14

Использование формальных источников текста для поиска информации.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ( 11 ч.)

15

Подробный и сжатый пересказ.


16

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.


17

Работа с аргументами.


18

Составление на основе текста монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.


19

Преобразование информации из сплошного текста в таблицу.


20

Преобразование информации из таблицы в связный текст.


21

Формирование библиографии.


22

Создание цитатных выписок по тексту.


23

Создание аннотации по тексту.


24

Создание отзыва по тексту.


25

Создание собственного текста по предложенной теме.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ( 9 ч.)

26

Языковые особенности текста.


27

Структура текста, его композиция.


28

Аргументация собственного мнения о прочитанном тексте.


29

Пути восполнения недостающей информации в тексте.


30

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.


31

Учебный диалог.


32

Сопоставление разных точек зрения на информацию.


33

Повторение изученного.


34

Подведение итогов. Творческая лаборатория.



7 КЛАСС


п/п

Тема урока

Дата

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ( 14ч.)

1

Типология текстов.


2

Функционально-стилевая дифференциация текстов.


3

Языковые особенности разных стилей текста.


4

Жанр текста.


5

Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.


6

Смысловые части текста, микротема текста, абзац.


7

План текста.


8

Существенные признаки объектов, описанных в тексте.


9

Сравнение объектов в тексте.


10

Способы представления информации: словесно, в виде символов.


11

Способы представления информации: схемы, таблицы, диаграммы.


12

Виды чтения.


13

Источники информации.


14

Сопоставление информации из разных источников.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ( 11ч.)

15

Подробный и сжатый пересказ.


16

Способы сжатия текста.


17

Аргументы и доказательства.


18

Составление тезисов с опорой на прочитанный текст.


19

Формирование библиографии.


20

Создание собственных текстов разными способами.


21

Создание собственных текстов разными способами.


22

Представление одной и той же информации разными способами.


23

Преобразование информации из текста в таблицу.


24

Преобразование информации из таблицы в сплошной текст.


25

Представление информации для аудитории.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ( 9ч.)

26

Языковые особенности и структура текста.


27

Аргументация собственного мнения о прочитанном.


28

Формулирование точных ответов на поставленные вопросы.


29

Участие в учебном диалоге.


30

Автор в тексте.


31

Сопоставление различных точек зрения на информацию.


32

Определение достоверной и недостоверной информации.


33

Критическое отношение к рекламной информации.


34

Критическое отношение к рекламной информации.



8 КЛАСС


п/п

Тема урока

Дата

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ( 14ч.)

1

Типология текстов.


2

Рассуждение - размышление.


3

Рассуждение – объяснение.


4

Рассуждение – доказательство.


5

Языковые средства текста.


6

Языковые средства текста.


7

Тема текста, идея, основная мысль.


8

Текст, микротемы текста.


9

Вычленение из текста информации.


10

Структура и композиция текстов.


11

Разные способы представления информации.


12

Разные способы представления информации.


13

Источники информации.


14

Источники информации.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ( 11ч.)

15

Подробный и сжатый пересказ.


16

Приемы сжатия текста.


17

Приемы сжатия текста.


18

Формулирование тезисов и выводов на основе текста.


19

Аргументы, подтверждающие вывод.


20

Соотнесение фактов с общей идеей текста.


21

Композиция текста типа рассуждения.


22

Формулирование тезисов, аргументов, выводов.


23

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости.


24

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости.


25

Формулирование точных ответов на поставленный вопрос.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ( 9ч.)

26

Оценка содержания и структуры текста.


27

Оценка языковых особенностей текста.


28

Выражение собственного мнения, его аргументация.


29

Участие в учебном диалоге.


30

Позиция автора в тексте.


31

Соотнесение разных точек зрения на информацию.


32

Нахождение в тексте необходимой информации.


33

Интерпретация необходимой информации.


34

Критическое отношение к информации.



9 КЛАСС


п/п

Тема урока

Дата

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО ( 14ч.)

1

Рассуждение – размышление.


2

Рассуждение – объяснение.


3

Рассуждение – доказательство.


4

Работа с аргументами.


5

Тема, идея, основная мысль текста.


6

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр и его структуру.


7

Понимание текста с опорой на языковые средства.


8

Смысловые части текста, микротема, абзац.


9

Вычленение из текста информации в явном виде.


10

Вычленение из текста информации в неявном виде.


11

Работа с несколькими источниками информации.


12

Сопоставление информации.


13

Цитирование информации.


14

Подбор аргументов с использованием цитирования.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ( 11ч.)

15

Подробный и сжатый пересказ.


16

Приемы сжатия текста.


17

Формулирование тезисов и выводов.


18

Аргументы, подтверждающие выводы.


19

Композиция текста типа рассуждения.


20

Формулирование тезисов, аргументов и выводов.


21

Создание конспектов на основе прочитанных текстов.


22

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости.


23

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости.


24

Жанр эссе.


25

Создание эссе на заданную тему.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ( 9ч.)

26

Оценка содержания и структуры текста.


27

Оценка языковых особенностей текста.


28

Выражение собственного мнения, его аргументация.


29

Участие в учебном диалоге.


30

Позиция автора в тексте.


31

Соотнесение разных точек зрения на информацию.


32

Нахождение в тексте необходимой информации.


33

Интерпретация необходимой информации.


34

Критическое отношение к информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!