Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы
школы ____ _______
Протокол № от «__ » 2020 г. от « » _____ 2020 г.
от«__ »_______ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
( духовно-нравственное направление)
(возраст детей 7-11лет)
Срок реализации 4 года
_3_ класс
Составитель:
Божко Анна Александровна
с. Каменка
2020-2021 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы «МАОУ Каменская СОШ Тюменского района».
Настоящая программа духовно-нравственного направления составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- положение о рабочей программе внеурочной деятельности МАОУ Каменская СОШ Тюменского района;
- Авторской программы курса «Азбука нравственности» Э.Козлова,
В. Петровой, И.Хомяковой.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Цель и задачи программы
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи:
сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Культура общения - 9 часов
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Разговор по телефону.
Самовоспитание - 7 часов
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках.
Общечеловеческие нормы нравственности - 10 часов
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство - счастье? Спешите делать добро.
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?- 8 часов
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
КАЛЕНДАРНО-Тематический план
№ | Ч | Дата | Наименование разделов и тем. | УУД |
Культура общения – 9ч |
1. | 1 | | Этикет разговора. | Умение знакомиться со сверстниками и взрослыми. Недопустимость обидных действий знакомящихся. |
2. | 1 | | Обращение к разным людям. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? |
3. | 1 | | Обращение к разным людям. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? |
4. | 1 | | Вежливый отказ, несогласие. | Требования к поведению, тон и формы обращения к товарищам, родным, близким людям. |
5. | 1 | | Этикетные ситуации. | Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика. |
6. | 1 | | Этикетные ситуации. | Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика. |
7. | 1 | | Афоризмы. | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим |
8. | 1 | | Разговор по телефону. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? |
9. | 1 | | Играем роль воспитанного человека. | Волшебные слова, правила приличия- что это такое? |
Самовоспитание- 7ч |
10. | 1 | | Что значит быть вежливым? | Вежливость как личное качество в общении. Уважение мнения других. |
11. | 1 | | Мои достоинства и недостатки. | Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении |
12. | 1 | | Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики. | Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении |
13. | 1 | | Большое значение маленьких радостей. | Тон и стиль речи в общении и поведении. |
14. | 1 | | О хороших и дурных привычках. | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика |
15. | 1 | | О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики. | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика |
16. | 1 | | Афоризмы о самовоспитании. | Вежливость как правило поведения. Предупредительность, уважительность, тактичность, воспитанность. |
Общечеловеческие нормы нравственности – 10ч |
17. | 1 | | Заповеди: как мы их исполняем. | Вежливость как личное качество в общении. Уважение мнения других. |
18. | 1 | | О сострадании и жестокосердии. | Основные правила вежливости в жизни Что значит быть заботливым |
19. | 1 | | О сострадании и жестокосердии. | Основные правила вежливости в жизни Что значит быть заботливым |
20. | 1 | | Лгать нельзя, но если...? | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. |
21. | 1 | | Лгать нельзя, но если...? | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. |
22. | 1 | | Всегда ли богатство - счастье? | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим |
23. | 1 | | Всегда ли богатство - счастье? | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим |
24. | 1 | | Спешите делать добро. | Как встретить и отметить праздник. Подарки к торжествам и праздникам. Правила поведения в гостях. |
25. | 1 | | Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам. | Любовь к Родине, её традициям и обычаям. Патриотизм. |
26. | 1 | | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Умение самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, оценивать и исправлять слабые стороны в своем поведении |
Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? – 8 ч |
27. | 1 | | «Как сердцу высказать себя?» | Сдержанность и скромность в общении как правила культуры нравственного поведения |
28. | 1 | | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. |
29. | 1 | | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | Понятия «честность» и «правдивость» как основа нравственного поведения человека, его нравственные важнейшие качества. |
30. | 1 | | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика |
31. | 1 | | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | Понятие «Справедливость», его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика |
32. | 1 | | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим. |
33. | 1 | | Афоризмы. | Значение взаимопомощи и ее мотивация. Важность бескорыстного отношения к окружающим |
34. | 1 | | Чему мы научились на уроках этики. | Развитие навыков поведения, как навыков общения |