МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
| | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ - СОШ № 15 протокол № 1 от ________________г. Председатель педсовета ___ ______ И.М Золотова. подпись директора ОУ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ориентированная на достижение результатов первого уровня
по духовно-нравственному направлению
кружок
«Уроки нравственности»
Срок реализации программы 1 года
Возраст обучающихся 13-14 лет
Шейко Дмитрий Александрович
Калиниченко Людмила Алексеевна
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством, милосердного, дружеского отношения между, людьми. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений', опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.
Программа курса внеурочной деятельности выбрана с учетом выбора родителей (законный представителей) учащихся.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Милосердие... забытое слово?», автор А.В. Енин, сборник - М.: ВАКО, 2016., и учебного пособия для учащихся общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий по курсу основ морали «Грамматика нравственности» 8 класс, под ред. Э.Г1. Козлова. Москва: Новый учебник, 2008.
Отличием данной рабочей программы от авторской в том, что не изучаются разделы «Русская жалость ко всему живому», «Протяни руку помощи» и в содержание добавлены темы из учебного пособия для учащихся общеобразовательной средней школы лицеев, гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П. Козлова. Москва: Новый учебник, 2008., «Грамматика нравственности» 8 класс и адаптировано для учащихся 8 классов.
Порядок изучения разделов и гем рабочей программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» соответствуют тематическому планированию.
Цели и задачи данного кружка совпадают с целями и задачами, отраженными в авторской программе.
Сведения о сроках реализации программы.
Год обучения | 1 год |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 34 |
итого | 34 |
Возраст обучающихся 13-14 лет.
Периодичность проведения занятий - смешанное: еженедельная и интенсивы.
Интенсивами проводятся: просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Чучело»; фрагментов фильма В. Гай-Германики «Школа» и раздел социальный проект «стань другом тому, у кого его нет».
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности кружка «Уроки нравственности»
Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» ориентирована на достижение результатов первого уровня:
Приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
В результате освоения программы «Уроки нравственности» учащиеся достигнут следующие результаты:
Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
корректирование деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
осуществление самоконтроля по ходу и результатам деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
приведение примеров в качестве .доказательства выдвигаемых положений;
установление причинно-следственных связей;
использование речи для регуляции своих действий.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности кружка «Уроки нравственности»
Таблица распределения количества часов по разделам и годам обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | 1 год обучения |
1 | Из истории слова милосердие. Милосердие: прошлое, настоящее, будущее | | 2 | 2 |
2 | Жестокость вокруг тебя. | | 5 | 5 |
3 | Что такое нравственные ценности | | 8 | 8 |
4 | От «Чучела» к «Школе» (80-е гг. и современность: что изменилось?). | | 4 | 4 |
5 | Главные понятия морали | | 13 | 13 |
6 | Социальный проект «Стань другом тому, у кого его нет». | | 2 | 2 |
7 | Итого | | 34 | 34 |
Содержание программы.
Из истории слова милосердие. Милосердие: прошлое, настоящее, будущее (2ч.)
Аудиторные: Этимология слова милосердие. Рассказ о сестрах милосердия.
Афоризмы о доброте, милосердии. Творческое задание «Солнце человечности».
Жестокость вокруг тебя (5ч.)
Аудиторные:
Ожесточенность, жесткость, жестокость. Зависть и жестокость. Наркомания — одна из причин подростковой жестокости. Ребенок в асоциальной среде. Безнаказанность — шаг к преступлению. Безразличие людей друг к другу. Мы не замечаем, в кого превращаемся.
Что такое нравственные ценности (8ч.)
Аудиторные: Что такое «ценности». Человек - высшая ценность. Главные ценности человека. Ценности и моральный долг. Что такое подвиг. Нормы жизни как ценность. Что такое добродетели. Главные добродетели людей. Смысл и счастье жизни. Жизнь дана на добрые дела.
От «Чучела» к «Школе» (80-е гг. и современность: что изменилось?) (4ч.)
Аудиторные:
Отношения между подростками в 80-е гг. и в наше время. Большие проблемы маленького человека: одиночество, отчаяние, желание самоутвердиться. Отношения с родителями и учителями. Причины самоубийств среди подростков.
Внеаудиторные:
Просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Чучело»; фрагментов фильма В. Гай-Германики «Школа».
Главные понятия морали (13ч.)
Аудиторные:
Главные понятия морали как ценность. Добро и зло в жизни людей. Миф и представления о мифе. Добро и зло в сказках и мифах народов мира. За что люди говорят «спасибо». Осуждение кровной мести. Добро и зло в первобытном обществе. По каким правилам люди жили в родовой общине. Нравственность Древней Руси. Добро и зло в средние века. Что считалось добром и злом в истории человечества. Что считалось добром и злом в разные эпохи. Что такое «благо» и стоит ли его творить? Кому тяжелее жить: доброму или злому?
Социальный проект «Стань другом тому, у кого его нет» (2ч.)
Внеаудиторные:
Выявление среди школьников тех, у кого есть проблемы в общений, проблемы в семье. Составление и реализация «карты помощи».
Формы организации.
словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)
практические (упражнения, проекты.)
Виды деятельности:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
научить давать оценку жизненной ситуации и поступков людей с точки зрения нравственности;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, понимать людей, которые живут рядом, учить строить с ними отношения, основанные на нравственных законах;
прививать детям стремление к постоянному самопознанию, нравственному развитию;
формирование способности к «самостоянию» во взрослой жизни;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4. Тематическое планирование кружка «Уроки нравственности»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов |
Всего часов | аудиторные | внеаудиторные |
1-2 | Тема 1. Из истории слова милосердие. Милосердие: прошлое, настоящее, будущее | 2 | 2 | |
1 | Этимология слова милосердие. Рассказ о сестрах милосердия. | 1 | 1 | |
2 | Афоризмы о доброте, милосердии. Творческое задание «Солнце человечности». | 1 | 1 | |
3-7 | Тема 2. Жестокость вокруг тебя. | 5 | 5 | |
3 | Ожесточенность, жесткость, жестокость. Зависть и жестокость. | 1 | 1 | |
4 | Наркомания — одна из причин подростковой жестокости | 1 | 1 | |
5 | Ребенок в асоциальной среде. Безнаказанность — шаг к преступлению. | 1 | 1 | |
6 | Безразличие людей друг к другу. | 1 | 1 | |
7 | Мы не замечаем, в кого превращаемся. | 1 | 1 | |
8-15 | Тема 3. Что такое нравственные ценности | 8 | 8 | |
8 | Что такое «ценности». Человек - высшая ценность | 1 | 1 | |
9 | Главные ценности человека | 1 | 1 | |
10 | Ценности и моральный долг | 1 | 1 | |
11 | Что такое подвиг. | 1 | 1 | |
12 | Нормы жизни как ценность | 1 | 1 | |
13 | Что такое добродетели. Главные добродетели людей | 1 | 1 | |
14 | Смысл и счастье жизни | 1 | 1 | |
15 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | 1 | |
16-19 | Тема 4. От «Чучела» к «Школе» (80-е гг. и современность: что изменилось?). | 4 | 2 | 2 |
16-17 | Просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Чучело»; фрагментов фильма В. Гай-Германики «Школа». | 2 | | 2 |
18 | Отношения между подростками в 80-е гг. и в наше время. Большие проблемы маленького человека: одиночество, отчаяние, желание самоутвердиться. | 1 | 1 | |
19 | Отношения с родителями и учителями. Причины самоубийств среди подростков | 1 | 1 | |
20-32 | Тема 5. Главные понятия морали | 13 | 13 | |
20 | Главные понятия морали как ценность | 1 | 1 | |
21 | Добро и зло в жизни людей | 1 | 1 | |
22 | Миф и представления о мифе. Добро и зло в сказках и мифах народов мира | 1 | 1 | |
23 | За что люди говорят «спасибо» | 1 | 1 | |
24 | Осуждение кровной мести | 1 | 1 | |
25 | Добро и зло в первобытном обществе | 1 | 1 | |
26 | По каким правилам люди жили в родовой общине | 1 | 1 | |
27 | Нравственность Древней Руси | 1 | 1 | |
28 | Добро и зло в средние века | 1 | 1 | |
29 | Что считалось добром и злом в истории человечества | 1 | 1 | |
30 | Что считалось добром и злом в разные эпохи | 1 | 1 | |
31 | Что такое «благо» и стоит ли его творить? | 1 | 1 | |
32 | Кому тяжелее жить: доброму или злому? | 1 | 1 | |
| Тема 6. Социальный проект «Стань другом тому, у кого его нет». | 2 | | 2 |
33-34 | Выявление среди школьников тех, у кого есть проблемы в общений, проблемы в семье. Составление и реализация «карты помощи». | 2 | | 2 |
| Итого | 34 | 30 | 4 |