СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством, милосердного, дружеского отношения между, людьми. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений', опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Программа курса внеурочной деятельности выбрана с учетом выбора родителей (законный представителей) учащихся.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Милосердие... забытое слово?», автор А.В. Енин, сборник - М.: ВАКО, 2016., и учебного пособия для учащихся общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий по курсу основ морали «Грамматика нравственности» 8 класс, под ред. Э.Г1. Козлова. Москва: Новый учебник, 2008.

Отличием данной рабочей программы от авторской в том, что не изучаются разделы «Русская жалость ко всему живому», «Протяни руку помощи» и в содержание добавлены темы из учебного пособия для учащихся общеобразовательной средней школы лицеев, гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П. Козлова. Москва: Новый учебник, 2008., «Грамматика нравственности» 8 класс и адаптировано для учащихся 8 классов.

Порядок изучения разделов и гем рабочей программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» соответствуют тематическому планированию.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

МБОУ - СОШ № 15 протокол № 1

от ________________г.

Председатель педсовета

___ ______ И.М Золотова.

подпись директора ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ориентированная на достижение результатов первого уровня

по духовно-нравственному направлению

кружок

«Уроки нравственности»

Срок реализации программы 1 года

Возраст обучающихся 13-14 лет







Шейко Дмитрий Александрович

Калиниченко Людмила Алексеевна














  1. Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством, милосердного, дружеского отношения между, людьми. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений', опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

Программа курса внеурочной деятельности выбрана с учетом выбора родителей (законный представителей) учащихся.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Милосердие... забытое слово?», автор А.В. Енин, сборник - М.: ВАКО, 2016., и учебного пособия для учащихся общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий по курсу основ морали «Грамматика нравственности» 8 класс, под ред. Э.Г1. Козлова. Москва: Новый учебник, 2008.

Отличием данной рабочей программы от авторской в том, что не изучаются разделы «Русская жалость ко всему живому», «Протяни руку помощи» и в содержание добавлены темы из учебного пособия для учащихся общеобразовательной средней школы лицеев, гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П. Козлова. Москва: Новый учебник, 2008., «Грамматика нравственности» 8 класс и адаптировано для учащихся 8 классов.

Порядок изучения разделов и гем рабочей программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» соответствуют тематическому планированию.

Цели и задачи данного кружка совпадают с целями и задачами, отраженными в авторской программе.




Сведения о сроках реализации программы.

Год обучения

1 год

Количество часов в неделю

1

Количество часов в год

34

итого

34






Возраст обучающихся 13-14 лет.

Периодичность проведения занятий - смешанное: еженедельная и интенсивы.

Интенсивами проводятся: просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Чуче­ло»; фрагментов фильма В. Гай-Германики «Школа» и раздел социальный проект «стань другом тому, у кого его нет».

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности кружка «Уроки нравственности»

Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» ориентирована на достижение результатов первого уровня:

Приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

В результате освоения программы «Уроки нравственности» учащиеся достигнут следующие результаты:

Личностные:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные:

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

  • корректирование деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

  • осуществление самоконтроля по ходу и результатам деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • приведение примеров в качестве .доказательства выдвигаемых положений;

  • установление причинно-следственных связей;

  • использование речи для регуляции своих действий.

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности кружка «Уроки нравственности»

Таблица распределения количества часов по разделам и годам обучения


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1 год обучения

1

Из истории слова милосердие. Милосердие: прошлое, на­стоящее, будущее


2

2

2

Жестокость вокруг тебя.


5

5

3

Что такое нравственные ценности


8

8

4

От «Чучела» к «Школе» (80-е гг. и современность: что изменилось?).


4

4

5

Главные понятия морали


13

13

6

Социальный проект «Стань другом тому, у кого его нет».


2

2

7

Итого


34

34


Содержание программы.

Из истории слова милосердие. Милосердие: прошлое, на­стоящее, будущее (2ч.)

Аудиторные: Этимология слова милосердие. Рассказ о сестрах милосердия.

Афоризмы о доброте, милосердии. Творческое задание «Солнце человечности».

Жестокость вокруг тебя (5ч.)

Аудиторные:

Ожесточенность, жесткость, жестокость. Зависть и жестокость. Наркомания — одна из причин подростковой жестокости. Ребенок в асоциальной среде. Безнаказанность — шаг к преступлению. Безразличие людей друг к другу. Мы не замечаем, в кого превращаемся.

Что такое нравственные ценности (8ч.)

Аудиторные: Что такое «ценности». Человек - высшая ценность. Главные ценности человека. Ценности и моральный долг. Что такое подвиг. Нормы жизни как ценность. Что такое добродетели. Главные добродетели людей. Смысл и счастье жизни. Жизнь дана на добрые дела.

От «Чучела» к «Школе» (80-е гг. и современность: что изменилось?) (4ч.)

Аудиторные:

Отношения между подростками в 80-е гг. и в наше время. Большие проблемы маленького человека: одиночество, отчаяние, желание самоутвердиться. Отношения с родителями и учителями. Причины самоубийств среди подростков.

Внеаудиторные:

Просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Чучело»; фрагментов фильма В. Гай-Германики «Школа».

Главные понятия морали (13ч.)

Аудиторные:

Главные понятия морали как ценность. Добро и зло в жизни людей. Миф и представления о мифе. Добро и зло в сказках и мифах народов мира. За что люди говорят «спасибо». Осуждение кровной мести. Добро и зло в первобытном обществе. По каким правилам люди жили в родовой общине. Нравственность Древней Руси. Добро и зло в средние века. Что считалось добром и злом в истории человечества. Что считалось добром и злом в разные эпохи. Что такое «благо» и стоит ли его творить? Кому тяжелее жить: доброму или злому?

Социальный проект «Стань другом тому, у кого его нет» (2ч.)

Внеаудиторные:

Выявление среди школьников тех, у кого есть проблемы в общений, проблемы в семье. Составление и реализация «карты помощи».

Формы организации.

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)

  • наглядные (видео, презентация, картины, таблицы, иллюстрации)

  • практические (упражнения, проекты.)

Виды деятельности:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • научить давать оценку жизненной ситуации и поступков людей с точки зрения нравственности;

  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • научить детей всматриваться в мир, понимать людей, которые живут рядом, учить строить с ними отношения, основанные на нравственных законах;

  • прививать детям стремление к постоянному самопознанию, нравственному развитию;

  • формирование способности к «самостоянию» во взрослой жизни;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


4. Тематическое планирование кружка «Уроки нравственности»


п/п


Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Всего часов

аудиторные

внеаудиторные

1-2

Тема 1. Из истории слова милосердие. Милосердие: прошлое, на­стоящее, будущее

2

2


1

Этимология слова милосердие. Рассказ о се­страх милосердия.

1

1


2

Афоризмы о доброте, милосердии. Творческое задание «Солнце человечности».

1

1


3-7

Тема 2. Жестокость вокруг тебя.

5

5


3

Ожесточенность, жесткость, жестокость. Зависть и жестокость.

1

1


4

Наркомания — одна из причин подростковой жестокости

1

1


5

Ребенок в асоциальной среде. Безнаказанность — шаг к преступлению.

1

1


6

Безразличие людей друг к другу.

1

1


7

Мы не замечаем, в кого превращаемся.

1

1


8-15

Тема 3. Что такое нравственные ценности

8

8


8

Что такое «ценности». Человек - высшая ценность

1

1


9

Главные ценности человека

1

1


10

Ценности и моральный долг

1

1


11

Что такое подвиг.

1

1


12

Нормы жизни как ценность

1

1


13

Что такое добродетели. Главные добродетели людей

1

1


14

Смысл и счастье жизни

1

1


15

Жизнь дана на добрые дела

1

1


16-19

Тема 4. От «Чучела» к «Школе» (80-е гг. и современность: что изменилось?).

4

2

2

16-17

Просмотр и обсуждение фильма Р. Быкова «Чуче­ло»; фрагментов фильма В. Гай-Германики «Школа».

2


2

18

Отношения между подростками в 80-е гг. и в наше время. Большие проблемы маленького человека: одиночество, отчаяние, желание самоутвер­диться.

1

1


19

Отношения с родителями и учителями. Причины само­убийств среди подростков

1

1


20-32

Тема 5. Главные понятия морали

13

13


20

Главные понятия морали как ценность

1

1


21

Добро и зло в жизни людей

1

1


22

Миф и представления о мифе. Добро и зло в сказках и мифах народов мира

1

1


23

За что люди говорят «спасибо»

1

1


24

Осуждение кровной мести

1

1


25

Добро и зло в первобытном обществе

1

1


26

По каким правилам люди жили в родовой общине

1

1


27

Нравственность Древней Руси

1

1


28

Добро и зло в средние века

1

1


29

Что считалось добром и злом в истории человечества

1

1


30

Что считалось добром и злом в разные эпохи

1

1


31

Что такое «благо» и стоит ли его творить?

1

1


32

Кому тяжелее жить: доброму или злому?

1

1



Тема 6. Социальный проект «Стань другом тому, у кого его нет».

2


2

33-34

Выявление среди школьников тех, у кого есть проблемы в общений, проблемы в семье. Составление и реализация «карты помощи».

2


2


Итого

34

30

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!