СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьное СМИ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школьное СМИ"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММ

курса внеурочной деятельности

«ШКОЛЬНОЕ СМИ»

на 2020-2021 год

5-9 класс

























Еманжелинск, 2020

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Школьное СМИ»

(основное общее образование)

(ведущее направление: социально;

отражение в других направлениях: общеинтеллектуальное, общекультурное)


Всем известно, что журналистика – это четвертая власть. СМИ сообщают нам новости о прошедших и грядущих событиях, предоставляют информацию для размышления, влияют на формирование нашего мнения, заставляют задумываться, являются трибуной для выражения разных позиций, мнений, предложений, являются своеобразным связующим звеном, например, между властью и обществом, подвластными им методами решают социальные, политические и экономические проблемы. Журналист, работник СМИ, должен обладать соответствующими способностями и навыками: коммуникабельностью, социальной активностью, иметь собственное мнение и гражданскую позицию (но при этом уметь быть объективным), умением выражать свои и чужие мысли, желанием через то, что он делает, помогать разрешению различных проблем, конфликтов, кризисов, а также прогрессу, развитию, усовершенствованию общества.


Целью данной образовательной программы является выявление и развитие журналистских задатков у обучающихся.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьное СМИ» реализуется по социальному направлению развития личности и предназначена для обучающихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в учебный год).


Форма реализации программы: кружок


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Личностные результаты:

Обучающийся научится:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;

  • объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;

  • проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

  1. Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)

Р1.1. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

Р1.2. Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.

Р1.3.Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Р1.4.Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Р1.5.Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Р1.6.Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Р2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование).

Р2.1. Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

Р2.2. Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Р2.3. Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

Р2.4. Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).

Р2.5. Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

Р2.6. Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

Р2.8. Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

Р3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция).

Р3.1. Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Р3.2. Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.

Р3.3. Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Р3.4. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Р3.5. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.

Р3.6. Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.

Р3.7. Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

Р3.8. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Р4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка).

Р4.1. Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

Р4.2. Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Р4.3. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

Р4.4. Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

Р4.5. Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.

Р4.6. Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Р5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция).

Р5.1.Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Р5.2. Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Р5.3.Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Р5.4. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Р5.5. Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Р5.6. Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные универсальные учебные действия

П.6.4. Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

П.6.5. Выделять явление из общего ряда других явлений.

П.6.6. Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.

П.6.8. Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.

П.6.9. Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

П.6.10. Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации.

П.6.11.Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

П.6.14. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

П8. Смысловое чтение

П8.7. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

П10.1. Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

П10.2. Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

П10.3. Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

П10.4. Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество).

К11.1. Определять возможные роли в совместной деятельности.

К11.2. Играть определенную роль в совместной деятельности.

К11.4. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

К11.5. Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

К11.6.Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

К11.7.Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

К11.8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

К11.9.Выделять общую точку зрения в дискуссии.

К11.10.Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

К11.11.Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

К11.12. Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

К12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация).

К12.1.Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

К12.2.Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).

К12.3.Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

К12.4.Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

К12.5.Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

К12.6.Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

К12.7.Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

К12.8.Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

К12.9. Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

К12.10. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

К13.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

К13.1.Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

К13.4.Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

К13.5.Использовать информацию с учетом этических и правовых норм.


Форма организации занятий

Журналистская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей.

В программе:

-индивидуальные занятия;

-занятия по звеньям;

-лекции;

-выездные занятия;

-встречи с интересными людьми;

-практическая работа (участие в конкурсах, публикации на школьном сайте)


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО ТЕМАМ/РАЗДЕЛАМ)

5-6 класс (34 часа)

Тема №1. Введение в журналистику.

Сообщение информации как главная функция журналистики. Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. Общая характеристика основных каналов распространения информации. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста.

Тема №2. Школьная газета как одна из форм средств массовой информации.

Газета как старейшая форма СМИ. Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др. Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей: администрация, учителя, ученики и их друзья и родители, - их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории.   Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты. Основные вопросы, которые помогут сформулировать программу издания.  Школьная редакция – специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом. «Редакционный» портфель.

Тема №3. Дизайн школьной газеты.

Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.

Тема №4. Основы творческой деятельности журналиста. Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества. Журналистский текст, его специфика. Требование оперативности, объективности. Творческая индивидуальность и коллектив. Определение особенностей жанров: зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк.

Тема №5. Выпуск школьной газеты

План номера – функции, основные содержательные элементы. Принципы планирования работы школьной редакции. Постоянная структура номера. Планирование спецпроектов.


7-9 класс (34 часа)

Тема №1 Введение. Знакомство с программой кружка. Определение микрогрупп, распределение обязанностей, определение ролей. Техника безопасности при работе с компьютером, видеокамерой, цифровым фотоаппаратом.

Тема № 2. Телевидение в системе СМИ Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая или управленческая, организаторская, образовательная и рекреативная). История и тенденции развития телевидения и тележурналистики.

Тема № 3 Журналистские профессии на телевидении. Редактор, продюсер, корреспондент (репортер), комментатор и обозреватель, диктор и ведущий новостей, шоумен, модератор, интервьюер. Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.

Тема № 4 Основы видеомонтажа Программы для производства и обработки видеоматериалов: SonyVegasPro, WindowsMoveMaker,. Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов.Использование плавных переходов между кадрами. Использование в фильме статичных картинок. Добавление комментариев и музыки в фильм. Основы монтажа в SonyVegasPro.Практическое задание: создание фильма с использованием статических картинок, с видеофрагментами, добавление в фильм комментариев и музыки, использование переходов между кадрами.

Тема № 5.Основы операторского мастерства Устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокамерой. Глубина резкости. Освещение. Построение кадра. Правило «тройного деления». Кадр. План. Основные виды съемок. Запись звука. Основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа. Микрофоны.Практическое задание: работа с видеокамерой, съёмка сюжетов.

Тема № 6 Основы тележурналистики Основные жанры журналистики: интервью, беседа и дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, брифинг, комментарий и обозрение, очерк, эссе и зарисовка. Интервью - особенности жанра, его виды: интервью -монолог; интервью -диалог; интервью -зарисовка; коллективное интервью; анкета. Очерк — близость к малым формам художественной литературы —рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Репортаж как основной жанр ТВ. Определение репортажа. Событийный (новостной) репортаж. Структура и композиция телерепортажа. Тема. Подводка ведущего. Текст. Основные принципы подготовки текста. Указание источников информации и цитирование. Закадровый текст. Взаимодействие корреспондента и оператора. Жесты и мимика как невербальные средства общения. Язык поз и жестов. Внешний облик. Упражнения для снятия аудиторного шока. Орфоэпия и техника речи. Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение. Речь и дыхание. Артикуляция. Звук. Дикция. Режиссура. Основные принципы верстки информационной программы. Этика и право в работе тележурналиста. Практическое задание: создание собственных текстов различных жанров журналистики, запись закадрового текста разных жанров, создание собственного стиля телеведущего, языковые тренинги.

Тема № 7.Создание и защита творческих проектов

Практическое задание: создание и защита групповых творческих проектов


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


5-6 класс (34 часа)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика


Тема № 1 Введение в журналистику

4

3

1

1.

Сообщение информации как главная функция журналистики

1

1


Многообразие ролей СМИ

1

1


3.

Общая характеристика основных каналов распространения информации

1

1


4.

Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста

1


1


Тема № 2 Школьная газета как одна из форм средств массовой информации

10

5

5

5.

Газета как старейшая форма СМИ

1

1


6.

Специфика школьной прессы как вида массмедия

1

1


7.

Главные задачи и цели газет образовательных учреждений

1


1

8

Основные группы читателей школьной газеты, их ожидания и мотировка обращения к подобной прессе

1

1


9.

Основные принципы формирования целевой аудитории

1

1


10.

Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты

1

1


11.

Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты

1


1

12.

Школьная редакция – специфика организации работы

1

1


13.

Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом

1


1

14.

«Редакционный» профиль

1


1


Тема № 3 Дизайн школьной газеты

6

4

2

15.

Основные жанры школьной газеты

1

1


16.

Современные принципы оформления газеты

1

1


17.

Элементы полосы

1

1


18.

Элементы полосы

1

1


19.

Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты

1


1

20.

Разработка концепции издания, как один из главнейших этапов создания школьной газеты

1


1


Тема № 4 Основы творческой деятельности журналиста

8

5

3

21.

Понятие творчества

1

1


22.

Творческая составляющая профессии журналиста

1

1


23.

Журналистский текст, его специфика

1


1

24.

Требования оперативности, объективности

1

1


25.

Творческая индивидуальность и коллектив

1

1


26.

Определение особенностей жанров

1

1


27.

Зарисовка, репортаж, житейская история

1


1

28.

Портретный и проблемный очерк

1


1


Тема № 5 Выпуск школьной газеты

6

4

2

29.

План номера – функции, основные содержательные элементы

1

1


30.

Принципы планирования работы школьной редакции

1

1


31

Структура номера

1

1


32

Планирование спецпроектов

1

1


33

Создание школьной газеты

1


1

34

Создание школьной газеты

1


1


7-9 класс (34 часа)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика


Тема № 1 Введение

1

1


1.

Вводное занятие

1

1



Тема № 2 Телевидение в системе СМИ

2



2

Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения

1

1


3.

История и тенденции, развития телевидения и тележурналистики

1

1



Тема № 3 Журналистские профессии на телевидении

2

1

1

4.

Журналистские профессии на телевидении

1


1

5.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ

1

1



Тема № 4 Основы видеомонтажа

7

1

6

6.

Программы для производства и обработки видеоматериалов

1

1


7.

Основы монтажа в Sony Vegas Pro

1


1

8.

Использование в фильме статичных картинок

1


1

9.

Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов

1


1

10.

Использование плавных переходов между кадрами

1


1

11

Добавление комментариев и музыки в фильм.

1


1

12.

Презентация творческих проектов. Рефлексия

1


1


Тема № 5 Основы операторского мастерства




13.

Устройство видеокамеры

1


1

14.

Основные правила видеосъемки

1

1


15.

Композиция кадра

1

1


16.

Человек в кадре

1

1


17.

Внутрикадровый монтаж

1

1


18.

Съемка телесюжета

1


1

19.

Презентация творческих проектов. Рефлексия

1


1


Тема № 6 Основы тележурналистики

11

6

5

20.

Основные жанры тележурналистики

1

1


21.

Интервью. Комментарии и обозрения

1


1

22.

Очер. Эссе. Зарисовка

1


1

23.

Репортаж как основной жанр ТВ. Разновидность репортажа

1

1


24.

Структура и композиция телерепортажа

1

1


25.

Текст. Основные принципы подготовки текста. Закадровый текст

1


1

26.

Имидж ведущего. Внешний облик

1


1

27.

Невербальные средства общения

1

1


28.

Орфоэпические нормы современного русского языка. Речь и дыхание. Артикуляция. Дикция.

1

1


29.

Основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы верстки информационной программы

1


1

30

Этика и право в работе тележурналистики

1

1



Тема № 7 Создание и защита творческих проектов

4


4

31

Работа над творческими проектами



1

32



1

33



1

34

Фестиваль творческих идей



1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!