СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» АООП (вариант II) для обучающихся 3-а класса на 2018-2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа по Окружающему природному миру       в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе программы И.М. Бгажноковой

            Рабочая программа поэтому учебному предмету имеют интегративный характер. В программе отражены методы и приемы, направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» АООП (вариант II) для обучающихся 3-а класса на 2018-2019 учебный год»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС

Руководитель ШМС

______ Шаповалова С.Ф.

Протокол № ___ от

«____»________2018 г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № ___ от «__»______2018 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы

по УВР

_____Н.Н. Перминова

«__»______2018 г.

«Утверждаю»

Директор ГАОУ Школы №7

______ Т. А. Булыгина

«__»_______2018 г.






Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий природный мир» АООП (вариант II) для обучающихся 3-а класса

на 2018-2019 учебный год








Составитель программы: _________ Старокожева З. С,

учитель начальных классов,

высшая категория















г. Благовещенск



Аннотация


Рабочая программа по Окружающему природному миру в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе программы И.М. Бгажноковой

Рабочая программа поэтому учебному предмету имеют интегративный характер. В программе отражены методы и приемы, направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.

В программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками; в связи с фрагментарностью усвоения обучающимися учебного материала предложена более совершенная система межпредметных связей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.

Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.











Пояснительная записка

1 Цель обучения

Формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

- формировать у обучающихся знания об окружающем мире, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас;

- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

-воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.

2 Нормативно правовые документы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.05.2017 г №211

3 Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

4 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 уч. год (Приказ Минобразования науки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования.

5 АООП (вариант 1)

6 Устав школы

7 Локальные акты

3 Общая характеристика учебного предмета: Окружающий природный мир»

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник «Живой мир» для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2016.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы», «Растительный мир». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы.

Данный учебный предмет является важным в обучении обучающихся с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.

4 Описание учебного предмета «Окружающий природный мир» в учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Окружающий природный мир». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов

Внесенных изменений в АООП (2 вариант) нет

5 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать; писать; выполнять арифметические действия;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

- испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремиться помогать окружающим

Коммуникативные УД:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов

Предметные результаты:

1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и др.); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года; представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

6 Содержание учебного предмета

Раздел 1 Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

Раздел 2 Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

Раздел 3 Птицы зимующие, перелетные и водоплавающие. Представление о птицах. Домашние птицы

Раздел 4 Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

Раздел 5 Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна). Представление о фруктах (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).Представление о грибах (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).

7 Учебно-методический план

№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

Экскурсии

1

Временные представления

11ч

1

2

Животный мир

12 ч

1

3

Представление о птицах


4

Объекты природы

17 ч

1

5

Растительный мир

20 ч

1

6

Повторение

1 ч



Итого:

68 ч

4





















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности


Список  учебно-методической литературы:


Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией И.М. Бгажнокова. -  Москва,  «Просвещение», 2016 год.  

Учебники

1 Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2016 г

2 Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир     3 класс.- М.: «Просвещение», 2016 г.


Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 2014.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2015 г.

  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 2013 г.

  4. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей   с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 2014.

Средства обучения:

1 технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор,

- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);

- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;

2 цифровые образовательные ресурсы:

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

3 демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

- наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;

- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;

- конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

- натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

4 учебно -практическое оборудование:

- игровой материал для сюжетных дидактических игр;

- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).


Требования к уровню подготовки обучающихся


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Минимальный уровень:


- Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).

- Принятие ситуации побуждения к чему-либо (игра, занятие). Слушание другого человека.

- Инициация общения с другим человеком.


Достаточный уровень:


- Готовность находиться на групповом занятии.

- Участие в общих действиях, игре. Выполнение правил.

- Умение ждать своей очереди. Приветствие. Формулы вежливости.

- Формирование знаний о виде и функциях помещений центра школы (раздевалка,

групповая комната, туалет, спальня, музыкальный, спортивный зал и т. д.).

- Формирование знаний о территории участка (игровая площадка, веранда, песочница,

забор и т. д.).

- Формирование умения ориентироваться в помещении групповой комнаты.

- Формирование умения с помощью взрослого по назначению использовать предметы, окружающие ребенка (игрушки, мебель, посуду и т. д.).




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!