Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______ Шаповалова С.Ф. Протокол № ___ от «____»________2018 г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»______2018 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _____Н.Н. Перминова «__»______2018 г. | «Утверждаю» Директор ГАОУ Школы №7 ______ Т. А. Булыгина «__»_______2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий природный мир» АООП (вариант II) для обучающихся 3-а класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы: _________ Старокожева З. С,
учитель начальных классов,
высшая категория
г. Благовещенск
Аннотация
Рабочая программа по Окружающему природному миру в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе программы И.М. Бгажноковой
Рабочая программа поэтому учебному предмету имеют интегративный характер. В программе отражены методы и приемы, направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.
В программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками; в связи с фрагментарностью усвоения обучающимися учебного материала предложена более совершенная система межпредметных связей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Пояснительная записка
1 Цель обучения
Формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать у обучающихся знания об окружающем мире, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас;
- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
-воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.
2 Нормативно правовые документы
1 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.05.2017 г №211
3 Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017-2018 уч. год (Приказ Минобразования науки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования.
5 АООП (вариант 1)
6 Устав школы
7 Локальные акты
3 Общая характеристика учебного предмета: Окружающий природный мир»
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник «Живой мир» для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2016.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы», «Растительный мир». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы.
Данный учебный предмет является важным в обучении обучающихся с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
4 Описание учебного предмета «Окружающий природный мир» в учебном плане
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Окружающий природный мир». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов
Внесенных изменений в АООП (2 вариант) нет
5 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
- умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
- испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремиться помогать окружающим
Коммуникативные УД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов
Предметные результаты:
1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, водоемы, формы земной поверхности и др.); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с временем года; представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
6 Содержание учебного предмета
Раздел 1 Временные представления.
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).
Раздел 2 Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Раздел 3 Птицы зимующие, перелетные и водоплавающие. Представление о птицах. Домашние птицы
Раздел 4 Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Раздел 5 Растительный мир.
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна). Представление о фруктах (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).Представление о грибах (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).
7 Учебно-методический план
№ п/п | Изучаемая тема | Количество часов | Экскурсии |
1 | Временные представления | 11ч | 1 |
2 | Животный мир | 12 ч | 1 |
3 | Представление о птицах | 7ч | |
4 | Объекты природы | 17 ч | 1 |
5 | Растительный мир | 20 ч | 1 |
6 | Повторение | 1 ч | |
| Итого: | 68 ч | 4 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Список учебно-методической литературы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией И.М. Бгажнокова. - Москва, «Просвещение», 2016 год.
Учебники
1 Кудрина С.В. «Окружающий мир». Учебник для 3 класса. – М., «Владос», 2016 г
2 Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир 3 класс.- М.: «Просвещение», 2016 г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 2014.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2015 г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 2013 г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 2014.
Средства обучения:
1 технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор,
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
2 цифровые образовательные ресурсы:
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
3 демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
- модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
- конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
- натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
4 учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляет собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Минимальный уровень:
- Распознавание, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).
- Принятие ситуации побуждения к чему-либо (игра, занятие). Слушание другого человека.
- Инициация общения с другим человеком.
Достаточный уровень:
- Готовность находиться на групповом занятии.
- Участие в общих действиях, игре. Выполнение правил.
- Умение ждать своей очереди. Приветствие. Формулы вежливости.
- Формирование знаний о виде и функциях помещений центра школы (раздевалка,
групповая комната, туалет, спальня, музыкальный, спортивный зал и т. д.).
- Формирование знаний о территории участка (игровая площадка, веранда, песочница,
забор и т. д.).
- Формирование умения ориентироваться в помещении групповой комнаты.
- Формирование умения с помощью взрослого по назначению использовать предметы, окружающие ребенка (игрушки, мебель, посуду и т. д.).