ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы по технологии 5-8 классы. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица«Вентана-Граф», 2015, учебника Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии, 7 класс, "ВЕНТАНА-ГРАФ", 2017г
Цели и задачи учебного предмета
Основными целями изучения учебного предмета «Технология. Индустриальные технологии» являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Результаты освоения учебного предмета «Технология».
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология. Индустриальные технологии»:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология. Индустриальные технологии»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология. Индустриальные технологии»:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности;
проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно- трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
овладение устной и письменной речью;
построение монологических контекстных высказываний;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Авторская программа «Технология: программа: 5-8 классы» А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, - М.: Вентана- Граф, 2015г., рассчитана в 7 классе на 35 часов, из расчета 1 ч в неделю. На основании учебного плана на изучение технологии в 7 классе основной школы отводится 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
В соответствии с календарным учебных графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение технологии в 7 классе основной школы отводится 72 часа, из расчета 2 часа в неделю, поэтому в тематическом планировании в 7 классе увеличено количество часов по всем разделам.
Данная программа будет выполнена за 72 часа.
Внесенные изменения:
№ п/п | Наименование разделов | Содержание авторской программы | Дополнительный час | Всего часов |
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» | 26 | 22 | 48 |
| Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 8 | 8 | 16 |
| Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов. | 4 | 4 | 8 |
| Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | 2 | 4 | 6 |
| Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | 6 | 2 | 8 |
| Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 6 | 4 | 10 |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» | 2 | 2 | 4 |
| Технология ремонтно- отделочных работ | 2 | 2 | 4 |
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» | 6 | 14 | 20 |
| Исследовательская и созидательная деятельность | 6 | 14 | 20 |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Точность измерений и допуски при обработке. Отклонения и допуски на размеры детали.
Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей. Выдалбливание проушин и гнёзд.
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Рациональные приёмы работы ручными инструментами зри подготовке деталей и сборке изделий.
Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка чертежей деталей и изделий. Разработка технологических карт изготовления деталей из древесины.
Настройка рубанка. Доводка лезвия ножа рубанка.
Расчёт отклонений и допусков на размеры деталей.
Расчёт шиповых соединений деревянной рамки.
Изготовление изделий из древесины с шиповым соединение брусков. Ознакомление с рациональными приёмами работы ручными инструментами при выпиливании, долблении и зачистке шипов и проушин.
Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке. Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации.
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков.
Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий.
Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов
Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение чертежей и технологических карт для деталей из древесины, изготовляемых на токарном станке.
Точение деталей из древесины по эскизам, чертежам и технологическим картам. Ознакомление со способами применения разметочных и контрольно-измерительных инструментов яри изготовлении деталей с фасонными поверхностями.
Точение декоративных изделий из древесины. Ознакомление с рациональными приёмами работы при выполнении различных видов токарных работ. Соблюдение правил безопасного труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Классификация сталей. Термическая обработка сталей.
Резьбовые соединения. Резьба. Технология нарезания в металлах и искусственных материалах наружной и внутренней резьбы вручную. Режущие инструменты (метчик, плашка), приспособления и оборудование для нарезания резьбы.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с термической обработкой стали.
Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную. Отработка навыков нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявление дефектов и их устранение.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе; приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов. Правила безопасной работы на токарном станке.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приёмы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения. Правила безопасной работы на фрезерном станке.
Графическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Технологическая документация для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Операционная карта.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов. Экологические проблемы производства, применения и утилизации изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с устройством школьного токарно-винторезного станка.
Ознакомление с видами и назначением токарных резцов, режимами резания при токарной обработке.
Управление токарно-винторезным станком. Наладка и настройка станка.
Отработка приёмов работы на токарно-винторезном станке (обтачивание наружной цилиндрической поверхности, подрезка торца, сверление заготовки). Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Нарезание резьбы плашкой на токарно-винторезном станке.
Ознакомление с устройством настольного горизонтально- фрезерного станка. Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования.
Наладка и настройка школьного фрезерного станка. Установка фрезы и заготовки. Фрезерование. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Разработка чертежей для изготовления изделий на токарном и фрезерном станках. Применение ПК для разработки графической документации.
Разработка операционной карты на изготовление детали вращения и детали, получаемой фрезерованием. Применение ПК для разработки технологической документации.
Изготовление деталей из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Художественная обработка древесины. История мозаики. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри).
Технология изготовления мозаичных наборов. Материалы, рабочее место и инструменты. Подготовка рисунка, выполнение набора, отделка.
Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань); подбор материалов, применяемые инструменты, технология выполнения.
Художественное ручное тиснение по фольге: материалы заготовок, инструменты для тиснения. Особенности технологии ручного тиснения. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы.
Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Материалы, инструменты, приспособления.
Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Инструменты для просечки или выпиливания.
Чеканка, история её возникновения, виды. Материалы изделий и инструменты. Технология чеканки: разработка эскиза, подготовка металлической пластины, перенос изображения на пластину, выполнение чеканки, зачистка и отделка.
Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом.
Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление мозаики из шпона. Разработка эскизов изделий, подбор материалов, выполнение работ, отделка.
Изготовление мозаики с металлическим контуром (украшение мозаики филигранью или врезанным металлическим контуром).
Освоение технологии изготовления изделия тиснением по фольге; подготовка фольги, подбор и копирование рисунка, тиснение рисунка, отделка.
Разработка эскизов и изготовление декоративного изделия из проволоки. Определение последовательности изготовления изделия.
Изготовление изделия в технике просечного металла. Подбор рисунка, подготовка заготовки, разметка, обработка внутренних и наружных контуров, отделка.
Изготовление металлических рельефов методом чеканки: выбор изделия, правка заготовки, разработка рисунка и перенос его на металлическую поверхность, чеканка, зачистка, отделка.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ
Теоретические сведения. Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях.
Основы технологии малярных работ. Инструменты и приспособления для малярных работ. Виды красок и эмалей. Особенности окраски поверхностей помещений, применение трафаретов.
Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Технология крепления плитки к стенам и полам.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Соблюдение правил безопасного труда при выполнении ремонтно-отделочных работ.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение технологии малярных работ. Подготовка поверхностей стен под окраску. Выбор краски, в том числе по каталогам и образцам. Изготовление трафарета для нанесения какого- либо рисунка на поверхность стены. Выполнение ремонтных малярных работ в школьных мастерских под руководством учителя.
Ознакомление с технологией плиточных работ. Изучение различных типов плиток для облицовки стен и настилки полов. Замена отколовшейся плитки на участке стены (под руководством учителя).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).
Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание).
Практические работы. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием ПК, установление состава деталей.
Разработка чертежей деталей проектного изделия.
Составление технологических карт изготовления деталей изделия.
Изготовление деталей изделия, сборка изделия и его отделка. Разработка варианта рекламы.Оформление проектных материалов. Подготовка электронной презентации проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (табурет, столик складной для балкона, банкетка, скалка, шкатулка, стаканчик для ручек и карандашей, толкушка, столик, ваза для конфет и печенья, полочка для ванной комнаты, ваза, чаша, тарелка, сахарница-бочонок, кухонный комплект для измельчения специй, аптечка, полочка-вешалка для детской одежды, рама для зеркала, подсвечник, приспособление для колки орехов), изделия декоративно-прикладного творчества (шахматная доска, мозаичное панно, шкатулка, мозаика с металлическим контуром), киянка, угольник, выпиловочный столик, массажёр, игрушки для детей, наглядные пособия и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (подставка для цветов, картина из проволоки, мастерок для ремонтных работ, флюгер, вешалка-крючок, ручки для шкафчиков), изделия декоративно-прикладного творчества (панно, выполненное тиснением по фольге, ажурная скульптура из проволоки, изделия в технике басмы и просечного металла, чеканка), струбцина, вороток для нарезания резьбы, отвёртка, фигурки из проволоки, модели автомобилей и кораблей, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Выпускник научится: проявлять познавательный интерес и активность в данной области технологической деятельности; выражать желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; самооценке умственных и физических способностей. Выпускник получит возможность научиться: осознавать необходимость общественно-полезного труда; бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам; рациональному ведению домашнего хозяйства. | Выпускник научится: находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Выпускник получит возможность научиться: грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности. | Выпускник научится: осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов; разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов; осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии; планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на рынке труда. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы; составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет); осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики; организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; планировать профессиональную карьеру; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Технология, 7 класс-72 часа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Формы контроля | дата |
План | Коррек ция |
«Технологии исследовательской и опытнической деятельности» 4 часа |
Исследовательская и созидательная деятельность 4 часа |
1-2 | Введение. Творческий проект. | 2 | Ознакомление с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте. Ознакомление с понятиями «проект», «этапы выполнения проекта», защита проекта. Обоснование достоинств проектного изделия. Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом, индивидуальная работа | Индивидуальный опрос Практическая работа | 05.09 05.09 | |
3-4 | Этапы выполнения творческого проектирования. Проектирование изделий на предприятии | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 12.09 12.09 | |
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» 26 часов |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 16 часов |
5-6 | Конструкторская и технологическая документация. Чертеж деталей и изделий из древесины | 2 | Использовать ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Настраивать дереворежущие инструменты. Рассчитывать отклонения и допуски на размеры деталей. Изготовлять изделия из древесины с шиповым соединением брусков. Соединять детали из древесины шкантами и шурупами в нагель. Изготовлять детали и изделия различных геометрических форм по чертежам и технологическим картам | Индивидуальный опрос Практическая работа | 19.09 19.09 | |
7-8 | Технологическая документация. | 2 | Индивидуальный опрос | 29.09 26.09 | |
9-10 | Технологические карты изготовления деталей из древесины | 2 | Практическая работа | 03.10 03.10 | |
11-12 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов | 2 | Практическая работа | 10.10 10.10 | |
13-14 | Отклонения и допуски на размеры детали. | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 17.10 17.10 | |
15-16 | Столярные шиповые соединения деталей. | 2 | Практическая работа | 24.10 24.10 | |
17-18 | Соединение деталей шкантами , нагелями и шурупами | 2 | Практическая работа | 07.11 07.11 | |
19-20 | Правила безопасного труда. | 2 | Индивидуальный опрос | 14.11 14.11 | |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов. 8 часов |
21 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. | 1 | Точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении деталей с фасонными поверхностями. Точить декоративные изделия из древесины. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станках | Индивидуальный опрос | 21.11 | |
22-23 | Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков | 2 | Практическая работа | 21.11 28.11 | |
24-25 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 28.11 05.12 | |
26-27 | Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий. | 2 | Практическая работа | 05.12 12.12 | |
28 | Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов | 1 | | Индивидуальный опрос Практическая работа | 12.12 | |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов. 6 часов |
29-30 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 | Знакомиться с термической обработкой стали. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежам и технологическим картам. | Самостоятельная работа | 19.12 19.12 | |
31-32 | Резьбовые соединения. | 2 | 26.12 26.12 | |
33-34 | Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную и в искусственных материалах | 2 | Практическая работа | 09.01 09.01 | |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов 8 часов |
35-36 | Токарно – винтовой и фрезерные станки. | 2 | Изучать устройство токарного и фрезерного станков. Ознакомиться с инструментами для токарных и фрезерных работ. Управлять токарно-винторезным и фрезерным станками. Налаживать и настраивать станки. Соблюдать правила безопасного труда. Изготовлять детали из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по чертежам и технологическим картам | Индивидуальный опрос | 16.01 16.01 | |
37-38 | Инструменты и приспособления для работы на станках. | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 23.01 23.01 | |
39-40 | Основные операции токарной и фрезерной обработки | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 30.01 30.01 | |
41-42 | Операционная карта. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом станков | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 06.02 06.02 | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов 10 часов |
43-44 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 2 | Изготовлять мозаику из шпона. Осваивать технологию изготовления изделия тиснением по фольге. Разрабатывать эскизы и изготовлять декоративные изделия из проволоки. Изготовлять изделия в технике просечного металла. Знакомиться с технологией изготовления металлических рельефов методом чеканки. Соблюдать правила безопасного труда | Индивидуальный опрос Практическая работа | 13.02 13.02 | |
45-46 | Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Мозаика с металлическим контуром(филигрань, скань) | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 20.02 20.02 | |
47-48 | Художественное ручное тиснение по фольге. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 27.02 27.02 | |
49-50 | Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). | 2 | Индивидуальный опрос Практическая работа | 05.03 05.03 | |
51-52 | Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Чеканка. | 2 | Практическая работа | 12.03 12.03 | |
«Технологии домашнего хозяйства» 4 часа |
Технология ремонтно- отделочных работ 4 часа |
53-54 | Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии малярных работ | 2 | Изучать технологию малярных работ. Знакомиться с технологией плиточных работ. | Индивидуальный опрос | 19.03 19.03 | |
55-56 | Основы технологии плиточных работ | 2 | Индивидуальный опрос | 02.04 02.04 | |
«Технологии исследовательской и опытнической деятельности» 16 часов |
Исследовательская и созидательная деятельность 16 часов |
57-58 | Исследовательская и созидательная деятельность | 2 | Обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов. Искать необходимую информацию с использованием сети Интернет. Разрабатывать чертежи деталей и технологические карты для проектного изделия с использованием ПК. Изготовлять детали изделия, осуществлять сборку изделия и его отделку. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта. | Индивидуальный опрос | 09.04 09.04 | |
59-60 | Этапы проектирования и конструирования. | 2 | Индивидуальный опрос | 16.04 16.04 | |
61-62 | Творческий проект. | 2 | Практическая работа | 23.04 23.04 | |
63-64 | Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).. | 2 | Презентация проекта | 30.04 30.04 | |
65-66 | Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия | 2 | Практическая работа | 07.05 07.05 | |
67-68 | Применение ПК при проектировании | 2 | Практическая работа | 14.05 14.05 | |
69-72 | Творческий проект. | 4 | Практическая работа | 21.05 21.05 28.05 28.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Зам.директора по УВР
________/С.Е.Петренко/ _________/Е.В.Бунечко/
19