СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе УМК Казакевича (Технология. Технический труд)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии в 5 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам («Технология» (трудовое обучение). 5–11 классы под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);

- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),

-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,

-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,

-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).

-Фундаментального ядра содержания общего образования

-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения


В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и технология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.



Основные цели школьного предмета «Технология»:

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;

  • формирование системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;

  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.


При изучении курса решаются следующие задачи:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


II. Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

- распространенные технологии современного производства;

- получение, обработка, хранение и использование информации;

- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- творческая, проектная деятельность;

- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций.


III. Место учебного предмета «Технология 5 класс» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение технологии в 5 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.


IV. Ценностные ориентиры содержания предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.




V. Планируемые результаты освоения курса «Технология 5 класс»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

- умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

- распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкцион­ных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;

- стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

- планирование технологического процесса;

- подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;

- соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;

- контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-приклад­ной обработки материалов»;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта;

- публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда.


VI. Содержание учебного предмета, курса


1. Технология обработки древесины – 13 часов

Содержание и задачи предмета Технология. Организация труда и оборудование рабочего места ученика. Правила поведения учащихся в учебной мастерской. Правила электро- и пожарной безопасности.

Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии. Древесина, свойства и области применения. Пиломатери­алы, свойства и области применения. Пороки древесины. Про­фессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Практическая работа:Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.


2. Технология обработки металла – 12 часов

Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.


Практическая работа: Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).

Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.

Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.


3. Электротехнические работы – 4 часа

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и прием­ников электрической энергии. Условные графические обозна­чения на электрических схемах. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практическая работа: Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, со­единению проводов. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий.

Подсоединение проводов к электрическому патрону, вык­лючателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами.


4. Элементы техники – 2 часа

Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Рычаг - устройство для уравновешивания большей силы меньшей. Рычаги для поднятия и перемещения груза. Уравновешивающие силы. Рычажные механизмы. Рычажные соединения. Ведомый шкив. Передаточное число. Ведущий шкив Подвижный блок. Неподвижный блок. Шкивы для изменения направления движения.

Технологические машины. Роликовые и шариковые подшипники. Большие и малые колеса. Колеса и оси для перемещения тяжелых грузов.

Виды зубчатых передач. Зубчатое колесо. Зубчатые передачи. Повышающие, понижающие передачи. Изменение скорости и направления вращения.

Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчет.

Червячный механизм. Зубчатая рейка. Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах.

Практическая работа: Чтение кинематических схем простых механизмов. Условные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора. Проверка моделей в действии. Количественные замеры передаточных отношений в механизмах.

Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии. Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубьев шестерен.

Проектирование и конструирование технологических машин и механизмов.


5. Технология ведения дома – 1 час

Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью. Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практическая работа: Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви. Удаление пятен с одежды. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.


6 Творческий проект – 3 часа

Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектирова­нии изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окон­чательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использова­ние ПК при выполнении и презентации проекта.

Практическая работа: Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.



VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:

К концу обучения в пятом классе ученик должен

знать/понимать:

• что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементар­ной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окру­жающую среду и собственное здоровье;

  • общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разме­точного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

• виды пиломатериалов;

• возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для вы­полнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

  • технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

  • принципы ухода за одеждой и обувью.

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инстру­ментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при вы­полнении работ;

  • графически изображать основные виды механизмов передач;

  • находить необходимую техническую информацию;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляе­мые к детали;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на свер­лильном станке;

  • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;

  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифов­ка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной прак­тической деятельности;

  • набирать и редактировать текст;

  • создавать простые рисунки;

  • работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.


VIII.Критерии и нормы оценок в основной школе по технологии

При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить учебный материал своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании  выполнения работы;

  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

При выполнении творческих и проектных работ


Технико-экономические

требования

Оценка «5»

ставится, если

учащийся:

Оценка «4»

ставится, если

учащийся:

Оценка «3»

ставится, если

учащийся:

Оценка «2»

ставится, если

 учащийся:

Защита

проекта

Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы.

Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы.

Умеет самостоятельно

подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы.

Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы.

Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами.

Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление

проекта

Печатный вариант.

Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта.

Грамотное, полное изложение всех разделов.

Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, схемы и т.д.).

Соответствие технологических разработок современным требованиям.

Эстетичность выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям.

Печатный вариант.

Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок и современным требованиям.

Рукописный вариант.

Не соответствие требованиям выполнения проекта.

Неграмотное изложение всех разделов.

Отсутствие наглядных материалов.

Устаревшие технологии обработки.

Практическая

направленность

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие

технологии

выполнения

Работа выполнена в соответствии с технологией.

Правильность подбора

технологических операций при проектировании.

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения.

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению.

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции.

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа.

Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте.

Эстетический внешний вид изделия.

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается.

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество. отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению.

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.


IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по технологии в 5 классе

п/п

Вид контроля

Количество

1.

Практических работ

21

2.

Проект

1


X. Материально техническое обеспечение учебного предмета

Электронные ресурсы

  1. http://center.fio.ru/som

  2. http://www.eor-np

  3. http://www.eor.it.ru

  4. http://www.openclass.ru/user

  5. http://www/it-n.ru

  6. http://eidos.ru

  7. http://www.botic.ru

  8. http://www.cnso.ru/tehn

  9. http://files.school-collection.edu.ru

  10. http://trud.rkc-74.ru

  11. http://tehnologia.59442

  12. http://www.domovodstvo.fatal.ru

  13. http://tehnologiya.narod.ru

  14. http://new.teacher.fio.ru

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран (на штативе или навесной).

4. Принтер.

5. Выход в интернет.

6.Токарный станок (по дереву).

7. Токарный станок (по металлу).

8. Тиски.

9. Слесарные столы.

10. Верстаки.

11. Инструменты (топоры, молотки, пилы, ножовки, стамески, отвертки),

12. Электродрель.


Учебно – методический комплекс для учащихся

Учебно-методические средства обучения:

1. Технология. Технический труд. 5 кл.: учебник / под ред. В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 192 с.

№. п/п

Класс

Автор и название пособия

Издательство и год выпуска

1.

5

Технология. Технический труд. 5 кл. Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 5 класс.» / под ред. В. М. Казакевича, Г. А. Молевой.

М.: Дрофа, 2013.

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по предметам («Технология» (трудовое обучение). 5–11 классы под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2010; и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Технология. Технический труд. 5 кл.: учебник / под ред. В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 192 с.

2. Пасынков И.А., Молева Г.А., Казакевич В.М. Технология. Технический труд. 5 класс. Тетрадь для выполнения проекта к учебнику под ред. В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – М: Дрофа, 2015. – 48.




Календарно – тематическое планирование технология 5 класс

урока

Тема урока

Элементы содержания

Формирование УУД

Вид контроля

Дата проведения

План

Факт

Технология обработки древесины – 13 часов

1.

Правила внутреннего распорядка при работе в мастерской. Древесина как природный конструкционный материал

Содержание и задачи предмета Технология. Организация труда и оборудование рабочего места ученика. Правила поведения учащихся в учебной мастерской. Правила электро- и пожарной безопасности. Древесина, строение древесины. Свойства и области ее применения. Пиломатериалы. Виды пиломатериалов. Виды древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера. Области применения древесных материалов.

Знать: правила безопасного труда в кабинете технологии, правила пожарной безопасности: о древесине, строении древесины; свойствах и области ее применения; пиломатериалах; видах пиломатериалов; Видах древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера; областях применения древесных материалов;

Уметь: пользоваться средствами пожаротушения, оказывать первую мед. помощь, пользоваться аптечкой.

Устный опрос



2.

Породы древесины и ее свойства. Пороки древесины.

Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.

Знать: знаний о лиственных и хвойных породах древесины; характерных признаках и свойствах; профессиях, связанных с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Уметь: выявлять природных пороков в материалах и заготовках.


Текущий контроль



3.

Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины.

Организация рабочего места:

рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Формирование понимания ценности правильной организации своей учебы и труда с целью сохранения здоровья и безопасного образа жизни.

Знать: правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов.





4.

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Этапы создания изделий из древесины.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Линии чертежа. Виды проекции детали. Профессии, связанные с разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий. Технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции. Профессии, связанные с разработкой т ехнологических процессов.

Уметь: выполнять чертежи схемы и технологическую карту изделия; составлять последовательность выполнения технологических операций; соблюдать безопасные приемы труда.

Практическая работа № 1.



5.

Разметка заготовок.

Разметка заготовок. Последовательность разметки заготовок из древесины. Инструменты для разметки. Разметка заготовок с помощью шаблона

Уметь: применять технологии представления, преобразования и использования информации; применить разметочный инструмент

Практическая работа № 2.



6.

Пиление древесины.

Пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов.

Знать: назначение и виды пил.

Уметь: безопасно пользоваться ножовкой

Практическая работа № 3.



7.

Строгание древесины.

Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы при строгании

Знать: устройство и назначение стругов.

Уметь: безопасно выполнять строгание.


Практическая работа № 4.



8.

Сверление древесины.

Сверление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для сверления, их устройство. Виды свёрл. Последовательность сверления отверстий. Правила безопасной работы при сверлении. Профессии, связанные с работой на сверлильных станках в деревообрабатывающем и металлообрабатывающем производстве

Знать: устройство и назначение инструментов для сверления древесины.

Уметь: закреплять сверла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра. Соблюдать правила безопасной работы при сверлении.

Практическая работа № 5.



9.

Соединение столярных изделий гвоздями и шурупами.

Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях

Уметь: выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами

Практическая работа № 6.



10.

Склеивание изделий. Зачистка поверхностей.

Соединение деталей из древесины клеем. Виды клея для соединения деталей из древесины. Последовательность соединения деталей с помощью клея. Правила безопасной работы

Знать: способы соединения деталей. Уметь: подбирать необходимый способ и приемы труда при соединении деталей.

Практическая работа № 7.



11.

Лакирование изделий. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение. Отделка древесины.

Отделка деталей и изделий тониро­ванием и лакированием. Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. Различные инструменты и приспособления для зачистки и отделки деревянных изделий. Правила безопасной работы при обработке древесины. Профессии, связанные с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях.

Знать: лакокрасочные материалы; технологию зачистки деталей и обработку материалов из древесины.

Уметь: безопасно пользоваться ими; зачищать поверхности деталей из древесины.

Практическая работа № 8.

Практическая работа № 9.



12.

Выпиливание лобзиком деталей из фанеры.

Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Последовательность выпиливания деталей лобзиком. Визуальный контроль качества выполненной операции. Правила безопасной работы

Знать: роль техники и технологий для прогрессивного развития общества.

Уметь: применять технологии представления, преобразования и использования информации.

Практическая работа № 10.



13.

Обобщающий урок по разделу «Технология обработки древесины».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Знать: Все понятия и основные положения изученного материала.

Контроль, оценка и коррекция знаний.



Технология обработки металла – 12 часов

14.

Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Назначение и устройство слесарного верстака и тисков. Роль металлов в жизни человека. Виды металлов и сплавов.

Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.


Знать: основные технологические понятия: слесарный верстак и его назначение; устройство слесарных тисков; ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение; правила безопасности труда; основные определений и понятий по теме «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки».

Уметь: рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках.

Устный опрос



15.

Свойства металлов и сплавов. Общие сведения о пластмассах.

Формирование понятий металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Искусственные материалы и их виды. Виды пластмасс. Профессии, связанные с производством искусственных материалов.

Уметь: воспринимать текст с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос; распознавать виды и назначение материалов, инструментов, оборудования в технологических процессах.

Текущий контроль



16.

Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.

Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов . Технологическая карта. Изделия из металла и искусственных материалов. Способы изготовления изделий из металла и искусственных материалов. Области применения изделий из металла и искусственных материалов. Профессии, связанные с производством изделий из металла и искусственных материалов. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей.

Уметь: поддерживать беседу по теме; работать с текстом учеб­ника, участвовать в беседе по теме, визуально контролировать качество выполненной операции. Соблюдать правила безопасного труда.


Практическая работа № 11.



17.

Правка тонколистового металла.

Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов

Уметь: участвовать в беседе по теме занятия, усвоение основных операций и понятий по теме; визуально и инструментально контролировать качества выполненной операции; работать с текстом учеб­ника, участвовать в беседе по теме; соблюдение правил безопасного труда.

Практическая работа №12



18.

Разметка тонколистового металла.

Разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов.

Уметь: визуально контролировать качество выполненной операции. Соблюдать правила безопасного труда.


Практическая работа № 13.



19.

Резание и гибка тонколистового металла.

Резание и гибка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Технологии резания и зачистки заготовок из металла, проволоки и пластмассы. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с резанием и шлифованием заготовок

Уметь: работать с текстом учеб­ника, участвовать в беседе по теме, визуально контролировать качество выполненной операции. Соблюдать правила безопасного труда.


Практическая работа № 14.



20.

Сверление и пробивание отверстий. Знакомство с работой сверлильного станка.

Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Технологии пробивания и сверления отверстий заготовок из металла и пластмассы. Правила безопасной работы

Уметь: участвовать в беседе по теме занятия; визуально и инструментально контролировать качества выполненной операции. Соблюдать правил безопасного труда.

Текущий контроль



21.

Соединение деталей из тонколистового металла с помощью заклепок и фальцевого шва.

Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла.

Уметь: работать с текстом учеб­ника, участвовать в беседе по теме, визуально контролировать качество выполненной операции. Соблюдать правила безопасного труда.


Практическая работа № 15.



22.

Отделка изделий из тонколистового металла. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение.

Отделка изделий окрашиванием. Технология отделки изделий. Метод распыления. Правила безопасности труда

Уметь: участвовать в беседе по теме занятия, усвоение основных операций и понятий по теме; визуально и инструментально контролировать качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда.

Практическая работа № 16.



23.

Конструирование изделий из проволоки. Приемы ручной работы с проволокой: правка, резка, рубка, гибка.

Сборка изделий из проволоки.

Соединение деталей пайкой. Профессии, связанные с изготовлением изделий из проволоки. Виды операций по ручной работе с проволокой. Операции: правка, резка, рубка, гибка. Назначение, правила и приемы работы. Инструменты и приспособления для работы с проволокой. Правила безопасной работы.

Уметь: участвовать в беседе по теме занятия, усвоение основных операций и понятий по теме; визуально и инструментально контролировать качества выполненной операции. Соблюдение правил безопасного труда.

Практическая работа № 17. Практическая работа № 18.



24.

Отделка изделий из проволоки. Контроль и оценка качества изделий. Выявление дефектов и их устранение.

Назначение отделки. Приемы и правила работы.

Защитная и декоративная отделка деталей из проволоки.


Уметь: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Отделывать изделия из пластмассы.

Практическая работа № 19.



25.

Обобщающий урок по разделу «Технология обработки металла».

Традиционные виды декоративно – прикладного творчества: художественные изделия из проволоки, тонколистового металла.

Материалы, инструменты, приспособления для декоративно-художественных работ с проволокой и металлом.

Уметь: осознавать уровень и качество усвоения результата; Оопределять новый уровень отношения к самому себе как субъекту дея­тельности.

Фронтальный опрос



Электротехнические работы – 4 часа

26.

Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь и ее элементы. Сборка электрических цепей.

Общее понятие об электрическом токе.

Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа. Источник и потребители тока, лампа.


Знать: условные графические обозначения на

электрических схемах; виды проводов.

Уметь: использовать пробник для поиска обрыва в цепи, соблюдать правила безопасности труда и электробезопасности; организовывать рабочее место для выполнения электромонтажных работ; читать электрические схемы; собирать электрические цепи; проводить электромонтажные работы с проводами и установочными изделиями; подключать провода к электропатрону, выключателю, розетке, распределительной коробке.

Практическая работа № 20.



27.

Электрические провода. Оснащение рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Правила электробезопасности.

Электрические провода. Виды проводов. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные

с выполнением электромонтажных

и наладочных работ.

Знать: роль электрических проводов, их назначение и виды; правила электробезопасности.

Уметь: собирать электрическую цепь по схеме.

Текущий контроль



28.

Замена вилок и шнуров бытовых электроприборов.

Бытовые электроприборы, вилка, шнур.

Знать: правила и приемы замены вилок и шнуров бытовых электроприборов.

Практическая работа № 21.



29.

Обобщающий урок по разделу «Электротехнические приборы».

Все понятия и основные положения изученного материала.

Уметь: осознавать уровень и качество усвоения результата; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту дея­тельности.

Фронтальный опрос



Элементы техники – 2 часа

30.

Понятие о технике и техническом устройстве. Понятие о машине.

Понятие о технике. Понятие о техническом устройстве. Основная функция

технических устройств. Понятие о машине. Классификация машин.

Типовые детали машин. Техника, техническое устройство

Знать: определение и назначение различных технических устройств.

Устный опрос



31.

Классификация машин. Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения.

Машина. Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения.

Знать: назначение машин; типовые детали машин; подвижные и неподвижные соединения.

Фронтальный опрос



Технология ведения дома – 1 час

32.

Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью.

Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.

Уметь: ухаживать за одеждой и обувью; выполнять мелкий ремонт одежды и обуви; осознавать ответственности за качество результатов труда.

Фронтальный опрос



Творческий проект – 3 часа

33.

Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап.

Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап.

Знать: этапы выполнения творческого проекта.

Уметь: подводить итоги работы.

Устный опрос



34.

Этап изготовления изделия.

Этап изготовления изделия.

Знать: этапы выполнения творческого проекта.

Уметь: подводить итоги работы.

Текущий контроль



35.

Заключительный этап.

Заключительный этап.

Знать: этапы выполнения творческого проекта.

Уметь: подводить итоги работы.

Фронтальный опрос







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!