МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2023г. | «Утверждаю» Директор школы ____________ Осипова Л.Г. «___» ___________2023г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
(наименование учебного предмета)
начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования)
составлена на основе на основе авторской программы Роговцеваой Н.И., Анащенковой С.В.. «Технология», к учебнику Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Фрейтаг И.П. , Технология. 1 класс. М.: «Просвещение»2017,
34 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2023г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Технология» 3 класс
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Познавательные УУД:
1) наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
2) сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
3) учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
4) находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
5) с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
6) самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
1) уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
2) уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
3) вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
4) учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметными результатами
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных предстаапений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты к концу 3 класса
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов: — знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни; — соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу; — оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий; — овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе; — осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки; — знать приёмы составления композиции; — освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»; — уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их; — знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства; — освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием; - уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета; - уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду. |
II. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст
учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Введение (1 ч)
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Человек и Земля (21 час)
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа
Профессии, связанные с уходом за растениями. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Виды и модели одежды. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. технология конструирования объёмных фигур. Анализконструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
Человек и вода (4 часа)
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.) Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Человек и воздух (3 часа)
Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора. Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов.
Человек и информация (5 часов)
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
№ п\п | Тема | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | |
Вводный урок по курсу технология - 1час | |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними). Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий | комбинированный | |
Человек и земля - 21 час | |
| 2 | Архитектура Изделие: «Дом». | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. | комбинированный |
| 3 | Городские постройки Изделие: «Телебашня» | Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Организовывать рабочее место. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами, острогубцами — и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание) | комбинированный |
| 4 | Парк Изделие: «Городской парк». | Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать при составлении рассказа материал учебника и собственные наблюдения. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначение инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции. Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе | комбинированный |
| 5 | Детская площадка. «Проект „Детская площадка“» | Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте, определённым по рубрике «Вопросы юного технолога». Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность. Создавать объёмный макет из бумаги. Применять приёмы работы с бумагой» Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы | Урок-проект |
| 6 | Детская площадка. «Качалка и песочница», «Качели». | Урок -проект |
| 7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Строчка стебельчатых стежков». | Различать разные виды одежды по их назначению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена. Делать вывод о том, что выбор ткани для изготовления одежды определяется назначением одежды (для школьных занятий, для занятий физической культурой и спортом). Определять, какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка. Сравнивать свойства пряжи и ткани. Определять виды волокон и тканей, рассказывать о способах их производства. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Различать разные виды украшения одежды — вышивку и монограмму. Различать виды аппликации, использовать их для украшения изделия, исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Составлять рассказ (на основе материалов учебника и собственных наблюдений) об особенностях использования аппликации и видах прикладного искусства, связанных с ней. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации. Организовывать рабочее место, рационально располагать материалы и инструменты. Применять правила безопасной работы иглой. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Соотносить текстовый и слайдовый планы | комбинированный |
| 8 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. «Украшение платочка монограммой». Изделие: петельный шов, украшение фартука. | комбинированный |
| 9 | Изготовление тканей Изделие: гобелен. | Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета для композиций, определять или подбирать цвет основы и утка и выполнять плетение. | комбинированный |
| 10 | Вязание Изделие: воздушные петли. | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из воздушных петель. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветового решения композиции. Самостоятельно составлять план работы на основе слайдового и текстового планов, заполнять с помощью технологическую карту и соотносить её с планом работы | комбинированный |
| 11 | Одежда для карнавала Изделие: кавалер, дама. | Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из разных источников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов карнавальных костюмов. Осваивать способ приготовления крахмала. Исследовать свойства крахмала, обрабатывать при помощи его материал. Работать с текстовым и слайдовым планами, анализировать и сравнивать план создания костюмов, предложенный в учебнике, выделять и определять общие этапы и способы изготовления изделия с помощью учителя. Использовать умение работать с шаблоном, осваивать и применять на практике умение работать с выкройкой и выполнять разные виды стежков (косые и прямые) и шов «через край». Соблюдать правила работы ножницами и иглой. Выполнять украшение изделий по собственному замыслу | практикум |
| 12 | Бисероплетение Изделие: браслетик «Цветочки». | Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приёмы работы с бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Выбирать для изготовления изделия план, контролировать и корректировать выполнение работы по этому плану. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юного технолога» | комбинированный |
| 13 | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. | Объяснять значение слов «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт. Понимать назначение инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Использовать таблицу мер веса продуктов. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно раскрой деталей изделия по шаблону и оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. Экономно и рационально использовать материалы, соблюдать правила обращения с инструментами. | комбинированный |
| 14 | Фруктовый завтрак. Изделие: фруктовый завтрак. | Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта. Сравнивать способы приготовления блюд (с термической обработкой и без термической обработки). Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрослого. Соблюдать меры безопасности при приготовлении пищи. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи. Участвовать в совместной деятельности под руководством учителя: анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, распределять обязанности, оценивать промежуточные этапы, презентовать приготовленное блюдо по специальной схеме и оценивать его качество | комбинированный |
| 15 | Работа с тканью. Колпачок для яиц Изделие: колпачок-цыпленок. | Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Анализировать план работы по изготовлению изделия и заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять разметку деталей изделия с помощью линейки. Изготавливать выкройку. Самостоятельно выполнять раскрой деталей. Использовать освоенные виды строчек для соединения деталей изделия. Оформлять изделие по собственному замыслу. Соблюдать правила экономного расходования материала. Рационально организовывать рабочее место. Знакомиться на практическом уровне с понятием «сохранение тепла» и со свойствами синтепона | комбинированный |
| 16 | Кулинария Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся). | Осваивать способы приготовления холодных закусок. Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления. Определять последовательность приготовления закусок. Сравнивать изделия по способу приготовления и необходимым ингредиентам. Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия. Выделять из плана работы свои действия. Соблюдать при изготовлении изделия правила приготовления пищи и правила гигиены. Сервировать стол закусками. Презентовать изделие. | Урок-проект |
| 17 | Сервировка стола. Салфетница Изделие: салфетница. | Составлять рассказ о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях кассира, кладовщика, бухгалтера (на основе текста учебника и собственного опыта). Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать выводы. Обосновывать выбор, Товара. Анализировать текстовый и планы работы над изделием, выделять этапы работы над изделием, находить и называть этапы работы с использованием новых приёмов. Использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета. Сравнивать свойства солёного теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина и глины). Применять приёмы работы и инструменты для создания изделий из солёного теста . Самостоятельно организовывать рабочее место. Выполнять самостоятельно разметку деталей по шаблону, раскрой и оформление изделия. Применять правила работы шилом. Использовать правила этикета при вручении подарка | комбинированный |
| 18 | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для ключей. | Осваивать способы подготовки и приёмы работы с новым природным материалом — соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполнять технологическую карту. Контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами. Выполнять раскрой деталей по шаблону. Использовать правила этикета при вручении подарка | комбинированный |
| 19 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка Изделие: золотистая соломка. | Осваивать правила упаковки и художественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен, с габаритами подарка и его назначением. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приёмы и способы работы с бумагой. Соотносить размер подарка с размером упаковочной бумаги. Осваивать приём соединения деталей при помощи скотча. Анализировать план работы по изготовлению изделия, на его основе контролировать и корректировать изготовление изделия. Оформлять изделие по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации упаковки | комбинированный |
| 20 | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков Изделие: упаковка подарков. | Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материал учебника и дополнительные материалы Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развёртки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования объёмных фигур. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника и составлять план изготовления изделия. Создавать объёмную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры (игрушка-автомобиль). Самостоятельно оформлять изделия в соответствии с назначением (фургон «Мороженое»). Применять приёмы работы с бумагой, выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, использовать правила работы шилом при изготовлении изделия | комбинированный |
| 21 | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование Изделие: фургон Мороженое | Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материал учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развёртки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования объёмных фигур. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника и составлять план изготовления изделия. Создавать объёмную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры (игрушка-автомобиль). Самостоятельно оформлять изделия в соответствии с назначением (фургон «Мороженое»). Применять приёмы работы с бумагой, выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, использовать правила работы шилом при изготовлении изделия | комбинированный |
| 22 | Работа с конструктором Изделие: грузовик, автомобиль. | На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Сравнивать алгоритмы сборки различных видов автомобилей из конструктора. Презентовать готовое изделие, использовать рубрику «Вопросы юного технолога» | комбинированный |
| Человек и вода 4 часа |
| 23 | Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование Изделие: мост. | Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы на подручные. Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Самостоятельно оформлять изделие. Анализировать работу поэтапно, оценивать качество её выполнения | Практическая работа |
| 24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. «Проект „Водный транспорт“, „Яхта“». | Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Выбирать модель (яхта и баржа) для проекта, обосновывать свой выбор, оценивать свои возможности. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Яхта: самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приёмы работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. Баржа: выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей. Презентовать готовое изделие. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы (по визуальному плану или технологической карте); корректировать свои действия | Проект |
| 25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё Изделие: осьминоги и рыбки. | Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки с текстовым и слайдовым планами. Заполнять технологическую карту. Соотносить формы морских животных с формами предметов, из которых изготавливаются мягкие игрушки. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия. Использовать стежки и швы, освоенные на предыдущих уроках. Соблюдать правила работы иглой. Совместно оформлять композицию из осьминогов и рыбок | Практическая работа Проект |
| 26 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: фонтан. | Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя материал учебника и собственные наблюдения. Изготавливать объёмную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Организовывать рабочее место. Сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта Анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его. Выполнять раскрой деталей по шаблонам, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Контролировать качество изготовления изделия по слайдовому плану. Выполнять оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделие | комбинированный |
| Человек и воздух 3 часа |
| 27 | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами Изделие: птицы. | Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. Презентовать готовое изделие, используя рубрику «Вопросы юного технолога» | практикум |
| 28 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Изделие: вертолёт «Муха». | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолёта). Определять и называть основные детали вертолёта. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолёта. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Применять приёмы работы с разными материалами и инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимости замену материалов на аналогичные по свойствам материалы при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации изделия | комбинированный |
| 29 | Работа с бумагой. Папьемаше Изделие: воздушный шар. | Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать работу. Создавать украшения из воздушных шаров для помещения. Применять способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Соблюдать пропорции при изготовлении изделия. Соотносить форму шаров с деталью конструкции изделия, выбирать шары по этому основанию. | комбинированный |
| Человек и информация - 5 часов |
| 30 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё Изделие: проект «Кукольный театр». | Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять технологическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную документацию. Оформлять документацию проекта. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения. Создавать изделия по одной технологии. Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоятельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Оценивать качество выполнения работы. Рассказывать о правилах поведения в театре. Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театральных программок, спектаклей при передаче информации | проект |
| 31 | Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование Изделие: сцена и занавес. | проект |
| 32 | Переплётная мастерская Изделие: переплётные работы. | Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок для «Папки достижений». Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами | практикум |
| 33 | Почта «Заполняем бланк». | Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию и кратко излагать её. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения. | практикум |
| 34 | Афиша. Интернет. Работа на компьютере Подведение итогов. Изделие: «Афиша» | Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программку для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль» | проект |
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1ч |
2 | Человек и земля | 21ч |
3 | Человек и вода | 4ч |
4 | Человек и воздух | 3ч |
5 | Человек и информация | 5ч |
| | 34ч |
Тематическое планирование, в том числе, с учетом рабочей программы воспитания.
№ | раздел | кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1 | Введение | 1ч | Осмысливание необходимости бережного отношения к окружающей природе, к труду мастеров. Соблюдение правил техники безопасности при выполнение практических работ. |
2 | Человек и земля | 21ч | Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни. Оценка результатов своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность, оригинальность, выбор цвета, иной формы, композиции) Осваивание умений договариваться и помогать друг другу в совместной работе. |
3 | Человек и вода | 4ч | Оценка результатов своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность, оригинальность, выбор цвета, иной формы, композиции) Уважительное отношение к людям труда и результатам их труда |
4 | Человек и воздух | 3ч | Уважительное отношение к людям труда и результатам их труда, к защитникам Родины, к близким и пожилым людям, к соседям и др. Формирование умений работать в группе, исполнять социальные роли, осуществлять сотрудничество. Осваивание умений договариваться и помогать друг другу в совместной работе. |
5 | Человек и информация | 5ч | Формирование представлений о важности общения с родными и близкими, о проявления внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации. Воспитание уважительного отношения к труду мастеров. Оценка результатов своей деятельности. |
| Итого: | 34 час. | |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Вводный урок по курсу технология - 1час |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | 1ч. | |
Человек и земля - 21 час |
2 | Архитектура Изделие: «Дом». | 1ч. | |
3 | Городские постройки Изделие: «Телебашня» | 1ч. | |
4 | Парк Изделие: «Городской парк». | 1ч. | |
5 | Детская площадка. «Проект „Детская площадка“» | 1ч. | |
6 | Детская площадка. «Качалка и песочница», «Качели». | 1ч. | |
7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Строчка стебельчатых стежков». | 1ч. | |
8 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. «Украшение платочка монограммой». Изделие: петельный шов, украшение фартука. | 1ч. | |
9 | Изготовление тканей Изделие: гобелен. | 1ч. | |
10 | Вязание Изделие: воздушные петли. | 1ч. | |
11 | Одежда для карнавала Изделие: кавалер, дама. | 1ч. | |
12 | Бисероплетение Изделие: браслетик «Цветочки». | 1ч. | |
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. | 1ч. | |
14 | Фруктовый завтрак. Изделие: фруктовый завтрак. | 1ч. | |
15 | Работа с тканью. Колпачок для яиц Изделие: колпачок-цыпленок. | 1ч. | |
16 | Кулинария Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся). | 1ч. | |
17 | Сервировка стола. Салфетница Изделие: салфетница. | 1ч. | |
18 | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для ключей. | 1ч. | |
19 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка Изделие: золотистая соломка. | 1ч. | |
20 | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков Изделие: упаковка подарков. | 1ч. | |
21 | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование Изделие: фургон Мороженое | 1ч. | |
22 | Работа с металлическим конструктором Изделие: грузовик, автомобиль. | 1ч. | |
Человек и вода - 4 часа |
23 | Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование Изделие: мост. | 1ч. | |
24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. «Проект „Водный транспорт“, „Яхта“». | 1ч. | |
25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё Изделие: осьминоги и рыбки. | 1ч. | |
26 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: фонтан. | 1ч. | |
Человек и воздух - 3 часа |
27 | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами Изделие: птицы. | 1ч. | |
28 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Изделие: вертолёт «Муха». | 1ч. | |
29 | Работа с бумагой. Папье-маше Изделие: воздушный шар. | 1ч. | |
Человек и информация - 5 часов |
30 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё Изделие: проект «Кукольный театр». | 1ч. | |
31 | Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование Изделие: сцена и занавес. | 1ч. | |
32 | Переплётная мастерская Изделие: переплётные работы. | 1ч. | |
33 | Почта «Заполняем бланк». | 1ч. | |
34 | Афиша. Интернет. Работа на компьютере Подведение итогов. Изделие: «Афиша» | 1ч. | |