Утверждена приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» № от 2019г | Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим Советом протокол №5 от мая 2019г |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
Ржаксинского района Тамбовской области
Рабочая программа
по технологии для 3 класса
на 2019-2020 учебный год
(Срок реализации 1 год)
р.п. Ржакса, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва»;
в соответствии с Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности начального общего и основного общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва»,
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Перспективная начальная школа»: авторская программа по «Технологии» (авторов О.Н. Федотовой, Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой, – М.: Академкнига/Учебник, 2017);
учебному плану МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г. А.Пономарёва»
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Технология» к концу 3-го года обучения.
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные результаты изучения технологии в начальной школе проявляются в освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда; элементарные умения предметно преобразовательской деятельности; знания о различных профессиях; элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
• отбирать картон с учетом его свойств;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
• создавать несложные конструкции изделий по технико- технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
• рассказывать об основных источниках информации;
• рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать компьютер;
• использовать приемы работы с дисководом и электронным диском;
• использовать приемы работы с мышью;
• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
2. Содержание учебного предмета
Изготовление изделий из природного материала – 5 ч.
Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.
Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.
Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Изготовление изделий из бумаги и картона – 11 ч.
Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.
Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простые (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.
Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу
3.Изготовление изделий из текстильного материала – 7 ч.
Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки).
4.Изделия из бросового материала – 4 ч.
Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.
Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
5.Конструирование и моделирование – 3 ч.
Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплого воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям. Проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».
Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
6.Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно- гигиенических норм. Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Количество часов (34) |
1 | «Изготовление изделий из природных материалов» | 5 ч. |
2 | «Изготовление изделий из бумаги и картона» | 11ч. |
3 | «Изготовление изделий из текстильных материалов» | 7 ч. |
4 | «Работа с конструктором» | 3 ч. |
5 | «Работа с тканью» | 4 ч. |
6 | «Изделия из бросового материала» | 4 ч. |
7 | «Практика работы на компьютере» | 10 ч. |
Утверждено приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» № от .2019 г. | Согласовано с заместителем директора по УВР в начальных классах | Рассмотрено на заседании МО протокол № от .05.2019 г. |
Развёрнутый тематический план по технологии в 3 «Ж» классе
на 2019/2020 учебный год
(приложение к рабочей программе)
Класс: 3«Ж»
Учитель: Дроздова И.А.
Количество часов:
-на учебный год: 134
-в неделю: 1
2019 год
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕХНОЛОГИИ
№ п/п | № по теме | Тема урока | Тип урока | Дата проведения по плану | Дата проведе-ния фактически | Корректирование |
«Изготовление изделий из пластичного материала» –3ч. |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Работа с пластилином. Лепка птиц. Технические устройства для работы на компьютере. | Изучение нового материала | 2.09 | | |
2 | 2 | Лепка декоративных пластин. Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере. | Комбинированный | 9.09 | | |
3 | 3 | Лепка декоративных пластин. Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру. | Комбинированный | 16.09 | | |
«Изготовление изделий из природного материала» - 2 ч. |
4 | 4 | Панно «Цветочный хоровод». Компьютерные программы. | Изучение нового материала | 23.09 | | |
5 | 5 | Панно «Цветочный хоровод». Компьютерная программа для создания и показа презентации. | Комбинированный | 30.09 | | |
«Изготовление изделий из бумаги и картона» - 11 ч. |
6 | 1 | Устройство из полос бумаги. Как работать с компьютерной мышью. Клавиатура. | Изучение нового материала | 14.10 | | |
7 | 2 | Устройство из полос бумаги. Компьютерная программа для создания и показа презентации. | Комбинированный | 21.10 | | |
8 | 3 | Подставка для письменных принадлежностей. Компьютерные коллекции. | Комбинированный | 28.10 | | |
9 | 4 | Подставка для письменных принадлежностей. Компьютерные коллекции. | Комбинированный | 4.11 | | |
10 | 5 | Подставка для письменных принадлежностей Оформление крышки. | Комбинированный | 11.11 | | |
11 | 6 | Устройство для определения движения тёплого воздуха. | Изучение нового материала | 25.11 | | |
12 | 7 | Открытка – ландшафт. | Изучение нового материала | 2.12 | | |
13 | 8 | Открытка – ландшафт | Комбинированный | 9.12 | | |
14 | 9 | Подарочные открытки из картона. | Комбинированный | 16.12 | | |
15 | 10 | Упаковка для подарков. | Комбинированный | 23.12 | | |
16 | 11 | Ремонт книг с заменой обложки. | Комбинированный | 30.12 | | |
«Изготовление изделий из текстильного материала» - 7 ч. |
17 | 1 | Куклы для пальчикового театра. | Изучение нового материала | 13.01 | | |
18 | 2 | Куклы для пальчикового театра. | Комбинированный | 20.01 | | |
19 | 3 | Коллаж | Комбинированный | 27.01 | | |
20 | 4 | Коллаж. | Комбинированный | 3.02 | | |
21 | 5 | Аппликация из ниток | Изучение нового материала | 10.02 | | |
22 | 6 | Аппликация из ниток. | Комбинированный | 24.02 | | |
23 | 7 | Тамбурный и стебельчатый швы. | Комбинированный | 2.03 | | |
«Работа с конструктором» - 3 ч. |
24 | 1 | Приёмы работы с деталями металлического конструктора. Модель часов. | Изучение нового материала | 9.03 | | |
25 | 2 | Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов. | Комбинированный | 16.03 | | |
26 | 3 | Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов | Комбинированный | 23.03 | | |
«Работа с тканью» - 4 ч. |
27 | 1 | Декоративное оформление изделий вышивкой. | Изучение нового материала | 30.03 | | |
28 | 2 | Декоративное оформление изделий вышивкой. | Комбинированный | 13.04 | | |
29 | 3 | Мягкая игрушка зайчик. | Комбинированный | 20.04 | | |
30 | 4 | Мягкая игрушка зайчик. | Комбинированный | 27.04 | | |
| «Изделия из бросового материала» - 4 ч. |
31 | 1 | Игрушки- сувениры. | Изучение нового материала | 4.05 | | |
32 | 2 | Игрушки - сувениры | Комбинированный | 11.05 | | |
33 | 3 | Брелок из проволоки. | Комбинированный | 18.05 | | |
34 | 4 | Ваза для цветов из пластиковой бутылки. | Комбинированный | 25.05 | | |