муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/Аленькина Т. Г. Протокол № __ от «___» августа 2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/ Зубрилова Е.Ю. «___» августа 2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева _________/ Кузнецова И. В. Приказ № ___ от «____» августа 2022 г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
учебного предмета
начального общего образования
по технологии
для обучающихся 2 а, б классов
Аленькиной Татьяны Геннадьевны,
учителя высшей квалификационной категории
Осяниной Веры Александровны,
учителя высшей квалификационной категории
2022 – 2023 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576, Приказа Минпросвещения РФ от 11.12.2020 N 712)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева;
Программы по учебному предмету: Технологии. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н. И. Роговцева, С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2011.
Положения о рабочей программе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
17) формирование знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде.
Предметные
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
УМК
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 2 класс.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как работать с учебником (1 ч)
- Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.
Знакомство с условными обозначениями в учебнике.
Человек и земля (23 ч)
Земледелие (1 час)
- Земледелие. Практическая работа: «Выращивание лука». Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека.
Посуда (4 часа)
- Посуда. Изделие «Корзина с цветами». Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
- Работа с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». Практическая работа «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые». Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
- Работа с пластичными материалами (тестопластика). Изделие: «Игрушка - магнит из теста». Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов.
- Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Проект «Праздничный стол». Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов.
Народные промыслы (5 ч)
-Хохлома. Работа с папье-маше. Изделие: «Золотая хохлома». Знакомство с технологией папье-маше. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России.
- Городец. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие «Городецкая роспись» (разделочная доска). Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов.
-Дымково. Работа с пластилином. Изделие « Дымковская игрушка». Инструменты и приспособления для обработки материалов.
- Работа с текстильными материалами. Изделие «Матрёшка». Знакомство с видами ткани. Способы работы с тканью.
- Работа с пластилином. Рельефные работы. Изделие: «Деревня» (пейзаж). Формообразование деталей и их отделка с помощью различных инструментов.
Домашние животные и птицы (3 ч)
- Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Лошадка». - Практическая работа «Домашние животные».
- Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделия: «Курочка из крупы», «Цыплёнок», «Петушок» (по выбору).
- Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор». Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей.
Новый год (1 ч)
- Работа с различными материалами. Изделия: «Новогодняя маска», «Ёлочные игрушки из яиц» (по выбору). Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Строительство (1 ч)
- Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие «Изба», «Крепость» (по выбору). Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
В доме (4 ч)
- Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой». Практическая работа «Наш дом». Обработка волокнистых материалов.
-Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Лепка. Проект «Убранство избы. Изделие «Русская печь».
-Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Проект «Убранство избы. Изделие «Коврик».
- Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Проект «Убранство избы. Изделие «Стол и скамья».
Народный костюм (4 ч)
- Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица». Композиция.
- Работа с бумагой. Аппликация. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». Разметка и изготовление деталей с опорой на простейший эскиз.
- Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие: «Кошелёк». Способы обработки ткани.
- Работа с ткаными материалами. Вышивание. Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка». Способы обработки ткани.
Человек и вода (3 ч)
Рыболовство (3 часа)
- Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка». Знакомство с техникой изонить.
- Работа с природными материалами. Конструирование. Проект «Аквариум». Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
- Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалка». Способы обработки волокнистых материалов.
Человек и воздух (3 ч)
Птица счастья (1 ч)
- Работа с бумагой. Оригами. Изделие: «Птица счастья». Способы складывания в технике оригами.
Использование ветра (2 ч)
- Работа с бумагой. Моделирование. Изделие: «Ветряная мельница». Использование измерений и построений для решения практических задач.
- Работа с фольгой. Изделие: «Флюгер». Знакомства со способами обработки фольги.
Человек и информация (4 ч)
Книгопечатание (1 ч)
- Работа с бумагой и картоном. Изделие: «Книжка-ширма». Использование измерений и построений для решения практических задач.
Поиск информации в Интернете (3 ч)
- Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете». Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
- Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете». Работа с простыми информационными объектами (текст, рисунок): сохранение, удаление.
- Подведение итогов за год.
Содержание рабочей программы составлено в соответствии с формами учета Рабочей программы воспитания (Приложение 1).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название тем | Кол-во часов |
1 | Давайте познакомимся. | 1 |
2 | Человек и земля. | 23 |
3 | Человек и вода. | 3 |
4 | Человек и воздух | 3 |
5 | Человек и информация. | 4 |
ИТОГО | 34 |
Приложение 1
к рабочей программе
по технологии
Формы учета Рабочей программы воспитания
в рабочей программе учебного предмета
Рабочая программа по технологии во 2 а, б классах реализуется в соответствии с Рабочей программой воспитания.
Содержание рабочей программы составлено в соответствии с формами учета Рабочей программы воспитания, а именно:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины самоорганизации:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия добросердечности;
обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование и поддержка исследовательской и проектной, творческой деятельности обучающихся в форме включения в урок различных исследовательских, проектных, творческих заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.