СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 1-4 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии 1-4 класс Н.Ф. Виноградовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 1-4 класс»

Данная рабочая программа составлена на основе ООП НОО МБОУ «Большесейская СОШ» и авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология.1-4 классы» УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Технология»


Планируемые результаты освоения программы по технологии в 1-ом классе:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль­туры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

  • о роли и месте человека в окружающем мире; созидательной, твор­ческой деятельности человека, о природе как источнике его вдохно­вения;

  • об отражении форм и образов природы в работах мастеров худож­ников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

  • о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

  • обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабо­чем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

  • соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи­ческой грамоты

Знать:

  • общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон,

  • ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, ре­зание, сборка, отделка;

  • способы разметки на глаз, по шаблону;

  • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

  • клеевой способ соединения;

  • способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений

(шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

  • различать материалы и инструменты по их назначению;

  • качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению не­сложных изделий;

  • экономно размечать сгибанием, по шаблону;

  • точно резать ножницами;

  • собирать изделия с помощью клея;

  • эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппли­кацией, прямой

строчкой;

  • использовать для сушки плоских изделий пресс;

  • безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • о детали как составной части изделия;

  • конструкциях — разборных и неразборных;

  • неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

  • различать разборные и неразборные конструкции несложных из­делий;

  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.


Планируемые результаты освоения программы по технологии во 2-ом классе:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль­туры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

  • об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

  • о гармонии предметов и окружающей среды;

  • профессиях мастеров родного края;

  • характерных особенностях изученных видов декоративно-приклад­ного искусства.

Уметь:

  • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

  • готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, под­держивать порядок во время работы, убирать рабочее место;

  • выделять, называть и применять изученные общие правила созда­ния рукотворного мира в своей предметно-творческой деятель­ности;

  • самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие прави­ла поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсужде­ния — своё или высказанное другими;

  • применять освоенные знания и практические умения (технологиче­ские, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллек­туальной и практической деятельности.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи­ческой грамоты

Знать:

  • обобщённые названия технологических операций: разметка, полу­чение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;

  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

  • происхождение натуральных тканей и их виды;

  • способы соединения деталей, изученные соединительные мате­риалы;

  • основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их раз­личие;

  • линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размер­ная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окруж­ности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  • названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (ли­нейка, угольник, циркуль).

Уметь:

  • читать простейшие чертежи (эскизы);

  • выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструмен­тов с опорой на простейший чертёж (эскиз);

  • оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вари­антами;

  • решать несложные конструкторско-технологические задачи;

  • справляться с доступными практическими (технологическими) за­даниями с опорой на образец и инструкционную карту.

    1. Конструирование и моделирование

Знать:

  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

  • отличия макета от модели.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

  • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

  1. Использование информационных технологий (практика рабо­ты на компьютере:

Знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.


Планируемые результаты освоения программы по технологии в 3-ем классе:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль­туры труда, самообслуживание

Знать:

  • о характерных особенностях изученных видов декоративно-приклад­ного искусства;

  • о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь:

  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

  • соблюдать правила безопасного пользования домашними электрс приборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи ческой грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

  • основные линии чертежа (осевая и центровая);

  • правила безопасной работы канцелярским ножом;

  • косую строчку, её варианты, их назначение;

  • названия нескольких видов информационных технологий и соот­ветствующих способов передачи информации (из реального окру­жения учащихся).

Иметь представление:

  • о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

  • традициях декоративно-прикладного искусства в создании из­делий.

  • Уметь частично самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инстру­ментов;

  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологиче­ские приёмы изготовления изделий;

  • выполнять рицовку;

  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вари­антами;

  • находить и использовать дополнительную информацию из различ­ных источников (в том числе из сети Интернет);

  • решать доступные технологические задачи.

    1. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависи­мости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика рабо­ты на компьютере)

Знать:

  • названия и назначение основных устройств персонального компью­тера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

  • о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.

Уметь с помощью учителя:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необ­ходимого для выполнения предъявляемого задания);

  • выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);

  • работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), гото­выми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.


Планируемые результаты освоения программы по технологии в 4-ом классе:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль­туры труда, самообслуживание

Знать на уровне представлений:

  • о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в об­ласти техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значи­мых производствах;

  • об основных правилах дизайна и их учёте при конструирова­нии изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гар­мония);

  • о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

  • организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

  • использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения тех­нологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

  • бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

  • безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электро­чайником, компьютером);

  • выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

  1. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты

Знать:

  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);

  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с по­мощью контрольно-измерительных инструментов;

  • основные линии чертежа (осевая и центровая);

  • правила безопасной работы канцелярским ножом;

  • петельную строчку, её варианты, их назначение;

  • названия нескольких видов информационных технологий и соот­ветствующих способов передачи информации (из реального окру­жения учащихся).

Иметь представление:

  • о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

  • об основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и кра­соты;

  • о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плос­кости и в объёме;

  • традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

  • художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

  • выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инстру­ментов;

  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологиче­ские приёмы изготовления изделий;

  • выполнять рицовку;

  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её ва­риантами;

  • находить и использовать дополнительную информацию из различ­ных источников (в том числе из сети Интернет).

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависи­мости от требований конструкции.

4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)

Иметь представление:

  • об использовании компьютеров в различных сферах жизни и дея­тельности человека.

Знать:

  • названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя:

  • создавать небольшие тексты и печатные публикации с использова­нием изображений на экране компьютера;

  • оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнива­ние абзаца);

  • работать с доступной информацией;

  • работать в программах Word, Power Point.


Учащиеся получат возможность научиться:

знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • распространенные виды профессий ( с учетом региональных особенностей);

  • влияние технологической деятельности человека и окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;

уметь:

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

  • создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера; искать информацию с использованием простейших запросов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.п.);

  • соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

  • решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.


  1. Содержание предмета «Технология»

Класс

Содержание программного материала

1 класс

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.

Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

3. Конструирование и моделирование

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

2 класс

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их вработ во времена Средновековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

  1. Конструирование и моделирование.

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

По модели, простейшему чертежу или эскизу.

  1. Техника. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

3 класс

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

  1. Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металла, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов). Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.

  1. Конструирование и моделирование.

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер- классы), сеть Интернет, видео, DVD).

4 класс

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в. Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.

Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.). Человек — наблюдатель и изобретатель.

Выражение связи человека и природы (элементы бионики).

Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.

Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).

Проблемы экологии.

Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония). Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым.

Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка)

  1. Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.

Бережное использование и экономное расходование материалов.

Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов. Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделий. Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материалов), последовательности практических действий и технологических операций. Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно-технологических особенностей изделия.

Выбор и применение способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала. Сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток. Разметка с опорой на доступные графические изображения.

  1. Конструирование и моделирование.

Конструкция объёмных изделий (призмы, пирамиды, конуса) на основе развёрток.

Способы их построения и сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (например, откидные крышки, окна и др.).

Соблюдение основных требований к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Различение конструктивных особенностей изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное), выбор способа изготовления сложных конструкций. Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов (моделей, макетов).

Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Программа Word.

Правила клавиатурного письма.

Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера.

Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца). Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице.







  1. Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

8

21

14

7

50

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

10

7

10

9

36

3

Конструирование и моделирование

15

6

5

9

35

4

Практика работы на компьютере



5

9

14


ИТОГО

33

34

34

34

135


Календарно - тематическое планирование по технологии 1 класс (33часа)


п \п

Тема урока

Элементы содержания

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание - 8ч

1

Мир вокруг нас.

Урок - экскурсия

Обобщать сведения о мире естественной природы и рукотворном мире.

2

Мир природы.

Урок - путешествие

Осознавать красоту природы, всех ее составляющих. Различать мир есте­ственной природы и рукотворный мир. Наблюдать за предметами окружаю­щего мира.

3

Мир руко­творный.

Урок - экскурсия


Познакомиться с предметными каби­нетами, с работниками школы, назы­вать их профессии.

4

Окружаю­щий мир надо

бе­речь.


Урок - путешествие

Различать мир естественной природы и рукотворный мир. Наблюдать за предметами окружающего мира. Рас­суждать о зависимости растительного и животного мира от поведения чело­века. Обобщать сведения о роли ру­котворной деятельности человека в природе.

5

Дома животных.

Урок - экскурсия


Рассмотреть гнезда и норы живот­ных. Обсуждать назначение и конст­рукцию жилищ у разных народов. Сравнивать особенности конструкций или внутреннего убранства своей квартиры (дома).

6

Помощь по дому.

Урок путешествие

Рассуждать о том, что такое родной дом, об уюте и красоте родного дома. Использовать слова трудолюбие, ак­куратность, упорство, обязатель­ность, ответственность, уважение.

7

Подготовка к празднику.

Урок - экскурсия


Называть свойства пластических ма­териалов (соленого теста, пластили­на).

8

Пластилин волшебник.

Урок путешествие

Называть свойства пластических ма­териалов (соленого теста, пластили­на). Обобщать сведения о свойствах пластичных материалов.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической

грамоты- 10 ч

Обобщённые технико-технологические знания и умения (4 ч)

9

Свойства разных материалов.

Урок - экскурсия


Познакомиться с разнообразием ма­териалов окружающего мира и их фи­зическими и механическими свойст­вами. Наблюдать за источниками по­лучения материалов.

10

Конструкция разных материалов Изделие и его детали.

Рассматривать и называть предме­ты из пенала. Определять, из чего они сделаны. Называть детали пред­метов из пенала и их количество. Сравнивать устройство предметов (простое и сложное). Называть разъ­емные и неразъемные предметы. Ис­пользовать в речи термин «конструк­ция».

11

Соединение деталей

Определять с опорой на реальные предметы материалы, их свойства, способы соединения деталей в изде­лии.

12

Порядок изготовления изделий из разных материалов

Наблюдать зависимость технологии изготовления изделия от свойств ис­пользуемого материала. Называть особенности выполнения отдельных технологических операций. Обобщать полученные на уроке сведения.

Технология обработки бумаги (15 ч)

13

Бумага и картон


Наблюдать за свойст­вами бумаги и картона. Исследовать свойства бумаги и сравнивать ее свойства в разных из­делиях. Обосновывать свой ответ. Исследо­вать конструкцию из­делия.

14

Клеевое соеди­нение бумажных деталей.


Наблюдать за свойст­вами бумаги и картона. Исследовать свойства бумаги и сравнивать ее свойства в разных из­делиях. Обосновывать свой ответ. Исследо­вать конструкцию из­делия.

15

Аппликация «Гриб»


Рассматривать ап­пликации. Называть особенности выполне­ния аппликаций. Осво­ить прием наклеива­ния мелких деталей на основу

16

Клей-невидимка.


17

Помощники человека. Твой главный помощник


Рассматривать инст­рументы и называть их назначение. Открыть новое зна­ние об устройстве нож­ниц, о правилах безо­пасного с ними обра­щения и хранения.

18

Аппликация «Домик»


Конструирование и моделирование - 15 ч

19


Ножницы профессионалов.

Исследовать нату­ральные объекты и ри­сунки в учебнике. Изу­чить особенности кон­струкции ножниц в зависимости от их назна­чения и от особенно­стей их удержания.

20

Понятие «линия». Виды линий.


Выполнить рисунок на листе бумаге по собст­венному замыслу или образцу учителя. Изучить след, который оставляют разные ин­струменты или пись­менные принадлежно­сти. Называть разные виды линий.

21

Соединения раз­ных материалов.

Организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок, рабо­тать ножницами по правилу. Называть свойства ниток и пряжи при соединении с бу­магой.

22

Резание бумаги ножницами по размеченным линиям.

Организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок, рабо­тать ножницами по правилу.

23

Разметка круглых деталей.

Рассмотреть несколь­ко сделанных из бумаги работ, в которых есть детали круглой формы. Сравнить эти изделия. Понимать значение слова «шаблон».

24

Разметка дета­лей прямоуголь­ной формы.

Рассмотреть аппли­кацию, в которой дета­ли имеют прямоуголь­ную форму.

25

Разметка треугольни

ков.

Переносить известные знания в сходные си­туации. Рассмотреть аппликацию, в которой детали имеют тре­угольную форму.

26

Разметка дета­лей сгибанием

Рассмотреть конст­рукцию изделий, вы­полненных в технике оригами. Проглаживать сгиб разными способами.

27

Преобразование квадратных заго­товок.


Исследовать, как пу­тем складывания раз­делить квадрат на равные и неравные части.

Технология обработки ткани (6 ч)

28

Свойства ткани

Исследовать способы соединения деталей из ткани.

29

Швейные приспособления.


Сравнивать свойства бумаги и ткани на ос­нове личных наблюде­ний и рисунков в учеб­нике.

30

Отделка изделий из ткани - пря­мая строчка.

Исследовать способы соединения деталей из ткани. Рассмотреть несколько видов игл. Сравнивать иглы. Группировать иглы по назначению.

31

Игольница.

Отмерять для шитья нитку нужной длины. Сравнивать результа­ты изготовления сал­фетки и закладки.

32

Бант-заколка

Отмерять для шитья нитку нужной длины. Закреплять нитку на ткани. Выполнять прямую строчку и пе­ревивы.

33

Комплексная ра­бота «Книжкина больница».

Вы­полнять прямую строчку. Закреплять нитку узелковым способом в начале и в конце строчки, следуя инструкционной карте в учебнике



Называть возможные повреждения книг. Планиро­вать и проговаривать последовательность выполнения ремонта.


















































Мониторинг освоения качества программного материала по технологии во 2 классе



п/п

Тема

1

Контрольная работа №1 «Основы культуры труда, самообслуживание».

2

Проверочная работа «Технология ручной обработки материалов»

3

Контрольная работа №2 «От прялки до ткацкого станка».

4

Контрольная работа № 3 «Техника в жизни человека».




Календарно – тематическое планирование по технологии

2 класс (34 часа)



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Дата

план

факт

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.– 21 ч




1

Приспособления первобытного человека к окружающей среде. Природа и человек.


Приспособления первобытного человека. Природа и человек.



2

Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла.

Пластилин или солёное тесто. Ремёсла и ремесленники



3

Профессии ремесленников. Разделение труда. Как работали ремесленники-мастера.


Пластилин . Кондитерские изделия к чаю



4

Свойства материалов. Каждому изделию свой материал.


Свойства материалов. Цветная бумага и вата.



5

Назначение инструментов. Каждому делу – свои инструменты.


Инструменты труда.

Объёмная аппликация.







6

От замысла к изделию.


Пластилин. Образ природы в фигурке животного



7

Выбираем конструкцию изделия.


Поздравительная открытка по шаблону.



8

Контрольная работа №1 «Основы культуры труда, самообслуживание».

Свойства материалов. Назначение инструментов. Основы культуры труда, самообслуживание



9

Симметрия.

Симметричные детали.



10

Разметка деталей.


Цветная бумага. Открытка с сюрпризом



11

Отделение детали от заготовки.


Обрывная аппликация.



12

Сборка изделий.


Игрушки – подвески.



13

Отделка изделий.


Цветная бумага. Подвески.



14

Разметка с помощью чертёжных инструментов.


Элементы конструкций при помощи линейки.



15

Линии чертежа.

Чертеж.








16

Чтение чертежа. Выполнение разметки.

Геометрические фигуры на основе чертежа.



17

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

Прямоугольник.

Цветок из бумаги.







18

Проверочная работа «Технология ручной обработки материалов»

Чертеж. Симметричные детали. Технология ручной обработки материалов



19

Разметка прямоугольника с помощью угольника.


Разметка прямоугольника.

Поздравительная открытка.



20

Разметка деталей циркулем.

Детали круглой формы.



21

Радиус окружности. Чертёж окружности.


Объёмная фигура.



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 7 ч


22

Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза»

Новогодние игрушки.



23

Происхождение натуральных тканей и их свойства.

Происхождение натуральных тканей.



24

Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка.


Помпоны из ткани.



25

Особенности работы с тканью.




Футляр для мобильного телефона



26

Технология изготовления швейных изделий.


Швейные изделия. Технология. Помпоны.



27

Строчка прямого стежка и её варианты.


Меховые шарики. Строчка прямого стежка.



28

Контрольная работа №2 «От прялки до ткацкого станка». Тест

Строчка прямого стежка. Особенности работы с тканью. Происхождение натуральных тканей




Конструирование и моделирование –6 ч



29

Макеты и модели.


Макет. Модель. Игрушки из спичечных коробков.



30

Соединение деталей машин и механизмов.

Подвижное соединение деталей.



31

Транспорт. От телеги до машины.


Конструктор. Автомобиль.



32

История развития транспорта. В воздухе и космосе.

Конструктор. Космическая ракета.



33

Контрольная работа № 3 «Техника в жизни человека».

Подвижное соединение деталей. Конструктор. Макет. Модель



34

Из истории технологии.


Приспособления первобытного человека. От замысла к изделию. Подвижное соединение деталей.

















Календарно - тематическое планирование

3 класс


п \п

Тема урока

Элементы содержания

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание-14ч

1

КаКак родилась книга.

Проблема урока:

Введение в проблему: беседа

Обсуждение: беседа;

работа по иллюстрациям в учебнике


2

Изобретение бумаги.

Работа по учебнику: работа с иллюстрациями, их обсуждение, выполнение заданий

3

Конструкции

современных

книг.

Работа по учебнику: работа с иллюстрациями, их обсуждение, выполнение заданий

4

Обобщение по теме «Книга - ис­точник ин­формации»

Повторение пройденного материалу

5

Новогодняя мастерская

Проблема урока:

Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов. Беседа по вопросам проблемы

6

Мини – проект «Альтернативная елочка»

Проблема урока:

Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов. Беседа по вопросам проблемы

7

Мини – проект «Поздравительная открытка»

Введение в проблему: беседа по вопросам прошлого урока.

Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций в учебнике их обсуждение

8

Зеркало вре­мени.

Какими способами можно выполнить отделку изделия?

Всегда ли отделка служит только для украшения?

Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, поиск ответов на вопросы

9

Одежда и стиль эпохи.

Какими способами можно выполнить отделку изделия?

Всегда ли отделка служит только для украшения?

Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, поиск ответов на вопросы

10

Отражение эпохи в куль­туре одежды

Работа по учебнику: рассматривание иллюстраций, поиск ответов на вопросы

11

Постройки

Древней

Руси.

Беседа по теме урока.

12

Мини – проект «Постройки

Древней

Руси».

Повторение пройденного материала

13

Плоские и объемные фигуры


14

Объ­ёмные фигу­ры.

Проблема урока:

Как читать чертеж?

Работа по учебнику: задание с геометрическими фигурами.

Обучение чтению чертежа: работа с учебником


Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты-10ч

15

Изготов­ление рус­ской избы

Проблема урока:

Как читать чертеж?

Работа по учебнику: задание с геометрическими фигурами.

Обучение чтению чертежа: работа с учебником


16

Доброе мастерство.

Беседа по проблеме.

Обсуждение: работа по учебнику: рассматривание рисунков, работа по вопросам.

Знакомство с устройством циркуля и его использованием.

17

Разные вре­мена - раз­ная одежда.

Из чего получают натуральные ткани? Как человек научился делать одежду?

Беседа по проблеме.

Обсуждение: работа по учебнику: рассматривание рисунков, работа по вопросам.

18

Мини - проект «Русский костюм»

Какими физическими свойствами обладают натуральные ткани?

Как устроена ткань?

Групповая опытно исследовательская работа: свойства натуральных тканей

Работа по учебнику

19

Человек и стихии природы.


Беседа по вопросам. Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним


20

Огонь работает на человека.

Беседа по вопросам. Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним

21

Ветер работает на человека

Беседа по вопросам. Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним

22

Вода работает на человека

Проблема урока:

Обсуждение промежуточных результатов самостоятельных опытов Беседа по вопросам проблемы

23

Получение и использование электричества

Беседа по вопросам. Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним

24

История изобретения

Беседа по вопросам. Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним

Конструирование и моделирование-5ч

25

Ткани

Проблема урока:

Беседа по вопросам проблемы.

Обсуждение образца поделки из ткани - футляра

Работа по учебнику: рассматривание и обсуждение иллюстраций

26

Застежка и отделка оде­жды.

Рассмотреть сезонные изменения.

27

Обобщение по теме «Человек – строитель, созидатель, творец»

Повторение пройденного материала

28

Технологические задачи

Проблема урока:

Беседа по вопросам проблемы.

Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним



29

От замысла - к результату: семь технологических задач

Проблема урока:

Беседа по вопросам проблемы.

Работа по учебнику: иллюстрации, вопросы к ним


Практика работы на компьютере-5ч

30

Вводный инструктаж по ТБ на уроке.

Информационные технологии.

Проблемная беседа

«Инструктаж по ТБ»

Работа по учебнику и рабочей тетради: рассматривание и обсуждение иллюстраций учебника, выполнение заданий в тетради.


31

Какая бывает информа­ция?

Проблемная беседа:

Какая бывает информация?

32

Практикум овладения компьюте­ром.

Включение компьютера

Проблема урока: Что такое компьютер?




33

Компьютерные программы.

Проблема урока:

Что такое компьютерные программы?

Введение в проблему .

Работа по учебнику: рассматривание рисунков, их обсуждение

Обобщение:

34

Мини - проект «Компьютерный мир».

Беседа по пройденному материалу












Мониторинг качества освоения программного материала

по технологии в 4 классе


п/п

Тема

Дата

план

факт

1

Проверочная работа«Инструменты»



2

Контрольная работа №1 «Графическая грамота»



3

Контрольная работа №2 «Жилище человека»



4

Контрольная работа №3 «Конструирование и моделирование»









































Календарно - тематическое планирование

4 класс

(34ч)

п/п

Тема урока


Элементы содержания

Дата

план

факт

Практика работы на компьютере

(Человек в мире техники. Информационные технологи) – 9ч



1

Научно- технический прогресс. Открытия людей.


Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в. Человек —изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии



2

От абака до ЭВМ. Мой помощник компьютер.

Абак. ЭВМ. Компьютер и его части.



3

Компьютеры в быту. Создание документа.

Компьютеры в быту. Программа Windows. Команды: «Закрыть», «Сохранить как…», «Выделить».




4

Компьютеры в медицине. Форматирование текста

Компьютеры в медицине. Медицинские компьютерные программы. Форматирование текста



5

Компьютеры и прогнозирование погоды. Вставка рисунка в документ

Компьютеры и прогнозирование погоды. Технология составления прогноза погоды через компьютер. Вставка рисунка в документ.



6

Компьютеры в учреждениях, на предприятиях. Создание таблиц

Компьютеры в учреждениях, на предприятиях. Создание таблиц в программе Windows.



7

Создание презентации. Эффекты анимации. Проверочная работа«Инструменты»

Презентация и её создание. Эффекты анимации. Инструменты



8

Вставка рисунков, фотографий в презентацию

Вставка рисунков, фотографий в презентацию



9

Обобщение. Человек в мире техники.

Человек — наблюдатель и изобретатель.

Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.

Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(Современное производство. Совершенствование технологий) – 5ч



10

Штучное и массовое производство. Подставка для карандашей и ручек

Производство. Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония)



11

От мастерской ремесленника –

к промышленному комбинату. Чеканка.

Ремесло. Промышленный комбинат. Чеканка.



12

Оформление чеканки

Алгоритм оформления чеканки



13

Изготовление автомобилей. Модель машины.

Производство заводов, где выпускают автомобили. Модель машины



14

Обобщение. Современное производство. Контрольная работа №1 «Графическая грамота»

Современное производство. Графическая грамота.



Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья) – 4ч



15

Черное золото. Добыча нефти и газа.

Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как уникальное сырье.



16

Переработка нефти. Изделия из поролона.

Материалы, получаемые из нефти. Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы – пластик, поролон. Их происхождение и свойства.



17

Вторичное сырье. Изделия из пластиковой бутылки.

Понятие «вторичное сырье». Свойства материалов.



18

Природа в опасности. Мини-проект на тему «Природа в опасности»

Влияние современных технологий на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф. Проект.



Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

(Жилище человека. Совершенствование строительных технологий) – 7ч



19

О чем рассказывает дом. Коллективный проект загородного дома.

Строительные технологии, связанные с требованиями к жилищу.



20

Дом для семьи. Макета дома.

Декоративное оформление культурно-бытовой среды.



21

В доме. Расходование электричества. 

Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым.



22

Как дом стал небоскребом.


Профессии, востребованные в строительной индустрии и сфере обслуживания зданий.



23

Города. Контрольная работа №2 «Жилище человека»

Города и их уклад жизни. Жилище человека.




24

Коллаж «Города будущего»

Коллаж «Города будущего»



25

Обобщение. Жилище человека

Жилище человека



Конструирование и моделирование

(Дизайн. Художественное конструирование) – 9ч



26

Понятие «дизайн». Дизайн упаковки.


Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония)



27

Технологическая документация для выполнения упаковки изделия.

Технологическая документация для выполнения упаковки изделия.



28

Дизайн в технике. Макет самоката

Дизайн в технике. Модели автомобилей. Профессии, которые связаны с дизайном.



29

Дизайн рекламной продукции.

Роль рекламы в жизни человека. Дизайн рекламы



30

Дизайн интерьера и ландшафта.

Алгоритм последовательности проектирования, Требования дизайна.



31

Мини - проект «Интерьер»

Интерьер



32

Дизайн одежды. Контрольная работа №3 «Конструирование и моделирование»

Дизайн одежды. Изменения моды в течение 20 и начале 21 века. Цветовое сочетание в одежде.



33

Мини - проект «Дизайн одежды». Аксессуары в одежде.

Мини - проект «Дизайн одежды». Аксессуары в разные времена.



34

Урок – конференция «Будущее начинается сегодня»

Будущее начинается сегодня















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!