СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологи 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологи 5 класс»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 (с изменениями)).

2. Концепции преподавания предметной области «Технология» (принят 30 декабря 2018 г.)

3.Примерной рабочей программой по курсу «Технология» основного общего образования для организаций общего образования, разработанной на основе Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ под авторством Казакевич В.М., Пичугиной Г.В., Семеновой Г.Ю.

4.Авторской программы «Технология 5-9 классы» В.М. Казакевича, Г.В. Пичугиной издательство - М.: Просвещение, 2019.

Цели обучения:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Задачи обучения:

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Учебный план образовательного учреждения МБОУ СОШ № 24 на этапе основного общего образования отводит 2 ч в неделю для обязательного изучения курса «Технология» в 5 класс.

В данном учебном году программа рассчитана на 68 часов с учетом праздничных дней.








II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение технологии в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.


Метапредметные

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.

6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.

7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.


Предметные

в сфере


а) познавательной деятельности

  1. рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  2. оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

  3. ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

  4. классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  5. распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  6. владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  7. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  8. применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

  9. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

  10. владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.


б) мотивационной

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


в) трудовой

1) планирование технологического процесса и процесса труда;

2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

6) анализ разработки и реализации прикладных проектов.

г) физиолого-психологической

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

4) развитие глазомера;

5) развитие осязания, вкуса, обоняния.


д) эстетической

1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;

3) моделирование художественного оформления объекта труда;

4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;

5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;

6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;7) создание художественного образа и воплощение его в продукте.


е) коммуникативной

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

7) способность прийти на помощь товарищу;

8) способность бесконфликтного общения в коллективе.




III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате обучения учащиеся овладеют:

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• назначением и технологическими свойствами материалов;

• назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

• формирования эстетической среды бытия;

• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства). В данной рабочей программе изложено основное направление технологии – «Технологии ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики и дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• творческая, проектно-исследовательская деятельность;

• технологическая культура производства;

• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

• распространённые технологии современного производства.

При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с другими предметами учебного плана. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Наименование
учебного предмета

Технология

Биология

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.

Тепловая кулинарная обработка овощей.

Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц.

Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства

География

Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства

История

Культура поведения за столом.

Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

Бытовая швейная машина.

История создания изделий из лоскута

Физика

Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение.

Основные характеристики ткани.

Влажно-тепловая обработка ткани

Изобразительное искусство

Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции

Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

Математика

Изготовление выкройки шаблонов для лоскутного шитья.

Практическая работа «Построение чертежа фартука в масштабе»

Экология

Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.

Эстетика и экология жилища

Черчение

Изготовление выкроек


Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Учебный курс построен с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения. Особенностью программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьер кухни, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют проектs в рамках содержания разделов программы: «Технологии обработки пищевых продуктов», «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов», «Технологии получения, обработки и использования информации» а к концу учебного года – комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу. Процесс изучения курса «Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда, и занятий с введением творческой, проектной деятельности. Это связано со знакомством с новым кабинетом технологии – мастерской. Вследствие недостаточно сформированных умений у учащихся начальной школы по использованию швейного оборудования, практических навыков при работе на швейной машине увеличено количество часов на изучение раздела «Создание изделий из текстильных материалов».

Рабочая программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–12 лет, уровневой специфики учащихся класса. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Порядок изучения тем – творческий подход педагога.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, исследования.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Инструментарий для оценивания результатов:

• тесты;

• практические работы;

• творческие проектные работы;

• лабораторные работы.

Программа решает и общие задачи трудового воспитания и обучения:

– формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета, приема пищи, сервировки стола и т. д.;

– подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;

– раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков технологии;

– воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда, бережного отношения к природе;

– ознакомление с общими научными основами и организационно-экономическими принципами современного производства;

– формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению одежды, изделий декоративно-прикладного творчества.

Изучение тем программы «Изготовление выкроек» и «Раскрой швейного изделия» дает общее представление как о казачьем народном костюме, так и о современных швейных изделиях: салфетка, подушка для стула, фартук, юбка, сарафан, топ. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Обучающиеся стараются соблюдать экономические требования в отношении рационального расходования материалов и утилизации отходов.

В процессе изучения программного материала осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение и навыки бесконфликтного делового общения. В процессе выполнения лабораторных и практических работ воспитывается культура труда: обучающиеся 5 класса учатся планировать свою работу, правильно пользоваться инструментами, оборудованием, выполнять работу тщательно, аккуратно, с соблюдением требований безопасности, оказывать друг другу товарищескую взаимопомощь.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но в каждом из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать осознанному выбору профессии.


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В рабочей программе представлено следующее распределение часов на изучение разделов курса, примерное количество часов для выполнения учащимися самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ:


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Примерное количество часов на самостоятельные задания, лабораторные и практические работы

1

Основы производства

2

1

2

Общая технология

2

1

3

Техника

2

1

4

Творческий проект

4

1

5

Технологии обработки пищевых продуктов

8

2

6.

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

34

20

7.

Технологии получения, преобразования и использования энергии

2


8.

Технологии получения, обработки и использования информации

4

1

9.

Технологии растениеводства

4

1

10.

Технологии животноводства

2


11.

Социально-экономические технологии

4



Всего

68

28





IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер
урока

Дата проведения урока

Название раздела, тема урока

Количество часов

I четверть (18 часов)

Основы производства (2 ч)

1-2

05.09

Вводное занятие. Задачи курса. Естественная и искусственная среда. Производство и труд как его основа.

2

Общая технология (2 часа)

3-4

12.09

Сущность технологии в производстве. Техническая документация.

2

Техника (2ч)

5-6

19.09.

Инструменты, механизмы и технические устройства. Техника безопасности в учебном кабинете.

2

Методы и средства творческой и проектной деятельности (2ч)

7-8

26.09

Сущность творчества и проектной деятельности Обоснование проблемы и выбор темы.

2

9-10

03.10

Этапы проектной деятельности. План работы над проектом

2

Технологии обработки пищевых продуктов (8 часов)

11-12

10.10

Кулинария. Санитария и гигиена на кухне. Кухонная посуда. Пищевая пирамида. Режим питания.

2

13-14

17.10

Значение хлеба в питании человека. Его питательная ценность. Технология приготовления бутербродов и горячих напитков.

2

15-16

24.10

Технология приготовления блюда из овощей и фруктов. Тепловая обработка овощей. Овощные блюда казачьей кухни. Обобщение изученного по теме « Технологии обработки пищевых продуктов» (Контрольная работа №1 ).

2

17-18

31.10

Технология приготовления блюд из яиц. Использование яиц в кулинарии. Сервировка стола к завтраку.


2

II четверть (14 часов)

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов ( 34 часа)

Темы проектов: «Фартук для работы на кухне».

19-20

14.11

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна.


21-22

21.11

Производство текстильных материалов. Понятия: нить основы и нить утка. Лабораторная работа: «Коллекция тканей»

2

23-24

28.11

Текстильные материалы и их свойства. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.

2

25-26

05.12

Швейные ручные работы.

Практическая работа: «Изготовление образцов ручных работ».

Правила ТБ при работе с иглами, булавками, ножницами.

2

27-28

12.12

История создания швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Лабораторная работа: «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины».

2

29-30

19.12

Основные операции при машинной обработке изделия. Виды приводов швейной машины.


2

31-32

26.12

Машинные швы. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку) и краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.



III четверть (20 часов)

2

33-34

16.01

Изготовление выкроек. Конструирование фартука. Виды рабочей одежды. Фартуки в казачьем национальном костюме. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение Задание по определению размеров фигуры. Правила снятия мерок.


2

35-36

23.01

Влажно-тепловая обработка ткани. Организация рабочего места. Терминология, применяемая при выполнении влажно-тепловых работ. Правила, требования безопасной работы при влажно-тепловой обработке.

Обобщение изученного по теме «Снятие мерок»( Контрольная работа № 2)

2

37-38

30.01

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные обозначения на чертежах швейных изделий. Чтение чертежей. Расчетные формулы.

Практическая работа: « Построение чертежа фартука в масштабе 1:4, изготовление выкройки в натуральную величину»

2

39-40

06.02

Раскрой швейного изделия. Раскрой фартука Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя . ТБ при работе с тканью.

2

41-42

13.02

Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани.

Практическая работа: « Обмеловка. Раскрой ткани»

2

43-44

20.02

Технология изготовления швейных изделий. Способы переноса контрольных и контурных линий выкройки на ткань.

Ручные работы. Подготовка деталей кроя к обработке.

2

45-46

27.02

Последовательность изготовления бретелей и влажно-тепловая обработка. Изготовления бретелей. Способы обработки верхнего среза нагрудника и его соединения с бретелями. Безопасность труда.

2

47-48

05.03

Технология изготовления подкройной обтачки. Обработка нагрудника подкройной обтачкой. Ручные работы.

2

49-50

12.03

Обработка нижнего и бокового среза фартука.

Обработка нижнего и бокового среза фартука швом «вподгибку с закрытым срезом» или тесьмой. Ручные работы

Обобщение изученного по теме «Изготовление фартука» (Контрольная работа № 3).

2

51-52

19.03

Обработка пояса. Сборка фартука. Профессия портного. Контроль качества готового изделия


2

IV четверть (16 часов)

Технология получения, преобразования и использования энергии (2 часа)

53-54

02.04

Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия.

2

Технологии получения, обработки и использования информации (4 часа)

55-56

09.04

Информация и ее виды. Характеристика видов информации

2

57-58

16.04

Технологии получения информации. Способы отображения информации

2

Технологии растениеводства (4 часа)

59-60

23.04

Характеристика культурных растений. Классификация культурных растений. Общая технология выращивания культурных растений

2

61-62

30.04

Классификация диких растений. Технология использования культурных растений. Технологии посева и посадки.

2

Технологии животноводства (2 часа)

63-64

07.05

Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей

2

Социально-экономические технологии (4 часа)

65-66

14.05

Сущность и особенности социальных технологий. Виды социальных технологий.

2

67-68

21.05

Защита проектов

2

Всего за год:

68 часов







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!