МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю
методического объединения Зам. директора по УВР Директор
учителей начальных классов ___________Е.В.Яковенко МАОУ «Гимназия №1»
протокол № ______ «___»________2017г. г.Брянска
от « __»_________ 2017 года _______________А.М.Кравченко
Руководитель МО (Приказ № _____
_____________ Е.В.Яковенко от «___»________2017г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 2 класса
на 2017/2018 учебный год
Составлена на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
«Русский язык» 2 класс, УМК «Школа России», Просвещение, 2011 г.
Учебник «Русский язык», 2016г., авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество часов в учебном году: 170 часов
Составитель: Лукутова И. И.
Брянск, 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание изучаемого учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч)
Наша речь (3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (3 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(17 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (31 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (27ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (59 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (18 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | День Знаний. | 1 | 01.09. | |
1 четверть (40 часов). |
Наша речь (3 ч). |
2. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Виды речи. Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | 04.09.-8.09. | |
3. | Диалог и монолог. | 1 | | |
Текст (3 ч). |
4. | Что такое текст? Тема текста. | 1 | | |
5. | Главная мысль текста. Заглавие. | 1 | | |
6. | Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
Предложение (12 ч). |
7. | Работа над ошибками. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | 1 | 11.09.-15.09. | |
8. | Связь слов в предложении. | 1 | | |
9. | Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | | |
10. | Главные члены предложения (основа предложения). | 1 | | |
11. | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | | |
12-13. | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 2 | 18.09.-22.09. | |
14. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | |
15. | Связь слов в предложении. | 1 | | |
16. | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | | |
17. | Анализ ошибок допущенных в сочинении. Связь слов в предложении. | 1 | 25.09.-29.09. | |
18. | Слово и его лексическое значение. | 1 | | |
19. | Проверочная работа по теме «Предложение». | 1 | | |
Слова, слова, слова…(17 ч). |
20. | Работа над ошибками. Лексическое значение слов. | 1 | | |
21. | Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | 1 | | |
22. | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 02.10.- 06.10. | |
23. | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
24. | Синонимы. | 1 | | |
25. | Антонимы. | 1 | | |
26. | Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Развитие речи. Изложение текста. | 1 | | |
27. | Работа над ошибками изложения. | 1 | 09.10.- 13.10. | |
28. | Родственные слова. | 1 | | |
29. | Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | | |
30. | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | | |
31. | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | | |
32. | Ударение. | 1 | 16.10.- 20.10. | |
33. | Ударение (продолжение). | 1 | | |
34. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | | |
35. | Работа над ошибками. Звуки и буквы. | 1 | | |
36. | Перенос слов по слогам. | 1 | | |
37. | Перенос слов по слогам (продолжение). | 1 | 23.10.- 27.10. | |
38. | Развитие речи. Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | | |
39. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | | |
40. | Обобщение по теме «Слова, слова, слова…» Звуки и буквы. | 1 | | |
41. | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | | |
2 четверть (35 часов). |
42. | Использование алфавита при работе со словарями. Употребление прописной (заглавной) буквы. | 1 | 06.11.-10.11. | |
43. | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины З. Е. Серебряковой « За обедом». | 1 | | |
44. | Работа над ошибками сочинения. Гласные звуки. | 1 | | |
45. | Гласные звуки. Слова с буквой э. Работа с текстом. | 1 | | |
46-47. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 2 | 13.11.-17.11. | |
48. | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 | | |
49. | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | | |
50-52. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 3 | 20.11.-24.11. | |
53. | Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить Правописание словарных слов. | 1 | | |
54. | Проверочный диктант ( с грамматическим заданием). | 1 | | |
55. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте . Представление об орфограмме. | 1 | | |
56. | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | | |
57. | Анализ работ. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | 27.11.-01.12. | |
58. | Согласные звуки. | 1 | | |
59. | Согласный звук й и буква й ( и краткое). | 1 | | |
60. | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
61. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси». | 1 | | |
62. | Анализ работ. Слова с удвоенными согласными. Подготовка к выполнению проекта «И в шутку и всерьез». | 1 | 04.12.- 08.12. | |
63. | Презентация проектов. | 1 | | |
64. | Словарный диктант. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | |
65. | Анализ работ. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | |
66. | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. | 1 | | |
67-68. | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед согласными. | 2 | 11.12. -15.12. | |
69. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | | |
70. | Работа над ошибками. | 1 | | |
71. | Работа над ошибками. Мягкий знак. | 1 | | |
72 | Буквосочетания с шипящими звуками. | 1 | 18.12.-22.12. | |
73 | Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Пишем письмо». | 1 | | |
74-75. | Правописание буквосочетаний сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 2 | | |
76. | Проект «Рифма». | 1 | | |
3 четверть (55 час). |
77. | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 1 | 08.01.-12.01. | |
78. | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | |
79. | Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 1 | | |
80-81. | Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | 2 | | |
82-84. | Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 3 | 15.01.- 19.01. | |
85. | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | |
86-87. | Парные звонкие и глухие согласные. Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | 2 | 22.01.- 26.01. | |
88-90. | Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. | 3 | | |
91. | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | |
92. | Развитие речи. Изложение текста по вопросам. | 1 | 29.01.- 02.02. | |
93. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | | |
94. | Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. | 1 | | |
95-96. | Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания разделительного ь в словах. | 2 | | |
97. | Проверочный диктант (с грамматическим заданием) | 1 | 05.02.- 09.02. | |
98. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | |
99. | Разделительный мягкий знак (ь). Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | | |
100. | Части речи. | 1 | | |
101. | Употребление частей речи в тексте. | 1 | | |
102-103. | Имя существительное как часть речи. | 2 | 12.02.-16.02. | |
104. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | | |
105. | Неодушевленные имена существительные. | 1 | | |
106. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | | |
107. | Контрольное списывание. | 1 | 19.02.-23.02. | |
108. | Анализ работ. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
109-110. | Правописание собственных имен существительных. | 2 | | |
111. | Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных. | 1 | | |
112. | Правописание собственных имен существительных. Географические названия. | 1 | 26.02.- 02.03. | |
113. | Единственное и множественное число имен существительных. | 1 | | |
114. | Изменение имени существительного по числам. | 1 | | |
115. | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | | |
116. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | | |
117. | Число имен существительных.Слова с непроверяемым написанием. | 1 | 05.03.- 09.03. | |
118. | Имя существительное. Повторение. | 1 | | |
119. | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | | |
120. | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | | |
121. | Глагол как часть речи и употребление его в речи. | 1 | | |
122. | Значение глаголов в речи. | 1 | 12.03.-16.03. | |
123. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | | |
124. | Работа над ошибками. Текст- повествование и роль в нем глаголов. | 1 | | |
125. | Признаки глагола. | 1 | | |
126. | Правописание частицы не с глаголом. | 1 | | |
127. | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 19.03.- 23.03. | |
128. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | | |
129. | Анализ сочинений. Единственное и множественное число глаголов. | 1 | | |
130. | Развитие речи. Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему | 1 | | |
131. | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | | |
4 четверть (40 часов). |
132-133. | Обобщение знаний о глаголе. | 2 | 02.04.- 06.04. | |
134-135. | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | | |
136. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | | |
137-138. | Резервные уроки. | 2 | 09.04.- 13.04. | |
139. | Значения имен прилагательных. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 | | |
140. | Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | | |
141. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
142. | Работа над ошибками.Роль имен прилагательных в тексте-описании. | 1 | 16.04.- 20.04. | |
143. | Развитие речи. Составление текста-описания по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | | |
144. | Анализ работ. Местоимение (личное) как часть речи. | 1 | | |
145. | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
146. | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
147. | Текст-рассуждение. | 1 | 23.04.- 27.04. | |
148-149. | Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами Существительными. | 2 | | |
150. | Развитие речи. Редактирование текста. | 1 | | |
151. | Работа над ошибками. Правописание предлогов. | 1 | | |
152. | Проверочная работа по теме «Предлоги». | 1 | 30.04.- 04.05. | |
153. | Работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи!» | 1 | | |
154. | Текст. | 1 | | |
155. | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | | |
156. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | |
157. | Текст. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | 1 | 07.05-11.05. | |
158. | Работа над ошибками. Предложение. | 1 | | |
159. | Предложение. | 1 | | |
160-161. | Слово. | 2 | | |
162-163. | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. | 2 | 14.05.-18.05. | |
164. | Итоговый контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | | |
165. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи. | 1 | | |
166. | Глагол. Местоимение. | 1 | | |
167-168. | Звуки и буквы. Правила правописания. | 2 | 21.05.-25.05. | |
169-170. | Резервные уроки. | 2 | | |