СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы по предмету «Русский язык» УМК «Школа России» 1-4 класс: сборник рабочих программ «Школа России» / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина — М.: Просвещение, 2015 г.

В 4 классе на изучение русского языка отводится 170 часов в год из расчёта 5 часов в неделю.

 

  1. Общие цели и задачи предмета «Русский язык» на начальной ступени образования.

Основные цели изучения русского языка в школе:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачами изучения  русского языка  являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
  1. Планируемые результаты изучения  учебного предмета

          «Русский язык»

              Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Школа России".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г.о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальной школы

Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А.

Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР __________ Шевченко Л. Б.


«_____» _____________ 2018 г.



УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32


________С.И. Тухватулина


Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г.






Рабочая программа

по русскому языку

(УМК «Школа России»)

4 В, 4Г, 4Д, 4Е, 4Ж, 4З , 4И классы



Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 5

Количество часов в год: 170




Составители:

учителя начальных классов

Ильменейкина Надежда Сергеевна,

Завьялова Мария Андреевна,

Сергеева Людмила Григорьевна,

Смирнова Вита Васильевна,

Твёрдая Валентина Николаевна,

Фефелова Ксения Олеговна,

Щеглова Ирина Ивановна.






2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД




Содержание

1

Общие цели и задачи предмета «Русский язык» на начальной ступени образования.

3

2

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык».

4

3

Содержание учебного предмета «Русский язык».

15

4

Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы.

16































Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы по предмету «Русский язык» УМК «Школа России» 1-4 класс: сборник рабочих программ «Школа России» / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина — М.: Просвещение, 2015 г.

В 4 классе на изучение русского языка отводится 170 часов в год из расчёта 5 часов в неделю.


  1. Общие цели и задачи предмета «Русский язык» на начальной ступени образования.


Основные цели изучения русского языка в школе:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Задачами изучения русского языка являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.






  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Русский язык»

Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:


Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование знаково-символических средств представления информации;

  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».



Предметные:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  • формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



Обучающийся научится:

Развитие речи:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Система языка (фонетика, орфоэпия, графика):

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Лексика:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика):

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Морфология:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Синтаксис:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Орфография и пунктуация:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.


Обучающийся получит возможность научиться:

Развитие речи:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка (фонетика, орфоэпия, графика):

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика):

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек, -ик;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г)объяснять правописание личных окончаний глагола;
д)объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»


Раздел 1.

Повторение. 11 ч

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Раздел 2.

Предложение. 9 ч

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Раздел 3.

Слово в языке и речи. 21 ч

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Раздел 4.

Имя существительное. 43 ч

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Раздел 5.

Имя прилагательное. 30 ч

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Раздел 6.

Личные местоимения. 7 ч

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Раздел 7.

Глагол. 34 ч

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Раздел 8.

Повторение. 15 ч



  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы.



№ п/п

Название раздела/темы

Количество часов

на изучение

1.

Повторение

11

2.

Предложение

9

3.

Слово в языке и речи

21

4.

Имя существительное

43

5.

Имя прилагательное

30

6.

Личные местоимения

7

7.

Глагол

34

8.

Повторение

15


Итого

170



Практическая часть выполнения программы

Вид работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Итого

Словарный диктант

2

1

1

1

5

Контрольное списывание

1

-

1

1

3

Контрольный диктант

2

1

3

2

8

Диагностическая работа

1

1

-

1

3

Проверочная работа

3

-

3

1

7

Изложение

1

2

4

3

10

Сочинение

2

2

4

1

9





Календарно-тематическое планирование

урока п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Повторение (11 часов)


1

I четверть

ИОТ-016-2017. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

03.09


2

Язык и речь. Формула вежливости.

04.09


3

Текст и его план. Тема, заголовок и основная мысль текста.

05.09


4

Типы текстов. Подготовка к диагностической работе.

06.09


5

Входная диагностическая работа.

07.09


6

Работа над ошибками. Предложение как единица речи. Словарный диктант.

10.09


7

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Проверочная работа №1 по теме «Текст. Виды текста".

11.09


8

Диалог. Обращение. Подготовка к диктанту.

12.09


9

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

13.09


10

Работа над ошибками. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

14.09


11

Словосочетание.

Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

17.09


Предложение (8 часов)

12

Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие).

18.09


13

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

19.09


14

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов.

20.09


15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Словарный диктант.

21.09


16

Р/р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

24.09


17

Работа над ошибками. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Проект «Похвальное слово знакам препинания».

25.09


18

Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная работа №2 по теме «Предложение». Подготовка к диктанту.

26.09


19

Контрольный диктант №2 по теме: «Предложение».

27.09


Слово в языке и речи (21 час)

20

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

28.09


21

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

01.10


22

Р/р. Изложение на основе слухового восприятия по самостоятельно составленному плану.

02.10


23

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

03.10


24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

04.10


25

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова.

05.10


26

Состав слова. Приставки и суффиксы. Разбор слова по составу.

08.10


27

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

09.10


28

Правописание удвоенных согласных в словах.

10.10


29

Правописание приставок и суффиксов в словах.

11.10


30

Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Контрольный словарный диктант №1.

12.10


31

Р/р. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

15.10


32

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.

16.10


33

Контрольное списывание №1 по теме: «Однородные члены предложения».

17.10


34

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

18.10


35

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение.

19.10


36


Части речи: глагол, имя числительное. Подготовка к диктанту.

22.10


37

Контрольный диктант №3 за I четверть.

23.10


38

Работа над ошибками. Наречие как часть речи. Правописание наречий.

24.10


39

Образование наречий.

25.10


40

Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи».

26.10


Имя существительное (39 часов)

41

II четверть

ИОТ–016-2017 Имя существительное. Склонение имен существительных.

06.11


42

Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия по самостоятельно составленному плану.

07.11


43

Работа над ошибками. Признаки падежных форм имён существительных.

08.11


44

Различие имен существительных в именительном, родительном, винительном падежах.

09.11


45

Различие имен существительных в дательном, винительном, творительном падежах. Словарный диктант.

12.11


46

Различие имен существительных употреблённых в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные.

13.11


47

Три склонения имён существительных. 1 склонение имён существительных.

14.11


48

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

15.11


49

Р/р. Сочинение – описание по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег».

16.11


50

Работа над ошибками. 2 склонение имён существительных.

19.11


51

Падежные окончания имён существительных 2 склонения.

20.11


52

3 склонение имён существительных.

21.11


53

Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

22.11


54

Падежные окончания имён существительных 1,2 и 3 склонений.

23.11


55

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

26.11


56

Именительный и винительный падежи.

27.11


57

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

28.11


58

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

29.11


59

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. Словарный диктант.

30.11


60

Р/р. Изложение на основе слухового восприятия по самостоятельно составленному плану.

03.12


61

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

04.12


62

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

05.12


63

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

06.12


64

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

07.12


65

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Подготовка к диктанту.

10.12


66

Административный контрольный диктант.

11.12


67

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

12.12


68

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

13.12


69

Именительный падеж имён существительных множественного числа. Подготовка к диктанту.

14.12


70

Контрольный диктант №5 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

17.12


71

Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе.

18.12


72

Р/р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

19.12


73

Работа над ошибками. Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

20.12


74

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

21.12


75

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Контрольный словарный диктант №2.

24.12


76

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

25.12


77

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

26.12


78

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

Проект «Говорите правильно».

27.12


79

Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».

28.12


Имя прилагательное (32 часа)



03.12

80

III четверть

ИОТ–016-2017 Имя прилагательное как часть речи.

14.01


81

Род и число имён прилагательных.

15.01


82

Число имён прилагательных.

16.01


83

Изменение имён прилагательных по числам и по родам в единственном числе.

17.01


84

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

18.01


85

Склонение имен прилагательных.

21.01


86

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

22.01


87

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

23.01


88

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

24.01


89

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

25.01


90

Родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант.

28.01


91

Р/р. Составление текста – рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

29.01


92

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах.

30.01


93

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

31.01


94

Р/р Выборочное изложение повествовательного текста.

01.02


95

Работа над ошибками. Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода.

04.02


96

Контрольное списывание №2 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

05.02


97

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе.

06.02


98

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

07.02


99

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных.

08.02


100

Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

11.02


101

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

12.02


102

Р/р Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка).

13.02


103

Работа над ошибками. Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе.

14.02


104

Правописание имён прилагательных во множественном числе.

15.02


105

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. Словарный диктант.

18.02


106

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

19.02


107

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».

20.02


108

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа.

21.02


109

Р/р Сочинение-отзыв по картине И. Грабаря «Февральская лазурь».

22.02


110

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 5 по теме: «Имя прилагательное». Подготовка к диктанту.

25.02


111

Контрольный диктант №6 по теме: «Имя прилагательное».

26.02


Личные местоимения (8 часов)

112

Работа над ошибками. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1,2 и 3 лица.

27.02


113

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

28.02


114

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений.

01.03


115

Правописание личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа.

04.03


116

Р/р. Изложение на основе слухового восприятия по самостоятельно составленному плану.

05.03


117

Работа над ошибками. Правописание личных местоимений 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения».

06.03


118

Правописание личных местоимений 1 , 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимения. Подготовка к диктанту.

07.03


119

Контрольный диктант №7 по теме: «Местоимение».

11.03


Глагол (35 часов)

120

Работа над ошибками. Глагол как часть речи.

12.03


121

Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Контрольный словарный диктант№3.

13.03


122

Неопределённая форма глагола.

14.03


123

Р/р Контрольное сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

15.03


124

Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола совершенного и несовершенного вида.

18.03


125

Региональная диагностическая работа.

19.03


126

Работа над ошибками. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

20.03


127

Контрольный диктант № 8 за III четверть.

21.03


128

Работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Правописание не с глаголами.

22.03


129

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

22.03


130

IV четверть

ИОТ-016-2017 I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

01.04


131

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

02.04


132

Правописание безударных окончаний глаголов.

03.04


133

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

04.04


134

Р/р. Изложение на основе зрительного восприятия по самостоятельно составленному плану.

05.04


135

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

08.04


136

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Словарный диктант.

09.04


137

Правописание безударных окончаний глаголов.

10.04


138

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

11.04


139

Контрольное списывание №3 по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

12.04


140

Работа над ошибками. Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

15.04


141

Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

16.04


142

Всероссийская проверочная работа

часть 1.

17.04


143

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глагола.

18.04


144

Всероссийская проверочная работа

часть 2.

19.04


145

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

22.04


146

Р/р.Изложение на основе зрительного восприятия по самостоятельно составленному плану.

23.04


147

Работа над ошибками. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

24.04


148

Правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени.

25.04


149

Правописание глаголов прошедшего времени.

26.04


150

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

29.04


151

Правописание глагольных форм и распознавание морфологических признаков глаголов. Словарный диктант.

30.04


152

Морфологический разбор глагола. Тематическая работа по теме «Глагол».

02.05


153

Обобщение по теме «Глагол». Подготовка к диктанту.

03.05


154

Контрольный диктант № 9 по теме: «Глагол».

06.05


Повторение (16 часов)

155

Работа над ошибками. Язык и речь. Текст.

07.05


156

Предложение и словосочетание.

08.05


157

Лексическое значение слова.

08.05


158

Р/р. Сочинение-отзыв по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь».

10.05


159

Работа над ошибками. Состав слова. Контрольный словарный диктант №4.

13.05


160

Правописание гласных и согласных в корне слова.

13.05


161

Правописание орфограмм в значимых частях слова. Подготовка к контрольному диктанту.

14.05


162

Контрольный диктант № 10 по теме «Части речи».

15.05


163

Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное.

16.05


164

Части речи. Местоимение.

16.05


165

Части речи. Имя числительное.

17.05


166

Части речи. Наречие. Контрольный словарный диктант №5.

20.05


167

Части речи. Глагол. Подготовка к диагностической работе.

21.05


168

Итоговая диагностическая работа.

22.05


169

Работа над ошибками. Звуки и буквы.

23.05


170

Занимательная грамматика (КВН)

24.05




Материально-техническое обеспечение


  • Классная доска с креплениями для таблиц.

  • Магнитная доска.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Ксерокс.

  • Аудиомагнитофон.

  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.







20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!