Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Вагинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор школы
Тимохина Т.В. _______________Никифорова Н.В.
«______ » ______________ 2019 г. Приказ № _________________
от "______" ___________2019г.
Рабочая программа
учебного предмета Русский язык
для 9 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Тимохина Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Вагино, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Русский язык для 9 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Приказ №273 от 29.12.2012 года.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями 31 декабря 2015 года)
3 Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. («Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».-2012).
4.Учебного плана МКОУ Вагинской СОШ на 2019-2020 учебный год.
УМК:
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов: Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык. 9 класс: учебник.- М.: Дрофа, 2019. -236с.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели обучения русскому языку:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.
Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура: 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом:
- введение понятия
- осмысление лингвистической сути понятия
- овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала
- формулирование теоретических выводов
- углубление знаний.
Рабочая программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий. Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Данная программа рассчитана на 102 часа, предусмотренных учебным планом МКОУ Вагинской СОШ. Обязательное изучение русского языка осуществляется в объёме:
9 класс — 102 часа в год, (3 часа в неделю). Учебный предмет Русский язык относится к предметной области "Русский язык и литература" и входит в обязательную часть учебного плана. Рабочая программа составлена для обучающихся 9 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета» в подразделах «Коммуникативные умения» и «Предметные результаты обучения».
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения русского языка:
Ученик научится:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.
- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Основам прогнозирования.
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Восприятие высказывания.
При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
- Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
- Воспроизведение текста.
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
- Создание текста.
Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи). Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи). Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.
- Совершенствование написанного.
Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Предметные планируемые результаты обучения
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
9 КЛАСС
О ЯЗЫКЕ – 1 ч.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
РЕЧЬ – 17 ч.
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ – 13 ч.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 60 ч.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.) Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч.)
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (31 ч.)
Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10 ч.)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (11 ч.)
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 13 ч.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Название раздела, темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий |
1. | О языке | 1 | Осознавать роль русского языка в жизни общества, го- сударства, в мире. | 1.Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, дискуссия, теоретическое и практическое занятие. Нетрадиционные формы организации урока: 2. Уроки в форме соревнования и игр: путешествие, конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. |
2. | Повторение изученного в 5-8 классах | 8 (5) | Науки ,изучающие систему языка, фонетика, морфологи, лексика, синтаксис и пунктуация Повторить и закрепить знания, полученные в 5-8 классах |
3. | Речь | | Разновидности речевого общения, их особенности. Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной литературы. Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребления стилей Анализировать и характеризовать текст с точки зренияединства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, целесообразности использования языковых средств. Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого и сложного плана, тезисов, конспекта, реферата. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные выска- зывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста |
4. | Язык. Правописание. Культура речи (закрепление и углубление изученного) | |
5. | Синтаксис и пунктуация | 73 | |
6. | Синтаксис сложного предложения | 73 | |
7. | Сложное предложени | 4 | Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определять (находить) средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Группировать сложные предложения по заданным при- знакам. Освоить правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении, и применять их на письме. |
8. | Сложносочинённое предложение | 6+2 | Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений. Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам и употреблять их в речи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений |
9. | Сложноподчинённое предложение | 32+7 | Определять (находить) главную и придаточную части. сложноподчиненного предложения. Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и не- сколькими придаточными частями. Разграничивать союзы и союзные слова. Распознавать и разграничивать виды сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, причины, следствия, цели). Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчиненные предложения разных видов. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. Оценивать правильность построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчиненных предложений |
10. | Бессоюзное сложное предложение | 13+2 | Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов и выражать их с помощью интонации. Освоить правила постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях и применять их на практике. Моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру бессоюзных сложных предложений, смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. |
11. | Сложное предложение с разными видами связи | 7 | Опознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, строить их схемы. Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с раз- ными видами союзной и бессоюзной связи. Наблюдать за использованием в речи сложных предложений |
12. | Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) | 12+3 | Общие сведения о языке ,фонетика и графика ,лексика и фразеология,синтаксис и пунктуация Закрепить знания, полученные в 9 классе |
Всего | 102 | | |
Уроки контроля | 7 | | |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
О языке | 1 | | |
1 | Русский язык - национальный язык русского народа | 1 | | |
Язык и речь. Правописание. Культура речи |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 8ч + 5 | | |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 1 | | |
3 | Лексика. Лексическое значение слова | 1 | | |
4 | Морфемика и словообразование | 1 | | |
5 | Р.Р. Стили речи | 1 | | |
6 | Р.р. Типы речи | 1 | | |
7 | Морфология и синтаксис | 1 | | |
8 | Орфография и пунктуация | 1 | | |
9 | Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов. | 1 | | |
10 | Р.р.Создаём текст. Сжатое изложение по материалам Упр.56. | 1 | | |
11 | Р.р.Составление плана собственного монологического высказывания (описание фотографии). По материалам итогового собеседования по русскому языку. Задание 3. | 1 | | |
12 | Р.р.Написание собственного монологического высказывания (описание фотографии). По материалам итогового собеседования по русскому языку. Задание 3. | 1 | | |
13 | Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». Анализ изложений и монологических высказываний. | 1 | | |
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». | 1 | | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
Сложное предложение | 4 | | |
15 | Анализ контрольного диктанта. Понятие о сложном предложении | 1 | | |
16 | Типы сложных предложений | 1 | | |
17 | Средства связи между частями сложного предложения. | 1 | | |
18 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 | | |
Сложносочиненное предложение | 6ч.+2 | | |
19 | Понятие о сложносочиненном предложении. | 1 | | |
20 | Виды сложносочинённых предложений. | 1 | | |
21 | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях | 1 | | |
22 | Сочинительные союзы. Средства связи в сложных предложениях | 1 | | |
23 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | 1 | | |
Функциональные разновидности языка | | | |
24 | Р.р. Художественная речь и язык художественной литературы. | 1 | | |
25 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение». | 1 | | |
26 | Р.р.Сжатое изложение текста упражнения 91. | 1 | | |
Сложноподчиненное предложение | 8+2 | | |
27 | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 | | |
28 | Строение сложноподчинённых предложений, средства связи его частей. | 1 | | |
29 | Виды сложноподчинённых предложений. | 1 | | |
30 | Виды придаточных предложений, способы их различения. | 1 | | |
31 | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | 1 | | |
32 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | | |
33 | Придаточные определительные, их синтаксические синонимы. | 1 | | |
34 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | | |
35 | РР. Сочинение на нравственную тему 15.2 (по материалам ОГЭ) | 1 | | |
36 | Р.р.Текст. Строение текста. Анализ сочинений | 1 | | |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) | 6+3 | | |
37 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Указательные слова при них. | 1 | | |
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным. | 1 | | |
39 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | 1 | | |
40 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени. | 1 | | |
41 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. | 1 | | |
42 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 | | |
43 | Р.Р.Публицистический стиль. | 1 | | |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | | | |
44 | РР. Речевые жанры. Понятие о жанре Путевые заметки | 1 | | |
45 | РР. Использование различных стилей в художественных произведениях. | 1 | | |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) | 11+1 | | |
46 | Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. | 1 | | |
47 | Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. | 1 | | |
48 | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины. | 1 | | |
49 | Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия. | 1 | | |
50 | Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. | 1 | | |
51 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 | | |
52 | Практикум по теме: «Сложноподчинённое предложение». | 1 | | |
53 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Сложноподчинённое предложение». | 1 | | |
54 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | | |
55 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение) | | | |
РР Рецензия | | | |
56 | РР Создаём текст. Рецензия на рассказ, газетную статью. Сочинение-рецензия. Упр. 254. | 1 | | |
57 | Анализ рецензий, Работа над ошибками. | 1 | | |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) | 7+1 | | |
58 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | | |
59 | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | 1 | | |
60 | Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении | 1 | | |
61 | Анализ сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. | 1 | | |
62 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | 1 | | |
63 | Диктант по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | 1 | | |
54 | Анализ диктанта, работа над ошибками. | 1 | | |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение) | | | |
65 | РР Эссе | 1 | | |
Бессоюзное сложное предложение | 13+2 | | |
66 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 | | |
67 | Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. | 1 | | |
68 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 | | |
69 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины. | 1 | | |
70 | Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. | 1 | | |
71 | Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения | 1 | | |
72 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления | 1 | | |
73 | Бессоюзные сложные предложения со значением времени | 1 | | |
74 | Бессоюзные сложные предложения со значением условия. | 1 | | |
75 | Бессоюзные сложные предложения со значением следствия | 1 | | |
76 | Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения | 1 | | |
77 | Закрепление и обобщение темы «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | | |
78 | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | | |
СТИЛИ РЕЧИ | | | |
79 | Р.Р. Письменная деловая речь. | 1 | | |
80 | РР Написание деловых бумаг по образцу | 1 | | |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 | | |
81 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | | |
82 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | 1 | | |
83 | Построение сложных предложений с различными видами связи. | 1 | | |
84 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом И и общим второстепенным членом | 1 | | |
85 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | | |
86 | Промежуточная аттестация. Тестирование. | 1 | | |
87 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | 1 | | |
Итоговое повторение | 12+3 | | |
88 | Фонетика. Графика. Фонетический анализ слова. | 1 | | |
89 | Орфография. Орфоэпия. | 1 | | |
90 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | | |
91 | Морфология и орфография. Морфологический анализ слова | 1 | | |
92 | рР/Простые и сложные предложения. | 1 | | |
93 | Предложение с прямой речью. | 1 | | |
94 | Морфология и синтаксис. Сложносочинённые предложения | 1 | | |
95 | Орфография и пунктуация. Сложноподчинённые предложения. | 1 | | |
96 | РР Стили и типы речи | 1 | | |
97 | Тестирование в формате ОГЭ | 1 | | |
98 | Работа над ошибками. | 1 | | |
99 | РР Итоговая контрольная работа. Сжатое изложение . | 1 | | |
100 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1 | | |
101 | РР Сочинение в формате ОГЭ | 1 | | |
102 | Анализ сочинений, работа над ошибками. | 1 | | |
Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов работы обучающихся предполагается устный индивидуальный и фронтальный опрос почти на каждом уроке, использование тестовых заданий (как в течение всего урока, так и в качестве элемента урока), проверочных работ (на знание грамматики, лексики, проверку умения работать с текстом и т.п.) В конце каждого раздела учебника имеются задания для самоконтроля учащихся. Контроль сформированности лексической стороны речи, грамматических и произносительных навыков осуществляется на каждом уроке при выполнении упражнений подготовительного и речевого характера. Формы промежуточного и итогового контроля: лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, проектная деятельность, устный опрос.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы по учебником под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта / авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Разумовская М.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов / М.М.Разумовская, В. И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В. Львов // Программнометодические материалы. Русский язык, 5-9 классы / сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2015.
3. Русский язык. 9 кл.: методические рекомендации к учебнику / под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2009.
4. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская [и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2017.
5. Соколова Г.П. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
6. Русский язык. 9 класс: система уроков по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта / сост. О.А.Финистова. – Волгоград: Учитель, 2012.