Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
Данная рабочая программа составлена для преподавания курса русского языка в 9 классе базового уровня.
Преподавание ведется по учебнику Русский язык. 9 класс. В 2 ч./ Сост. С.И.Львова, В. В. Львов. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 20 г.
На изучение русского языка в 9 классе базовым учебным планом предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов.
На изучение нового материала отводится 33 недели, остальные уроки отводятся на повторение учебного материала. Материал скорректирован для преподавания в режиме составного урока.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русскому языку для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по русскому языку для 5-11 классов, допущенной МО РФ в 2006 г. (автор-составитель: Львова С.И.)
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он служит средством:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
На изучение предмета «Русский язык» в 9 классе отводится 68 часов. Из них 7 часов – на проведение контрольных работ, 6 часов – на уроки развития речи.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Содержание курса русского языка ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. В связи с этим курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
В связи с необходимостью организовать подготовку к экзамену в процессе обучения русскому языку в 9 классе в распределение часов на изучение тем курса внесены некоторые уточнения. Так, на изучение темы «Сложноподчинённое предложение» выделено 4 дополнительных часа за счёт тем «Сложное предложение как единица синтаксиса» (1 час), «Бессоюзное сложное предложение» (1 час) и «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» (2 часа). Эти уроки рекомендуется использовать для подготовки в рамках изучения сложноподчинённого предложения к контрольной работе по итогам года – сочинению (уроки 35, 42), а также для итогового контроля – написания сжатого изложения с элементами сочинения (контрольная работа №2) и зачёта по теме «Сложноподчинённое предложение» (контрольная работа №3). На анализ контрольных работ по итогам учебных четвертей отведено 4 часа из расчёта часов, выделенных в программе на повторение изученного.
В тематическом планировании выделены специальные часы на подготовку к экзамену: обучение сжатому изложению (уроки 12, 24), контроль за формированием умения подробно и сжато излагать текст (уроки 17, 31) и анализ соответствующих контрольных работ (уроки 18, 32). Кроме того, резервные часы (уроки 25, 56, 57) можно также использовать для подготовки к экзаменационной работе.
В школе изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляется с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста. Кроме того, связь с курсами истории, географии, МХК, других видах искусства (музыки, живописи) позволяет воспитывать в учащихся чувство гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку, обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Методы обучения | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Словарная работа | Дом. задание | Дата проведения |
план | факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | Русский литературный язык (2 часа) | Понятие о литературном языке. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. | 2 | Вводное учебное занятие | Проблемный метод | 1. Анализ и оценка свое и чужой речи с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка. 2. Функции русского языка в современном мире. 3. Бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности. | Знать: особенности русского языка. Уметь: обосновывать своё суждение, давать характеристику, опираясь на ранее полученные знания. | национальный язык | п.1,2 №12(п), №18(тв.р) | 03.09 | |
2. | Лингвистика как наука о языке и речи ( на основе изученного в 5-8 классах).(6ч (6ч.) | Комплексное повторение. Фонетика, словообразование, лексика. Грамматика: морфология и синтаксис. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Проблемно-репродуктивный метод | Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, морфологический анализ слов. | Знать: виды языкового разбора, связанных с анализом слов. Уметь: совершенствовать умение языкового разбора, связанного с анализом слов. | Словообразующие, формообразующие | п.3,4 №76(п) Подготовиться к к.р. | 09.09 | |
3. | Контрольная работа№1 (диктант с языковым анализом по материалу, изученному в 8 классе) Входной контроль | 2 | Урок контроля | Объяснительно-иллюстративный метод | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Основные разделы лингвистики» ( на основе изученного в 5 – 8 классах) | Уметь: выбирать правильное написание в словах и правильно расставлять знаки препинания в предложениях ( на основе изученного в 5 – 8 классах). | Лингвистическая энциклопедия | п.4 №72, №90 | 17.09 | |
4. | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Комплексное повторение Правописание: орфография и пунктуация | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Объяснительно-иллюстративный метод | Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения | Знать: виды языкового разбора, связанных с анализом слов. Уметь: совершенствовать умение языкового разбора, связанного с анализом слов. | Иммиграция Интеграционные процессы Приватизация производства | п. 5 №108, №124 Подготовиться к к.с.д. | 23.09 | |
5. | Текстоведение (8ч + в течение всего учебного года) | Текст и его признаки. Основные средства связи предложений в тексте. Контрольный словарный диктант№1 | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | 1. Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесения с функциональными разновидностями языка. Сферой общения, задачами речи. 2. Использование основных способов воздействия на читателя (слушателя). | Знать: основные признаки текста; виды средств связи предложений в тексте. Уметь: определять эти признаки; систематизировать и обобщать изученное.Развитие навыков работы с тестами. | Разнообразный ассортимент, драматический сюжет, самозабвенно и увлечённо работать | п.6 №152 Подготов. к изложению. | 01.10 | |
6. | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. Рассуждение как тип речи. Рр Сжатое изложение (обучающая работа) | 2 | Урок развития речи | Проблемно-репродуктивный метод | 1. Чтение текста. 2. Беседа по вопросам. 3. Составление плана. 4. Написание сжатого изложения. | Уметь: совершенствовать умение учащихся сжато пересказывать художественное повествование с элементами рассуждения. | Достопримечательности города, аплодировать , древнерусское искусство | п.7 №164, №174 | 07.10 | |
7. | Анализ изложения. Работа над ошибками. Рецензия как речевой жанр. Публичная речь. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Требования к построению рецензии Требования к публичной речи. Основные требования к содержанию текста. Подготовка материала для устного (письменного) сообщения на лингвистическую тему. | Знать: особенности рецензирования; публичной речи Уметь: самостоятельно составлять рецензию. | Рецензия НА кинофильм, отзыв О кинофильме | п.8,9 №177, №180 Подготов. к изложению | 15.10 | |
8. | Рр Изложение с творческим заданием. | 2 | Урок развития речи | Проблемно-репродуктивный метод | 1. Чтение текста. 2. Беседа по вопросам. 3. Составление плана. 4. Написание изложения. 5. Написание творческого задания. | Уметь: совершенствовать умение учащихся сжато пересказывать художественное повествование с элементами рассуждения. | Садово-парковое искусство, беспристрастно, Поэтические ассоциации | п.8,9 №190, №194 | 21.10 | |
1. | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение . Сложносочиненное предложение (6ч). | Анализ изложения. Работа над ошибками. Сложное предложение как единица синтаксиса. Понятие о сложносочинённом предложении. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Различение видов сложных предложений: бессоюзных и союзных (сочинительных и подчинительных). Интонационное и пунктуационное оформление бессоюзных и союзных сложных предложений. | Знать: понятие о предложении, основных видах предложения. Уметь: употреблять в речи предложения разные по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ. | Информационная блокада Редактирование сочинения Композиционные части сочинения Принципиальная позиция | п.10 №214, №217 | 05.11 | |
2. | Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями и способы их выражения. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложносочиненных предложений разных видов. Синонимическая замена сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | Знать: основные видах ССП. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями между частями. | Прогнозирование будущего, усиливающий противопоставление, уместное цитирование, примитивные рассудения | п.11 №233 Подготовиться к изложени | 11.11 | |
3. | Рр Сжатое изложение (обучающая работа) | 2 | Урок развития речи | Проблемно-репродуктивный метод | 1. Чтение текста. 2. Беседа по вопросам. 3. Составление плана. 4. Написание сжатого изложения. | Уметь: использовать сложносочиненные предложения в художественном тексте. | Петр Великий Санкт-Петербург Классический конный монумент | п.11 №238, №243 Подготовиться к к.с.д. | 19.11 | |
4. | Сложноподчиненное предложение(16ч.) | Анализ изложений. Работа над ошибками. Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. Контрольный словарный диктант№2 | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Интонационное оформление сложноподчиненных предложений. Постановка знаков препинания в ССП. | Знать: понятие о СПП, строении СПП. Уметь: употреблять в речи СПП. | Шеститонный груз Цокольный этаж Трёхъярусный театр Придирчивый заказчик | п.12 №258, №257 | 25.11 | |
5. | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов. Различение подчинительных союзов и союзных слов. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями между частями. | Расстилается пустынная территория Мощёная улица Поблагодарить за гостеприимство | п.13, 14 Рр Домашнее сочинение№1. | 03.12 | |
6. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов. Различение подчинительных союзов и союзных слов. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями между частями. | Придаточное изъяснительное Обаяние личности Внезапное перевоплощение Неустанное движение вперёд | п.15 №325 Подготовиться к к.р. | 09.12 | |
7. | Контрольная работа № 2 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложносочиненное предложение». | 2 | Урок контроля | Объяснительно-иллюстративный метод | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Сложное предложение». | Уметь: выбирать правильное написание орфограмм, правильное расстановку пунктограмм в сложном предложении. | | п.15 №340 №337 | 17.12 | |
1. | Сложноподчиненное предложение(16ч.) | Анализ к.р. Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточным места, времени, сравнения | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов. Различение подчинительных союзов и союзных слов. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями. | Приземление парашютиста Сломанная кассета Отремонтированный видеомагнитофон Увлекательное ток-шоу Расположиться невдалеке от санатория | п.15 №350 №358 №390 | 23.12 | |
2. | Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, условия. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов. Различение подчинительных союзов и союзных слов. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями между частями. | Бриллиантовое украшение Древнейшая цивилизация Переливается серебряными нитями Блеснуть в вышине | п.15, подгот. к к.р. №403 №411 №432 | 14.01 | |
3. | Контрольная работа №3 (тест по принципу ОГЭ) Промежуточный контроль. | 2 | Урок контроля | Проблемно-репродуктивный метод | Беседа по вопросам. Составление плана. Написание сочинения | Уметь: совершенствовать умение учащихся в написании художественного повествования с элементами описания. | Риторические обращения Бесспорное суждение Наши сверстники и ровесники Параллельные линие | п.15 №392 №434 | 20.01 | |
4. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточным причины и следствия | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов. Различение подчинительных союзов и союзных слов. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями между частями. | | п.15 №457(п) | 28.01 | |
5. | Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительные. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений разных видов. Различение подчинительных союзов и союзных слов. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: употреблять в речи предложения с разными смысловыми отношениями между частями. | Располагаться в галерее Расстилается пустынная территория Арматура здания Подвозить цемент и бетон | п.15 №457 №463 Подготовиться к сочинению. | 03.02 | |
6. | | Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (часть 2 ОГЭ). Рр Сочинение №2 по прочитанному тексту (часть 2 ОГЭ). | 2 | Урок развития речи | Проблемно-репродуктивный метод | Беседа по вопросам. Составление плана. Написание сочинения | Уметь: совершенствовать умение учащихся в написании художественного повествования с элементами описания. | | п.15 №466 №468 Подготовиться к к.с.д. | 11.02 | |
7. | | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного) Контрольный словарный диктант№3 | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: использовать сложноподчиненные предложения в текстах разных стилей и типов речи. | Полагаться на интуицию Предвыборная кампания Компания одноклассников Неиссякаемый поток ассоциаций | п.15 №476 №480 | 17.02 | |
8. | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: использовать сложноподчиненные предложения в текстах разных стилей и типов речи. | Лингвистическая энциклопедия Последовательное подчинение Компьютерная грамотность Растревоженный тяжёлыми мыслями | п.18 №514 | 25.02 | |
9. | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей. | Знать: виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями. Уметь: использовать сложноподчиненные предложения в текстах разных стилей и типов речи. | Лингвистическая энциклопедия Последовательное подчинение Компьютерная грамотность Растревоженный тяжёлыми мыслями | п.18 №514 Подготовиться к изложению. | 25.02 | |
10. | Бессоюзное сложное предложение | Рр Сжатое изложение (по принципу ОГЭ). | 2 | Урок развития речи | Проблемно-репродуктивный метод | 1. Чтение текста. 2. Беседа по вопросам. 3. Составление плана. 4. Написание сжатого изложения. | Уметь: использовать разные способы сжатия текста. | | п.18 №514 | 11.03 | |
11. | Анализ изложения. Работа над ошибками. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Виды бессоюзных сложных предложений | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование бессоюзных сложных предложений разных видов. Интонационное и пунктуационное выражение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. | Знать: особенности бессоюзных сложных предложений. Уметь: передавать голосом смысловые отношения между частями сложного предложения. | Сначала показалось чрезвычайно трудным Очевидная несправедливость Разбежаться врассыпную Удивительный ландшафт | п.19,20 №528 №538 | 17.03 | |
1. | | Виды бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Подготовка к домашнему сочинению | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Интонационное и пунктуационное выражение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Синонимическая замена сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. | Знать: особенности бессоюзных сложных предложений. Уметь: передавать голосом смысловые отношения между частями сложного предложения. | Метеорологические наблюдения Амплитуда колебания температуры Континентальный климат | п.21 Рр Домашнее сочинение №2 | 01.04 | |
2 | | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений с разными видами связи. Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. | Знать: особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь: использовать в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи. | Рискованный эксперимент Дискуссия в печати Корреспондент газеты Миллионы кубометров | п.22 №581 №591 Подготовиться к к.с.д. | 07.04 | |
3. | | Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений Контрольный словарный диктант№4 | 2 | Повторительно-обобщающий урок Урок контроля | Объяснительно-иллюстративный метод | Выразительное чтение предложений с разными видами связи. | Знать: особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь: использовать в художественных текстах сложных предложений с разными видами связи. | Манеры джентльмена Вознаграждение за преданность и милосердие Исчезнуть поздним вечером Возвышенная местность | п.23 №608 №609 | 15.04 | |
4. | Синтаксические конструкции с чужой речью. (4ч.) | Анализ словарного диктанта. Работа над ошибками. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитаты и способы цитирования. | 2 | Урок изучения нового материала | Проблемно-репродуктивный метод | Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. | Знать: особенности предложений с прямой речью. Уметь: синонимически заменять предложения с прямой и косвенной речью.. | Государственные границы Воинственный император Роскошные дворцы Собственное отношение Исследовать характер героя | п.24,25 №624 Подготовиться к к.р. | 21.04 | |
5. | Контрольная работа № 4 (контрольное тестирование по итогам года). | 2 | Урок контроля | Объяснительно-иллюстративный метод | Контроль знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненное предложение». | Уметь: выбирать правильное написание орфограмм, правильное расстановку пунктограмм в сложном предложении. | | п.29 №694 №685 Подготовиться к сочинению. | 05.05 | |
6. | Анализ к.р. Работа над ошибками. Рр Сочинение–рассуждение на лингвистическую тему (часть 2 ОГЭ) | 2 | Урок развития речи | Объяснительно-иллюстративный метод | Беседа по вопросам. Составление плана. Написание сочинения | Уметь: совершенствовать умение учащихся в написании художественного повествования с элементами рассуждения. | | п.26 №642 №647 Подготовиться к к.р. | 29.04 | |
7. | | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Повторение изученного. Фонетика, словообразование, лексика Грамматика: морфология и синтаксис | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Объяснительно-иллюстративный метод | Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, морфологический анализ слов. | Знать: виды языкового разбора, связанных с анализом слов. Уметь: совершенствовать умение языкового разбора, связанного с анализом слов. | Древнерусское словесное искусство Проблемы преподавания языка Обогащение словарного запаса Последовательное подчинение | п.27,28 №660 №680 | 13.05 | |
8. | | Повторение изученного. Фонетика, словообразование, лексика Грамматика: морфология и синтаксис | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Объяснительно-иллюстративный метод | Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, морфологический анализ слов. | Знать: виды языкового разбора, связанных с анализом слов. Уметь: совершенствовать умение языкового разбора, связанного с анализом слов. | Древнерусское словесное искусство Проблемы преподавания языка Обогащение словарного запаса Последовательное подчинение | Подготовка к тестированию | 19.05 | |