Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол № 1 «30» августа 2022 г. | «Согласовано» Зам директора по УВР ____________ «31» августа 2022 г. | «Утверждена» приказ директора школы от «31» августа 2022 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
8 класс
Составитель: учитель
высшей квалификационной категории
Бархатова И.А.
г. Югорск,
2022 г.
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. | Содержание учебного предмета | 8 |
3. | Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания | 11 |
Аннотация
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по русскому языку. Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.(Русский язык.Рабочие программы, предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2018), Программы воспитания МБОУ «СОШ №6».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Т.А.Ладыженская, ,Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2018.
Задачами преподавания русского языка в школе являются:
- познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке (его устройстве и функционировании), развитее языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);
- практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Место предмета в учебном плане.
Количество учебных часов в 8-м классе –102 часов, т. е. 3 часа в неделю.
Рабочая программа включает разделы: результаты освоения предмета (личностные, метапредметные и предметные), содержание учебного предмета, тематическое планирование.
В тематическом планировании отражены темы курса, последовательность их изучения, формы контроля. Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей детей, постепенным нарастанием трудности в предъявлении учебного материала.Основные требования к оформлению программы выполнены.
1.Планируемые результаты освоения курса русского языка в 8 классе.
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3)потребность сохранить чистоту русского языка;
4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) осознание эстетической функции родного языка.
Умения
ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;использовать орфографические словари.
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Содержание учебного предмета. 8 класс (105 ч)
Русский язык в современном мире(1ч)
Повторение изученного в 5- 7 классах (8ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (9ч)
Словосочетание
1.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе.Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
2.Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
1.Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
2. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
3. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (8 ч)
1.Повторение пройденного материала о подлежащем
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
3. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (12 ч)
1.Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
2.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
3.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (11 ч)
1.Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
2. Умение пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
3. Рассказ на свободную тему.
Простое осложнённое предложение. (1ч )
Однородные члены предложения (11ч)
1.Повторение изученного материала об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания междуоднородными членами. Обобщающие слова приоднородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах впредложениях.
Вариативность в постановке знаков препинания.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
3. Рассуждение на основе литературного произведения.
Обособленные члены предложения (15 ч)
1.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
3. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (12 ч)
I.Обращение.
Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
3.. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Вводные и вставные конструкции.
Группы вводных слов и словосочетаний по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях.
Чужая речь. (6 ч)
1.Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
2. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
3. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация материала, изученного в 8 классе (8ч )
Словосочетания и предложения.
Двусоставные предложения.
Односоставные предложения.
Цитаты и знаки препинания при них.
Однородные члены предложения.
Обособленные и уточняющие члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции).
Прямая и косвенная речь.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Кол-ство часов | Виды деятельности обучающихся | Содержание воспитания | Количество контрольных работ |
1. 2. | Русский язык в современном мире. Повторение изученного в 5-7 классах | 1 8 | Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. | Гражданско-патриотическое: понимание значимости русского языка в контексте мирового языкового пространства, в жизни общества и государства; Нравственное: осознание и принятие таких понятий, как русский язык, родной язык; Умственное: освоение основных лингвистических понятий; Социально-коммуникативное- освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях; Здоровьесберегающее – освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения; Эстетическое: осознавать красоту русского языка, певучесть русской речи, ее гибкость и яркость; Семейные ценности: воспитание умения уважать и ценить обычаи и традиции, связанные с русским языком, которые передаются из поколения в поколение. | |
3. | Синтаксис и пунктуация. Культура речи Основные единицы синтаксиса Словосочетание Простое предложение | 9 | Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Анализируют и характеризуют словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. | Гражданско-патриотическое: понимание значимости русского языка в контексте мирового языкового пространства, в жизни общества и государства; Нравственное: осознание таких понятий, как красота, умиротворение, гармония, польза, честность; Умственное: освоение основных лингвистических понятий, умения строить грамотное высказывание с точки зрения грамматики; Социально-коммуникативное- освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях; Здоровьесберегающее – освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения; Эстетическое: осознаватькрасоту звучания русской речи, ее напевность, яркость; Семейные ценности: воспитание умения уважать и ценить обычаи и традиции, связанные с русским языком, которые передаются из поколения в поколение | |
4. | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения | 8 | Разграничивают и сопоставляют предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Определяют способы выражения подлежащего и сказуемого | Гражданско-патриотическое: понимание возможностей русского языка для описания картин родной природы, передачи эмоций; Нравственное: формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения, формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка; Умственное: освоение основных лингвистических понятий, связанных с темой «Морфология. Орфография. Культура речи»; Социально-коммуникативное: освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях, пополнение словарного запаса; Здоровьесберегающее: освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения; Эстетическое: понимать красоту русского языка, певучесть русской речи, ее гибкость и яркость; Семейные ценности: воспитание через тексты умения уважать и ценить обычаи и традиции, связанные с русским языком, которые передаются из поколения в поколение. | |
Второстепенные члены предложения | 12 | Находят второстепенные члены предложения, определяют их синтаксическую роль в предложении, задают смысловые вопросы и ориентируются в синонимических способах выражения того или иного второстепенного члена. |
5. | Простые односоставные предложения | 11 | Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена Моделируют односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, синонимичные односоставные предложения; используют их в речевой практике Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе, пословицах, поговорках. | Гражданско-патриотическое: понимание возможностей русского языка для достижения различных целей; Нравственное: формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка; Умственное: освоение и применение на практике основных лингвистических понятий; Социально-коммуникативное: освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях, пополнение словарного запаса; Здоровьесберегающее: освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения; Эстетическое: понимать красоту русского языка, певучесть русской речи, ее гибкость и яркость; Семейные ценности: воспитание через тексты умения уважать и ценить обычаи и традиции, связанные с русским языком, которые передаются из поколения в поколение. | |
6. | Простое осложнённое предложение Однородные члены предложения | 12 | Разграничивают сложные предложения и предложения осложненной структуры Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах.Моделируют и используют в речи предложения с однородными членами. | Гражданско-патриотическое: понимание возможностей русского языка для описания картин родной природы, передачи эмоций; Нравственное: формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения, формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка; Умственное: освоение основных лингвистических понятий, связанных с темой «Морфология. Орфография. Культура речи»; Социально-коммуникативное: освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях, пополнение словарного запаса; Здоровьесберегающее: освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения; Эстетическое: понимать красоту русского языка, певучесть русской речи, ее гибкость и яркость; Семейные ценности: воспитание через тексты умения уважать и ценить обычаи и традиции, связанные с русским языком, которые передаются из поколения в поколение. | |
| Обособленные члены предложения | 15 | Наблюдают за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, употреблением обособлений в стилистических целях в художественных текстах.Моделируют и используют в речи предложения с обособленными и уточняющими членами. |
| Слова, грамматически не связанные с членами предложениями Обращение Вводные и вставные конструкции | 12 | Моделируют и используют в речи предложения с вводными конструкциями, синонимичными вводными словами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания | |
| Чужая речь | 6 | Знакомятся со способами цитирования и оформления чужой речи, наблюдают за особенностями использования прямой и косвенной речи в текстах. Моделируют и используют в речи конструкции с элементами цитирования. | |
7 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 8 | Оценивают правильность речи и в случае необходимости корректируют речевые высказывания. Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении | Гражданско-патриотическое: понимание возможностей русского языка для достижения различных целей; Нравственное: формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка; Умственное: освоение и применение на практике основных лингвистических понятий; Социально-коммуникативное: освоение правил коммуникативного поведения в различных речевых ситуациях, пополнение словарного запаса; Здоровьесберегающее: освоение умения грамотно организовывать учебную деятельность с точки зрения здоровьесбережения; Эстетическое: понимать красоту русского языка, певучесть русской речи, ее гибкость и яркость; Семейные ценности: воспитание через тексты умения уважать и ценить обычаи и традиции, связанные с русским языком, которые передаются из поколения в поколение. | |
| Итого | 102 часа | | | |
Планирование по русскому языку в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Фактически |
1. | Функции русского языка в современном мире. | | |
Повторение изученного в 7 классе. | | | |
2 | Пунктуация. Орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | | |
4 | Буквы н и нн в суффиксах различных частей речи. | | |
5 | Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | | |
6 | Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | | |
7 | Входной контроль. | | |
8 | РрСжатое изложение | | |
9 | РрСжатое изложение | | |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи | | | |
10 | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. | | |
11 | Предложение как единица синтаксиса | | |
12 | Рр Сжатое изложение. | | |
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | | |
14 | Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | | |
15 | Синтаксический разбор словосочетаний. Самостоятельная работа. | | |
16 | Грамматическая основа предложения. | | |
17 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | | |
18 | Рр Описание памятника культуры. | | |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | | | |
19 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | | |
20 | Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. | | |
21 | Рр Сочинение «Чудный собор» | | |
22 | Составное глагольное сказуемое. | | |
23 | Составное именное сказуемое. | | |
24 | Составное именное сказуемое. | | |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым. | | |
26 | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» | | |
Второстепенные члены предложения. | | | |
27 | Роль второстепенных членов в предложении. | | |
28 | Дополнение. | | |
29 | Прямое и косвенное дополнение. | | |
30 | Определение. | | |
31 | Согласованное и несогласованное определение. | | |
32 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | | |
33 | РрИзложение «Петр Первый» (упр. 138) | | |
34 | Обстоятельство. | | |
35 | Основные виды обстоятельств | | |
36 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | | |
37 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | | |
38 | Рр Характеристика человека | | |
Односоставные предложения. | | | |
39 | Главный член односоставного предложения. | | |
40 | Назывные предложения. | | |
41 | Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. | | |
42 | Неопределенно-личные предложения. | | |
43 | РрИнструкция. Использование односоставных предложений. | | |
44 | Безличные предложения | | |
45 | Понятие о неполных предложениях. | | |
46 | Рр12 Изложение с творческим заданием «Мещерский край» | | 3 четверть |
47 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | | |
48 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». | | |
49 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | | |
Простое осложненное предложение | | | |
50 | Понятие об осложненном предложении | | |
Однородные члены предложения. | | | |
51 | Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. | | |
52 | Однородные и неоднородные определения | | |
53 | Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах. | | |
54 | Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами. | | |
55 | Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами. | | |
56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | | |
57 | Рр Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании. | | |
58 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами предложения. | | |
59 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | | |
60 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | | |
61 | Анализ к/ работы. | | |
Предложения с обособленными членами. | | | |
62 | Понятие об обособлении. Обособленные определения. | | |
63 | Случаи обособления согласованных и несогласованных определений. | | |
64 | Выделительные знаки препинания при обособленных определениях. | | |
65 | Обособленные приложения. | | |
66 | Случаи обособления приложений. Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. | | |
67 | Обособленные обстоятельства. | | |
68 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | | |
69 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | | |
70 | Рр Изложение с элементами сочинения | | |
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. | | |
72 | Обособление уточняющих обстоятельств места и времени. | | |
73 | Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов. | | |
74 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с обособленными членами | | |
75 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | | |
76 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | | | |
77 | Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. | | |
78 | Знаки препинания при обращении. | | |
79 | Повторение по теме «Обращение». | | |
80 | Понятие о вводных словах. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | | |
81 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных предложениях. | | |
82 | Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. | | |
83 | Вставные слова, сочетания и предложения. | | |
84 | Знаки препинания при вставных конструкциях. | | |
85 | Междометия и слова – предложения «да» и «нет». | | |
86 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений, осложненных словами, грамматически не связанными с предложением. | | |
87 | Обобщение и систематизация материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | | |
88 | Контрольная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | | |
Чужая речь | | | |
89 | Прямая и косвенная речь. | | |
90 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора. | | |
91 | Диалог. | | |
92 | Рр21Сжатое изложение по упр.418 | | |
93 | Цитаты и знаки препинания при них. | | |
94 | Обобщающий урок по теме «Чужая речь» | | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | | | |
95 | Синтаксис и пунктуация простого предложения. | | |
96 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. | | |
97 | Рр Изложение «Ростов Великий» | | |
98 | Орфография. Орфограммы в приставках и корнях слов. | | |
99 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях изменяемых частей речи. | | |
100 | Орфограммы в суффиксах и окончаниях изменяемых частей речи. (продолжение) | | |
101 | Промежуточная аттестация | | |
102 | Итоговый урок. | | |
15