СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа  по русскому языку для 7  класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.) и примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы с использованием программы для общеобразовательных учреждений: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2013.

             Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы:  авторской программе соответствует учебник: Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:/А.Д.Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук, Е.Я. Шмелева/; под. ред.А.Д. Шмелева, - М.: Вентана-Граф, 2015.

                 Рабочая программа для 7  класса рассчитана на 4 часа в неделю, общий объем 140 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7 класса»

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа


"Утверждаю"

Директор МБОУ НКСОШ

Приказ от 31.08.2022 г. № 157

___________________ / Золотарева С.Н./


М.п.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку


Уровень общего образования (класс)

основное общее, 7 класс

Количество часов: 140


Учитель: Орехова Н.Г.

















2022– 2023 учебный год


  1. Пояснительная записка.

Наименование Программы

Рабочая программа по русскому языку

Основания для разработки Программы

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ

2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897

3) основная образовательная программа ООО для 6-9 классов (Приказ от 31.08.2022 г № 157);

4) Русский язык: Программа: 5-9 классы для общеобразовательных учреждений / Л.О. Савчук М.; под ред. А. Д.Шмелёвой: Вентана-Граф, 2013,

5) Учебник «Русский язык: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2017.

Цель Программы


- формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции на основе компетентностного подхода:

- формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания;

- овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

- овладение необходимыми знаниями о языке как основной знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

- осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского литературного языка.

Задачи Программы


- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

-формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения; умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Количество часов

140 часов

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение русского языка в 7 классе основной школы отводит 4 часа в неделю, всего 140 уроков. На основании учебного плана МБОУ НКСОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022 г № 157) и регламентирования образовательного процесса (Приказ от 31.08.2022 г № 160), с целью выполнения программного материала мной уплотнено количество часов (3), предусмотренное программой по темам:

№ 49 «Анализ диктанта. Работа над ошибками» объединена темой урока №50 «Р./р. Отзыв»; № 109 «Анализ диктанта. Работа над ошибками» и № 110 «Знаки пунктуации», № 121 «Анализ диктанта. Работа над ошибками» с темой урока № 122 «Историческая лингвистика». Темы будут объединены между собой и выданы одним уроком. Внесенные коррективы позволяют программный материал реализовать в полном объеме, не снижают уровень подготовки учащихся.

Сроки реализации Программы

2022-2023 учебный год





































2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты освоения русского языка:

  • понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности:

  • (понимание информации устного и письмен­ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, про­смотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных ис­точников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации матери­ала на определенную тему; умение вести самостоятельный по­иск информации;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

применение приобретенных знаний, умений и навыков:

  • в повседневной жизни;

  • для использования родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам;

  • анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:

в процессе речевого общения, совме­стного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкуль­турного общения.

Предметные:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры наро­да, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицисти­ческий, официально-деловой стили, язык художественной ли­тературы;

  • жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);

  • текст, типы текста;

  • основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Планируемые результаты изучения русского языка на конец 7 класса1

Речь и речевое общение

По завершении изучения курса русского языка 7 класса обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;) в различных ситуациях общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

Обучающийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Обучающийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Обучающийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. П.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе), Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного); рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, как жанры научного стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

•  готовить выступление, информационную заметку, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.












































3. Содержание учебного предмета.

Глава 1. Что такое языковые семьи?- 15 ч.


О языке и речи (1ч.)

Русский язык – один из индоевропейских языков.

Система языка. (7ч.)

Повторение изученного в 5-6 классах

Фонетика. Обобщение изученного в 5-6 классах.

Сильные и слабые позиции звуков.

Морфемика. Словообразование.

Виды морфем (повторение). Способы словообразования (повторение). Сращение как способ словообразования. Переход слов из одной части речи в другую.

Морфология. Обобщение изученного в 5-6 классах.

Именные части речи. Глагол и его формы.

Правописание ( 4 ч.)

Правописание окончаний прилагательных и причастий. Правописание суффиксов существительных.

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах» (входной контроль)

Анализ диктанта. Работа над ошибками


Текст (1ч.) Беседа и спор.

Язык и культура. Культура речи. (1ч.) Правила эффективного общения.

Повторение (1ч.)

Комплексное повторение материала главы 1.

Глава 2. Какие языки – предки были у русского языка? - 16 часов

О языке и речи (1ч.) Происхождение русского языка.

Система языка (5ч.)

Лексика и фразеология. Однозначные и многозначные слова.Группы слов в лексике языка. Лексика исконная и заимствованная. Старославянизмы и устаревшая лексика. Неологизмы.

Правописание (6ч.) Правописание корней с чередованием оро/ра, ере/ре, оло(ело) /ла(ле). Двойные согласные. Гласные после шипящих и Ц. Правописание Н и НН в разных частях речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.

Текст (1ч.) Конспект.

Язык и культура. Культура речи (3 ч.) Выразительные средства языка.

Р./р.Изложение с использованием выразительных средств языка

Повторение (1ч.) Комплексное повторение материала главы 2.

Глава 3. Какие языки – родственники есть у русского языка – 26 часов.

О языке и речи (1ч.) Русский язык в кругу других славянских языков.

Система языка (5ч.)

Морфология. Наречие и слова категории состояния.

Наречие как часть речи. Словообразование наречий. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния.

Правописание (12 ч .) Правописание букв после шипящих на конце наречий.

Ь после шипящих на конце наречий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы А и О на конце наречий. Правописание Н и НН в наречиях. Правописание НЕ с наречиями. Правописание отрицательных наречий. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений

Контрольный диктант по теме «Наречие и слова категории состояния»

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


Текст (3 ч.) Отзыв. Использование наречий в текстах разных типов.

Сжатое изложение «Города-призраки».

Культура речи (1 ч.) Употребление наречий в речи.

Повторение (4 ч.) Комплексное повторение материала главы 3.

Р./р. Сочинение по картине А.И.Мещерского «Ледоход».

Контрольная работа (тест) по теме «Наречие и слова категории состояния».


Глава4. Как изменяются языки? – 25 часов

О языке и речи (1 ч.) Изучение письменных памятников.

Система языка (10 ч.)

Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов.

Предлог – служебная часть речи. Группы предлогов по структуре. Морфологический разбор предлога. Союз – служебная часть речи. Простые и составные союзы. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза Частица – служебная часть речи. Значения частиц. Морфологический разбор частицы. Междометия и звукоподражательные слова.

Контрольная работа (тест) по теме «Служебные части речи и особые разряды слов».

Правописание (9 ч.) Правописание предлогов. Правописание союзов .Правописание и употребление частиц НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание междометий.

Контрольный диктант по теме «Правописание служебных частей речи».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Текст (2 ч.) Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. Статья. Обучение сочинению по цитатному плану

Язык и культура. Культура речи (1ч.) Стилистическая роль служебных частей речи.

Повторение (2 ч.) Комплексное повторение материала главы 4.

Контрольная работа (тест) по теме «Морфология. Служебные части речи».


Глава5. Как появился русский литературный язык?- 15 часов.

О языке и речи (1 ч.) Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.

Система языка (5 ч.)

Синтаксис. Словосочетание.

Словосочетание как единица синтаксиса. Грамматическое значение словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосочетании. Схема словосочетания. Нечленимые словосочетания.

Правописание (4 ч.) Употребление прописных и строчных букв. Глаголы с суффиксами –ова- //-ева-, -ыва-//-ива-. –ва. Суффиксы причастий.

Свободное изложение с элементами сочинения.

Текст (1 ч.) Деловые бумаги: расписка.

Язык и культура. Культура речи (1 ч.) Синтаксические нормы: употребление словосочетаний.

Повторение (3 ч.) Комплексное повторение материала главы 5.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Словосочетание».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


Глава 6. Как связаны история народа и история языка? - 24 часа.

О языке и речи (1ч.) Исторические изменения в лексике русского языка.

Система языка (11 ч.)

Синтаксис. Главные члены простого предложения. Предложение - основная единица синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Простое двусоставное предложение. Подлежащее двусоставного предложения. Типы сказуемого простого двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного сказуемого.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Правописание (5 ч.) Знаки пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым. Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

Контрольный диктант по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Текст (3 ч.) Цитирование в тексте.

Р./р. Изложение с использованием цитирования.

Культура речи (1 ч.) Выбор формы сказуемого в предложении.

Повторение (3 ч.) Комплексное повторение материала главы 6.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Главные члены предложения».

Анализ диктанта. Работа над ошибкам.


Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?- 19 часов.

О языке и речи (1ч.) Историческая лингвистика.

Система языка (6ч.)

Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения. Нераспространённые и распространённые предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство.

Сжатое изложение

Правописание (4ч.) Дефисное и раздельное написание приложений.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Второстепенные члены предложения».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Текст (3ч.) Способы связи предложений в тексте.

Р./р.Сжатое изложение.

Культура речи (1ч.) Синтаксические нормы управления и согласования.

Повторение (4 ч.)Подготовка к итоговой аттестации. Повторение за курс 7 класса.

Проверочная работа по теме «Повторение за курс 7 класс».


При отборе текстов диктантов, изложений и сочинений использовались произведения русских классиков, донских писателей (региональный компонент). Также местный материал включён в проектные задания по лексике, фразеологии, морфемике, словообразованию, культуре речи.






















  1. Тематическое планирование.


№ п/п

Модули, разделы

Количество часов по разделу

Количество контрольных работ

Количество работ по развитию речи

Сроки

1

Что такое языковые семьи?

15

1 к/д

(20.09)

_

01.09-27.09

2

Какие языки - предки были у русского языка ?

16

п/р

(04.10)

изл.

(20.10, 24.10)

28.09-25.10

3

Какие языки – родственники есть у русского языка ?

26

1 к/д

(30.11)

1 к/р

(14.12)

сж/изл.

(06.12)

соч.

(12.12, 13.12)

26.10-14.12

4

Как изменяются языки ?

25

2 к/р

(12.01,

08.02)

1 к /д

(26.01)

соч.

(02.02)

15.12-08.02

5

Как появился русский литературный язык ?

15

1 к /д

(07.03)

изл.

(28.02)

09.02-09.03

6

Как связана история народа и история языка ?

24

3 к/д

(05.04,

12.04,

24.04)


изл.


(18.04)

13.03-24.04

7

Как лингвисты изучают историю языка ?

19

1к/д

(16.05)

1 п/р

(29.05)

сж/изл.

(02.05,

22.05)

25.04-31.05


Итого:

140

12

8





к/д – 8

к/р – 2

п/р – 2


изл. – 6

соч. - 2



















5. Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 7 класса



п/п




Раздел, тема урока


Количество часов

по разделу, теме


Дата


Глава 1. Что такое языковые семьи?- 15 ч.

О языке и речи (1ч.)



1

Русский язык – один из индоевропейских языков.


1

01.09

Система языка.

Повторение изученного в 5-6 классах (7ч.)


2

Фонетика. Обобщение изученного в 5-6 классах.

Сильные и слабые позиции звуков.


1

05.09

3

Морфемика. Словообразование.

Виды морфем (повторение).

1

06.09

4

Способы словообразования (повторение).

1

07.09

5

Способы словообразования (повторение).

1

08.09

6

Сращение как способ словообразования.

Переход слов из одной части речи в другую.

1

12.09

7

Морфология. Обобщение изученного в 5-6 классах.

Именные части речи.


1

13.09

8

Глагол и его формы.


1

14.09


Правописание ( 4 ч.)

9

Правописание окончаний прилагательных и причастий.

1

15.09


10

Правописание суффиксов существительных.


1

19.09

11

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах» (входной контроль).

1

20.09


12

Анализ диктантов. Работа над ошибками.


1

21.09

Текст (1ч.)

13

Беседа и спор.


1

22.09


Язык и культура.

Культура речи. (1ч.)

14

Правила эффективного общения.


1

26.09


Повторение (1ч.)


15

Комплексное повторение материала главы 1.


1

27.09


Глава 2. Какие языки – предки были у русского языка? - 16 часов


О языке и речи (1ч.)


16

Происхождение русского языка.


1

28.09

Система языка (5ч.)


17

Лексика и фразеология.

Однозначные и многозначные слова.


1

29.09

18

Группы слов в лексике языка.

1

03.10

19

Лексика исконная и заимствованная.

1

04.10

20

Старославянизмы и устаревшая лексика.


05.10

21

Неологизмы.

1

06.10


Правописание (6ч.)


22

Правописание корней с чередованием оро/ра, ере/ре, оло(ело) /ла(ле).

1

10.10

23

Двойные согласные.

1

11.10


24

Гласные после шипящих и Ц.

1

12.10

25

Правописание Н и НН в разных частях речи.


1

13.10

26

Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных частей речи.

1

17.10

Текст (1ч.)


27

Конспект.

1

18.10

Язык и культура.

Культура речи (3 ч.)

28

Выразительные средства языка.

1


19.10

29

Р./р.. Подготовка к изложению с использованием выразительных средств языка.

1

20.10

30

Р./р.. Изложение с использованием выразительных средств языка.

1

24.10

Повторение (1ч.)


31

Комплексное повторение материала главы 2.

1

25.10

Глава 3. Какие языки – родственники есть у русского языка –

26 часов.

О языке и речи (1ч.)


32

Русский язык в кругу других славянских языков.

1

26.10

Система языка (5ч.)

33

Морфология. Наречие и слова категории состояния.

Наречие как часть речи.

1

27.10

34

Словообразование наречий.


1

07.11

35

Разряды наречий.


1

08.11

36

Степени сравнения наречий.

Морфологический разбор наречий.


1

09.11

37

Слова категории состояния.


1

10.11


Правописание (12 ч )

38

Правописание букв после шипящих на конце наречий.

Ь после шипящих на конце наречий.

1

14.11

39

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

15.11

40

Буквы А и О на конце наречий.

1

16.11

41

Правописание Н и НН в наречиях.

1

17.11

42

Правописание НЕ с наречиями.

1

21.11

43

Правописание отрицательных наречий.

1

22.11

44-45

Дефис в наречиях.

2

23.11

24.11

46-47

Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.

2

28.11

29.11


48

Контрольный диктант по теме «Наречие и слова категории состояния».


1

30.11

49

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

01.12

Текст (3ч.)

50

Р./р. Отзыв.

1


51

Р./р..Использование наречий в текстах разных типов.


1

05.12

52

Р./р. Сжатое изложение «Города-призраки».

1

06.12





Культура речи (1ч.)


53

Употребление наречий в речи.

1

07.12


Повторение (4ч.)


54

Комплексное повторение материала главы 3.

1

08.12

55-56

Р./р.. Подготовка к сочинению по картине А.И.Мещерского «Ледоход».

Р./р.. Сочинение по картине А.И.Мещерского «Ледоход».

2

12.12

13.12

57

Контрольная работа (тест) по теме «Наречие и слова категории состояния».

1

14.12

Глава4.

Как изменяются языки? – 25 часов

О языке и речи (1ч.)


58

Изучение письменных памятников.

1

15.12

Система языка (10ч.)



59

Морфология. Служебные части речи и особые разряды слов.

Предлог – служебная часть речи.

1

19.12

60

Группы предлогов по структуре.

Морфологический разбор предлога.

1

20.12

61

Союз – служебная часть речи.

Простые и составные союзы.

1

21.12

62

Разряды союзов. Сочинительные союзы.

1

22.12

63

Разряды союзов. Подчинительные союзы.

1

26.12





64

Морфологический разбор союза.

1

27.12

65

Частица – служебная часть речи. Значения частиц.

1

09.01

66

Морфологический разбор частицы.

1

10.01

67

Междометия и звукоподражательные слова.

1

11.01


68

Контрольная работа (тест) по теме «Служебные части речи и особые разряды слов».

1

12.01



Правописание (9 ч.)

69

Правописание предлогов.


1

16.01

70-71

Правописание союзов.

2

17.01

18.01


72

Правописание и употребление частиц НЕ и НИ.


1

19.01

73

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.

1

23.01


74

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

24.01


75

Правописание междометий.

1

25.01

76


77

Контрольный диктант по теме «Правописание служебных частей речи».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

26.01

30.01


Текст (2 ч.)

31.01

78

Служебные части речи как средство связи предложений в тексте.

1


01.02

79

Р./р. Статья. Обучение сочинению по цитатному плану.

1

02.02

Язык и культура.

Культура речи (1ч.)

80

Стилистическая роль служебных частей речи.

1

06.02


Повторение (2 ч.)


81

Комплексное повторение материала главы 4.

1

07.02

82

Контрольная работа (тест) по теме «Морфология. Служебные части речи».

1

08.02


Глава5. Как появился русский литературный язык?- 15часов.


О языке и речи (1ч.)

83

Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка.

1

09.02


Система языка (5ч.)


84

Синтаксис. Словосочетание.

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

13.02

85

Грамматическое значение словосочетаний.

1

14.02

86

Виды подчинительной связи в словосочетании.

1

15.02

87

Схема словосочетания.

1

16.02

88

Нечленимые словосочетания.

1

20.02


Правописание (4ч.)


89

Употребление прописных и строчных букв.

1

21.02

90

Глаголы с суффиксами –ова- //-ева-, -ыва-//-ива-. –ва.

1

22.02

91

Суффиксы причастий.

1

27.02

92


Р./р..Свободное изложение с элементами сочинения.

1

28.02


Текст (1ч.)

93

Деловые бумаги: расписка.

1

01.03

Язык и культура. Культура речи (1 ч.)


94

Синтаксические нормы: употребление словосочетаний.

1

02.03


Повторение (3 ч.)

95

Комплексное повторение материала главы 5.


1

06.03

96


97

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Словосочетание».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1


1

07.03


09.03


Глава 6. Как связаны история народа и история языка? - 24 часа.


О языке и речи (1ч.)

.98

Исторические изменения в лексике русского языка.

1

13.03

Система языка (11 ч.)

99

Синтаксис. Главные члены простого предложения.

Предложение - основная единица синтаксиса.

1

14.03

100

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

1

15.03

101

Простое двусоставное предложение.

1

16.03

102

Подлежащее двусоставного предложения.

1

20.03

103

Типы сказуемого простого двусоставного предложения.

1

21.03

104

Простое глагольное сказуемое.

1

22.03

105

Составное глагольное сказуемое.

1

23.03

106

Составное именное сказуемое.

1

03.04

107

Выражение именной части составного сказуемого.

1

04.04

108

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».

1

05.04


109

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Правописание (5 ч.)

110

Знаки пунктуации.

1

06.04

111

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

10.04


112

Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

1

11.04

113

Контрольный диктант по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».


1

12.04


114

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

13.04

Текст (3ч.)


115

Цитирование в тексте.

1

17.04


116-117

Р./р..Подготовка к изложению с использованием цитирования.

Р./р..Изложение с использованием цитирования.

1

18.04

Культура речи (1ч.)


118

Выбор формы сказуемого в предложении.

1

19.04

Повторение (3 ч.)


119

Комплексное повторение материала главы 6.

1

20.04

120

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Главные члены предложения».


1

24.04

121

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1



Глава 7. Как лингвисты изучают историю языка?- 19часов.


О языке и речи (1ч.)


122

Историческая лингвистика.

1

25.04

Система языка (6ч.)


123

Синтаксис. Второстепенные члены простого предложения.

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

26.04

124

Дополнение.

1

27.04

125

Р./р.. Сжатое изложение.

1

02.05

126

Определение.

1

03.05


127

Приложение.

1

04.05


128

Обстоятельство.

1

10.05


Правописание (4ч.)

129-130

Дефисное и раздельное написание приложений.

2

11.05

15.05


131-


132

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Второстепенные члены предложения».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

16.05

17.05

Текст (3ч.)

133

Способы связи предложений в тексте.

1

18.05

134

Р./р.. Подготовка к сжатому изложению.

1

22.05


135


Р./р..Сжатое изложение.

1

23.05

Культура речи (1ч.)


136

Синтаксические нормы управления и согласования.

1

24.05


Повторение (4ч.)

137


Комплексное повторение материала главы 7. Подготовка к итоговой аттестации.


1

25.05


138



Подготовка к итоговой аттестации.

Проверочная работа по теме «Повторение за курс 7 класса».

1

29.05

139


Комплексное повторение материала главы 7.


1


30.05

140


Повторение за курс 7 класса.

1

31.05


Итого:

140 часов
















6.Лист корректировки рабочей программы



Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 































































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО ГЦ

МБОУ НКСОШ

(протокол от 29.08.2022 №1

Руководитель МО

______________ /Беляева Е.А./


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по учебной работе

______________ /Сухорукова Е.В. /

30.08.2022 г.






















1 Взято из авторской программы по предмету




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!