СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»  разработана для 3 класса в соответствии с требованиями  Федерального госу¬дарственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и составлена на основе авторской программы «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.] – М: Просвещение, 2014. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области

(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)


«Согласовано»

Руководитель МО

_____/Боброва Е.В. /

ФИО

Протокол № 1 от

«__» _______ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

_____/Бочарова В.В. /

ФИО

«___» _________20__г.


«Утверждено»

Директор ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

_____/Федюнина Н.В. /

ФИО

Приказ №______ от

«___» _________ 20__г.



Рабочая программа


Предмет: русский язык

Класс: 3

Кол-во часов в неделю: 5

Общее кол-во часов: 170

Учитель: Артемьева Т.А.

Учебный год: 2018 – 2019

Программа:

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.

Учебник:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. – М: Просвещение, 2018 г.






Тяглое Озеро, 2018 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для 3 класса в соответствии с требованиями Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и составлена на основе авторской программы «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.] – М: Просвещение, 2014.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;

формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную

жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной

школе являются:

•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3. Развитие коммуникативных умений.

4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения пред

•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

•пробуждение познавательного о интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

•система языка (основы лингвистических знаний): лексика,

фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),

грамматика (морфология и синтаксис);

•орфография и пунктуация;

•развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение

грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие культурный уровень учащихся.


Описание места предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.

Учебно-тематический план


п/п

Тема (раздел) программы

Количество часов

Форма контроля

Диктант

Проверочная работа

Проект

1

Язык и речь

2




2

Текст. Предложение. Словосочетание

14


1


3

Слово в языке и речи

17

1

1

1

4

Состав слова

47

1

1

1

5

Части речи

75

4

2

2

6

Повторение

15




 

ВСЕГО:

170

6

5

4

Содержание учебного предмета

Язык и речь (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии c целями и условиями общения. Формирование представлений o языке, как основе национального самосознания. Развитие речи Составление текста по рисунку. Текст. Предложение.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии c учебными целями и задачами. Предложение (повторение и углубление представлений o предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения c обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы c графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи. Составление небольшого рассказа по репродукции картины. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, a также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (17 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений o слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

Использование омонимов в речи.

Работа co словарём омонимов. Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Работа co словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном? имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, o корне слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Слог, звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов c ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов c парными по глухости звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь).

Правописание слов c мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи. Подробное изложение c языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану.

Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (47 ч)

Корень слова.

Однокоренные слова.

Чередование согласных в корне.

Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание. Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова. Разбор слова по составу.

Знакомство c словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Развитие речи Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений c неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста c языковым анализом.

Правописание частей слова

Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.

Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов c удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

Части речи (75 ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

Винительный падеж. Творительный падеж.

Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное.

Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного c именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).

Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений c нарушенным порядком слов.

Повторение (15 ч)

Слова c непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратна, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты

1. Овладение способностью принимать

и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо.

Обучающийся получит возможность научиться:

•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать

текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование.

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

• характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Обучающийся научится:

• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях итекстах фразеологизмов;

•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи).

Обучающийся получит возможность научиться:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

•оценивать уместность использования слов в тексте;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Морфология

Обучающийся научится:

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков(в объёме программы);

•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические

признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сде-

лать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

•распознавать личные местоимения (в начальной форме),определять грамматические признаки: лицо, число, род(у местоимений 3-го лица); использовать личные местоиме-

ния для устранения неоправданных повторов;

•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильноупотреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

•наблюдать за словообразованием частей речи;

•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•выделять предложения из потока устной и письменной речи,оформлять их границы;

•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•устанавливать при помощи вопросов связь между словами впредложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

•отличать основу предложения от словосочетания; выделять впредложении словосочетания;

•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какиеиз них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•выделять в предложении основу и словосочетания;

•находить в предложении обращение (в начале, в середине,в конце);

•опознавать простое и сложное предложения.


Норма домашнего задания

Рекомендуемое время приготовления домашнего задания не должно превышать: во 3-м классе -2 ч. Норма домашнего задания по русскому языку – не более 30 мин.




Тематическое планирование

№ п/п




Наименование раздела/Тема урока

Элементы

содержания

Коды элементов содержания (КЭС)

Виды учебной деятельности

Вид/форма контроля



I четверть- 45 ч.






Язык и речь(2 ч)




1\1

Виды речи. Речь, её назначение.

Виды речи. Речь – отражение культуры человека.

8.1

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Текущий

2\2

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.


Язык и речь

8.1

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текущий



Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)




3\1

Признаки текста.


Текст и предложение. Смысловая часть предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

8.4.1

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Текущий

4\2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Части текста

8.4.5

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текущий

5\3

Предложение (повторение и углубление представлений).

Представления о предложении и диалоге

5.1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Текущий

6\4

Виды предложений по цели высказывания

Предложения по цели высказывания

5.2

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

Текущий

7\5

Виды предложений по интонации

Предложения по интонации

5.3

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Текущий

8\6

Виды предложений по интонации

Предложения по интонации

5.3

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Текущий

9\7

Знаки препинания в конце предложений

Предложения с обращением

7.1

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.

Текущий

10\8

Предложения с обращением (общее представление)

Словосочетания

7.1


Текущий

11\9

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).

Главные и второстепенные члены предложения

5.4

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Текущий

12\10

Распространённые и нераспространённые

предложения.

Нераспространённое предложение второстепенными членами

5.6

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Текущий

13\11

Простое и сложное предложения (общее

представление)

Простое и сложное предложение

5.1

Составлять из двух простых предложений одно сложное. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Текущий

14\12

Запятая внутри сложного предложения.

Оформление предложения

7.2

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Текущий

15\13

Связь слов в словосочетании.


Определение

в словосочетании главного и зависимого

слов при помощи вопроса.

5.1

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Текущий

16\14

Проверочная работа № 1по теме «Текст. Предложение. Словосочетание»

Оформление предложения

5.1

5.2

5.3

7.1

7.2

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текущий



Слово в языке и речи (17 ч)




17\1

Лексическое значение слова


Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении

3.1

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

Текущий

18\2

Синонимы. Антонимы. Работа со словарями.

Синонимы и антонимы

3.2

2.1.2

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Текущий

19\3

Омонимы. Использование омонимов в речи.

Омонимы;

3.1

3.2

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Текущий

20\4

Слово и словосочетание

Фразеологизмы

5.1

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Текущий

21\5

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Фразеологизмы

3.1

3.2

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Текущий

22\6

Р/р. Подробное изложение с

языковым анализом текста.

Передача содержания текста

8.4.8

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.


Текущий

23\7

Обобщение и уточнение представлений

об изученных частях речи.


Части речи, одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные

4.1

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Текущий

24\8

Обобщение и уточнение представлений

об изученных частях речи

Части речи, одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные Число глаголов

4.1

Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте.

Текущий

25\9

Имя числительное(общее представление).


Числительное. Р/р. Составление предложений

и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

4.1

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Текущий

26\10

Проверочная работа№2 «Слово в языке и речи»

Части речи, одушевленные и неодушевленные; нарицательные и собственные Число глаголов

3.1

3.2

4.1

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? Который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

Текущий

27\11

Обобщение и уточнение представлений

об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Однокоренные слова

2.1

Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.

Текущий

28\12

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы

для их обозначения.

Ударные и безударные гласные звуки; звук и буква.

1.2

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Текущий

29\13

Правописание слов с ударными (сочетания

жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными

гласными в корне.

Ударные и безударные гласные звуки; звук и буква.

6.3

6.5

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Текущий

30\14

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

1.4

Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Текущий

31\15

Разделительный мягкий знак (ь). Проект «Рассказ о слове»

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1.8

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Текущий

32\16

Проверочный диктант №1 « Слово в языке и речи».

Изученные правила правописания.

1.2

1.4

6.3

6.5

Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Проверять букву парного по глухости-звонкости согласного в слове.

Текущий

33\17

Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно

составленному плану.

Изученные орфограммы.

8.4.9

Правильно писать слова с разделительным ь.

Находить с словах изученные орфограммы.

Приводить примеры с заданной орфограммой.

Текущий



Состав слова (47 ч)




34\1

Корень слова. Однокоренные слова.


Корень слова. Однокоренные слова.


2.2

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Текущий

35\2

Чередование согласных в корне.

Чередование согласных в корне.


2.1.3

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

Текущий

36\3

Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.

Сложные слова.

Словарь однокоренных слов.

2.1.1

Различать сложные слова. Выделять корни в сложных словах.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.

Текущий

37\4

Формы слова. Окончание.

Окончание; роль окончания в предложении

2.2

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Текущий

38\5

Формы слова. Окончание.

Окончание; роль окончания в предложении

2.1.1

2.2

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Текущий

39\6

Формы слова. Окончание.

Окончание; роль окончания в предложении

2.1.1

2.2

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Текущий

40\7

Формы слова. Окончание.

Окончание; роль окончания в предложении

2.1.1

2.2

Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Текущий

41\8

Приставка. Значение этих значимых частей в слове

Приставки, образование новых слов

2.2

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Текущий

42\9

Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

Приставки, образование новых слов

2.2

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Текущий

43\10

Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

Приставки, образование новых слов

2.2

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

Текущий

44\11

Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

Образование новых слов с помощью суффиксов; разбор слова по составу

2.2

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.


Текущий

45\12

Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

Разбор слова по составу

2.2

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

Текущий



II четверть – 35 ч.




46\13

Р/р. Сочинение по репродукции

картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Составление текста на заданную тему

8.4.8

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

Текущий

47\14

Основа слова

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Разбор слов по составу; выделение основы в словах

2.2

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу..

Текущий

48\15

Изменяемые и неизменяемые слова, их

употребление в речи.

Употребление в речи слов. Разбор слова по составу.

2.3

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова

Текущий

49\16

Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

Передача содержания текста

8.4.8

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Текущий

50\17

Проект «Семья слов».

Подбор текстовой информации

8.4.8

2.2

2.3

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

Текущий

51\18

Проверочная работа № 3 « Состав слова»


Разбор слов по составу; выделение основы в словах

8.4.8

2.2

2.3

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы..

Текущий

52\19

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Парные звонкие и глухие согласные; подбор проверочных слова в корне

6.1

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Текущий

53\20

Правописание слов с безударными гласными в корне.


Парные звонкие и глухие согласные; подбор проверочных слов в корне

6.5

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий

54\21

Правописание слов с безударными гласными в корне.


Ударные и безударные гласные, подбор проверочных слов.

6.5

Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

Текущий

55\22

Правописание слов с безударными гласными в корне.


Ударные и безударные гласные, подбор проверочных слов.

6.5

Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий

56\23

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

Ударные и безударные гласные, подбор проверочных слов.

6.5

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Текущий

57\24

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


Парные звонкие и глухие согласные; подбор проверочных слов.

6.6

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Текущий

58\25

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


Парные звонкие и глухие согласные; подбор проверочных слов.Передача содержания текста.

6.6

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Текущий

59\26

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


Парные звонкие и глухие согласные; подбор проверочных слов.

6.6

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Текущий

60\27

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Парные звонкие и глухие согласные; подбор проверочных слов.

6.6

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.



Текущий

61\28

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


Непроизносимые согласные в корне

6.7

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Текущий

62\29

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


Непроизносимые согласные в корне

6.7

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Текущий

63\30

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


Непроизносимые согласные в корне

6.7

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Текущий

64\31

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


Непроизносимые согласные в корне

6.7

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Текущий

65\32

Правописание слов с удвоенными согласными.

Слова с удвоенными согласными

6.1

Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Текущий

66\33

Правописание слов с удвоенными согласными.


Слова с удвоенными согласными

6.6

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Текущий

67\34

Правописание слов с удвоенными согласными.


Составление текста на заданную тему

6.6

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов –ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса –ок.

Текущий

68\35

Правописание суффиксов и приставок.


Орфограммы в суффиксах и приставках

6.9

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Текущий

69\36

Правописание суффиксов и приставок.


орфограммы в суффиксах и приставках

6.9

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Текущий

70\37

Правописание суффиксов и приставок.


орфограммы в суффиксах и приставках

6.9

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


Текущий

71\38

Правописание суффиксов и приставок.


орфограммы в суффиксах и приставках

6.9

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Текущий

72\39

Правописание приставок и предлогов.


Предлоги и приставки

6.18

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Текущий

73\40

Правописание приставок и предлогов.


Предлоги и приставки

6.18

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

Текущий

74\41

Правописание приставок и предлогов.


Предлоги и приставки

6.18

Находить в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Различать слова с разделительными ъ и ь.

Образовывать слова при помощи приставок с разделительным ь.

Текущий

75\42

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Слова с разделительным твердым и мягким знаком

6.10

Находить в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Различать слова с разделительными ъ и ь.

Образовывать слова при помощи приставок с разделительным ь.

Текущий

76\43

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Различие слов с разделительным твердым знаком и мягким знаком; переносить слова на эти правила

6.10

Находить в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Различать слова с разделительными ъ и ь.

Образовывать слова при помощи приставок с разделительным ь.

Текущий

77\44

Контрольный диктант № 2 «Правописание частей слова»

Правописание слов с изученными правилами

6.1

6.6

6.9

6.10

Группировать слова по типу орфограммы (ь или ъ), по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Текущий

78\45

Р/р. Составление текста по репродукции картины В М Васнецова «Снегурочка»

Передача содержания текста

8.4.8

Находить и выделять изученные орфограммы в словах.

Подбирать проверочные слова.

Писать изложение.

Текущий

79\46

Р/р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану

Передача содержания текста

8.4.8

Находить и выделять изученные орфограммы в словах.

Подбирать проверочные слова.

Писать изложение.

Текущий

80\47

Составление объявления

Правописание слов с изученными правилами

8.4.7

Находить и выделять изученные орфограммы в словах.

Подбирать проверочные слова.

Писать изложение.

Текущий



III четверть- 50 ч.






Части речи (75 ч)




81/1

Части речи (общее представление).

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз

4.2.1

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Текущий

82/2

Части речи (общее представление).

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз

4.2.1

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Текущий

83/3

Значение и употребление имен существительных в речи.

Имена существительные

4.2.1

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.

Текущий

84/4

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

4.2.2

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).


Текущий

85/5

Представление об устаревших слова в русском языке.

Устаревшие слова.

4.2.1

Находить устаревшие слова – имена существительные.

Текущий

86/6

Р/р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Передача содержания текста

8.4.8

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Текущий

87/7

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных.

Собственные и нарицательные имена существительные

6.2

4.2.1

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Текущий

88/8

Проект «Тайна имени»

Подбор текстовой информации

4.2.1

6.2

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Текущий

89/9

Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Число имен существительных

4.2.5

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Текущий

90/10

Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти.

Передача содержания текста

8.4.4

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написан­ные слова и исправлять ошибки.

Текущий

91/11

Род имен существительных : мужской,

женский, средний

Род имен существительных

4.2.4

Определять род имён существительных.

Текущий

92/12

Имена существительные общего рода (первое представление).

Род имен существительных

4.2.4

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Текущий

93/13

Имена существительные общего рода (первое представление).

Род имен существительных

4.2.4

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Текущий

94/14

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Роль мягкого знака как показателя женского рода имен существительных после шипящих

6.11

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Текущий

95/15

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода

Существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода

6.11

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Текущий

96/16

Р/р. Подробное изложение повествовательного текста.

Текст на заданную тему

8.4.9

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Текущий

97/17

Проверочный диктант № 3 «Части речи»

Имя существительное.

8.5

Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов

действий.

Текущий

98/18

Изменение имен существительных по падежам.

Падеж существительного

4.2.6

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей.


Текущий

99/19

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Падеж существительного

4.2.6

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей.


Текущий

100/20

Неизменяемые имена существительные.

Падеж существительного

4.2.6

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Текущий

101/21

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины И Я Билибина «Иван - царевич и лягушка – квакушка»

Падеж существительного

8.4.8

Составлять текст по репродукции картины.

Грамотно записывать текст, подбирая проверочные слова к словам с изученными орфограммами.

Текущий

102/22

Именительный падеж.

Падеж существительного

4.2.6

Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Текущий

103/23

Родительный падеж.

Падеж имен существительных

4.2.6

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Текущий

104/24

Дательный падеж.

Падеж имен существительных

4.2.6

Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Текущий

105/25

Винительный падеж.

Падеж имен существительных

4.2.6

Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).

Текущий

106/26

Творительный падеж.

Падеж имен существительных

4.2.6

Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной

форме.

Текущий

107/27

Предложный падеж.

Падеж имен существительных

4.2.6

Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Текущий

108/28

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Передача содержания текста

8.4.9

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (сочинение).

Текущий

109/29

Все падежи(обобщение знаний об имени

существительном). Начальная форма имени существительного.

Падеж имен существительных

4.2.6

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Текущий

110/30

Морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор

4.2

Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Текущий

111/31

Р/р. Составление сочинения по

репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Составление текста на заданную тему

8.4.8

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Текущий

112/32

Проверочный диктант №4 «Падеж имен существительных»

Имя существительно, род, падежи.

8.5

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Текущий

113/33

Лексическое значение имен прилагательных.

Роль имени прилагательного в речи

4.3.1

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Текущий

114/34

Проект «„Зимняя“ страничка»

Обогащение словарного запаса именами

прилагательными

Подбор текстовой информации

4.3.1

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

Текущий

115/35

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Роль имени прилагательного в речи

4.3.1

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких

текстах.


Текущий

116/36

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.

Роль имени прилагательного в речи

4.3.1

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких

текстах.


Текущий

117/37

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Роль имени прилагательного в речи

4.3.1

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Текущий

118/38

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-

описании.

Роль имени прилагательного в речи

4.3.1

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Текущий

119/39

Р/р. Сопоставления содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М А Врубеля «Царевна – Лебедь»

Составлять текст на заданную тему

8.4.8

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.

Текущий

120/40

Изменение имён прилагательных по родам

в единственном числе.

Определение рода имен прилагательных

4.3.2

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.


Текущий

121/41

Зависимость рода

имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменение рода имен прилагательных

4.3.2

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.


Текущий

122/42

Родовые окончания имён прилагательных

(-ый, -ой, -ая, -яя).

Изменение рода имен прилагательных

4.3.2

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Текущий

123/43

Изменение имён прилагательных по числам.

Изменение рода имен прилагательных

4.3.2

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Текущий

124/44

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Изменение рода имен прилагательных

4.3.2

Изменять имена прилагательные по числам.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

Текущий

125/45

Р/р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составлять текст на заданную тему

8.4.8

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Текущий

126/46

Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам.

Точно употреблять имена прилагательные, определять число,род

4.3.2

Определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Текущий

127/47

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Падеж имен прилагательных

4.3.2

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Текущий

128/48

Обобщение знаний о имени прилагательном.

Имя прилагательное

4.3

Записывать под диктовку слова с изученными орфограммами.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Текущий

129/49

Морфологический разбор имени прилагательного.

Морфологический разбор

4.3

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Текущий

130/50

Р/р. Составление сочинения – отзыва по репродукции картины А А Серова «Девочка с персиками»

Составлять текст на заданную тему

8.4.8

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Текущий



IV четверть – 40 ч.




131/51

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Имя прилагательное, род и падеж.

4.3

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Текущий

132/52

Контрольный диктант № 5 «Имя прилагательное»

Имя прилагательное, род и падеж.

8.5

Записывать под диктовку слова с изученными орфограммами.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Текущий

133/53

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица..

Личные местоимения

4.4

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.


Текущий

134/54

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Р.р. Составление письма.

Число личных местоимений

4.4

8.4.7

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Текущий

135/55

Род местоимений 3 –го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.

Род местоимений

4.4

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Текущий

136/56

Проверочная работа № 4 «Местоимение».

Личные местоимения

4.4

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Текущий

137/57

Значение и употребление глагола в речи.

Глагол

4.5.1

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Текущий

138/58

Число глагола.

Число глагола.

4.5.5

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Текущий

139/59

Изменение глаголов по числам.

Число глагола.

4.5.5

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

Текущий

140/60

Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам.

Начальная (неопределенная) форма глагола

8.4.8

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Текущий

141/61


Начальная (неопределенная) форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Начальная (неопределенная) форма глагола

4.5.2

Узнавать неопределенную форму глагола.

Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Текущий

142/62

Начальная (неопределенная) форма глагола.

Глагольные вопросы что делать? и что сделать?

Начальная (неопределенная) форма глагола

4.5.2

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Текущий

143/63

Изменение глаголов по числам.

Р/р. Составление предложений

(с нарушенным порядком слов), их запись.

Глагол

4.5.3

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Текущий

144/64

Времена глаголов.

Время глагола

4.5.4

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Текущий

145/65

Изменение глаголов по временам.


Время глаголов

4.5.4

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределенной формы глаголов временные формы.

Текущий

146/66

Изменение глаголов по временам.


Время глаголов

4.5.4

Выбирать содержание для выборочного изложения.

Составлять план текста.

Выбирать опорные слова.

Письменно излагать содержание текста.

Текущий

147/67

Изменение глаголов по временам.


Время глаголов

4.5.4

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Текущий

148/68

Р/р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельному составленному плану.

Время глаголов

8.4.8

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.


Текущий

149/69

Родовые окончания глаголов (-а, -о)

Род глаголов

4.5.6

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём

Текущий

150/70

Р/р. Составление предложений

и текста. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Глагол

8.4.8

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём

Текущий

151/71

Правописание частицы не с глаголами.

Не с глаголами

6.16

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.


Текущий

152/72

Правописание частицы не с глаголами.

Не с глаголами

6.16

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Текущий

153/73

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

Морфологические признаки глагола.

4.5

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.


Текущий

154/74

Проверочная работа №5 «Глагол».

Морфологические признаки глагола.

4.5

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текущий

155/75

Контрольный диктант № 6 «Части речи»

Морфологические признаки глагола.

8.5

Записывать глаголы с изученными орфограммами.

Текущий



Повторение (15 ч)




156/1

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Типы текстов

8.4.5

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.


Текущий

157/2

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Виды предложений

5.2

Находить и называть изученные орфограммы в словах.

Записывать слова с изученными орфограммами.

Составлять тексты разного типа.


Текущий

158/3

Предложения с обращением

Виды предложений

5.2

Находить и называть изученные орфограммы в словах.

Записывать слова с изученными орфограммами.

Составлять тексты разного типа.


Текущий

159/4

Распространённые и нераспространённые предложения.

Виды предложений

5.3

Составлять текст из предложений.

Определять тему, главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.


Текущий

160/5

Разбор предложения по членам предложения.

Слово, предложение


5.4

Составлять текст из предложений.

Определять тему, главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.


Текущий

161/6

Простое и сложное предложения


Виды предложений

5.5

Составлять текст из предложений.

Определять тему, главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.


Текущий

162/7

Корень слова. Однокоренные слова.


Однокоренные слова

2.1.1

Находить и объяснять изученные орфограммы.

Находить группы однокоренных слов.


Текущий

163/8

Формы слова. Окончание. Значение этих значимых частей в слове.

Однокоренные слова и формы слова

2.1.1

Определять изученные части речи. Выделять основу предложения.

Текущий

164/9

Формы слова. Приставка. Значение этих значимых частей в слове.

Приставки и предлоги

2.1.1

Различать изученные части речи.

Писать изложение повествовательного текста


Текущий

165/10

Формы слова. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

Суффикс

2.1.3

Находить имена прилагательные в тексте. Определять грамматические признаки имен прилагательных.


Текущий

166/11

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Безударные гласные в словах

6.5

Находить и объяснять изученные орфограммы.

Составлять предложения по рисунку.

Составлять текст-рассуждение.


Текущий

167/12

Части речи

Имя существительно, имя прилагательное

4.1

Находить имена существительные в тексте. Определять грамматические признаки имен существительных.

Текущий

168/13

Части речи

Имя существительно, имя прилагательное

4.1

Определять содержание текста по рисунку. Связывать предложения по смыслу. Определять тему, главную мысль текста.


Текущий

169/14

Части речи

Глагол, личные местоимения

4.1

Отбирать содержание текста в соответствии с темой. Связывать предложения по смыслу. Определять тему, главную мысль текста.


Текущий

170/15

Части речи

Глагол, личные местоимения

4.1

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


Итоговый



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература

1 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Ка-

накина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2015.

2. . Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Москва, Просвещение, 2018 г.

3. Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2015 г.

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  2. Принтер лазерный

  3. Компьютер..

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи в соответствии с программой об­учения.

  2. Видеофильмы, соответствующие тематике про­граммы по русскому языку.

  3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку .

  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Электронные ресурсы

  1. http://pedsovet.su/ http://interaktiveboard.ru www.metodisty.ru

  2. www.openclass.ru www.videouroki.net www .Конспекты- уроков.рф

  3. www. multiurok.ru www. Infourok.ru http://www.proshkolu.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!