Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Cредняя общеобразовательная школа № 9″
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла МБОУ ″СОШ № 9″ Протокол № от «__»__________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МБОУ ″СОШ № 9″ Горбунова Е.Л. «__»__________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ″СОШ № 9″ Захарова Л.А. «__»__________2019 г. Приказ № от __.09.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Начального общего образования
по учебному предмету
«Русский язык»
для 2 класса
Программу составил:
Учитель
Баранова Софья Владимировна
город Троицк
Челябинская область
2019
Статус программы:
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 9» на 2015-2020 годы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:
1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).
2. Орфография и пунктуация.
З. Развитие речи.
Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как
осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие;
знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;
формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;
осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 часов)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов или сочинений по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные гласные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на
-мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
- грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [йʼ] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающею мира;
3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
9) способность проверять написанное.
Тематическое планирование
Содержание раздела | Содержание темы | № урока | Количество часов |
Наша речь | Знакомство с учебником. Виды речи | 1 | 1 |
| Что можно узнать о человеке по его речи? | 2 | 1 |
| Диалог и монолог | 3 | 1 |
| Проверка знаний | 4 | 1 |
Текст 5 часов | Текст | 5 | 1 |
| Что такое тема и главная мысль текста? | 6 | 1 |
| Части текста | 7 | 1 |
| Диктант №1. | 8 | 1 |
| Работа над ошибками | 9 | 1 |
Предложение 12 часов | Предложение | 10 | 1 |
| Предложение | 11 | 1 |
| Контрольное списывание №1 | 12 | 1 |
| Что такое главные члены предложения? | 13 | 1 |
| Что такое второстепенные члены предложения? | 14 | 1 |
| Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 15 | 1 |
| Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | 16 | 1 |
| Как установить связь слов в предложении? | 17 | 1 |
| Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | 18 | 1 |
| Анализ сочинений | 19 | 1 |
| Контрольный диктант №2 | 20 | 1 |
| Работа над ошибками | 21 | 1 |
Слова, слова, слова… 22 часа | Слово и его лексическое значение | 22 | 1 |
| Слово и его лексическое значение | 23 | 1 |
| Что такое однозначные и многозначные слова? | 24 | 1 |
| Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 25 | 1 |
| Синонимы и антонимы | 26 | 1 |
| Синонимы и антонимы | 27 | 1 |
| Синонимы и антонимы | 28 | 1 |
| Контрольный диктант №3 | 29 | 1 |
| Работа над ошибками | 30 | 1 |
| Что такое родственные слова? | 31 | 1 |
| Что такое родственные слова? | 32 | 1 |
| Что такое корень слова? Однокоренные слова | 33 | 1 |
| Что такое корень слова? Однокоренные слова | 34 | 1 |
| Слог. Ударение. Перенос слова | 35 | 1 |
| Слог. Ударение. Перенос слова | 36 | 1 |
| Слог. Ударение. Перенос слова | 37 | 1 |
| Слог. Ударение. Перенос слова | 38 | 1 |
| Слог. Ударение. Перенос слова | 39 | 1 |
| Обучающее сочинение по серии картинок | 40 | 1 |
| Проверочная работа | 41 | 1 |
| Контрольный диктант №4 | 42 | 1 |
| Работа над ошибками | 43 | 1 |
Звуки и буквы 34 часа | Звуки и буквы | 44 | 1 |
| Русский Алфавит или Азбука | 45 | 1 |
| Русский Алфавит или Азбука | 46 | 1 |
| Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 47 | 1 |
| Гласные звуки | 48 | 1 |
| Контрольный диктант №4 | 49 | 1 |
| Работа над ошибками | 50 | 1 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 51 | 1 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 52 | 1 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 53 | 1 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 54 | 1 |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 55 | 1 |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 56 | 1 |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 57 | 1 |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 58 | 1 |
| Развитие речи. Обучающее сочинение | 59 | 1 |
| Диктант №6. Проверочная работа | 60 | 1 |
| Работа над ошибками | 61 | 1 |
| Как определить согласные звуки? | 62 | 1 |
| Согласный звук [йʼ] и буква Й | 63 | 1 |
| Согласный звук [йʼ] и буква Й | 64 | 1 |
| Слова с удвоенными согласными | 65 | 1 |
| Развитие речи | 66 | 1 |
| Наши проекты. И в шутку и всерьёз | 67 | 1 |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 68 | 1 |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 69 | 1 |
| Как обозначить мягкость согласного на письме? | 70 | 1 |
| Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 71 | 1 |
| Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 72 | 1 |
| Контрольный диктант №7 | 73 | 1 |
| Работа над ошибками | 74 | 1 |
| Проверочная работа | 75 | 1 |
| Наши проекты. Пишем письмо | 76 | 1 |
| Обобщающий урок | 77 | 1 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 29 часов | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 78 | 1 |
| Развитие речи. Обучающее изложение | 79 | 1 |
| Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 80 | 1 |
| Контрольный диктант №8 | 81 | 1 |
| Закрепление знаний. Работа над ошибками | 82 | 1 |
| Наши проекты. Рифма | 83 | 1 |
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 84 | 1 |
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 85 | 1 |
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя | 86 | 1 |
| Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 87 | 1 |
| Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 88 | 1 |
| Проверка парных согласных в корне слова | 89 | 1 |
| Проверка парных согласных в корне слова | 90 | 1 |
| Проверка парных согласных в корне слова | 91 | 1 |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 92 | 1 |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 93 | 1 |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 94 | 1 |
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 95 | 1 |
| Проверка знаний | 96 | 1 |
| Диктант №9 | 97 | 1 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком | 98 | 1 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком | 99 | 1 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком | 100 | 1 |
| Правописание слов с разделительным мягким знаком | 101 | 1 |
| Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 102 | 1 |
| Контрольное списывание №2 | 103 | 1 |
| Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 104 | 1 |
| Проверка знаний | 105 | 1 |
| Обобщение изученного материала | 106 | 1 |
Части речи 47 часов | Что такое части речи? | 107 | 1 |
| Что такое части речи? | 108 | 1 |
| Что такое имя существительное? | 109 | 1 |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 110 | 1 |
| Собственные и нарицательные имена существительные | 111 | 1 |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 112 | 1 |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 113 | 1 |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 114 | 1 |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях | 115 | 1 |
| Обучающее изложение | 116 | 1 |
| Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 117 | 1 |
| Диктант №10 | 118 | 1 |
| Работа над ошибками | 119 | 1 |
| Единственное и множественное число имён существительных | 120 | 1 |
| Единственное и множественное число имён существительных | 121 | 1 |
| Единственное и множественное число имён существительных | 122 | 1 |
| Обучающее изложение | 123 | 1 |
| Проверка знаний | 124 | 1 |
| Диктант №11 | 125 | 1 |
| Работа над ошибками | 126 | 1 |
| Что такое глагол? | 127 | 1 |
| Что такое глагол? | 128 | 1 |
| Что такое глагол? | 129 | 1 |
| Единственное и множественное число глаголов | 130 | 1 |
| Единственное и множественное число глаголов | 131 | 1 |
| Правописание частицы НЕ с глаголами | 132 | 1 |
| Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 133 | 1 |
| Что такое текст-повествование? | 134 | 1 |
| Проверка знаний | 135 | 1 |
| Что такое имя прилагательное? | 136 | 1 |
| Связь имени прилагательного с именем существительным | 137 | 1 |
| Прилагательные близкие и противоположные по значению | 138 | 1 |
| Единственное и множественное число имён прилагательных | 139 | 1 |
| Что такое текст-описание? | 140 | 1 |
| Проверка знаний | 141 | 1 |
| Общее понятие о предлоге | 142 | 1 |
| Раздельное написание предлогов со словами | 143 | 1 |
| Восстановление предложений | 144 | 1 |
| Проверка знаний | 145 | 1 |
| Диктант №12 | 146 | 1 |
| Работа над ошибками | 147 | 1 |
| Что такое местоимение | 148 | 1 |
| Что такое местоимение | 149 | 1 |
| Что такое текст-рассуждение? | 150 | 1 |
| Проверка знаний | 151 | 1 |
| Контрольный диктант №13 | 152 | 1 |
| Работа над ошибками | 153 | 1 |
Повторение. 17 часов | Наши проекты. В словари – за частями речи! | 154 | 1 |
| Повторение по теме «Текст» | 155 | 1 |
| Сочинение по картине | 156 | 1 |
| Повторение по теме «Предложение» | 157 | 1 |
| Повторение по теме «Предложение» | 158 | 1 |
| Повторение по теме «Слово и его значение» | 159 | 1 |
| Повторение по теме «Части речи» | 160 | 1 |
| Повторение по теме «Части речи» | 161 | 1 |
| Повторение по теме «Звуки и буквы» | 162 | 1 |
| Повторение по теме «Правила правописания» | 163 | 1 |
| Контрольное списывание №3 | 164 | 1 |
| Повторение и закрепление изученного материала | 165 | 1 |
| Повторение и закрепление изученного материала | 166 | 1 |
| Повторение и закрепление изученного материала | 167 | 1 |
| Повторение и закрепление изученного материала | 168 | 1 |
| Повторение и закрепление изученного материала | 169 | 1 |
| Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 170 | 1 |
| Итого: | | 170 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку во 2 классе
№ урока | Дата проведения | Тема (раздел) (количество часов) | Тема урока | Часы | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Формы текущего контроля успеваемости (заполняется для каждого урока) | Корректировка |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 03.09 | | Наша речь (4 часа) | Знакомство с учебником. Виды речи | 1 | | Текущий | |
| 04.09 | | | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | Текущий | |
| 05.09 | | | Диалог и монолог | 1 | | Текущий | |
| 06.09 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 09.09 | | Текст (5 часов) | Текст | 1 | | Текущий | |
| 10.09 | | | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | Текущий | |
| 11.09 | | | Части текста | 1 | | Текущий | |
| 12.09 | | | Диктант №1. | 1 | | Входной | |
| 13.09 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 16.09 | | Предложение (12 часов) | Предложение | 1 | | Текущий | |
| 17.09 | | | Предложение | 1 | | Текущий | |
| 18.09 | | | Контрольное списывание №1 | 1 | | Текущий | |
| 19.09 | | | Что такое главные члены предложения? | 1 | | Текущий | |
| 20.09 | | | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | | Текущий | |
| 23.09 | | | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 1 | | Текущий | |
| 24.09 | | | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | 1 | | Текущий | |
| 25.09 | | | Как установить связь слов в предложении? | 1 | | Текущий | |
| 26.09 | | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | 1 | | Текущий | |
| 27.09 | | | Анализ сочинений | 1 | | Текущий | |
| 30.09 | | | Контрольный диктант №2 | 1 | | Тематический | |
| 01.10 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 02.10 | | Слова, слова, слова… (22 часа) | Слово и его лексическое значение | 1 | | Текущий | |
| 03.10 | | | Слово и его лексическое значение | 1 | | Текущий | |
| 04.10 | | | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | | Текущий | |
| 07.10 | | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | | Текущий | |
| 08.10 | | | Синонимы и антонимы | 1 | | Текущий | |
| 09.10 | | | Синонимы и антонимы | 1 | | Текущий | |
| 10.10 | | | Синонимы и антонимы | 1 | | Текущий | |
| 11.10 | | | Контрольный диктант №3 | 1 | | Тематический | |
| 14.10 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 15.10 | | | Что такое родственные слова? | 1 | | Текущий | |
| 16.10 | | | Что такое родственные слова? | 1 | | Текущий | |
| 17.10 | | | Что такое корень слова? Однокоренные слова | 1 | | Текущий | |
| 18.10 | | | Что такое корень слова? Однокоренные слова | 1 | | Текущий | |
| 21.10 | | | Слог. Ударение. Перенос слова | 1 | | Текущий | |
| 22.10 | | | Слог. Ударение. Перенос слова | 1 | | Текущий | |
| 23.10 | | | Слог. Ударение. Перенос слова | 1 | | Текущий | |
| 24.10 | | | Слог. Ударение. Перенос слова | 1 | | Текущий | |
| 25.10 | | | Слог. Ударение. Перенос слова | 1 | | Текущий | |
| 05.11 | | | Обучающее сочинение по серии картинок | 1 | | Текущий | |
| 06.11 | | | Проверочная работа | 1 | | Тематический | |
| 07.11 | | | Контрольный диктант №4 | 1 | | Тематический | |
| 08.11 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 11.11 | | Звуки и буквы (34 часа) | Звуки и буквы | 1 | | Текущий | |
| 12.11 | | | Русский Алфавит или Азбука | 1 | | Текущий | |
| 13.11 | | | Русский Алфавит или Азбука | 1 | | Текущий | |
| 14.11 | | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | Текущий | |
| 15.11 | | | Гласные звуки | 1 | | Текущий | |
| 18.11 | | | Контрольный диктант №4 | 1 | | Текущий | |
| 19.11 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 20.11 | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | Текущий | |
| 21.11 | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | Текущий | |
| 22.11 | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | Текущий | |
| 25.11 | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | Текущий | |
| 26.11 | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | Текущий | |
| 27.11 | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | Текущий | |
| 28.11 | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | Текущий | |
| 29.11 | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | Текущий | |
| 02.12 | | | Развитие речи. Обучающее сочинение | 1 | | Текущий | |
| 03.12 | | | Диктант №6. Проверочная работа | 1 | | Тематический | |
| 04.12 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 05.12 | | | Как определить согласные звуки? | 1 | | Текущий | |
| 06.12 | | | Согласный звук [йʼ] и буква Й | 1 | | Текущий | |
| 09.12 | | | Согласный звук [йʼ] и буква Й | 1 | | Текущий | |
| 10.12 | | | Слова с удвоенными согласными | 1 | | Текущий | |
| 11.12 | | | Развитие речи | 1 | | Текущий | |
| 12.12 | | | Наши проекты. И в шутку и всерьёз | 1 | | Текущий | |
| 13.12 | | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | Текущий | |
| 16.12 | | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | | Текущий | |
| 17.12 | | | Как обозначить мягкость согласного на письме? | 1 | | Текущий | |
| 18.12 | | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 | | Текущий | |
| 19.12 | | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 | | Текущий | |
| 20.12 | | | Контрольный диктант №7 | 1 | | Тематический | |
| 23.12 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 24.12 | | | Проверочная работа | 1 | | Тематический | |
| 25.12 | | | Наши проекты. Пишем письмо | 1 | | Текущий | |
| 26.12 | | | Обобщающий урок | 1 | | Текущий | |
| 27.12 | | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов) | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | | Текущий | |
| 09.01 | | | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | | Текущий | |
| 10.01 | | | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | | Текущий | |
| 13.01 | | | Контрольный диктант №8 | 1 | | Текущий | |
| 14.01 | | | Закрепление знаний. Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 15.01 | | | Наши проекты. Рифма | 1 | | Текущий | |
| 16.01 | | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | | Текущий | |
| 17.01 | | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | | Текущий | |
| 20.01 | | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя | 1 | | Текущий | |
| 21.01 | | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | | Текущий | |
| 22.01 | | | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | | Текущий | |
| 23.01 | | | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | | Текущий | |
| 24.01 | | | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | | Текущий | |
| 27.01 | | | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | | Текущий | |
| 28.01 | | | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 1 | | Текущий | |
| 29.01 | | | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 1 | | Текущий | |
| 30.01. | | | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 1 | | Текущий | |
| 31.01 | | | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова | 1 | | Текущий | |
| 03.02 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 04.02. | | | Диктант №9 | 1 | | Тематический | |
| 05.02 | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | Текущий | |
| 06.02 | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | Текущий | |
| 07.02 | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | Текущий | |
| 10.02 | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | Текущий | |
| 11.02 | | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 12.02 | | | Контрольное списывание №2 | 1 | | Тематический | |
| 13.02 | | | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | | Текущий | |
| 14.02 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 17.02 | | | Обобщение изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 18.02 | | Части речи (47 часов) | Что такое части речи? | 1 | | Тематический | |
| 19.02 | | | Что такое части речи? | 1 | | Текущий | |
| 20.02 | | | Что такое имя существительное? | 1 | | Текущий | |
| 21.02 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | Текущий | |
| 24.02 | | | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | Текущий | |
| 25.02 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 | | Текущий | |
| 26.02 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 1 | | Текущий | |
| 27.02 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 1 | | Тематический | |
| 28.02 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях | 1 | | Текущий | |
| 02.03 | | | Обучающее изложение | 1 | | Текущий | |
| 03.03 | | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | | Текущий | |
| 04.03 | | | Диктант №10 | 1 | | Тематический | |
| 05.-3 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 06.03 | | | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | Текущий | |
| 10.03 | | | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | Текущий | |
| 11.03 | | | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | Текущий | |
| 12.03 | | | Обучающее изложение | 1 | | Тематический | |
| 13.03 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 16.03 | | | Диктант №11 | 1 | | Тематический | |
| 17.03 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 18.03 | | | Что такое глагол? | 1 | | Текущий | |
| 19.03 | | | Что такое глагол? | 1 | | Текущий | |
| 20.03 | | | Что такое глагол? | 1 | | Текущий | |
| 02.04 | | | Единственное и множественное число глаголов | 1 | | Текущий | |
| 03.04 | | | Единственное и множественное число глаголов | 1 | | Текущий | |
| 06.04 | | | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | | Текущий | |
| 07.04 | | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | | Текущий | |
| 08.04 | | | Что такое текст-повествование? | 1 | | Текущий | |
| 09.04 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 10.04 | | | Что такое имя прилагательное? | 1 | | Текущий | |
| 13.04 | | | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | | Текущий | |
| 14.04 | | | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 | | Текущий | |
| 15.04 | | | Единственное и множественное число имён прилагательных | 1 | | Текущий | |
| 16.04 | | | Что такое текст-описание? | 1 | | Текущий | |
| 17.04 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 20.04 | | | Общее понятие о предлоге | 1 | | Текущий | |
| 21.04 | | | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | | Текущий | |
| 22.04 | | | Восстановление предложений | 1 | | Текущий | |
| 23.04 | | | Проверка знаний | 1 | | Тематический | |
| 24.04 | | | Диктант №12 | 1 | | Тематический | |
| 27.04 | | | Работа над ошибками | | | Текущий | |
| 28.04 | | | Что такое местоимение | 1 | | Текущий | |
| 29.04 | | | Что такое местоимение | 1 | | Текущий | |
| 30.04 | | | Что такое текст-рассуждение? | 1 | | Текущий | |
| 04.05 | | | Проверка знаний | 1 | | Текущий | |
| 05.05 | | | Контрольный диктант №13 | 1 | | Итоговый | |
| 06.05 | | | Работа над ошибками | 1 | | Текущий | |
| 07.05 | | Повторение (17 часов) | Наши проекты. В словари – за частями речи! | 1 | | Текущий | |
| 08.05 | | | Повторение по теме «Текст» | 1 | | Текущий | |
| 11.05 | | | Сочинение по картине | 1 | | Текущий | |
| 12.05 | | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | Текущий | |
| 13.05 | | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | Текущий | |
| 14.05 | | | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | | Текущий | |
| 15.05 | | | Повторение по теме «Части речи» | 1 | | Текущий | |
| 18.05 | | | Повторение по теме «Части речи» | 1 | | Итоговый | |
| 19.05 | | | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | | Текущий | |
| 20.05 | | | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | | Текущий | |
| 21.05 | | | Контрольное списывание №3 | 1 | | Тематический | |
| 22.05 | | | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 25.05 | | | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 26.05 | | | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 27.05 | | | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 28.05 | | | Повторение и закрепление изученного материала | 1 | | Текущий | |
| 29.05 | | | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 1 | | Текущий | |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку
Начальная школа
Класс | Объем контрольного диктанта и списывания на конец года | Объем словарного диктанта |
1 | 15 | 7-8 |
2 | 30 | 8-10 |
3 | 55 | 10-12 |
4 | 75 | 12-15 |
Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Выставление оценок за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления
Негрубые ошибки:
- исключение из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова;
- дважды написанное одно и то же слово в предложении
3 негрубые ошибки + 1 ошибка
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано
в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за
ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию
слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматические знания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);
1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы);
«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс);
2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы);
«2» - 4 ошибки (1-ый класс);
3 ошибки (2-4-е классы).
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться
следующими нормами оценок:
оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;
оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из
изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
1. Фонематические ошибки:
б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
2. Ошибки анализа и синтеза:
3. Диспраксии (кинетические ошибки):
потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря соединения (мл, ми,ао).
4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Контрольно- измерительный материал
№ п/п | Тема контрольной работы | Дата | Ссылка |
| Диктант №1. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Контрольное списывание №1. | | Ким |
| Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Контрольный диктант №2. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Контрольный диктант №3. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Обучающее сочинение по серии картинок. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Проверочная работа. | | Тетрадь для проверочных работ |
| Контрольный диктант №4. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Контрольный диктант №4. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Развитие речи. Обучающее сочинение. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Диктант №6. Проверочная работа. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Развитие речи. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Контрольный диктант №7. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Проверочная работа. | | Тетрадь для проверочных работ |
| Наши проекты. Пишем письмо. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Развитие речи. Обучающее изложение. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Контрольный диктант №8. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Наши проекты. Рифма. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Диктант №9. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Контрольное списывание №2. | | Ким |
| Обучающее сочинение «Зимние забавы». | | Учебник В.П. Канакиной |
| Обучающее изложение. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Диктант №10. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Обучающее изложение. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Проверка знаний. | | Тетрадь для проверочных работ |
| Диктант №11. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Диктант №12. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Контрольный диктант №13. | | Т. Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» |
| Наши проекты. В словари – за частями речи! | | Учебник В.П. Канакиной |
| Сочинение по картине. | | Учебник В.П. Канакиной |
| Контрольное списывание №3. | | Ким |