СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа

 

Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

     

    Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

     

    Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

     

    Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

     

    Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

     

    Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

    на основании которых разработана рабочая программа

     

    Рабочая  программа  по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана    на основе:

  • Конституции Российской Федерации.
  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
  • Закона РФ «Об  образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
  • Примерной   основной    образовательной    программы  основного  общего  образования  (Программа  одобрена  федеральным  учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, №  1/15).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 11 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №1

________________ И.И. Ганеев

Приказ от 31.08.2020 № 302

М.П.







Рабочая программа

учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»,

11 «А», «Б» классы





Учитель (Ф.И.О.) –Козлова Светлана Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории, стаж 26 лет


Уровень общего образования - среднее общее образование

11 «А» класс - 64 часа;

11 «Б» класс - 66 часов;





г. Семикаракорск

2020-2021 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:



№ раздела

Раздел

1

Пояснительная записка


1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

2

Место учебного предмета в учебном плане


Обоснованность отклонения рабочей программы

3

Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса

4

Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»


4.1. Планируемые результаты освоения курса русского языка

на уровне основного общего образования

5

Календарно-тематическое планирование

6

Контрольно-измерительные материалы



























Раздел 1. «Пояснительная записка»

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы,

на основании которых разработана рабочая программа


Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования ( 10 – 11 классов) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказа  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.

  • Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020– 2021учебный год.

  • Календарного учебного графика МБОУ СОШ № 1 на 2020 – 2021 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020 – 202учебный год.

  • Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы» (Автор: И.В. Гусарова и др.-2-е изд. Москва , Вентана-Граф, 2016 )

  • Русский язык. 11 класс: базовый и углубленный уровни. Учебник для общеобразоват. организаций / И.В. Гусарова.- 2-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2016 г.


1.2. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета


Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

- деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и старшей школе;

- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- сбалансированное развитие устной и письменной речи;

- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

- формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.



Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих

целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.


Изучение русского языка в 10 – 11 классах направлено на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.


Важнейшими условиями реализацииразработанного стандарта являются:

- деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и старшей школе;

- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

- сбалансированное развитие устной и письменной речи;

- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

- формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.


2. Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступени основного общего образования – минимальный уровень.

В 11 классе на изучение предмета отводится 68 часов из расчета в неделю 2 часа (34 учебные недели), в т. ч. на контрольные работы отводится 6 часов, на сочинения – 5 часов, на тестирование – 2 часа.

Согласно «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ№1 на 2019 – 2020 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2019 – 2020 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ№1 на 2019 – 2020 учебный год» в 2019 – 2020 учебном году фактическое количество учебных часов в 11 «А» составит 67 часов, так как уроки, выпавшие на праздничные дни ( 8.03 ,3.05, 10.05) будут проведены за счет уплотнения материала.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителяИ.В. Гусаровой.







Раздел 3. «Содержание учебного предмета.

Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»


Учебно-тематический план.

п.п


Разделы программы

Количество часов


Рабочая программа

1

Введение в курс русского языка 11класса.

1

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1

6

3

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2

7

4

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3

7

5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4

7

6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5

6

7

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6

6

8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 7

6

9

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 8

6

10

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 9

7

11

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 10

5

12

Резерв(обобщающее комплексное повторение)

2


Итого:

65


Введение в курс русского языка 11 класса.

Содержательный учебный блок I

Морфология как раздел грамматики

Принципы классификации слов по частям речи.

Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

Орфография

Правописание НЕ со словами разных частей речи.

Основные качества хорошей речи

Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Логичность речи.

Точность речи. Уместность речи. Выразительность речи.

Синтаксис и пунктуация

Знаки препинания при междометиях.

Знаки препинания при обращении.

Содержательный учебный блок II

Морфология

Предлог как служебная часть речи.

Союз как служебная часть речи.

Частица как служебная часть речи.

Орфография

Правописание предлогов. Правописание союзов и союзных слов.

Правописание частиц (кроме НЕ и НИ). Различение значений частиц НЕ и НИ.

Нормы языка и культуры речи

Употребление предлогов. Употребление союзов.

Синтаксис и пунктуация

Вводные компоненты. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Вставные конструкции.

Содержательный учебный блок III

Морфология

Имя существительное как часть речи

Лексико-грамматические разряды имён существительных (собственные и нарицательные; отвлечённые, собирательные и вещественные).

Лексико-грамматические категории имён существительных (Одушевлённые и неодушевлённые; род имён существительных; род несклоняемых имён

существительных; число имён существительных, склонение и падежи имён существительных)

Словообразование имён существительных (морфологические и неморфологические способы словообразования)

Орфография

Правописание окончаний и суффиксов имён существительных.

Нормы языка и культуры речи

Употребление форм имён существительных.

Склонение имён существительных – географических названий на –о.

Особенности склонения имён и фамилий.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксическая функция имён существительных.

Однородные члены предложения.

Содержательный учебный блок IV

Морфология

Имя прилагательное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Полная и краткая форма качественных имён прилагательных.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Степени качества имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

Переход имён прилагательных в разряд имён существительных.

Орфография

Правописание суффиксов имён прилагательных (кроме Н/НН)

Нормы языка и культуры речи

Варианты формы полных и кратких имён прилагательных.

Употребление форм степеней сравнения качественных имён прилагательных.

Синтаксис и пунктуация

Основные синтаксические функции имён прилагательных.

Однородные и неоднородные определения.

Содержательный учебный блок V

Морфология

Имя числительное как часть речи.

Разряды имён числительных по составу и по значению.

Переход имён числительных в разряд слов других частей речи.

Орфография

Склонение количественных и порядковых имён числительных.

Нормы языка и культуры речи

Особенности употребления форм имён числительных.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксические функции имён числительных.

Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них.

Содержательный учебный блок VI

Морфология

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений по значению.

Переход слов других частей речи в разряд местоимений и местоимений в разряд других слов.

Орфография

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений.

Нормы языка и культуры речи

Особенности употребления форм некоторых местоимений.

Синтаксис и пунктуация

Основные синтаксические функции местоимений.

Знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом как.

Содержательный учебный блок VII

Морфология

Глагол как часть речи. Инфинитив глагола. Основы глагола.

Категории вида и залога глагола. Переходные и непереходные глаголы.

Возвратные глаголы. Категории времени, наклонения, лица глагола.

Безличные глаголы. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов.

Орфография

Правописание глаголов.

Нормы языка и культуры речи

Особенности употребления форм глаголов.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксическая функция глаголов.

Знаки препинания при обособленных приложениях.

Содержательный учебный блок VIII

Морфология

Причастие как особая форма глагола. Формы, образование причастий.

Склонение причастий. Краткие причастия.

Переход причастий в разряд других частей речи.

Орфография

Правописание действительных и страдательных причастий.

Нормы языка и культуры речи

Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксическая функция причастий.

Знаки препинания при согласованных и несогласованных определениях.

Содержательный учебный блок IX

Морфология

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий.

Переход деепричастий в разряд других частей речи.

Орфография

Правописание гласных перед суффиксом деепричастий.

Нормы языка и культуры речи

Особенности употребления деепричастных оборотов.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксическая функция деепричастий. Знаки препинания при обстоятельствах.

Содержательный учебный блок X

Морфология

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Степени качества наречий. Словообразование наречий.

Переход наречий в разряд слов других частей речи. Слова категории состояния.

Орфография

Правописание суффиксов наречий.

Дефисное, слитное, раздельное написание наречий и наречных сочетаний.

Нормы языка и культуры речи

Особенности употребления форм наречий.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксическая функция наречий.

Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них.


Характеристика основных видов деятельности ученика

Формирование универсальных учебных действий

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- выполнение практических заданий из КИМов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

определение проблемы текста;

аргументация своей точки зрения;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.




Раздел 4.

«Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

Личностные результаты:

- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.

- -Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.

- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.

- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.

-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных.

-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.

-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-владение различными приёмами редактирования текстов;

-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;

-понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4

-владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;

-умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

Раздел 5.

Календарно-тематическое планирование в 11 «А», 11 «Б» классах

(67 ч.)

п/п

Дата

11 А

Дата 11 Б

Тема

Кол-во часов

1 четверть

2.09


01.09

Введение в курс русского языка 11 класса. Цель изучения курса.


1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1

Раздел 1. Морфология как раздел грамматики

04.09

04.09

Принципы классификации слов по частям речи. Междометие и звукоподражательные слова как особые части речи.

1

Раздел № 2. Орфография

9.09

08.09

Контрольная диагностическая работа в форме ЕГЭ

1

Раздел №3. Основные качества хорошей речи.

11.09

11.09

Правописание НЕ со словами разных частей речи.

Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи

1

16.09

15.09

Паронимы. Лексические нормы. Выразительность речи.

(ЕГЭ Зад. 5, 6, 26)

1

Раздел №4. Синтаксис и пунктуация.

18.09

18.09

Знаки препинания при междометиях. Знаки препинания в предложениях, осложненных обращениями.

1

23.09

22.09

Итоговый контроль по блоку №1 «Качества хорошей речи». Тестовая работа (задания 1-6,13,18,26)

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2

Раздел № 5. Служебные части речи.

25.09

25.09

Предлог как служебная часть речи

Грамматические ошибки (ЕГЭ задание 7)

1

30.09

29.09

Союз как служебная часть речи

Грамматические ошибки (ЕГЭ задание 7)

1

2.10

02.10

Частица как служебная часть речи.

Грамматические ошибки (ЕГЭ задание 7)

1

Раздел № 6. Орфография

7.10

06.10

Правописание предлогов, союзов и союзных слов.

(ЕГЭ задание 14)

1

9.10

09.10

Правописание частиц. Различие значений частиц НЕ и НИ. (ЕГЭ задание 13,14)

1

Раздел №8. Синтаксис и пунктуация

14.10

13.10

Вводные компоненты и знаки препинания при них.

Вставные конструкции и знаки препинания при них.

(ЕГЭ задание 18)

1

Раздел № 7.Номы языка и культура речи

16.10

16.10

Употребление предлогов и союзов. (ЕГЭ задание 14)

1

21.10

20.10

Итоговый контроль по блоку №1-2.

Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ) по теме «Служебные части речи»

1

23.10

23.10

Р.Р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера (Подготовка к ЕГЭ Задание 27)

1

2 четверть

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3

Раздел № 9.Имя существительное как часть речи

28.10


27.10

Собственные и нарицательные, конкретные и неконкретные имена существительные.

Число, склонение и падежи имён существительных. (ЕГЭ задание 7)

1

30.10

30.10

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род имён существительных. Род несклоняемых имён существительных. Словообразование имён сущ. (ЕГЭ задание 7, 11)

1

Раздел №10. Орфография

11.11

10.11

Правописание окончаний и суффиксов имён существительных.

(ЕГЭ задание 7,11)

1

Раздел № 11. Номы языка и культура речи

13.11

13.11

Употребление форм имён существительных.

Окончания именительного падежа имён существительных. Особенности склонения имён собственных.

(ЕГЭ задание 7,8)

1

18.11

17.11

Р.Р. Тематика и проблематика художественного и публицистического текста. Комментарий к проблеме.

(Подготовка к ЕГЭ Задание 27)

1

Раздел №12. Синтаксис и пунктуация

20.11

20.11

Синтаксическая функция имён существительных. Однородные члены предложения.

(ЕГЭ задание 16)

1

25.11

24.11

Итоговый контроль по блоку №3 «Имя существительное» Тестовая работа (задания 1-18)

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4

Раздел №13. Имя прилагательное как часть речи

27.11

27.11

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных Склонение прилагательных.

1

02.12

01.12

Полная и краткая форма прилагательных. Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

(ЕГЭ задание 7,11,15)

1

Раздел №14. Орфография

4.12

04.12

Правописание суффиксов имён прилагательных.

(ЕГЭ задание 11,15)

1

Раздел № 15. Номы языка и культура речи

9.12

08.12

Вариантные формы полных и кратких имён прилагательных. Употребление форм степеней сравнения.

(ЕГЭ задание 11,15)

1

11.12

11.12

Р.Р. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера (Подготовка к ЕГЭ Задание 27)

1

Раздел №16. Синтаксис и пунктуация

16.12

15.12

Основные синтаксические функции имен прилагательных. Однородные и неоднородные определения.

(ЕГЭ задание 16, 17)

1

18.12

18.12

Итоговый контроль по блоку №4.

Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ) по теме «Имя прилагательное».

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5

Раздел №17. Имя числительное как часть речи

23.12

22.12

Имя числительное как часть речи. Разряды имён числительных по составу и значению. (ЕГЭ задание 7)

1

3 четверть

25.12

25.12

Переход имен числительных в разряд слов других частей речи.

1

Раздел №18. Орфография

13.01

12.01

Склонение числительных. (ЕГЭ задание 7)

1

Раздел № 19. Номы языка и культура речи

15.01

15.01

Особенности употребления форм имён числительных. (ЕГЭ задание 7)

1

Раздел №20. Синтаксис и пунктуация

20.01

19.01

Синтаксические функции имён числительных.

Обособленные уточняющие дополнения.

(ЕГЭ задание 17)

1

22.01

22.01

Итоговый контроль по блоку №5«Имя числительное»

Тестовая работа (задания 6-18)

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6

Раздел №21 Местоимение как часть речи

27.01

26.01

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений по значению. (ЕГЭ задание 6)

1

Раздел №22. Орфография

29.01

29.01

Правописание отрицательных и неопределенных местоимений.

(ЕГЭ задание 13)

1

Раздел № 23. Нормы языка и культура речи

3.02

02.02

Особенности употребления форм некоторых местоимений. Р.Р. Комментарий к проблеме. Обоснование собственной позиции. (Подготовка к ЕГЭ Задание 27)

1

Раздел №24. Синтаксис и пунктуация

5.02

05.02

Синтаксические функции местоимений; понятие сравнительного оборота.

Знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом КАК

1

10.02

09.02

Итоговый контроль по блоку №6 «Местоимение»

Тестовая работа (задания 1-18)

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 7

Раздел №25. Глагол как часть речи.

12.02

12.02

Инфинитив глагола; основы глагола.

Постоянные и непостоянные категории глагола. Безличные глаголы. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов.(ЕГЭ задание 11,12)

1

Раздел №26. Орфография

17.02

16.02

Правописание глаголов.

(ЕГЭ задание 11,12)

1

Раздел № 27. Номы языка и культура речи

19.02

19.02

Р.Р. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера (Подготовка к ЕГЭ Задание 27)

1

2.02

26.02

Особенности употребления форм глаголов.

(ЕГЭ задание 7,8)

1

Раздел № 28. Синтаксис и пунктуация

2.03

02.03

Синтаксические функции глаголов.

Знаки препинания при обособленных приложениях

(ЕГЭ задание 8)

1

5.03

05.03

Итоговый контроль по блоку №7

Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ) по теме «Глагол».

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 8

Раздел №29.Причастие как особая форма глагола

12.03

09.03


Причастие как особая форма глагола.

Формы причастий. Склонение причастий. Краткие причастия. Переход причастий в разряд других частей речи.

(ЕГЭ задание 11,12)

1

Раздел №30. Орфография

16.03

12.03

Н-НН в суффиксах именных частей речи.

Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. (ЕГЭ задание 15)

1

Раздел № 31. Номы языка и культура речи

19.03

16.03

Особенности употребления причастий и причастных оборотов. (ЕГЭ задание 8,17)

1

4 четверть

Раздел № 32. Синтаксис и пунктуация

30.03

19.03

Синтаксические функции причастий.

Знаки препинания в предложениях при согласованных и несогласованных определениях. (ЕГЭ задание 8,17)

1

2.04

30.03

Итоговый контроль по блоку №8 «Причастие»

Тестовая работа (задания 8,11,12,15,17)

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 9

Раздел №33 Деепричастие как особая форма глагола

6.04

02.04

Деепричастие как особая форма глагола. Вид деепричастий.(ЕГЭ задание 8,12,17)

1

Модуль №34. Орфография

9.04


06.04

Правописание суффиксов деепричастий

(ЕГЭ задание 12)

1

Раздел № 35. Номы языка и культура речи

13.04

09.04

Особенности употребления деепричастных оборотов.

(ЕГЭ задание 8,17)

1

16.04

13.04

Р.Р. Сочинение-рассуждение проблемного характера. (Подготовка к ЕГЭ Задание 27)

1

Раздел № 36. Синтаксис и пунктуация

20.04

16.04

Синтаксическая функция деепричастий. Знаки препинания при обстоятельствах. (ЕГЭ задание 8,17)

1

23.04

20.04

Итоговый контроль по блоку №9 «Деепричастие»

Тестовая работа (задания 7,8,11,12,13, 17)

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 10

Раздел №37 Наречие как часть речи

27.04

23.04

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению.

Словообразование наречий. Слова категории состояния.

(ЕГЭ задание 14)

1

Раздел №38. Орфография

30.04

27.04

Правописание суффиксов наречий.

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и наречных выражений. (ЕГЭ задание 11,14)

1

Раздел № 39. Номы языка и культура речи

7.05

30.04

Нормы образования и употребления формы сравни-

тельной степени наречий;

трудности формообразования наречий; трудности

ударения в наречиях.

1

Раздел № 40. Синтаксис и пунктуация

14.05

04.05

Синтаксическая функция наречий.

Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них. (ЕГЭ задание 17)

1

18.05

07.05

Итоговый контроль по блоку №10

Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ) по теме «Наречие» (задания 7,11,14,17)

1

21.05

14.05

Резервный урок. Решение практических задач.

1


18.05

Решение практических задач.

1


21.05

Решение практических задач.

1



Раздел 6.

Контрольно-измерительные материалы

(на конец четверти и года)


21.10 Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ)

по блоку №1-2 «Служебные части речи»


С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц. В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык.

(Тест по КИМ вариант 55, 56 задания 1-7, 13,14,18,26)


23.12 Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ)

по блоку №4 «Имя прилагательное»


НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но вет­реный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белы­ми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сос­ны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с мо­ря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг ды­шало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричне­вые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена. Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. У г а р о в у.)


(Тест по КИМ вариант 55, 56 задания 7,8,11,15,16,17)



5.03 Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ)

по блоку №7 «Глагол»

Муравьи.

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.

В яркий солнечный день тысячи муравьев копошатся, что-то делают, куда-то торопятся.

Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет.

Муравьи хорошо знают свой дом.

Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьев от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.

Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьев. Они защищают свое жилище.

Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых.

(По И. Никитинскому)

(Тест по КИМ вариант 53, 54 задания 6-18)



18.05 Контрольный диктант с грамматическим заданием (из КИМов ЕГЭ)

по блоку №10 «Наречие»


Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды. Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (По А. Иллюминаторской)

(Тест по КИМ вариант 51, 52 задания 6-18)







































































«Согласовано»

Протокол №1 заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №1

От «26» августа 2020 года

Подпись руководителя МО

___________Казаринова Т.А.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________ Казаринова Т.А.

подпись

«26» августа 2020 года



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!