Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Видновская средняя общеобразовательная школа № 11"
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Видновская СОШ №11» /_________/ О.В. Доманевская от «03 » сентября 2018 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
уровень основного общего образования
9 " Б"класс
Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 9 класса к учебнику для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: «Просвещение», 2018.)
Составила:
Нарышкина Л.Ю., учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории
2018 -2019 учебный год
I. Поянительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. - М.: «Просвещение», 2018.)
В 2018-2019 учебном году на изучение русского языка в 9 классе отведено 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели)
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план и технологическую карту развернутого планирования уроков; формы и средства контроля; контрольно-измерительные материалы, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступками с позиции моральных норм.
Целями изучения русского языка в старшей школе являются:
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.)
Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому совершенствованию.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
II. Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие о сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета и др.);познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска ,в том числе компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.) Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
III. Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Международное значение русского языка | 1 |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 9 |
3 | Синтаксис сложных предложений | 1 |
4 | Сложносочинённые предложения | 8 |
5 | Сложноподчинённые предложения | 20 |
6 | Сложное бессоюзное предложение. Обобщение изученного. | 10 |
7 | Общие сведения о языке. Повторение изученного. | 5 |
8 | Повторение | 12 |
| ИТОГО: | 66 |
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел | Тема урока | Дата урока план | Дата по факту | Примечание (корректировка ктп) |
1 | Международное значение русского языка | 03.09.18 | |
1. | Международное значение русского языка | | 03.09.18 | |
2-10 | Повторение изученного в 5-8 классах | 05.09.18 - 03.10.18 | |
2. | Комплексное повторение: устная и письменная речь | | 05.09.18 | |
3. | Комплексное повторение. Монолог. Диалог. | | 10.09.18 | |
4. | Комплексное повторение. Стили речи. | | 12.09.18 | |
5. | Р/р. Стили языка | | 17.09.18 | |
6. | Повторение. Предложение и его грамматическая основа | | 19.09.18 | |
7. | Повторение. Предложение и его грамматическая основа | | 24.09.18 | |
8. | Предложения с обособленными членами | | 26.09.18 | |
9. | Предложения с обособленными членами | | 01.10.18 | |
10. | Контрольная работа №1 | | 03.10.18 | |
11 | Синтаксис сложных предложений | 15.10.18 | |
11. | Работа с тестами.Синтаксис сложных предложений. Интонация сложного предложения | | 15.10.18 | |
12-19 | Сложносочинённые предложения | 17.10.18-12.11.18 | |
12. | Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста. | | 17.10.18 | |
13. | Основные виды сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | | 22.10.18 | |
14. | Р/р. Дневниковые записи | | 24.10.18 | |
15. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении: разделительные, выделительные. | | 29.10.18 | |
16. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении: разделительные, выделительные. | | 31.10.18 | |
17. | Сложносочиненное предложение с разными видами союзов, смысловые отношения между частями. | | 05.11.18 | |
18. | Сложносочиненное предложение с разными видами союзов, смысловые отношения между частями. | | 07.11.18 | |
19. | Контрольная работа №2 | | 12.11.18 | |
20-39 | Сложноподчинённые предложения | 14.11.18 - | |
20. | Сложноподчиненные предложения Строение СПП. Схемы СПП. | | 14.11.18 | |
21. | Основные группы СПП | | | |
22. | СПП с определительными придаточными | | | |
23. | СПП с изъяснительными придаточным | | | |
24. | СПП с изъяснительными придаточным | | | |
25. | СПП с придаточными обстоятельственными | | | |
26. | СПП с придаточными степени и образа действия | | | |
27. | СПП с придаточными места | | | |
28. | СПП с придаточными времени | | | |
29. | СПП с придаточными условия | | | |
30. | СПП с придаточными причины | | | |
31. | Микротемы текста. Деление на абзацы. План. | | | |
32. | Изложение. | | | |
33. | СПП с придаточными цели | | | |
34. | СПП с придаточными сравнительными | | | |
35. | СПП с придаточными уступки | | | |
36. | СПП с придаточными следствия и присоединительными | | | |
37. | Контрольная работа №3 (виды СПП) | | | |
38. | СПП с несколькими придаточными | | | |
39. | СПП с несколькими придаточными | | | |
40-49 | Сложное бессоюзное предложение. Обобщение изученного | | |
40. | Бессоюзные сложные предложения | | | |
41. | Запятая и точка с запятой в БСП | | | |
42. | Двоеточие в БСП | | | |
43. | Тире в БСП | | | |
44. | Контрольная работа №4 (БСП) | | | |
45. | Сложные предложения с различными видами связи | | | |
46. | Сложные предложения с различными видами связи | | | |
47. | Сочинение на лингвистическую тему | | | |
48. | Обобщение изученного о сложном предложении | | | |
49. | Контрольная работа №5 (сложное предложение) | | | |
50-54 | Общие сведения о языке. Повторение изученного. | | |
50. | Понятие о языке. Работа со словарём. | | | |
51. | Роль языка в жизни общества | | | |
52. | Русский литературный язык и его стили | | | |
53. | Официально-деловой стиль речи | | | |
54. | Контрольная работа №6 (тест в формате ГИА) | | | |
55-56 | Повторение | | |
55. | Повторение. Фонетика. Графика, Орфография. | | | |
56. | Лексика. Фразеология. Орфография.Словообразование | | | |
57. | Морфология. Именные части речи | | | |
58. | Глагол, причастие, деепричастие. Наречие. | | | |
59. | Предлог, союз, частица | | | |
60. | Р/р. Изложение | | | |
61. | Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение | | | |
62. | Употребление знаков препинания | | | |
63. | Контрольная работа №7 (итоговая) | | | |
64. | Анализ контрольной работы | | | |
65. | Текст. Стили речи. Типы речи | | | |
66. | Обобщение изученного | | | |
Рассмотрено: | Согласовано: |
Руководитель ШМО гуманитарного цикла | Заместитель директора |
_______/Робу И.В. | _____/Нарышкина Л.Ю. |
Протокол №_______ | |
от «03__» сентября 2018 | от «_03_» сентября 2018 |