СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 7 кл. Содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 кл.»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Морозовска Ростовской области


«Утверждаю»:

И.О директора МБОУ СОШ №1

_________Е. В. Чипигина

Приказ от « 31 » августа 2017г №2




Рабочая учебная программа



по предмету «русский язык»

для 7 класса

(базовый уровень обучения)

Количество часов 136

Учитель: Сергиенко С.И


Программа реализуется в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой: Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2014, Русский язык. Практика. 7 класс / А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. – М.: Дрофа, 2014 ., Русская речь 7 класс Е.И Никитина – М.: Дрофа, 2014



Г. Морозовск

2017год






























































Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ

  • Закон РФ "Об образовании"

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010– 2011 учебный год»

  • Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2005

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.


Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, личностные, метапредметные и рпедметные результаты освоения содержание курса, основное содержание, примерное распределение учебныхчасов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение для учителей и учащихся.


Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему кА явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использование лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить компомиссы.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.


Общая характеристика программы

Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для владения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполнения заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторим изученное в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из классической литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.



Общая характеристика учебного предмета

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).


Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетическое ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм литературного языка; соблюдение основных правил орфографии, пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, книжные стили; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование ее в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Программа реализуется в адресованном учащим­ся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д., что способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме. Особое значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pyc­ская речь» - предлагает систе­му работы по развитию связной речи: задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.

Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.

В основе программы и комплекса в целом - ли­нейный принцип подачи материала, однако про­граммой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содер­жащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответ­ствии с которым в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лек­сика», «Морфемика». Изучение всех разделов сопровождается фор­мированием орфографических и пунктуационных навыков.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре­чевую направленность курса, более равномерно рас­пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики. Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.

Общее количество часов – 136 (4 часа в неделю).

На развитие речи – 24 часа.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.

Формы контроля: входной в начале и конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текста; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Литературная норма, ее изменчивость.

Повторение изученного в 5 - 6 классах

Причастие

Понятие о причастии: общее грамматические значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.. признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным, наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –ВШ- и –Ш-. Словообразование страдательных причастий настоящего времени. Правописание классных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных перед Н и НН. Правописание Н и НН в причастиях и омонимичных прилагательных. Правописание НЕ с причастиями.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к причастию, отличать причастия от прилагательных;

строить предложения с причастным оборотом;

определять глагольные признаки у причастия и признаки прилагательного;

опознавать орфограммы в причастии, применять соответствующие правила, грамотно писать причастия.

Деепричастие.

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями. Правописание гласных перед суффиксом –В-. Деепричастный оборот, ыделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию и отличать их от наречий;

строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами в соответствии с грамматическими нормами русского языка;

образовывать деепричастия от глаголов, соотнося видовую характеристику;

соблюдать орфографические нормы при написании деепричастий;

выделять на письме деепричастный оборот запятыми.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

Неморфемные способы образования.

Умения и навыки:

определять неморфемные способы образование;

находить в тексте слова,образованные таким способом, определять их принадлежность к той или иной части речи;

различать омонимичные части речи.

Служебные части речи.

Общее понятие о служебных частях речи.

Предлог.

Понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождении: производные и непроизводные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги. Раздельное и слитное написание производных предлогов. Буква Е на конце производных предлогов.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова предлогам;

различать производные предлоги и самостоятельные части речи;

грамотно употреблять производные и непроизводные предлоги, учитывая их сочетаемость с определенными падежами;

правильно употреблять предлоги для связи слов;

писать предлоги в соответствии с орфографическими нормами языка.

Союз.

Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предожениях. Разряды подчинительных союзов по значению. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов ЧТОБЫ, ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к союзу;

использовать союзы для связи предложений в тексте, частей сложного предложения, однородных членов;

различать сочинительные и подчинительные союзы, определять, к какой группе по значению они относятся;

правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;

различать союзы и местоимения с частицами, грамотно писать союзы.

Частица.

Понятие о частицах Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи (обобщение). Различение частиц НЕ и НИ. Дефисное написание некоторых частиц.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к частицам;

употреблять частицы в устной и письменной речи с учетом их значения;

определять разряд частиц по значению и их роль в предложении;

правильно писать частицы.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.

Неморфемные способы словообразования. Различение служебных и самостоятельных частей речи.

Умения и навыки:

Различать служебные и самостоятельные части речи;

Грамотно писать служебные части речи, образованные путем перехода из самостоятельной части речи в служебные.

Междометие.

Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Слова речевого этикета. Слова ДА и НЕТ. Знаки препинания при междометии.

Умения и навыки:

аргументировано доказывать принадлежность слова к междометиям;

определять роль междометия в предложении;

употреблять в речи междометия, этикетные слова, звукоподражательные слова и правильно писать их.

Повторение изученного в 6 классе.

Развитие речи

Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.

Лексические средства связи предложений в тексте.

Характеристика публицистического стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ.

Описание природы, состояния человека.

Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Научное рассуждение.

Изложение текста с творческим заданием.

Умения:

анализировать текст-описание с точки зрения особенностей построения;

вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;

анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);

излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;

излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);

создавать текст-описание по личным впечатлениям и наблюдениям;

создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.





Требования к уровню подготовки обучающихся

по русскому языку за 7 класс


І. В результате изучения русского языка учащиеся должны знать/понимать:

- самостоятельные и служебные части речи и их признаки;

- особые формы глагола (причастие и деепричастие) и их признаки

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);

Пять функциональных стилей речи.

уметь:

- опознавать изученные части речи, аргументировано доказывать принадлежность слова к данным языковым единицам и отличать их по совокупности признаков;

-употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы русского литературного языка;

-опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;

-анализировать тексты всех типов речи с точки зрения особенностей их построения;

-создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и заданным стилем речи.

Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

ІІ. К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

– выполнять морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи и особых форм глагола;

– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.



Технологии, используемые в образовательном процессе


  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • применение ИКТ


Учебное и учебно-методическое обеспечение

обучения русскому языку

Для учащихся:

1. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010

  1. Русский язык: Практика. 7 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2010

  2. Русская речь. Развитие речи. 67класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009

  3. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994

  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995

  5. Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 6 класс. -М.: Дрофа, 2005

  6. Л.Д.Чеснокова. На берегах Лингвинии. - М.: Просвещение, 1996.


Для учителя:

  1. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Тео­рия, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010

  2. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 7 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Изда­тельство ACT, 2002

  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005

  4. Никитина Е.И. Уроки развития речи.. -М.: Дрофа, 2004

  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 7 класс. - М.: Дрофа, 2005

  6. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение.7 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005

  7. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007

  8. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005

  9. Русский язык. 6 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004

  10. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: Творческий центр, 2007

  11. Пименова С.Н. Русский язык. 7 класс: учебно-методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2010 г.

  12. Крамаренко Н.О. Русский язык. 6 класс: поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2007.

Мультимедийные пособия.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.














Календарно-тематическое планирование.


Тема

урока


Кол-во часов

Дата


Планируемые результаты


Виды учебной

деятельности

Домашнее

задание


7а


УУД

I четверть

1


Русский язык как развивающееся явление. Литературная норма.

1

1.09


Понимать: язык – развивающееся явление. Знать: об исторических изменениях, об этимологии. Литературная норма и ее изменчивость. Уметь: работать с этимологическими словарями, орфоэпическим словарем.

Работа с текстом. Создание устных сообщений

Упр.2 - устно


2

Пути развития языка

1

4.09


Знать пути развития языка

Уметь анализировать языковые явления

Анализ предложений

Упр.6 (1)


3

Повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

5.09


Знать: звуки языка

Уметь : транскрибировать слово, выполнять фонетический разбор, правильно произносить слова.

Работа по карточкам

Упр.10, фонетический разбор, орфоэпический разбор


4

Орфография. Орфограмма. Орфограммы-гласные

1

7.09


Знать понятие орфограммы, основные орфограммы-гласные

Уметь определять вид орфограммы в слове, применять соответствующее правило

Орфографическая диктовка

Упр.35


5

Р.р. Повторение. Текст.

1

8.09


Знать: признаки текста

Уметь: анализировать текст

Фронтальный опрос

Р.р. – П.1


6

Употребление Ъ и Ь

1

11.09


Знать правила употребления букв Ь и Ъ

Уметь применять правило, связанное с употреблением Ь и Ъ

Словарная диктовка, распределительный диктант

Составить орфографическую диктовку


7

Словообразование. Орфограммы в приставках

1

12.09


Знать способы и средства словообразования, правила правописания приставок

Уметь выполнять словообразовательный разбор слов, писать приставки в соответствии с правилами

Распределительный диктант

Словообразовательный разбор слов в тетради


8

Словообразование. Орфограммы в суффиксах

1

14.09


Знать виды орфограмм, связанных с суффиксами различных частей речи

Уметь определять часть речи, опознавать орфограмму, применять соответствующее правило

Словарная диктовка

Упр.27


9, 10

Сложные слова. Правописание сложных слов

2

15.09



18.09


Знать способы образования сложных слов, правила правописания сложных прилагательных, существительных, наречий

Уметь находить сложное слово, применять соответствующее правило

Словарная диктовка

Упр.28 (1,2)


11

Части речи. Морфология.

1

19.09


Знать части речи, их морфологические признаки

Уметь определять морфологическую принадлежность слова, выполнять морфологический разбор слов


Морфологический разбор

Упр.30


12

Морфология. Орфограммы в окончании

1

21.09


Уметь: находить окончание в слове, определять его роль, писать окончания различных частей речи

Тестовая работа

Упр.31


13, 14

Слитное, раздельное, дефисное написание слов


Входная контрольная работа


(диктант)

2

22.09



25.09


Знать части речи, пишущиеся через дефис

Уметь определять часть речи, различать слитное, раздельное, дефисное написание, правильно писать слова с орфограммой

Работа с текстом

Упр.32


15, 16

Правописание НЕ

2

26.09



28.09


Знать правила написание НЕ с различными частями речи

Уметь определять часть речи, применять образец рассуждения, правильно писать НЕ с различными частями речи

Работа с текстом

Упр.33, составить диктовку


17, 18

Синтаксис. Строение предложений и словосочетаний

2

29.09


2.10


Знать виды словосочетаний и предложений, правила пунктуации

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Анализ предложений

Упр.20


19

Пунктуация в простом и сложном предложении

1

3.10


Знать виды словосочетаний и предложений, правила пунктуации

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Анализ предложений

Карточка


20

Обобщение и повторение.

1

5.10


Знать все виды орфограмм и пунктограмм

Уметь применять правила орфографии и пунктуации на письме

Работа с текстом

Карточка


21, 22

Диктант по теме: Повторение.



И его анализ.

2

6.10




9.10


Результаты работы выявят темы, слабо усвоенные учениками, что потребует включения их в тренировочные упражнения на последующих уроках, особенно систематического повторения и контроля.

Проверка уровня усвоения базового материала (без заданий повышенной трудности)

Повторить правила

Сделать работу над ошибками


Причастие

23, 24

Повторение: постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола

2

10.10


12.10


Знать морфологические признаки глагола

Уметь выполнять морфологический разбор

Самост. работа

Карточка, морфологический разбор глаголов


25

Р.р. Сочинение-миниатюра «…настроение» (По упр.4)

1

13.10


Знать: признаки текста

Уметь: составлять текст на заданную тему

миниатюра

Р.р. – упр.4


26

Понятие о причастии

1

16.10


Знать причастие как особую форму глагола

Уметь отличать причастие от прилагательного

Составление таблицы

§ 133, упр.43


27

Признаки глагола у причастия

1

17.10


Знать, какие признаки глагола существуют у причастия

Уметь определять глагольные признаки у причастия

Фронтальный опрос

§ 134, упр.72


28

Признаки прилагательного у причастия

1

19.10


Знать, как изменяется причастие

Уметь определять изменяемые признаки у причастия

Фронтальный опрос

§133, упр.60


29, 30

Склонение причастий. Правописание окончаний причастия

2

20.10


23.10


Знать правила склонения причастий

Уметь проверять правописание окончаний причастий путем постановки вопроса

Тестовое задание

§ 133, упр.59


31

Р.р. Типы речи. Описание

1

24.10


Знать типы речи, их отличительные признаки, особенности и виды описания

Уметь строить текст типа описания

миниатюра

Рр – стр.5, табл.


32

Понятие о причастном обороте

1

26.10


Знать, что такое причастный оборот

Уметь находить причастный оборот в предложении

Анализ предложений, составление схем

§ 135, упр.74


33, 34

Контрольный диктант за 1 четверть Обособление причастного оборота

2

27.10


7.11


Знать, что такое причастный оборот, правила его обособления

Уметь находить причастный оборот в предложении, обособлять его, если стоит после определяемого слова

Пунктуационный анализ предложений.

§ 135, упр.77


35

Р.р. Описание

1

9.11


Знать виды описаний

Уметь распознавать различные виды описаний в текстах


Составление схемы

Р.р. - § 2


36

Строение предложений с причастным оборотом. Употребление причастного оборота

1

10.11


Знать правила построения предложений с причастным оборотом

Уметь грамматически правильно строить предложения с причастным оборотом, видеть ошибки в построении предложений, исправлять их

Конструирование предложений

§ 135, упр. 78


37, 38

Правописание НЕ с причастиями

2

13.11


14.11


Знать правила выбора написания НЕ с различными частями речи

Уметь определять орфограмму, применять образец рассуждения

Орфографическая диктовка

§ 136, упр.102,103


39

Действительные и страдательные причастия

1

16.11


Знать значение действительных и страдательных причастий

Уметь различать действительные и страдательные причастия

Распределительный диктант

§ 134, 135, упр. 115


40

Контрольный диктант

1

17.11


Уметь записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм

диктант

Повторить § 134


41

Образование действительных причастий настоящего времени

1

20.11


Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, от чего зависит выбор суффиксов

Уметь определять способ образования причастия, выбирать гласную в суффиксе в зависимости от спряжения глагола

Орфографический диктант

§ 134, упр. 121


42

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

1

21.11


Знать, от чего зависит выбор суффиксов

Уметь выбирать гласную в суффиксе в зависимости от спряжения глагола

Тестовое задание

§ 134, упр.125


43, 44

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

2

23.11



24.11


Знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени, от чего зависит выбор суффикса

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, правильно писать суффикс, соотнося его со спряжением глагола

Словарно-орфографический диктант

§ 137, упр.132


45

Р.р. Описание общего вида местности

1

27.11


Знать построение текста - описания общего вида местности

Уметь анализировать текст-описание

Анализ текста, составление плана

Р.р. - § 2



(46)

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени

1

28.11


Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени, от чего зависит выбор гласной перед суффиксом –ВШ

Уметь образовывать причастия, правильно писать гласную перед суффиксом -ВШ

Тестовое задание

§ 136, упр.144


(47)

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

1

30.11


Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени, орфограммы, связанные с причастиями

Уметь образовывать причастия, писать страдательные причастия в соответствии с орфографическими нормами

Орфографическая диктовка

§ 137, упр.153



(48, 49)

Гласные перед Н/НН в причастиях

2

1.12


4.12


Знать, от чего зависит выбор гласной перед Н/НН в причастии

Уметь видеть орфограмму, писать гласную в соответствии с правилом

Комментированное письме

§ 136-138, упр.177, составление диктовки


(50)

О/Ё после шипящих в причастиях

1

5.12


Знать правило выбора гласной после шипящего в причастии

Уметь правильно писать слова различных частей речи с данной орфограммой

Орфографическая диктовка

§ 136, упр.152


(51)

Обобщение: образование и правописание причастий

1

7.12


Знать, как образуются действительные и страдательные причастия, как пишутся суффиксы причастий

Уметь образовывать причастия и использовать из в предложении, правильно писать суффиксы причастий

Конструирование предложений

Упр.165 или 166



(52, 53)

Краткие причастия. Правописание кратких причастий

2

8.12




11.12


Знать, какие причастия образуют краткие формы, их синтаксическую роль и морфологические признаки

Уметь отличать краткие причастия от кратких прилагательных, правильно писать Н в кратких причастиях

Орфографическая диктовка

§ 137, 138, упр. 177


(54)

Р.р. Описание общего вида местности. Понятие перспективы

1

12.12


Знать понятие перспективы, понимать ее роль при написании сочинения

Уметь анализировать текст-описание

Анализ текста

Р.р -§ 2


(55, 56)

Правописание Н/НН в полных причастиях

2

14.12




15.12


Знать правило выбора написания Н/НН в полных причастиях

Уметь различать полные причастия и прилагательные, а также причастия и омонимичные отглагольные прилагательные, правильно писать Н/НН в зависимости от части речи

Орфографическая диктовка, тест

§ 139, упр.190, карточка


(57, 58, 59)

Краткие формы причастий и прилагательных. Правописание Н/НН. Различение кратких форм прилагательных и причастий

3

18.12

19.12


21.12


Знать об образовании кратких форм и правописании Н/НН в кратких формах причастий и прилагательных

Уметь отличать краткие прилагательные от кратких причастий

Орфографическая диктовка

§ 139, упр. 191, карточка, составление диктовки


(60)

Морфологический разбор причастий

1

22.12


Знать морфологические признаки причастий

Уметь выполнять морфологический разбор причастий, определять их синтаксическую роль

Проверочная работа

Морфологический разбор причастий


(61)

Обобщение изученного о причастии

1

25.12


Знать морфологические признаки причастий, их синтаксическую роль, правила правописания причастий

Уметь строить предложения с причастиями и причастными оборотами, соотнося их вид и время с глаголом, правильно писать причастия, отличать их от прилагательных

Конструирование предложений с причастными оборотами

Упр.205


(62)

Повторение орфографии

1

26.12


Уметь применять известные орфографические правила, определять вид орфограммы в слове

Тест

Упр. 202


(63)

Р.р. Описание общего вида местности. Общий план

1

28.12


Знать понятие общего плана и перспективы

Уметь анализировать текст-описание общего вида местности

Анализ текста

Р.р. – упр.20


(64)

Повторение пунктуации

1

9.01


Уметь производить пунктуационный разбор предложений, применять пунктуационные правила

Пунктуационный разбор

Упр.204


Деепричастие

(65)

Понятие о деепричастии

1

11.01


Знать признаки деепричастия как особой глагольной формы

Уметь различать деепричастие и наречие

Работа с текстом

§ 141, упр.215


(66)

Употребление деепричастий

1

12.01


Знать правила употребления деепричастий

Уметь находить ошибки в предложениях с деепричастиями, исправлять их, строить предложения с деепричастиями

Конструирование предложений

§ 141, упр.218


(67, 68)

Признаки глагола и наречия у деепричастия

2

15.01



16.01


Знать, какие глагольные признаки имеет деепричастие

Уметь определять глагольные признаки деепричастия, отличать деепричастие от наречия

Работа с текстом

§ 142, упр.230, 231


(69)

Р.р. Описание общего вида местности.

1

18.01


Знать понятие общего плана и перспективы

Уметь анализировать текст-описание общего вида местности

Анализ текста

Р.р. – упр.20


(70)

Правописание НЕ с деепричастиями

1

19.01


Знать о раздельном написании НЕ с деепричастиями

Орфографическая диктовка

§ 142, упр. 233


(71, 72)

Деепричастный оборот

2

22.01


23.01


Знать, что такое деепричастный оборот, правило обособления оборота

Уметь находить деепричастный оборот в предложении, обособлять его

Конструирование предложений

§ 143, упр. 247


(73)

Образование деепричастий

1

25.01


Знать способы и средства образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия с учетом вида глагола

Проверочная работа

§ 144, упр. 253


(74)

Контрольный диктант

1

26.01


Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении.


Диктант с грамматическим заданием

Проверить:

Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении, выполнять морфологический, морфемный и словообразовательные разборы, синтаксический разбор.



3 (75)

Морфологический разбор деепричастий

1

29.01


Знать морфологические признаки деепричастия

Уметь выполнять разбор деепричастия, определять его синтаксическую роль

Самостоятельная работа

Упр. 257


(76)

Обобщение изученного о деепричастии

1

30.01


Знать морфологические признаки деепричастия, правила построение предложения с деепричастными оборотами

Уметь строить предложения с дееприч.оборотами, правильно писать деепричастия

тест

Упр.261


(77)

Повторение орфографии

1

1.02


Уметь применять известные орфографические правила, определять вид орфограммы в слове

Тест

Карточка


(78)

Повторение пунктуации

1

2.02


Уметь производить пунктуационный разбор предложений, применять пунктуационные правила

Пунктуационный разбор

Упр. 264



Служебные части речи

(79)

Переход одной части речи в другую. Способы различения омонимичных слов

1

5.02


Знать неморфемные способы образования

Уметь находить слова, образованные неморфемными способами словообразования, различать омонимы

Фронтальный опрос

§ 145, упр. 268


(80)

Служебные части речи

1

6.02


Знать признаки служебных частей речи

Уметь находить служебные части речи в предложении

Работа с текстом

§146, упр.291


Предлог

(81)

Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов

1

8.02


Знать роль предлога

Уметь находить предлоги, определять их роль в предложении

Самостоятельная работа

§146, упр.297


(82)

Значение и употребление предлогов

1

9.02


Знать основные группы предлогов по значению

Уметь определять роль предлогов, их значение, правильно употреблять их

Работа с предложениями, конструирование словосочетаний

§146, упр.301


(83)

Р.р.Анализ текста (упр.22)

1

12.02


Знать композицию текста, признаки стилей и типов речи

Уметь определять тему и идею текста, анализировать композицию и стилевые особенности

Анализ текста

Р.р. – упр.22


(84)

Разряды предлогов. Предлоги простые и составные, производные и непроизводные

1

13.02


Знать понятие простых и составных предлогов, производных и непроизводных

Уметь различать производные и непроизводные предлоги, правильно писать составные предлоги

Комментированное письмо

§146, упр. 219


(85)

Производные и непроизводные предлоги

1

15.02


Уметь различать производные предлоги и самостоятельные части речи

тест

§146, упр.313


(86)

Морфологический разбор предлога

1

16.02


Знать морфологические признаки предлога

Уметь производить морфологический разбор, определять роль предлога в предложении

Самостоятельная работа

§145-147


(87, 88)

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию общего вида местности. Написание сочинения

2

19.02

20.02


Уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой

Сочинение











(89)

Производные и непроизводные предлоги

1

22.02


Уметь различать производные предлоги и самостоятельные части речи

тест

§146, карточка


(90)

Конечная Е в производных предлогах

1

26.02


Знать о выборе конечной гласной в производных предлогов, образованных от существительных

Уметь различать предлоги и самостоятельные части речи

Комментированное письмо

§ 147, упр.305


(91, 92, 93)

Слитное – раздельное написание производных предлогов. Различение предлогов и самостоятельных частей речи

3

27.02

1.03


2.03


Знать правила правописания производных предлогов, образованных от существительных и наречий

Уметь писать производные предлоги

Орфографическая диктовка

§147, упр.305, 322, карточка


(94)

Р.р. Анализ творческих работ

1

5.03


Уметь редактировать свою работу

Редактирование

Выполнить работу над ошибками


(95)

Обобщение: правописание производных предлогов

1

6.03


Знать правила правописания производных предлогов

Уметь отличать предлоги от самостоятельных частей речи, писать производные предлоги

Проверочная работа

Карточка


(96)

Употребление предлогов. Обобщение изученного о предлоге

1

12.03


Уметь употреблять предлоги в соответствии с грамматическими нормами языка

тест

карточка


Союз

(97)

Союз как служебная часть речи

1

13.03


Знать морфологические признаки и роль союза

Уметь находить союз в предложении

Работа с текстом

§ 148, упр.334


(98)

Р.р. Описание действий. Описание трудовых процессов

1

15.03


Знать особенности текста - описания трудовых процессов, элементы его композиции

Уметь анализировать текст

Анализ текста

Р.р. - §4


(99)

Виды союзов по составу и значению. Сочинительные и подчинительные союзы

1

16.03


Знать сочинительные и подчинительные союзы, простые и составные союзы

Уметь определять разряд союза по значению и его роль в предложении

Анализ предложений, составление схем

§148, карточка










(100, 101)

Сочинительные союзы. Пунктуация при сочинительных союзах

2

19.03


20.03


Знать группы сочинительных союзов, правила постановки запятой при них

Уметь определять разряд союза, расставлять знаки препинания

Конструирование предложений

§149, упр.337, 344


(102, 103)

Подчинительные союзы. Пунктуация при подчинительных союзах

2

22.03

23.03


Знать группы подчинительных союзов по значению, правила постановки запятой перед ними

Анализ текста

§150, упр. 349, карточка


26 (104)

Р.р. Описание действий. Описание трудовых процессов

1

2.04


Знать особенности текста - описания трудовых процессов, элементы его композиции

Уметь анализировать текст

Анализ текста

Р.р. - §4


(105, 106)

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию трудовых процессов. Написание сочинения

2

3.04


5.04


Уметь строить связное высказывание на заданную тему, отбирая средства выразительности

Сочинение

Р.р. - §3


(107)

Морфологический разбор союзов

1

6.04


Уметь выполнять морфологический разбор союзов, определять их роль в предложении

Самостоятельная работа

Упр. 330, морфологический разбор союзов из записанных предложений


(108)

Правописание составных союзов

1

9.04


Знать правила написания составных и двойных союзов

Уметь писать союзы

Комментированное письмо предложений

§150, карточка


(109, 110)

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Различение союзов и местоимений с частицами

2

10.04


12.04


Знать приемы различения союзов и местоимений

Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать

Комментированное письмо

§150, упр.354, карточка



(111, 112)

Правописание союзов ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ПРИЧЕМ, ПРИТОМ

2

13.04


16.04


Знать приемы различения союзов и местоимений

Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать

Комментированное письмо

§150, упр.360


(113)

Закрепление: правописание союзов

1

17.04


Знать приемы различения союзов и местоимений

Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать

тест

Упр.355


(114)

Обобщение и повторение изученного по теме «Союз»

1

19.04


Знать приемы различения союзов и местоимений

Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать

Проверочная работа

карточка


(115)

Повторение орфографии

1

20.04


Уметь применять известные орфографические правила, определять вид орфограммы в слове

Тест

Упр.369, 371


(116)

Повторение пунктуации

1

23.04


Уметь производить пунктуационный разбор предложений, применять пунктуационные правила

Пунктуационный разбор

Упр.374


(117)

Р.р. Описание спортивных действий

1

24.04


Знать особенности построения текста-описания спортивных действий

Уметь отмечать особенности композиции

Анализ текста

Р.р.- §3, упр.40


Частица

(118)

Понятие о частице. Роль частиц

1

26.04


Знать морфологический признаки частиц

Уметь находить частицы, определять их роль в тексте

Анализ текста

§151, упр.382


(119)

Разряды частиц

1

27.04


Знать разряды частиц

Уметь находить частицы в тексте, определять их разряд и роль

Анализ текста

§151, упр.384


(120)

Контрольный диктант

1

3.05


Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении.


Диктант с грамматическим заданием

Проверить:

Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении, выполнять морфологический, морфемный и словообразовательные разборы, синтаксический разбор.



(121)

Р.р. Описание спортивных действий

1

4.05


Уметь строить текст на заданную тему

Сочинение-миниатюра

Р.р. – упр.43


(122, 123)

Формообразующие частицы

2

7.05


8.05


Знать роль формообразующих частиц

Уметь находить формообразующие частицы, определять, какие формы они образуют, образовывать формы различных частей речи с помощью частиц

Тест

§151, упр.332


(124)

Модальные частицы, значение модальных частиц

1

10.05


Знать, какую роль играют модальные частицы

Уметь находить модальные частицы, определять их роль в предложении

Анализ текста

§152, упр. 397


(125)

Дефисное и раздельное написание частиц

1

11.05


Знать, какие частицы пишутся через дефис

Комментированное письмо предложений

§152, упр. 399


(126)

Итоговый контрольный диктант.

1

14.05


Знать особенности построения рассказа на основе услышанного

Уметь анализировать стилистические особенности текста

Анализ текста

Р.р. – стр.49



(127, 128, 129)

Правописание частицы НЕ с различными частями речи

3

15.05

17.05


18.05


Знать, как пишется частица НЕ с различными частями речи

Уметь определять часть речи, применять алгоритм рассуждения

Комментированное письмо, тест

§152, упр. 448, 432, 343


(130, 131, 132)

Значения частицы НЕ и НИ. Различение частиц НЕ и НИ

3

21.05

22.05

24.05


Знать значения частиц НЕ и НИ и их роль

Уметь различать отрицательные частицы

Комментированное письмо, тест

§153, карточка,

упр. 430


(133)

Р.р. Рассказ на основе услышанного. Обрамление рассказа

1

25.05


Знать роль обрамления в рассказе

Уметь составлять обрамление к рассказу на основе услышанного

Анализ текста, составление обрамления

Р.р. – стр.43-45


(134, 135)

Различение частиц НЕ и НИ, приставок и союза НИ-НИ

2

28,29.05


Знать, чем может являться НЕ и НИ

Уметь различать союз, приставки и частицы

Комментированная запись предложений, тест

§ 152, 153, упр. 146, 148


(136, 137)

Р.р.Изложение с элементами сочинения

2



Уметь составлять обрамление к рассказу, излагать текст с соблюдением стилистических особенностей текста

Изложение с элементами сочинения

Р.р. – П.5











1



Знать, чем может являться НЕ и НИ

Уметь различать союз, приставки и частицы

Комментированная запись предложений, тест












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!