Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). – М.: Просвещение, 2014г.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016г.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень)
авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, 2012;
рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации;
соответствует Положению о рабочей программе МБОУ СОШ с. Лутна Клетнянского района;
соответствует учебному плану МБОУ СОШ с. Лутна.
При реализации данного учебного предмета используется системно-деятельностый и компетентностый подходы, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
В авторскую программу не внесены изменения.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе выделяется 170 часов в год, 5 часов в неделю, 34 учебные недели.
Цели и задачи курса
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире.
Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:
развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Приоритетные виды и формы контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирования. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля.
Текущий контроль проводится как в письменной, так и в устной форме.
Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме итоговых проверочных работ за год и носит комбинированный характер.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Русский язык».
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Речь и речевое общение.
Ученик научится соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Ученик получит возможность научиться выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию.
Речевая деятельность.
Аудирование.
Ученик научится:
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль учебно-научного, публицистического, художественного аудиотекстов;
передавать содержание учебно-научного, публицистического, художественного аудиотекстов в форме ученического изложения (подробного).
Чтение.
Ученик научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного), в форме плана (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
Говорение.
Ученик научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение);
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
Письмо.
Ученик научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические темы);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно) в форме ученического изложения, а также плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться писать рефераты; составлять аннотации.
Текст.
Ученик научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи с точки зрения смыслового содержания и структуры;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного);
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, реферат) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка.
Ученик научится:
создавать устные и письменные высказывания разных типов речи (тексты повествовательного характера, рассуждение, описание);
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться создавать бытовые рассказы, истории с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Общие сведения о языке.
Ученик научится оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика.
Ученик научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование.
Ученик научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология.
Ученик научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология.
Ученик научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис.
Ученик научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Ученик научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура.
Ученик научится:
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка.
Содержание учебного предмета, курса
Название раздела | Количество часов | Содержание |
Введение. | 4 часа+2 часа развития речи | «Язык и языкознание» Введение. «Язык и общение» Р/р Введение. Текст. |
Фонетика, графика, орфография. | 18ч. (17 часов + 1 час развития речи) | Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография» |
Морфемика, словообразование, орфография | 14ч. (9 часов + 5 часов развития речи) | Корень слова. Родственные слова. (§11) Окончание и основа слова. (§12) Приставки. (§13) Суффиксы. (§14) Р/р Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. С.51-52 Сложные слова. (§15) Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16) |
Лексикология. | (30 часов + 10 часов развития речи) | Лексическое значение слова. (§17) Р/р Устная и письменная речь. (§18) Р/р Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18) Толковые словари.(§19) Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. (§20) Однозначные и многозначные слова. (§21). Прямое и переносное значение слова. Р/р Понятие о лексической сочетаемости. (§22) Тематическая группа. (§23) Синонимы. (§24) Антонимы. (§25) Омонимы. Паронимы. (§26) Понятие о чередовании. (§27) Чередование букв Е//И в корнях. (§28) Чередование букв А//О в корнях.(§29) Суффиксы -чик-//-щик-. (§30) Буквы И//Ы после приставок на согласные. (§31) Особенности написания приставок на З//С. (§32) Фразеологизмы. (§33) Крылатые слова. (§34) Повторение по теме «Лексикология». (§35) |
Морфология. | 55 ч.(44 часа + 11 часов развития речи) | Части речи. (§36) Имя существительное. (§37) Род имён существительных Склонение имён существительных. Падеж. Число. (§39) Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных(§40) Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных(§41) Правописание НЕ с именами существительными. (§42) Имя прилагательное(§43) Правописание окончаний имён прилагательных. (§44) Краткие прилагательные. (§45) Правописание НЕ с именами прилагательными.(§46) Имя числительное как часть речи. (§47) Местоимение как часть речи. (§48) Глагол как часть речи. (§49) Инфинитив. (§50) Время глагола.(§51) С.56-57 Р/р Тип текста. Время в предложении и тексте. (§51) С.58-59 Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52) Правописание окончаний глаголов. (§53) Наречие как часть речи. (§54) Служебные части речи. (§55) Повторение материала по теме «Морфология». (§56) |
Синтаксис и пунктуация | 37 ч. (30 часов + 7 часов развития речи) | Что изучает синтаксис? (§57) Словосочетание. (§58) Предложение - основная единица речевого общения. (§59) Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Р/р Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения. (§62) Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. (§63) Второстепенные члены, их роль в предложении. (§64) Определение. (§65) Дополнение. (§66) Обстоятельство. (§67) Однородные члены предложения. (§68) Знаки препинания в предложениях с однородными членами. (§69) Обращение. (§70) Прямая речь. (§71) Сложное предложение. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73) |
Тематическое планирование
№ урока | Перечень разделов, тем отдельных уроков | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Введение. Язык и языкознание (4+2 р.р) |
1. | Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека. | 1 | | |
2. | Язык и языкознание. Язык – выразительное средство общения. | 1 | | |
3. | Язык и общение. Нормы русского литературного языка. | 1 | | |
4. | Язык и общение. Язык – универсальное средство общения. | 1 | | |
5. | Развитие речи. Текст. Понятие о тексте. | 1 | | |
6. | Развитие речи. Текст. Признаки текста | 1 | | |
Фонетика. Графика. Орфография (17+1 р.р.) |
7. | Буква и звук. Алфавит. Различие буквы и звука. | 1 | | |
8. | Буква и звук. Алфавит. Классификация звуков. Транскрипция. | 1 | | |
9. | Буква и звук. Алфавит. | 1 | | |
10. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение. | 1 | | |
11. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Орфограмма | 1 | | |
12. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Проверяемые согласные в корне. | 1 | | |
13. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. | 1 | | |
14. | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные. | 1 | | |
15. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. Классификация гласных звуков и букв. | 1 | | |
16. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. Элементы фонетического разбора. Буквы е, ё, ю, я | 1 | | |
17. | Слог и ударение. Ударные и безударные слоги. | 1 | | |
18. | Развитие речи. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | | |
19. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
20. | Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление. | 1 | | |
21. | Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного. | 1 | | |
22. | Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Закрепление. | 1 | | |
23. | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография». | 1 | | |
24. | Работа над ошибками | 1 | | |
Морфемика. Словообразование. Орфография (9+5р.р.) |
25. | Корень слова. Родственные слова | 1 | | |
26. | Окончание и основа слова. | 1 | | |
27. | Развитие речи. Подготовка к классному сочинению-рассуждению по данному началу | 1 | | |
28. | Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения по данному началу | 1 | | |
29. | Приставки. | 1 | | |
30. | Суффиксы. | 1 | | |
31. | Развитие речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | 1 | | |
32. | Сложные слова. | 1 | | |
33. | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного. | 1 | | |
34. | Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Закрепление. | 1 | | |
35. | Контрольный диктант по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 1 | | |
36. | Работа над ошибками | 1 | | |
37. | Развитие речи. Подготовка к изложению с продолжением (упр.40) | 1 | | |
38. | Развитие речи. Изложение с продолжением | 1 | | |
Лексикология (30+10 р.р.) |
39. | Лексическое значение слова. | 1 | | |
40. | Развитие речи. Устная и письменная речь. | 1 | | |
41. | Развитие речи. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
42. | Толковые словари. | 1 | | |
43. | Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой | 1 | | |
44. | Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Закрепление | 1 | | |
45. | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
46. | Развитие речи. Понятие о лексической сочетаемости. | 1 | | |
47. | Тематическая группа. | 1 | | |
48. | Синонимы. | 1 | | |
49. | Антонимы. | 1 | | |
50. | Омонимы. Паронимы. Различение омонимов и многозначных слов. | 1 | | |
51. | Омонимы. Паронимы. Их оформление в толковых словарях. | 1 | | |
52. | Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
53. | Контрольная работа по теме: «Лексикология». | 1 | | |
54. | Понятие о чередовании. | 1 | | |
55. | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | 1 | | |
56. | Буквы Е//И в корнях с чередованием. Закрепление. | 1 | | |
57. | Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-. | 1 | | |
58. | Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-. | 1 | | |
59. | Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного | 1 | | |
60. | Развитие речи. Подготовка к изложению с продолжением по фрагменту М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | | |
61. | Развитие речи. Изложение с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»). | 1 | | |
62. | Суффиксы -чик-//-щик-. | 1 | | |
63. | Суффиксы -чик-//-щик-. Закрепление. | 1 | | |
64. | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
65. | Развитие речи. Подготовка к обучающему сочинению «Как я первый раз...». | 1 | | |
66. | Развитие речи. Написание обучающего сочинения «Как я первый раз...». | 1 | | |
67. | Особенности написания приставок на З//С. | 1 | | |
68. | Особенности написания приставок на З//С | 1 | | |
69. | Особенности написания приставок на З//С. Закрепление | 1 | | |
70. | Понятие о фразеологизмах. | 1 | | |
71. | Фразеологизмы: их признаки. Синонимичные фразеологизмы. | 1 | | |
72. | Крылатые слова | 1 | | |
73. | Развитие речи. Подготовка к изложению прочитанного текста. | 1 | | |
74. | Развитие речи. Изложение по прочитанному тексту. | 1 | | |
75. | Обобщение изученного по теме: «Лексикология». | 1 | | |
76. | Повторение по теме: «Лексикология». | 1 | | |
77. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Лексикология». | 1 | | |
78. | Работа над ошибками. | 1 | | |
Морфология (44+11р.р.) |
79. | Части речи. | 1 | | |
80. | Имя существительное. | 1 | | |
81. | Род имён существительных | 1 | | |
82. | Развитие речи. Выборочное изложение | 1 | | |
83. | Склонение имён существительных. | 1 | | |
84. | Контрольная работа по аудированию. | 1 | | |
85. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | |
86. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Закрепление. | 1 | | |
87. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. | 1 | | |
88. | НЕ с именами существительными. Условия слитного написания. | 1 | | |
89. | НЕ с именами существительными. Условия раздельного написания. | 1 | | |
90. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология. Имя существительное». | 1 | | | |
91. | Работа над ошибками. | 1 | | |
92. | Имя прилагательное | 1 | | |
93. | Развитие речи. Повествование с элементами описания | 1 | | |
94. | Развитие речи. Изложение-повествование с элементами описания | 1 | | |
95. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
96. | Краткие прилагательные. | | | |
97. | НЕ с именами прилагательными. Условия слитного написания. | 1 | | |
98. | НЕ с именами прилагательными. Условия раздельного написания. | 1 | | |
99. | Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» | 1 | | |
100. | Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» | 1 | | |
101. | Имя числительное как часть речи | 1 | | |
102. | Имя числительное: морфологический разбор. | 1 | | |
103. | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
104. | Местоимение: морфологический разбор. | 1 | | |
105. | Контрольная работа по теме: «Местоимение». | 1 | | |
106. | Работа над ошибками. | 1 | | |
107. | Глагол как часть речи. | 1 | | |
108. | Понятие об инфинитиве | 1 | | |
109. | Инфинитив в составе сказуемого. | 1 | | |
110. | Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
111. | Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста. | 1 | | |
112. | Время глагола. | 1 | | |
113. | Развитие речи. Тип текста. Время в предложении и тексте | 1 | | |
114. | Развитие речи. Написание сочинения-описания предмета | 1 | | |
115. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Формы настоящего и будущего времени. | 1 | | |
116. | Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения. | 1 | | |
117. | Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
118. | Правописание окончаний глаголов. Закрепление | 1 | | |
119. | Правописание окончаний глаголов. Повторение и обобщение | 1 | | |
120. | Наречие как часть речи. | 1 | | |
121. | Наречие. О//Ё после шипящих в суффиксах наречий. | 1 | | |
122. | Наречие. Ь на конце наречий | 1 | | |
123. | Понятие о служебных частях речи. | 1 | | |
124. | Служебные части речи. Союзы. | 1 | | |
125. | Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов | 1 | | |
126. | Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по картине И.Я. Билибина «Гвидон и царица». | 1 | | |
127. | Развитие речи. Написание сочинения по картине И.Я. Билибина «Гвидон и царица». | 1 | | |
128. | Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы. | 1 | | |
129. | Повторение материала по теме: «Морфология». Морфологические разборы | 1 | | |
130. | Урок-обобщение по теме: «Морфология». | 1 | | |
131. | Урок - практикум по теме: «Морфология». | 1 | | |
132. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология». | 1 | | |
133. | Работа над ошибками. | 1 | | |
Синтаксис и пунктуация (30+7р.р.) |
134. | Что изучает синтаксис? | 1 | | |
135. | Словосочетание. | 1 | | |
136. | Предложение. | 1 | | |
137. | Понятие о главных и второстепенных членах предложения. | 1 | | |
138. | Главные и второстепенные члены предложения. Их способы выражения | 1 | | |
139. | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Интонация и смысловые особенности. | 1 | | |
140. | Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Структурные и смысловые особенности. | 1 | | |
141. | Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи | 1 | | |
142. | Развитие речи. Эмоции и их отражение в предложении. Эмоциональная окраска предложений. | 1 | | |
143. | Развитие речи. Эмоции и их отражение в предложении. Употребление восклицательного знака в конце предложения. | 1 | | |
144. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”. | 1 | | |
145. | Работа над ошибками. | 1 | | |
146. | Развитие речи. Как писать отзыв. | 1 | | |
147. | Понятие о грамматической основе предложения. | 1 | | |
148. | Способы выражения грамматической основы предложения. | 1 | | |
149. | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Закрепление. | 1 | | |
150. | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Обобщение. | 1 | | |
151. | Второстепенные члены предложения. | 1 | | |
152. | Определение. | 1 | | |
153. | Понятие о дополнении | 1 | | |
154. | Дополнение как второстепенный член предложения. | 1 | | |
155. | Понятие об обстоятельстве. | 1 | | |
156. | Обстоятельство как второстепенный член предложения. | 1 | | |
157. | Понятие об однородных членах предложения | 1 | | |
158. | Однородные члены предложения. Обозначение однородных членов предложения | 1 | | |
159. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | |
160. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление | 1 | | |
161. | Развитие речи. Вопросный план текста. | 1 | | |
162. | Понятие об обращении. | 1 | | |
163. | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | | |
164. | Прямая речь. | 1 | | |
165. | Развитие речи. План текста. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». | 1 | | |
166. | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода». | 1 | | |
167. | Сложное предложение. | 1 | | |
168. | Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация». | 1 | | |
169. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
170. | Работа над ошибками. Обобщение изученного в 5 классе | 1 | | |