СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 5 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 5 кл.»



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требования к планируемым результатам);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15;

  • авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, 2019.


Программа ориентирована на использование УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.


Цели изучения учебного предмета

Основными целями изучения русского языка в 5 классе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

• осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования;

• овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, некоторыми видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

• обогащение активного и потенциального словарного запаса;

• совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Филология».

Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:

• актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе;

• интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности;

• усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В основе концепции курса русского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятельности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого когнитивность является важнейшим компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обучения на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями, но непосредственно в процессе формирования коммуникативной компетенции учителя.

В курсе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развертывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.) и его интерпретация в зависимости от заданных условий речевого общения. Предусматривается также овладение приемами работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; умениями отбирать и систематизировать материал на заданную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

В обобщенном виде ориентация разработанного курса русского языка на коммуникативное развитие личности реализуется в направленности образовательного процесса на формирование и совершенствование умений понимать мысли других и способности выразить свои, умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию.

Содержание коммуникативной составляющей данного курса русского языка направлено на существенное продвижение в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Специфика курса состоит в пристальном внимании к процессу расширения словарного запаса ученика, формированию его потенциального словаря. Разнообразная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

Центральной единицей обучения русскому языку и одновременно результатом изучения данного учебного предмета является текст. На основе текста формируются рецептивные виды речевой деятельности (умения слушать, читать и адекватно понимать тексты разных стилей и жанров с использованием при этом различных способов аудирования и чтения), а также умения извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и скрытый смысл и т. д.

Каждое языковое явление представлено в единстве его формы, значения и употребления (функционирования).

Особое значение уделяется не только развитию умений употреблять изучаемый материал в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения, но и освоению норм современного русского литературного языка. В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит на фоне снижения общей культуры населения, расшатывания норм литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка в школе, что является методологической основой ФГОС.


Знакомство с русским языком в 5 классе начинается с введения. Затем обучающиеся изучают:

• фонетику, графику, орфографию;

• морфемику, словообразование, орфографию;

• лексикологию;

• морфологию (все части речи на уровне знакомства);

• синтаксис и пунктуацию.


Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объеме 175 часов (5 часов в неделю), по рабочему учебному плану МОУ «Заречненская школа» - 140 часов (4 часа в неделю); из них отводится:

- на контрольные работы (диктанты, словарные диктанты, контрольные работы, сочинения, изложения) – 12 часов;

- на уроки развития речи – 16 часов.

При составлении календарно-тематического планирования учтены даты выходных и праздничных дней, поэтому итоговое количество часов – 134; программа будет выполнена путём интенсификации и объединения учебного материала, практическая часть выполняется полностью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения учебному предмету «Русский язык» в 5 классе

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

• умение слушать и слышать друг друга;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;

• представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме;

• умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

• определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;

• осуществление обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

• использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

• речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности.

Регулятивные УУД:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

Система учета и контроля планируемых результатов

Развитие
речи

1

2

3

4

5

6

Введение. Язык и языкознание. Язык
и общение

5

Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста, микротема текста, ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Лингвистика как наука
о языке. Основные разделы лингвистики.

Осознают роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получают представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности, об особенностях устной и письменной речи. Овладевают приемами ознакомительного
и изучающего чтения. Овладевают понятием «текст», определяют основные признаки текста. Анализируют
и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Определяют темы, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливают принадлежность текста к определенному типу текста. Делят текст на смысловые части (микротемы), осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. С опорой на план передают содержание текста в устной форме, создают устное монологическое высказывание, обосновывая свое мнение; в соответствии
с коммуникативной задачей создают текст в письменной форме (мини-сочинение).



Устный ответ на вопрос «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?».

Мини-сочинение по теме «Зачем я изучаю русский язык».

Устный рассказ.

Устное высказывание своего отношения к прочитанному тексту





Фонетика, графика, орфография

10

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог.
Ударение. Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и

ударения.

Орфоэпический словарь.

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости.

Овладевают основными понятиями фонетики.

Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный
состав слова. Используют знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках. Распознают гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости звуки. Классифицируют и группируют звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова (устно и с помощью элементов транскрипции), звуки в речевом потоке, слова с точки зрения их деления на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводят фонетический анализ слова. Получают представление об орфограмме. Создают устные высказывания учебно-научного стиля. На практическом уровне овладевают основными нормами литературного произношения и ударения.

Контрольный словарный диктант «Правописание безударных гласных»Контрольный диктант по теме «Фонетика, графика, орфография».


Небольшой рассказ с использованием определенных слов.

Устное монологическое высказывание.

Работа с текстами упражнений.

Устное описание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»





Способы обозначения
[j’]. Прописные и строчные буквы.

Орфография как система правил правописания.
Понятие орфограммы.

Правописание гласных
и согласных в составе
морфем. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.

Выразительно читают прозаические и поэтические тексты. Применяют в практике письма разные способы проверки безударных гласных в корне слова. Используют орфографический словарь. Выполняют задания тестового характера. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли. Создают текст в устной форме по заданному началу. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения





Морфемика, словообразование, орфография

12

Морфемика и словообразование как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова.

Чередование гласных
и согласных в корнях слов.

Варианты морфем.

Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка как словообразующая морфема. Суффикс как словообразующая морфема. Сложные слова. Морфемный словарь

Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования. Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; понимают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав, оценивают основные выразительные средства морфемики, наблюдают за использованием выразительных средств морфемики в речи.

Используют морфемный словарь. Применяют знания
и умения по морфемике в практике правописания,
а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получают представление о словах, имеющих несколько приставок. На конкретных примерах получают представление об историческом характере морфемной структуры русского слова. Анализируют текст с точки зрения его содержания, определяют функционально-смысловой тип текста. Создают устные высказывания-рассуждения учебно-научного и публицистического стиля.

Контрольная работа

(диктант) по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Самостоятельная работа

Работа с текстами упражнений



Лексикология

27

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое и грамматическое значение слова.

Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Разговорная, книжная
и нейтральная лексика.

Толковые словари русского языка.

Овладевают основными понятиями лексикологии.

Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей чувств, эмоций; необходимость расширять свой лексикон; отличие слова от других единиц языка; основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Понимают общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объясняют лексическое значение слов различными способами. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Овладевают сведениями о разговорной, книжной и нейтральной лексике. Анализируют языковой материал, определяют принадлежность слов к разговорной, нейтральной и книжной лексике. Классифицируют слова по их стилистической окраске.

Контрольный словарный диктант по теме «Чередование гласных в корнях».

Контрольное сочинение-рассуждение «Что такое счастье?».

Письменное продолжение рассказа.

Устное продолжение сказки.

Сочинение-
миниатюра «Что такое счастье?»






Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное
значение слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Метафора; олицетворение;

эпитет. Понятие о лексической
сочетаемости.

Тематические группы слов.

Синонимы. Словари синонимов русского языка. Антонимы. Словари антонимов русского языка.

Омонимы. Паронимы.

Понятие о чередовании.

Фразеологизмы.

Крылатые слова

Получают представление о структуре словарной статьи в толковом словаре. Используют толковые словари
при выполнении упражнений. Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Употребляют слова в переносном значении в речи при создании устных и письменных высказываний.

Овладевают сведениями о лексической сочетаемости.
Редактируют текст (находят и исправляют нарушения лексической сочетаемости слов). Овладевают сведениями о тематических связях слов. Опознают, находят основания для распределения (классификации) слов по тематическим группам. Группируют слова по тематическим группам. Создают устные высказывания на заданную тему. Описывают в устной или письменной форме внешность и характер героя прочитанного текста
(используя синонимы, антонимы, омонимы). Создают монологическое высказывание (рассказ), используя слова заданной тематической группы. Выступают с небольшими сообщением на заданную тему.

Создают тексты по данному началу в письменной форме (продолжение рассказа, сказки). Сочиняют сказку. Пишут сочинения по заданной в тексте проблеме; сжатое и подробное изложение, изложение с элементами сочинения. Передают информацию, представленную в схемах, в виде связного текста; осуществляют поиск информации в соответствии с учебной задачей; создают схемы по образцу. Развивают умения изучающего чтения. На основе прочитанного текста получают представление об инструкции как речевом жанре, выявляют его языковые особенности. Овладевают практическими умениями поискового/просмотрового чтения.

Самостоятельная работа.

Тесты.

Изложение.

Контрольная работа (диктант)по теме «Лексико-логия»




Морфология

49

Морфология как раздел лингвистики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Принципы классификации частей речи.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного. Род. Склонение. Падеж. Число.

Овладевают основными понятиями морфологии. Осознают (понимают) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознают самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Группируют слова разных частей речи по заданным признакам, находят основания для классификации. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознают существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевают сведениями о существительных общего рода и опознают их в разном контекстном окружении; об именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Группируют имена существительные по заданным признакам. Выполняют морфологический разбор имён существительных.

Контрольный словарный диктант. Контрольное изложение.

Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи». Контрольная работа по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи».

Изложение
с элементами сочинения.

Работа с текстами упражнений.

Письменный пересказ фрагмента текста.

Сочинение
по картине
Ф. Васильева «Мокрый луг».

Сочинение
по иллюстрации И. Билибина «Гвидон и царица».





Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.

Краткие прилагательные.

Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного.

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения.

Глагол как часть речи

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение.

Создают монологические высказывания на лингвистические темы. Наблюдают за употреблением прилагательных в художественных текстах, получают представление об эпитете, употребляют эпитеты в речи. Совершенствуют навыки изучающего и поискового/ просмотрового чтения. Анализируют содержание и языковое оформление текста. Подробно пересказывают текст в устной и письменной форме. Прогнозируют содержание текста по его названию, ключевым словам, по заданному началу и т. п., создают собственный текст по заданному началу и окончанию. Анализируют орфографический материал, сопоставляют написания слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы. Осваивают содержание орфографических правил (правописание окончаний имён прилагательных; кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с именами прилагательными) и алгоритмы их использования. Применяют изученные орфографические правила в практике письма.

Собирают материал к сочинению по картине Ф. Васильева «Мокрый луг», анализируют информацию, представленную в параграфе. Пишут сочинение по картине. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имён числительных разных разрядов. Отличают имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Выполняют морфологический разбор числительного. Читают текст, анализируют его содержание и языковое оформление. Правильно употребляют имена числительные в устной и письменной речи. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль личных местоимений. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определяют его синтаксическую функцию.

Контрольный словарный диктант. Контрольный диктант.






Наречие как часть речи

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия.

Служебные части речи

Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию. Опознают наречия. Применяют на письме правила правописания о(е) после шипящих в суффиксах наречий, ь после шипящих на конце наречий. Определяют тему текста, придумывают продолжение рассказа. Составляют устный рассказ в соответствии с коммуникативной задачей, используя наречия. Различают предлоги и союзы. Правильно употребляют предлоги в составе словосочетания, союзы в составе предложения. Анализируют предложения, классифицируют их в зависимости от того, что соединяют союзы
(однородные члены предложения или части сложного предложения). Находят и исправляют ошибки в употреблении предлогов и союзов. Создают устные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.





Синтаксис

32

Синтаксис как раздел грамматики.

Что такое синтаксис.

Словосочетание.

Виды связи в словосочетании.

Предложение – основная единица речевого общения.

Главные и второстепенные члены. Виды предложений
по цели высказывания.

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Что такое грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Второстепенные члены, их роль в предложении.

Определение. Дополнение.

Обстоятельство.

Однородные члены предложения. Обращение.

Прямая речь. Сложное предложение

Овладевают основными понятиями синтаксиса.

Анализируют языковой материал, различают словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободные словосочетания и фразеологизмы. Анализируют, сопоставляют словосочетания и слова с предлогами. Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании. Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находят нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, группируют и моделируют их по заданным признакам. Выявляют основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Определяют способы выражения грамматической основы. Анализируют языковой материал, делают выводы об употреблении тире между главными членами предложения. Применяют на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Овладевают сведениями о распространённых и нераспространённых предложениях. Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Устанавливают и графически обозначают смысловые и грамматические связи второстепенных членов предложения. Распространяют предложения второстепенными членами. Находят определения, дополнения, обстоятельства в предложениях и выделяют их графически. Восстанавливают деформированный текст. Создают устные и письменные монологические высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, используя распространённые и нераспространённые предложения. Моделируют предложения с прямой речью и используют их в письменных высказываниях. Преобразуют сложные предложения в предложения с прямой речью. Правильно ставят знаки препинания в предложениях с прямой речью.Опознают сложные предложения, правильно ставят знаки препинания в них. Анализируют предложения, классифицируют их по структуре (простые, сложные). Выполняют синтаксический разбор сложного предложения.


Контрольное сочинение. Контрольное изложение. Контрольный диктант.

Сочинение-описание

«Мое любимое животное».

Выполнение заданий упражнений.

Сочинение
небольшой сказки по рисунку.

Сочинение
по картине «Поле Куликово» Ю. Ракши.

Сочинение сказки по заданному началу. Сочинение-отзыв. Сочинение – рассказ на основе картины.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование раздела, темы

Кол.

часов

Из них

Контрольные работы.

Контр. дикт.

Контр. слов.дикт.

Контр.соч.

Контр. изл.

р.р.

1

Введение. Язык и языкознание. Язык и общение.

5






1

2

Фонетика. Графика. Орфография.

10


1





3

Морфемика. Словообразование. Орфография.

12






1

4

Лексикология.

27

1


1

1

1

3

5

Морфология.

49

1

2

1



7

6

Синтаксис.

32


1


1

1

4

7

Резервные часы

5


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Языкознание как наука о языке.



2

Речь устная и письменная.




3-4

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности. Основные особенности ознакомительного и изучающего чтения.



5

Развитие речи №1. Текст. Понятие текста, основные признаки. Тема, основная мысль текста. Функционально-смысловые типы речи.



6

Фонетика и графика как разделы лингвистики.



7

Состав русского алфавита, названия букв. Прописные и строчные буквы. Употребление прописной и строчной буквы.

Звук как единица языка.

Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.




8

Система согласных звуков. Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова.



9

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Мягкие и твердые согласные. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Правописание Ь.




10

Система гласных звуков. Гласные звуки и обозначающие их буквы.




11

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Слог и ударение.

Орфоэпический словарь.

Нормативное произношение слов. Устный рассказ по картине

Б. М. Кустодиева «Масленица».



12

Правописание безударных гласных в корне слова.




13

Фонетический разбор слова.

Основные выразительные средства фонетики.




14

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».




15

Контрольный диктант №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».




16

Морфемика и словообразование как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.



17

Словообразующие и формообразующие морфемы.




18

Корень слова. Родственные слова. Однокоренные слова.



19

Чередование гласных и согласных в корнях слов.




20

Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.



21

Развитие речи №2. Сочинение-рассуждение по данному началу.




22

Приставка как словообразующая морфема.




23

Правописание приставок. Правописание Ъ.




24

Суффикс как словообразующая морфема.




25

Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.



26

Сложные слова. Возможность исторических изменений в структуре слова. Морфемный словарь.



27

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».




28

Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое и грамматическое значение слова. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.



29

Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.




30

Толковые словари русского языка.




31

Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.




32

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слов как основа тропов (метафора, олицетворение, эпитет).



33

Понятие о лексической сочетаемости. Тематические группы слов.





34

Синонимы.

Словари синонимов русского языка.



35

Развитие речи №3.

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.



36

Антонимы.

Словари антонимов русского языка.




37

Омонимы.




38

Паронимы.




39

Контрольное изложение №1




40

Понятие о чередовании.



41

Чередование букв Е/И в корнях.




42

Чередование букв А/О в корнях.




43

Правописание корней с чередованием гласных.



44

Контрольный словарный диктант №1 «Чередование гласных в корнях».



45

Развитие речи №4.

Подробное изложение с элементами сочинения.



46

Правописание суффиксов -чик- и -щик-.




47

Правописание букв И//Ы после приставок на согласные.




48

Правописание приставок на З/С



49

Развитие речи №5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.




50

Контрольное сочинение-рассуждение №1 «Что такое счастье?»




51

Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы.





52

Крылатые слова.




53

Лексический разбор слова.

Повторение по теме «Лексикология».




54

Контрольная работа №1 по теме «Лексикология».




55

Морфология как раздел лингвистики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов.




56

Принципы классификации частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи.



57

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного



58

Контрольный диктант №2.



59

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.




60

Род имён существительных.




61

Развитие речи №6.

Выборочное изложение.




62

Склонение имен существительных.



63

Падеж и число имен существительных.




64

Морфологический разбор имени существительного.



65

Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных.




66

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.




67

Правописание О и Ё после шипящих и Ц.



68

НЕ с именами существительными.



69

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного.



70

Правописание окончаний имён прилагательных.




71

Краткие прилагательные.




72

НЕ с именами прилагательными.




73

Развитие речи №7.

Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг».



74

Морфологический разбор имени прилагательного.




75

Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное как часть речи».



76-77

Имя числительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного.



78

Морфологический разбор имени числительного.




79

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения.



80

Морфологический разбор местоимения.




81

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола.



82

Развитие речи №8.

Сочинение по заданному началу.




83

Инфинитив.




84

Время глагола.




85

Защита проекта на тему «Так на Руси одевались в старину».



86

Изменение глаголов по лицам и числам.




87

Спряжение.



88

Морфологический разбор глагола.




89-90

Правописание окончаний глаголов.




91-92

Развитие речи №9,10.

Сочинение по рисункам.




93

Самостоятельная работа по теме «Глагол как часть речи».




94

Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия.



95

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах наречий.




96

Ь после шипящих на конце наречий.




97

Развитие речи №11.

Сочинение по заданному тексту.

Создание устного рассказа в соответствии с коммуникативной задачей



98

Служебные части речи.




99

Контрольный словарный диктант №2



100

Развитие речи №12.

Сочинение по иллюстрации И. Билибина «Гвидон и царица».



101

Повторение по теме «Морфология».




102

Контрольная работа №2 по теме «Морфология».




103

Анализ контрольной работы.



104

Синтаксис как раздел грамматики.




105

Словосочетание.

Виды связи в словосочетании. Разбор словосочетания.



106

Развитие речи №13.

Сочинение сказки по рисунку.



107

Предложение – основная единица речевого общения.




108

Главные и второстепенные члены предложения.




109

Виды предложений по цели высказывания.




110

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

Правила ведения телефонного разговора.



111

Развитие речи №14.

Сочинение сказки по заданному началу.



112

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.




113

Что такое грамматическая основа предложения.




114

Контрольное сочинение №2. Описание природы родного края.




115

Подлежащее. Средства его выражения.




116

Сказуемое. Средства его выражения




117

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.




118

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении.




119

Определение.




120

Дополнение.




121

Обстоятельство.




122

Защита проекта на тему «Один день на Красной площади».



123

Контрольное изложение №2.




124

Однородные члены предложения.

Анализ изложений.



125

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.




126

Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом
при однородных членах




127

Обращение.




128-129

Развитие речи №15.

Изложение с элементами сочинения.




130

Прямая речь.




131

Сложное предложение.




132

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Выполнение тестовых заданий



133

Итоговый контрольный диктант №4.



134

Анализ контрольного диктанта



135

Развитие речи №16.

Сочинение по картине З. Серебряковой «За завтраком».




136-140

Резервные уроки




































 Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2020)

Для учителя:

  1. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2020. — 159 с. (Академический школьный учебник).

  2. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М. ВАКО, 2020. – 96 с. – (Рабочие программы).

  3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2019. — 4-е изд.

  4. Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. — М.: Просвещение, 2019.

  5. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик.






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!